Элементы культуры устной и письменной речи делового человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 11:42, реферат

Краткое описание

Умение успешно вести деловые переговоры, грамотно составить текст документа, умение работать с документами — важнейшие составляющие профессиональной культуры человека, принимающего решения.
Низкая речевая культура напрямую связана с низкой эффективностью совещаний, переговоров, параличом законов, которые часто составлены так, что их просто нельзя исполнить.
Культура речи является экономической категорией. Высокая речевая культура и развитая экономика в передовых странах неотделимы друг от друга, взаимосвязаны. И наоборот, низкая речевая культура общества определяет соответствующий уровень развития и эффективность экономики.

Содержание

Введение
3стр
Понятие делового общения
5стр
Специфические особенности делового общения
6стр
Виды общения делового человека
8стр
Синтаксис письменной деловой речи
9стр
Особенности устной речи
13стр
Ошибки, которые следует избегать
14стр
Уместность речи
17стр
Как сделать речь делового человека выразительной
18стр
Заключение
22стр
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Культура речи делового человека.doc

— 122.00 Кб (Скачать файл)


Элементы культуры устной и письменной речи  делового человека

 

 

Содержание

 

Введение

3стр

Понятие делового общения

5стр

Специфические особенности делового общения

6стр

Виды общения делового человека

8стр

Синтаксис письменной деловой речи

9стр

Особенности устной речи

13стр

Ошибки, которые следует избегать

14стр

Уместность речи

17стр

Как сделать речь делового человека выразительной

18стр

Заключение

22стр

Список используемой литературы

23стр


 

Слово «речь» имеет множество значений. В некоторых случаях оно понимается как «практическое использование языка». В этом смысле культура речи есть владение словом, языком. Язык часто называют инструментом общения. Речь же можно сравнить с игрой на инструменте. Сколько людей, столько и исполнителей. А ведь речь – один из важнейших факторов, по которым воспринимается и оценивается человек. Вспомним эпизод из известной сказки Пушкина, когда переодетая царевна оказалась в лесной избушке у семи братьев: «Вмиг по речи те спознали, что царевну принимали». Но дело не только во впечатлении, которое производит речь. Слова – оболочка мыслей. Если слова выбраны неудачно, самые ценные мысли так и останутся у их владельца.

Культура устной речи заключается в сознательном отборе и использовании тех языковых средств, которые помогают общению. Подбирая слова для выражения мыслей, оратор, быть может, не осознавая этого, руководствуется следующими соображениями: во-первых, подходит ли слово по смыслу; во-вторых, правильно ли мы его употребляем; в-третьих, уместно ли оно в данной ситуации; и, наконец, выразительно ли оно. Для того чтобы все носители языка хорошо понимали друг друга, необходимо владеть литературным, то есть нормативным, языком.

    Новые экономические  и социальные условия побудили  к коммерческой и организаторской  деятельности широкие массы населения. Это обстоятельство выдвинуло на первый план необходимость обучения языковым формам делового общения, необходимость повышения лингвистической компетентности лиц, вступающих в социально-правовые отношения, руководящих действиями людей. Лингвистическая компетентность становится в рыночных условиях непременным компонентом общепрофессиональной подготовки менеджеров, муниципальных служащих, референтов, руководителей всех уровней.

    Умение успешно вести  деловые переговоры, грамотно составить текст документа, умение работать с документами — важнейшие составляющие профессиональной культуры человека, принимающего решения.

    Низкая речевая культура  напрямую связана с низкой  эффективностью совещаний, переговоров,  параличом законов, которые часто составлены так, что их просто нельзя исполнить.

    Культура речи является  экономической категорией. Высокая  речевая культура и развитая  экономика в передовых странах  неотделимы друг от друга, взаимосвязаны.  И наоборот, низкая речевая культура общества определяет соответствующий уровень развития и эффективность экономики.

В данной работе рассмотрим особенности устной и письменной  речи делового человека, ошибки, которые следует избегать, уместность речи, как сделать речь выразительной.

 

Понятие  делового  общения.

