Этническая история эвенков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 17:16, курсовая работа

Краткое описание

Эвенки – один из древнейших народов в мире. Сегодня установлено, что их культура уходит корнями в эпоху неолита и насчитывает в своей истории не менее пяти тысяч лет. Раньше эвенков называли тунгусами, но им это имя было чуждо. Данные переписи населения 1926 года свидетельствовали, что представители этого народа с гордостью говорили о себе: «Я – эвенк», что означало: «Я – человек», тем самым подтверждая свой независимый и свободолюбивый характер.

Содержание

Введение 3
Этническая ситуация в Забайкалье 4
Эвенки Забайкалья: история и современность 7
Эвенки: культура и традиции 17
Эвенки севера Забайкалья 29
Заключение 32
Список использованных источников 33

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая эвенки.doc

— 158.00 Кб (Скачать файл)

      Таким образом, к началу ХХ столетия многие эвенки юга Забайкалья уже назвали себя бурятами и считали своим родным языком – бурятский язык. Тем не менее, эвенки южного Забайкалья не исчезли с исторической сцены бесследно, вместе с тюркским и монгольским компонентами, они сыграли свою важную роль в формировании бурятского этноса. Полевые исследования проведенные в Агинском бурятском автономном округе показывают, что сохраняются особенности самосознания современных хамныган Забайкалья, которые идентифицируя себя с бурятами, по-прежнему помнят о своем эвенкийском происхождении.

      Этноисторические  процессы на севере Забайкалья развивались  во многом иначе. Несмотря на то, что  в XII - XIII веках под влиянием монголоязычных бурят и связанной с этим ассимиляции  ареал проживания эвенков существенно сократился, эвенки забайкальского Севера сохранили преимущественно охотничий хозяйственно-экономический уклад. Ко времени русской колонизации Восточной Сибири эвенки Севера Забайкалья вели мобильный образ жизни охотников и оленеводов. Причем именно охота была преимущественным видом хозяйственной деятельности (лось, кабарга, изюбрь, медведь, пушной зверь), в то время как оленеводство играло второстепенную роль. Существовало несколько способов охоты - гоном с собакой, с помощью оленя-манщика, и др. Орудиями охоты служили лук и стрелы, а с приходом русских - ружье, использовались так же петли, самострелы, капканы. Оленеводство в основном имело транспортное направление; различались так называемый эвенкийский тип, с использованием вьючных оленей и орочёнский тип с использованием верховых оленей. Рыболовство, как и собирательство, было распространено довольно широко, однако носило, скорее, вспомогательный характер. Ловили рыбу сетями, ставили запоры, кололи острогой, били из ружья. Главным средством передвижения служил олень с верховым или вьючным седлом. По рекам плавали на лодках берестянках, долбленках, плоскодонках. Зимой ходили на лыжах, подбитых камусом или голицах. Некоторые степные группы разводили лошадей, верблюдов, овец. Жили обычно в шестовых чумах, летом крытых берестой, зимой - оленьими шкурами. Отцовский род включал большие патриархальные и малые семьи. Кочевую группу обычно составляли 2-3 семьи, принадлежащие одному или двум взаимобрачующимся родам. Система родства в эвенкийских семьях напоминала систему родства ирокезского типа.

      Вхождение Забайкалья в состав Российской Империи  резко усилило процессы этнической ассимиляции. В связи с учреждением  в 1697 году Нерчинского воеводства, притоком русского населения и обращением в православие эвенкийское население подверглось сильному культурному воздействию. Усилилась миграция в труднодоступные северные горно-таежные районы Забайкалья. Сокращение прежнего ареала расселения эвенков привело к тому, что из сферы хозяйственно-экономической деятельности были исключены степные и лесостепные, долинные земли, пригодные для земледелия и оседлого скотоводства, которым занимались преимущественно русские и буряты. 

