Ю.Н. Столяров о библиотечной профессии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 19:59, контрольная работа

Краткое описание

Библиотековедение достаточно богато литературой по профессиональной ориентации и мотивации, статьями и книгами о судьбах выдающихся библиотекарей, публикациями результатов социологических исследований состояния подготовки и повышения квалификации библиотечных кадров и т.д. Эта литература в основном адресована квалифицированным библиотекарям, то есть людям, изначально сделавшим библиотекарский труд своей жизненной установкой.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….. стр. 3
«Библиотекарь, он же учитель». О взаимосвязи библиотечной и педагогической профессии ………………………………………………………
стр. 4
Заключение ………………………………………………………………………. стр. 3
Список использованной литературы …………………………………………… стр. 3

Вложенные файлы: 1 файл

Ю.Н.Столяров о библиотечной профессии.docx

— 32.88 Кб (Скачать файл)

Библиотекарь Пулковской обсерватории Василий Яковлевич  Струве (1793-1864), астроном и геодезист, в 1813 г. стал экстраординарным профессором Дерптского университета, в 1818-1820 гг. возглавлял кафедру астрономии. За классические труды в области практической астрономии, астрометрии, геодезии, двойным звездам и т.д. в 1832 г. был избран действительным членом Петербургской академии наук.

Академик Филипп Васильевич Овсянников (1827-1906) – библиотекарь Физиологической  обсерватории, с 1858 по 1862 год заведовал кафедрой физиологии Казанского университета, в 1864-1886 гг. – кафедрой анатомии и физиологии, а затем и вплоть до 1902 года был заведующим анатомическим и анатомогистологическим кабинетом Петербургского университета. Он известен как один из основных положников нейрогистологии и нейрофизиологии.

В течение 12 лет библиотекарем  Казанского университета был великий  математик, создатель неевклидовой геометрии профессор Николай  Иванович Лобачевский (1792-1856). Он имел обыкновение  ставить свою библиотекарскую должность  выше ректорской, подписывал документы  выражением»библиотекарь и ректор Казанского университета Н.И. Лобачевский». В библиотеке он ввел множество новшеств, внимательно изучаемых и современными библиотековедами.

В начале XX века в подавляющем большинстве (84,2 %) народных библиотек работали учителя, тогда как доля представителей других профессий была на порядок ниже: писари – 3,8 %, священнослужители – 3,1 %. «Чистыми» библиотекарями было всего 1,4 % персонала. Они имели практическую и самообразовательную подготовку.

Долгое время библиотекарей  в России никто не готовил, они  доходили до всего своим умом.

Когда началась профессиональная подготовка библиотекарей (1913, Московский Народный университет им. А.Л. Шанявского), учителя составили 8,7 % общего контингента  слушателей.

      

Разделение профессии  библиотекаря и учителя

 

Исторически во всем мире сложилось  так, что потребность в специальной  подготовке преподавательских кадров была осознана гораздо раньше, чем  необходимость профессиональной подготовки библиотекарей (последняя сомнений долгое время не вызывала). В нашей  стране учителей начали готовить почти  на сто лет раньше, чем библиотекарей. Учителя за это время прочно забыли, откуда они родом, и постепенно стали  воспринимать библиотекарские обязанности  сначала как побочные, а потом и как вовсе не имеющие отношения к своей основной работе. Они воспринимают их как возможность приработка, соответственно так к ней во многих случаях и относятся.

Такому отношению весьма способствует и позиция Минобрнауки  России. Это происходит, в частности, от плохого знания своей предыстории. Проходит мимо поля зрения наших лиц, принимающих решения, и лучший западный опыт, где подготовка библиотекарей-педагогов либо педагогов-библиотекарей – дело привычное, если не сказать, заурядное.

Пора бы нам вернуться  к старой доброй традиции: говоря об учителе, иметь в виду, что он нуждается  и в библиотекарской квалификации.

Было бы понимание этого  вопроса, прежде всего, на самом верху  – в Государственной Думе, в  Министерстве образования и науки  Российской Федерации, - а организационно, методически и всяко иначе  библиотековеды к его решению  давно готовы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. http://vmo.rgub.ru/navigator/recommended/lib_choice.php Библиотекарь: Выбор профессии. Мастер-класс проф. Ю.Н. Столярова. – М.: Либерея-Бибинформ, 2010. – 176 с.;
  2. Столяров Ю.Н. Библиотекарь, он же учитель // Школьная библиотека № 1 – январь 2008 - С. 40-43.

Информация о работе Ю.Н. Столяров о библиотечной профессии