    Деловое общение —  это самый массовый вид социального  общения. Оно представляет сферу  коммерческих и административно-правовых  отношений, экономико-правовых и  дипломатических отношений.

    Новые экономические  и социальные условия побудили к коммерческой и организаторской деятельности широкие массы населения. Это обстоятельство выдвинуло на первый план необходимость обучения языковым формам делового общения, необходимость повышения лингвистической компетентности лиц, вступающих в социально-правовые отношения, руководящих действиями людей. Лингвистическая компетентность становится в рыночных условиях непременным компонентом общепрофессиональной подготовки менеджеров, муниципальных служащих, референтов, руководителей всех уровней.

    Умение успешно вести деловые переговоры, грамотно составить текст документа, умение работать с документами — важнейшие составляющие профессиональной культуры человека, принимающего решения.

    Низкая речевая культура  напрямую связана с низкой  эффективностью совещаний, переговоров, параличом законов, которые часто составлены так, что их просто нельзя исполнить.

    Культура речи является  экономической категорией. Высокая  речевая культура и развитая  экономика в передовых странах  неотделимы друг от друга, взаимосвязаны. И наоборот, низкая речевая культура общества определяет соответствующий уровень развития и эффективность экономики.

 

Специфические  особенности  делового  общения.

Заберите у меня все, чем я обладаю,

                                                        но оставьте мне мою речь.

                                                                И скоро я обрету все, что  имел.

Д. Уэбстер, английский драматург

    Деловое общение сегодня  проникает во все сферы общественной  жизни. В коммерческие, деловые отношения вступают предприятия всех форм собственности, частные лица. Компетентность в сфере делового общения непосредственно связана с успехом или неуспехом в любом деле: науке, искусстве, производстве, торговле. Что касается менеджеров, предпринимателей, организаторов производства, людей, занятых в сфере управления, то коммуникативная компетентность для представителей этих профессий представляет важнейшую часть профессионального облика.

    Менеджер — это профессиональный  коммуникатор, т. е. человек, для которого речевая деятельность является важнейшей составляющей профессиональной деятельности. Коммуникации в деятельности менеджера занимают более 60% рабочего времени. Поэтому достаточная степень коммуникативной компетентности — это необходимое условие успешной деятельности менеджера любого направления. Причем речь идет об особом типе общения, об управляемом общении.

    «Бизнес — это умение  разговаривать с людьми», —  говорят предприимчивые американцы.

    Один из выдающихся  менеджеров США, президент  крупнейшего в мире автогиганта, компании «Форд и «Крайслер» Ли Якокка в своей книге «Карьера менеджера» пишет: «Управление представляет собой не что иное, как настраивание людей на труд. Единственный способ настраивать людей на энергичную деятельность — это общаться с ними».

    Специфика делового общения  заключается в том, что столкновение, взаимодействие экономических интересов  и социальное регулирование осуществляются  в правовых рамках. Чаще всего  люди вступают в деловые отношения,  чтобы юридически оформить взаимодействия в той или иной сфере. Идеальным результатом взаимодействия и правового оформления отношений становятся партнерские отношения, построенные на основах взаимного уважения и доверия.

    Другой специфической  особенностью делового общения  является его регламентированность, т. е. подчиненность установленным правилам и ограничениям.

    Эти правила определяются  типом делового общения, его  формой, степенью официальности  и теми конкретными целями  и задачами, которые стоят перед  общающимися. Эти правила определяются национальными культурными традициями и общественными нормами поведения.

    Они фиксируются, оформляются  в виде протокола (делового, дипломатического), существуют в виде общепринятых  норм социального поведения, в  виде этикетных требований, ограничений временной рамки общения.

    Важная особенность делового  общения — это строгое соблюдение  его участниками ролевого амплуа. В жизни мы постоянно исполняем,  играем различные роли: жены, мужа, сына, дочери, гражданина, начальника, продавца, покупателя и т.д. В течение дня наши роли могут несколько раз меняться. То же происходит и в деловом общении. В процессе взаимодействия деловому человеку в разных ситуациях приходится быть и начальником, и подчиненным, и коллегой, и партнером, и участником какого-либо мероприятия и т. п. Необходимо учитывать это и вести себя в соответствии с требованиями, предъявленными конкретной обстановкой и принятой ролью. Соблюдение ролевого амплуа в деловом общении упорядочивает, стабилизирует рабочий процесс и тем самым обеспечивает его эффективность.