      На  севере Забайкалья, где в силу географических особенностей коренное население было более изолировано от русского и бурятского влияния, этнокультурная ситуация не была столь катастрофичной для эвенкийского населения. В XVII - XVIII веках в долинах рек Чары, Олекмы и Кемена проживали эвенкийские роды, потомки которых и ныне населяют Каларский, Тунгиро-Олекминский и Тунгокоченский районы Читинской области. Забайкальские эвенки - орочёны были приобщены к христианству лишь в конце XIX - начале XX веков, хотя многие из них продолжали исповедовать традиционные шаманские культы. Для эвенков севера Забайкалья характерно деление на определенные территориальные группы по родовому признаку. Эвенки долины реки Чара принадлежат к родам "инелас" и «метакар» и считают своими предками эвенков мигрировавших с низовьев реки Чара (территория современной Якутии). Чарская группа эвенков представлена семьями Габышевых, Кузьминых, Павловых относящихся к родам «нгангагир» и «кангагир», а так же Мальчакитовых, относящихся к роду «чакигир». Для каларских и тунгиро-олекминских эвенков традиционными формами хозяйствования оставались охота и оленеводство. Они вели мобильный образ жизни, в летний период, откочёвывая в высокие горы, в верховья рек, где были достаточные ресурсы промысловых животных и пищи для оленей, а ветер отгонял гнус. В зимний период эвенки со стадами спускались в долины рек, где было меньше снега, и располагались места зимней охоты. После окончания зимнего пушного промысла и отёла оленей, эвенки вновь поднимались в горы. В отличие от располагавшихся южнее тунгокоченских и баунтовских эвенков, которые частично были заняты в золотодобыче, эвенки севера Забайкалья сохранили традиционные формы хозяйства.

      Сильнейший  удар по традиционному стилю жизни  эвенков Забайкалья, как и многих других аборигенных народов Сибири, был нанесён в 20-30 годах нашего столетия. Всеобщая коллективизация и насильственное изменение хозяйственного уклада, проводимые Советской властью привели к тому, что этот самобытный этнос оказался на грани исчезновения. За последние несколько десятилетий в северных районах Читинской области произошли сложные социально-экономические изменения, связанные, прежде всего со строительством Байкало-Амурской магистрали. Значительно изменилась демографическая ситуация. В местах традиционного проживания эвенков Забайкалья сегодня проживает значительное количество представителей других национальностей. Коренное население во многом отошло от традиционного хозяйственного уклада, восприняв образ жизни, типичный для современной промышленной цивилизации. Социально-экономический кризис, который сегодня переживает вся Российская Федерация, больнее всего ударил именно по северным районам. В настоящее время Читинская область относится к числу дотационных регионов и более половины её бюджета формируется за счёт средств федерального трансферта. В этих условиях жесткая конкуренция при распределении федеральных средств часто приводит к тому, что реальная помощь не доходит до эвенкийского населения. Повальная безработица, потеря жизненных ориентиров и, как следствие всего этого алкоголизм и маргинализация стали повседневными негативными явлениями жизни забайкальских эвенков.

      Не  случайно, что на сегодняшний день наблюдается устойчивая тенденция  к снижению естественного прироста численности забайкальских эвенков, которые ныне составляют всего 2,5 % от общего населения трёх северных районов  Читинской области. Продолжается рост заболеваемости среди эвенков, поскольку Север Забайкалья по своим медико-географическим условиям относится к крайне дискомфортным для жизни людей районам, а медицинское обслуживание практически отсутствует. В крайне неблагоприятных социально-экономических условиях аборигенное население страдает в гораздо большей степени, чем пришлое. Большинство поселений севера Читинской области очень плохо благоустроены, основная часть жилого фонда сильно изношена, нарушен естественный рацион питания. С усугубляющимися социально-экономическими проблемами тесно связаны проблемы психологического характера. Эвенкийское население Севера Забайкалья очень остро переживает отсутствие, должного внимания к своим проблемам со стороны органов государственной власти, как федеральных, так и органов государственной власти Читинской области.

      Важнейшей проблемой остается проблема отсутствия должного правового регулирования  статуса малочисленных аборигенных  народов. В настоящее время правовую базу образуют ряд федеральных законов: «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации», «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» и «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации».

      Наряду  с федеральным законодательством  в целом ряде субъектов Российской Федерации были приняты собственные правовые акты, так же призванные регулировать права коренных народов и режим природопользования: «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера в Хабаровском крае» (1998); «О правовом статусе эвенкийских сельских Советов народных депутатов на территории Бурятской ССР» (1991); закон республики Якутия «О кочевой родовой общине малочисленных народов Севера» (1992).

      В отличие от многих других субъектов  Российской Федерации, в Читинской области до сих пор отсутствует своё законодательство, определяющее правовой статус эвенкийского населения, определяющее границы земель традиционного природопользования, охрану территорий историко-культурного назначения, а так же священных мест эвенков. Не урегулированными остаются жизненно важные для эвенков вопросы, связанные с использованием охотничьих и пастбищных угодий, выделением родовых земель. 

