Этническая история эвенков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 17:16, курсовая работа

Краткое описание

Эвенки – один из древнейших народов в мире. Сегодня установлено, что их культура уходит корнями в эпоху неолита и насчитывает в своей истории не менее пяти тысяч лет. Раньше эвенков называли тунгусами, но им это имя было чуждо. Данные переписи населения 1926 года свидетельствовали, что представители этого народа с гордостью говорили о себе: «Я – эвенк», что означало: «Я – человек», тем самым подтверждая свой независимый и свободолюбивый характер.

Содержание

Введение 3
Этническая ситуация в Забайкалье 4
Эвенки Забайкалья: история и современность 7
Эвенки: культура и традиции 17
Эвенки севера Забайкалья 29
Заключение 32
Список использованных источников 33

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая эвенки.doc

— 158.00 Кб (Скачать файл)

      Левой рукой только придерживали левую  ручку. Чтобы убрать остатки жира при разминании посыпали кожу кусочками  трухи, а в некоторых местах протирали  смолой. Для изготовления ровдуги  со шкуры снималась шерсть. Для этого смачивали мех водой с крошками трухи и складывали, оставляя преть в течении нескольких дней, затем соскабливали мех скребком «шидывун» и «нючивун» (металлической пластинкой с заостренным краем, вставленной в две деревянные ручки). После соскабливания шерсти шкуру растягивали на раму сушиться. Раскраивали шкуру и ровдугу ножом на доске без выкроек. При шитье мехового орнамента к вещи пришивали сначала полосу или мелкие кусочки, затем отрезали лишние части. Сшивали сухожильными нитками. Для этого хозяйка имела в запасе пучки развитых, высушенных сухожилий, снятых с ног или со спины оленя или лося. Перед шитьем заготавливали нитки, ладонью правой руки на колене закручивая по два тонких волокна сухожилия, левой рукой придерживая концы. Нитки были недлинными, до 50 см. Сшивали шкуру через край. В обуви и одежде, чтоб не проникала влага, под швы подкладывали волоски подшейной шерсти оленя. Орнаментальный шов «волоски» - подшейный волос, наложенный на ровдугу и прошитый через край, напоминал ряд белого бисера, не менял цвета и был очень прочным. Для украшения делали несколько рядов такого шва, а промежутки закрашивали черной (из сажи с жиром), бурой (из сурика или охры, заваренной в кипятке, смешанной с пеплом и смолой), и коричневой (из отвара ольховой коры, смешанной с золой из можжевельника) краской. Умели эвенки обрабатывать и рыбью кожу. Использовали ее для изготовления мелких сумочек. Кожу не выпотрошенной рыбы, очистив от чешуи, снимали, растягивали палочками, и, заткнув за жердь чума, сушили 1-2 дня. Затем смазывали рыбьей печенью, размятой в теплой воде и тщательно разминали.

      Также широко распространен был рыбий  клей. Клей делали из кожи. Очистив ее, сушили 3-4 дня, очищали от жира, затем  разрезали на тонкие полоски, свертывали в комок и клали в котелок с теплой водой. Кожа размокала и превращалась в слизь. Ее вынимали, отжимали воду, отделяли остатки жира. Затем вновь складывали в котелок и залив водой, кипятили до тех пор, пока вся вода не выкипала. Этот клей замораживали и перед употреблением разогревали без воды. Камысы, склеенные таким клеем, от сырости никогда не расклеивались.

        Отношение эвенков к природе и окружающему миру нашло свое отражение во множестве запретов, поверий и обрядов, пронизывающих все стороны хозяйственной жизни. В большинстве обрядов главную роль играл шаман как посредник между миром духов и людей. Религией эвенков был шаманизм, развившийся из первобытной веры в духов, почитания природы и тотема животных, а также культа предков и магии.

      Традиционной  религией эвенков, так же как и бурят является шаманизм. Слово «шаман» имеет эвенкийское происхождение. Главное и характерное в шаманизме – обожествление сил природы и умерших предков, вера в то, что в мире существует множество богов и духов и с помощью шаманов можно влиять на них для обеспечения счастья, здоровья, благополучия и здоровья, отвращения беды.

      Шаманизм  в Забайкалье восходит к первобытнообщинному  строю, когда охота, рыболовство  и собирательство были основными  средствами добывания пищи. В последующие  периоды шаманизм развивается, усложняется, становится особой системой религиозных представлений и обрядов, охватывает все сферы жизни, оказывает влияние на формирование культуры и образа жизни людей.

      В общей картине шаманизма народов  Центральной Азии и Сибири бурятский и эвенкийский шаманизм отличается высоко развитым политеизмом (многобожьем) и сложностью обрядового комплекса. Как любое общественное явление он имеет свою структуру и выполняет целый ряд социальных функций.