    К особенностям делового  общения относится и повышенная  ответственность участников за  его результат. Ведь успешное  деловое взаимодействие во многом  определяется выбранной стратегией  и тактикой общения, т. е.  умением правильно сформулировать цели разговора, определить интересы партнеров, выстроить обоснование собственной позиции и т. д. Если деловое общение проходит неэффективно, это может привести к провалу самого дела.

    Поэтому в деловом  общении особую значимость приобретают такие важные качества деловых людей, как обязательность, организованность, верность слову, а также соблюдение нравственно-этических норм и принципов.

    Деловое общение требует  и более строгого отношения  к использованшо его участниками  речевых средств. В деловом общении не допускаются бранные слова и нецензурные выражения, просторечие, нежелательным является использование слов ограниченной сферы употребления (жаргонизмов, диалектизмов, архаизмов и др.).

 

Виды    общения делового человека.

 

    В зависимости от различных признаков деловое общение делится на:

    1. устное — письменное (с точки зрения формы речи);

    2. диалогическое — монологическое (с точки зрения однонаправленности / двунаправленности речи между  говорящим и слушающим);

    3. межличностное — публичное (с точки зрения количества участников);

    4. непосредственное —  опосредованное (с точки зрения  отсутствия / наличия опосредующего  аппарата);

    5. контактное — дистантное (с точки зрения положения коммуникантов  в пространстве).

   Все перечисленные факторы делового общения формируют характерные особенности деловой речи.

    В большей степени  различаются устная и письменная  деловая речь: обе формы речи  представляют системно различающиеся  разновидности русского литературного  языка. Если деловая письменная речь представляет официально-деловой стиль речи, то устная деловая речь — различные формы гибридных стилевых образований.

    Значительны  языковые различия между диалогической  и монологической деловой речью.  Если монологическая речь в большей степе ни тяготеет к книжной речи, то диалогическая — к разговорной, что отражается в первую очередь на текстовой организации и синтаксических особенностях речи. Диалогическое общение — это межличностное по преимуществу общение, а публичная речь — это монологическая речь.

    Дистантное, всегда опосредованное общение  (телефонный разговор, почтовое и  факсовое отправление, пейджинговая  связь и т. п.) отличается от  контактного, непосредственного  повышенным вниманием к интонационному  рисунку речи (устное общение), краткостью и регламентированностью, невозможностью использования жестикуляции и предметов в качестве носителей информации.

    Деловое  общение представляет собой широкий  диапазон жанровых разновидностей  письменного и устного общения.

    Письменная деловая речь, в которой реализуются диалогические отношения, представлена всеми видами деловых писем, документа ми, фиксирующими социально-правовые отношения — контрактами (договорами), соглашениями и всеми типами сопутствующих документов. Устная деловая речь, в которой реализуются диалогические отношения, представлена жанрами деловых переговоров, встреч, консультаций и т. п.

    Совещание,  собрание представляют собой  особый тип протокольного общения,  в котором по большей части  представлена монологическая деловая речь, не только имеющая письменную природу, но и существующая сразу в двух формах устной и письменной.

    Сегодня  рамки делового общения расширяются.  Реклама, светское общение становятся  неотъемлемой составляющей делового  общения. Успех предприятия, дела сегодня во многом зависит от умения представить свои позиции в наиболее выгодном свете, заинтересовать потенциального партнера, создать благоприятное впечатление. Поэтому, помимо читаемой монологической речи, в практику делового общения все активнее входит подготовленная, но нечитаемая монологическая речь (презентационная речь, торжественная речь, вступительное слово на различных встречах), поздравительные письма и другие этикетные тексты.

Информация о работе Элементы культуры устной и письменной речи делового человека