      В то же время на Севере Читинской  области в последние годы активно  развивается строительство железнодорожной ветки от станции Чара к Чинейскому полиметаллическому месторождению и Удоканскому, крупнейшему на териитории бывшего СССР месторождению меди. Очевидно, что строительство железнодорожной ветки, начало промышленной разработки полезных ископаемых Забайкальского Севера и развитие, связанной с этим, инфраструктуры уже сегодня требует чёткого правового регулирования. С развитием промышленной разработки Чинейского и Удоканского месторождений, оживлением БАМа, на территории Каларского района Читинской области возникают три различные в экономическом и этнокультурном отношении зоны. Индустриально-промышленная зона, охватывающая территорию Байкало-Амурской магистрали, железнодорожной ветки протянутой к Чинейскому и Удоканскому месторождениям, а так же непосредственно территории самих месторождений. К северу и к югу от индустриально-промышленной зоны остаются территории либо совсем не затронутые промышленными разработками, либо испытавшие на себе относительно слабое техногенное влияние. Первая зона включает в себя территории расположенные к северу от линии трассы БАМ до границы с республикой Саха-Якутия и Иркутской областью, преимущественно покрытые горными отрогами Кадарского хребта, среди которых располагается озеро Ничатка в районе которого до сих пор эвенкийское население (семья Ильдиновых) сохранило традиционный уклад жизни. Вторая зона включает в территории к югу и востоку от линии БАМ. В неё входят эвенкийское село Чапо-Олого, реки Чара и Калар с притоками. Естественными центрами этой зоны являются села Чапо-Олого и Средний Калар, жители которых так же преимущественно ведут традиционный образ жизни (охота, рыболовство, оленеводство). 

      В зонах, пока не затронутых промышленными  разработками ещё существует возможность  сохранения и развития, традиционных для эвенкийского населения видов природопользования. Согласно международной классификации охраняемых территорий, территории традиционного природопользования соответствуют категории «естественные антропологические заповедники» или «этнические территории», назначение которых состоит в том, что бы сохранить естественное природное окружение коренных жителей, создать оптимальные условия для естественного развития их культуры и сохранения традиционной формы деятельности и стиля жизни. На этих территориях должно быть максимально ограничено использование современных технологии и производств. Очевидно, что без активной финансовой и организационной поддержки со стороны федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъекта федерации и местного самоуправления решение этой задачи не представляется возможным. Вторым важным условием является активное привлечение для разработки, как региональных, так и местных, в рамках одного административного района, программ специалистов в области изучения истории и культуры коренных народов Забайкалья (этнологов, антропологов, историков, археологов), проведение регулярного этнологического мониторинга.

      Органам государственной власти Читинской  области и местного самоуправления Каларского района следует учитывать те последствия, которые для коренного населения и окружающей среды будет иметь промышленная разработка месторождений, массовое привлечение пришлого населения. По результатам проведенных нами в 1998-2001 гг. полевых исследований можно сказать совершенно определённо, что серьезно пострадают эвенкийские охотничьи угодья, природная среда в целом. Для полного анализа последствий техногенного воздействия на природную и социально-культурную среду необходимо проведение детальной этнологической экспертизы, процедура которой предусмотрена ст. 8 п. 6. Федеральным Законом «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации». Кроме того, в дальнейшем необходима организация регулярного этнологического и экологического мониторинга в местах разработки полезных ископаемых.

      Следующая тема, которая уже сегодня требует  пристального внимания со стороны общественности и органов государственной власти - это сохранение самобытного историко-культурного  наследия эвенков Забайкальского Севера. Даже в тяжелейших условиях социально-экономического кризиса в России. Необходимость сохранения объектов материальной и духовной культуры эвенкийского населения Забайкальского Севера сегодня стоит как никогда остро. К сожалению, следует признать - многое из того, что составляло основу их традиционной культуры, сегодня оказалось разрушено. Хозяйственная и культурная политика, проводимая в советский период, по отношению к малочисленным народам уже привела к тому, что традиционная эвенкийская культура оказалась на грани исчезновения. Строительство Байкало-Амурской магистрали и связанное с этим промышленное освоение забайкальского Севера нанесли непоправимый урон коренному населению.

      Сегодня, в начале XXI века промышленная и этнокультурная политика в нашей стране требует серьезного пересмотра не только на федеральном уровне, но и на уровне отдельных субъектов Российской Федерации. В противном случае, например, в Читинской области неограниченная эксплуатация природных ресурсов забайкальского Севера может привести к катастрофическим последствиям.

Эвенки: культура и традиции

      Забайкалье  имеет невероятно богатую историю. C древности здесь происходили  важные события, последствия которых  сказались далеко за его пределами и стали достоянием мировой цивилизации. С середины XVII века край оказался в орбите развития российской цивилизации. Русские землепроходцы принесли сюда пашенное земледелие, православие, городскую культуру. Она столкнулась здесь с культурами народов, имевшими тысячелетнюю историю.

Информация о работе Этническая история эвенков