Четыре этапа приобщения личности к культуре.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 14:42, контрольная работа

Краткое описание

Становление индивида как человека, личности, индивидуальности изначально связано с освоением ценностей и нормативов культуры, овладением речью, санитарно-гигиенической культурой, методикой общения, умением одеваться, питаться, а в дальнейшем познавать, выполнять гражданские, нравственные, профессионально-трудовые, общественно-политические, семейно-бытовые и иные социальные функции, равно как способности проявлять эстетическое отношение к действительности и творить по законам красоты. Все это, естественно, не носит характер первооткрытия, а строится по веками сформированным и утвердившим себя в общественном сознании и традициях образцам культуры.

Содержание

Введение.

3
1.
Четыре этапа приобщения личности к культуре.

4
2.
Примеры приобщения личности к культуре.





2.1
Музыка в становлении личности.

7


2.2
Занятие в студии изобразительного искусства.


9

2.3
Занятие в студии декоративно - прикладного творчества. Лепка из глины.

11
Заключение.

13
Список литературы.

14

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по педагогической культурологии.docx

— 39.36 Кб (Скачать файл)

Министерство  культуры Российской Федерации                                           Федеральное государственное образовательное учреждение                    высшего профессионального образования «Санкт – Петербургский государственный университет культуры и искусств»                                                       в г. Великий Новгород

 

 

Кафедра социально  – культурной деятельности

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По курсу: «Педагогическая культурология»

Тема: Четыре этапа приобщения личности к культуре.

 

 

Выполнила:                                                                                                                                    Студентка 2 курса                                                                                                               Грунина Н.Н. Проверила:       к.п.н. доцент Эртман Е.В.


 

 

 

 

 

Великий Новгород

2012 год

 

Содержание.

Введение.      

 

3

1.

Четыре этапа приобщения личности к культуре.

 

4

2.

Примеры приобщения личности к культуре.

 

              

 

    

 

2.1

Музыка в становлении  личности.

 

7

   

 

2.2

Занятие в студии изобразительного искусства.

                                              

 

9

 

2.3

Занятие в студии декоративно - прикладного творчества. Лепка из глины.

 

              11

Заключение.

 

13

Список литературы.

 

14


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Вступление человечества в информационное общество XXI века ставит сложнейшую проблему подготовки индивида к жизни в поликультурном мире, где личность, сохраняя идентификацию с определенной культурой, выработает в себе способность усваивать общечеловеческие ценности, пользоваться возможностями мировых информационных систем, общаться с представителями разных культур.

Переход от техногенной к антропогенной  цивилизации предопределяет необходимость познать живую природу, и в первую очередь человека, проникнуть в тайны творческих способностей личности, независимо от ее социальных или профессиональных функций.

От человека умелого, владеющего технологией  производства, общество XXI века переходит  к человеку творящему, человеку-художнику. Этот процесс начинается с формирования предрасположенности ребенка к гармонизации своего опыта, своей деятельности, своих отношений, с воспитания способности целостно воспринимать визуальную, музыкальную и вербальную информацию.

Становление индивида как человека, личности, индивидуальности изначально связано с освоением ценностей  и нормативов культуры, овладением речью, санитарно-гигиенической культурой, методикой общения, умением одеваться, питаться, а в дальнейшем познавать, выполнять гражданские, нравственные, профессионально-трудовые, общественно-политические, семейно-бытовые и иные социальные функции, равно как способности проявлять эстетическое отношение к действительности и творить по законам красоты. Все это, естественно, не носит характер первооткрытия, а строится по веками сформированным и утвердившим себя в общественном сознании и традициях образцам культуры. Раскрыть эти образцы, вооружить человека умениями и навыками следовать им, приучить его всегда и во всем соизмерять себя с требованиями и нормами культуры, включить индивида в различные формы социально-культурной деятельности – генеральная функция прикладной культурологии.

 

  1. Четыре этапа приобщения личности к культуре.

В современной социально-культурной ситуации формирование духовного богатства  личности может быть эффективным  лишь на научной основе. И педагогическая культурология в этом плане может  принять на себя широкий круг задач. Она способна помочь индивиду разобраться  в сложных и противоречивых процессах  культурной жизни, воспитать интерес  и любовь к искусству, привить  художественных вкус, выработать умение воспринимать и оценивать явления  духовной жизни, наслаждаться подлинными творениями человеческого гения, отвергать  любые формы псевдоискусства, вносить  свой вклад в создание ценностей  культуры.