      Сущность  шаманистского мировоззрения заключается в следующих положениях:

      1) мир, в том числе человек,  создан высшими существами или  же по их велению; 

      2) вселенная делится на три мира - небесный, земной и подземный,  каждый из них наполнен определенными  божествами и духами;

      3) каждая местность, гора, озеро,  река, лес, имеют своего духа - хозяина, а животное и человек  - душу. Душа человека после его  смерти становится духом; 

      4) в мире множество богов и  духов с конкретными назначениями  и функциями, они определяют  ход жизни - рождение, болезни, смерть, удачу, беды, войны, урожай и т.д. Во главе всех богов стоит Вечное Синее Небо, которое все видит, все знает;

      5) человек может воздействовать  на богов и духов путем жертвоприношений, молитв, соблюдения определенных  правил, вызывать милость или гнев, симпатию или неприязнь;

      6) шаманы - посредники между сверхъестественными  существами и людьми, они обладают  особыми качествами и правами,  дарованными свыше. Содержание  и формы шаманистских обрядовых  действий были весьма разнообразны  и имели определенный порядок. Коллективные обрядовые действа назывались тайлаган и сасли. Составная часть шаманистской культовой системы - священные места, где устраиваются молебствия. В отличие от христиан или буддистов шаманисты не имеют специальных храмов для отправления служб и их проводят на открытом воздухе, у подножия или на вершине горы, на берегу реки или озера, у родника, скалы или дерева, на месте шаманского погребения, у коновязи. Индивидуально-семейные обряды устраиваются как на природе, так и в помещении - юрте, доме, на улице, и в ограде. Места жертвоприношений относились к числу святынь.

      Итак, адаптация к природно-экологическим  условиям предполагает, помимо биологического приспособления, выработку наиболее адекватной модели жизнеобеспечения. У эвенков такая модель наиболее полного удовлетворения всех потребностей общества отрабатывалась в течении жизни многих поколений и приняла следующие формы.

      1. Кочевой образ жизни, подчиненный природным циклам и проходящий по отработанным маршрутам через районы постоянных поселений и связанные с ними охотничьи, рыболовные и пастбищные угодья.

      2. Комбинированное охотничье-рыболовно-оленеводческое  хозяйствование как многолетний  непрерывный процесс хозяйственного  освоения угодий.

      3. Смена кочевого и оседлого  периода жизнедеятельности как способ сезонно-сменного освоения угодий, во время которого менялась доминанта добывающих отраслей хозяйства на тот или иной источник природных продуктов.

      4. Закрепление в религиозно-этической  практике изъятия из природных  запасников ровно такого количества ресурсов, которое не подрывало бы воспроизводящих основ природы.

      ХХ  век нанес серьезный урон образу жизни и традиционной культуре эвенков Забайкалья. Это непосредственно сказалось на их численности. Однако традиционная культура эвенков оказала существенное влияние на складывание культуры и мировоззрения забайкальцев, и до сих представляет собой богатейший потенциал с многотысячелетней историей, который необходимо сохранять и тщательно изучать.

Эвенки  севера Забайкалья

      Канарские, тунгиро-олекминские, тунгокоченские эвенки, населяющие в настоящее время три северных района Забайкальского, представляют собой самобытные, с исторической, культурной, этнической и других точек зрения, локальные группы. За XX - начало XXI вв. они прошли несколько основных этапов трансформаций, кардинально изменивших вектор их этнодемографического развития, традиционные (для начала XX в.) хозяйственный уклад и культурный облик.

      Этническая  история этих групп связана с  миграциями эвенков с Юга Забайкалья на современную территорию их расселения в ХIII-ХIХ вв. Вплоть до XX в. развитие эвенкийских родов, освоивших север Забайкалья, в силу исторических и географических факторов, проходило в условиях ограниченных контактов с соседствующими народами, что способствовало сохранению оленеводческо-промыслового хозяйства, кочевого образа жизни и устойчивого этнического самосознания северных групп забайкальских эвенков, в отличие, например, от эвенков Южного Забайкалья.

      Существенное  воздействие на расселение, хозяйственный уклад и культуру каларских, тунгиро-олекминских и тунгокоченских эвенков оказали преобразования советского периода.

      Социально-демографическое, экономическое и культурное развитие эвенков севера современного Забайкальского края в XX в. проходило под лозунгами национального, колхозного и культурного строительства в 1920-50-х гг. и под лозунгом интернационализации хозяйства и культуры, пропаганды советских ценностей и интеграции эвенков в доминирующую культуру в период «развитого социализма».

      Несмотря  на то, что на первых этапах советизации, в связи с труднодоступностью и удаленностью районов расселения кочевого эвенкийского населения севера Забайкалья от административного центра, процессы коллективизации и культурного строительства протекали здесь достаточно медленно, к концу советского периода эвенки Читинского Севера были практически полностью переведены на оседлость и расселены в поселках, их хозяйство трансформировано в рамках общенациональной плановой совхозной экономики, а культура «отредактирована» по советскому образцу в ходе культурно-массовой работы с населением.

      Не  менее сложными и неоднозначными для эвенков севера Читинской  области оказались коренные трансформации, вызванные системным кризисом после  распада СССР. Произошедшие изменения  оказали, преимущественно, негативное воздействие на жизнедеятельность эвенков рассматриваемого региона: социальная инфраструктура была нарушена, демографическая ситуация в местах проживания эвенкийского населения ухудшилась, основные экономические отрасли и структуры оказались в состоянии глубокого кризиса, жизнеобеспечение эвенков, основанное на «нетрадиционных» занятиях на частных земельных участках, обрело характер натурального хозяйства, а культурная сфера, более не контролируемая жестко сверху, перестала быть предметом пристального внимания. Ситуация рассматриваемого эвенкийского населения в перестройку осложнялась тем, что Читинская область в этот период относилась к дотационным регионам с одним из наиболее низких уровней жизни населения в стране, поэтому проблемы коренных малочисленных народов здесь рассматривались в последнюю очередь, а федеральные целевые средства, поступавшие в областной бюджет для помощи КМНС (коренные малые народности севера), зачастую не доходили до адресата.

      В настоящее время эвенкийское население Читинского Севера находится в поиске своей этнической и культурной идентичности: несмотря на стабилизацию социально-экономического положения эвенков в последние годы, во многих сферах их жизнедеятельности продолжают сказываться последствия кризиса 1990-х гг. В социально-демографической сфере наблюдается изменение демографической ситуации и типа воспроизводства коренного населения, отток строителей БАМа и новый приток инонационального населения в места компактного проживания эвенков, обострение межэтнических взаимоотношений по поводу доступа к земельным ресурсам и одновременно увеличение количества межэтнических браков. В социально-экономической сфере появляются новые формы собственности и организации хозяйства эвенков (например, общины), также имеет место тенденция противопоставления приоритетов индустриального развития региона интересам коренного населения в области традиционного природопользования. При этом государственное регулирование социально-экономических проблем эвенков затруднено на фоне отсутствия соответствующего законодательства и должного контроля над реализацией федеральных целевых программ на региональном уровне. В образовательной и языковой сферах, где отсутствуют единые государственные программы и стандарты обучения, среди эвенкийского населения отмечается низкий уровень образованности и владения титульным языком, что остро ставит проблему формирования национальной интеллигенции и культурных лидеров, особенно из числа молодежи. В собственно культурной сфере (песенно-танцевальное, декоративно-прикладное искусство, праздники), где выделяются два уровня - профессиональный и народный, наблюдается общая тенденция модернизации и популяризации традиционных видов искусства эвенков.

 

Заключение

      Современное положение коренного населения  севера Читинской области, а ныне Забайкальского края, демонстрируют примеры социокультурной адаптации оседлых и кочевых эвенков, представляющих два различных вектора развития этого коренного малочисленного народа.

      Следует признать, что рассматриваемые проблемы культурно-исторического развития эвенков в советский и постсоветский периоды в определенной мере типичны и характерны и для других коренных малочисленных народов Российского Севера.

      В последние годы на местном и региональном уровнях власти все чаще появляются инициативы создания законов, регулирующих правовой статус коренных малочисленных народов севера в Забайкалье, организации специальных комитетов и структур, которые бы занимались проблемами эвенков, разработки специальных программ, направленных на оказание помощи эвенкийскому населению. Однако попытки реализации этих инициатив на практике сталкиваются с проблемой отсутствия детальной информации об истории, и, особенно, о современном положении эвенков, в т.ч. о демографических показателях, о состоянии традиционного хозяйства и практиках природопользования, о развитии языка и культуры этой группы населения.

      Социально-экономическая и политическая ситуация, сложившаяся среди эвенкийского населения Забайкальского края в последние десятилетия, свидетельствуют о росте интереса самих эвенков к проблемам самоуправления и защите своих прав на природные ресурсы, ведение традиционного хозяйства и сохранение кочевого образа жизни.

 

Список  использованных источников

  1. Банаканова  Е. Е. Возродить самосознание // Айдит (Согласие). - Эссо, 1992. - № 9-10.
  2. Бурыкин А.А. История и культура эвенов // История и культура эвенов.- Магадан: Кн. изд-во, 1992.- С.3-13.
  3. Деревянко А.П. Польцевская культура на Амуре.- Новосибирск: Изд-во Института археологии и этнографии СО РАН, 2000.- 67 с.
  4. История и культура эвенов: историко-этнографические очерки.- СПб.: Наука, 1997.- 180 с.
  5. Этническая история эвенов и эвенков // Народы Дальнего Востока СССР в XVII–ХХ вв.: Ист.-этногр. очерки. — М., 1985.

Информация о работе Этническая история эвенков