Педагогическая культурология  призвана обеспечить преобразование явлений  и процессов культуры из «вещей в  себе» в «вещи для нас»; сделать  доступным любым слоям населения  театральное, музыкальное, изобразительное  и иные жанры искусства; дать возможность  наиболее полно реализовать нравственно-эстетический потенциал художественной культуры. Но для этого, прежде всего, необходимо выявить сущность и специфику  этой области духовной жизни, обосновать механизм ее восприятия, раскрыть совокупность приемов и способов вовлечения людей  в систему социально-культурной деятельности, обеспечивающей ее дальнейшее развитие.

Развитие человечества на рубеже III тысячелетия связано с переходом от индустриального к информационному обществу, основу которого составит производство знаний и информации, гуманистически ориентированные высокие технологии, создание планетарной взаимозависимой глобальной экономики, перспективно-долгосрочное планирование, децентрализация экономики и политики, опирающаяся на демократию, самообеспечение и самозанятость. Однако в первую очередь ведущей базой информационного общества XXI века должна стать личность человека, обеспечивающая его успешное функционирование, что соответственно требует от прикладной культурологии разработки и реализации эффективных методик формирования у людей способности жить и творить в рамках этого общества.

Становление личности предполагает, как минимум, три взаимопроникающих, подчас протекающих параллельно, но сохраняющих свою специфику этапа, три аспекта усвоения культуры.

Первый этап – хоминизация (овладение  индивидом основами человеческого  поведения) – включает в себя освоение санитарно-гигиенической культуры, элементарных навыков общения (в  первую очередь речи), культуры питания  и иных компонентов культуры быта.

Это процесс приобщения новорожденного к роду человеческому; формирование общегуманистических нравственных качеств, культуры речи, элементарной культуры общения; адаптация органов восприятия к конкретным формам природной и культурной среды.

Второй этап – социализация –  находит свое выражение во включении  человека в общество посредством  формирования у последнего культуры социального общения, культуры познания, культуры профессионально-трудовой деятельности, культуры выполнения гражданских, нравственных, общественных, семейных обязанностей.

Это процесс и результат включения человека в социум, освоения и воспроизводства им социального опыта, принятия требований, норм и принципов общественных отношений, формирование и реализация детерминированных обществом гражданских, нравственных, профессиональных, общественных, семейных и иных социально значимых функций.

Третий этап – инкультурация  – связан с формированием у  человека эстетического отношения  к действительности и искусству, способности восприятия ценностей  культуры; с овладением умениями и  навыками художественного творчества, внесения эстетических начал в быт  и досуг.

Это вовлечение человека в мир культуры; в систему знаний о мировой и отечественной культуре и сложившихся в обществе ценностных и нормативно-регулятивных установок; в культуроохранительную, культуросозидающую, культуротворческую деятельность, постижение искусства и культурно-информационных процессов, в духовно насыщенное общение и эстетическое освоение окружающей действительности; достижение автоматизма в использовании наиболее общих стандартов культуры.

Процесс инкультурации носит непрерывный  и всепроникающий характер, связан с сенситивными пиками развития и  должен учитывать возрастные и иные способности индивида к восприятию информации и определенных культурных ценностей.

Многие становятся субъектами четвертого этапа развития личности – этапа  индивидуализации (самореализации) своих творческих потенций, когда индивидуальность в полной мере раскрывает свои культуросозидаюшие возможности, внося в социально-культурную сферу свое «я», свою оригинальность и неповторимость.

Этап индивидуализации – это создание благоприятных условий для развития творческих потенций личности, ее способностей и дарований; стимулирование процесса реализации единичных и особенных природных и социальных свойств человека, общественное признание его уникального вклада в социально-культурное творчество.

Содержание и технология этих процессов  предопределяется прикладной культурологией, а методика вовлечения человека в  мир культуры строится в соответствии с требованиями социальной педагогики.

 

 

 

 

2. Примеры приобщения личности к культуре.

          2.1 Музыка в становлении личности.

Приобщение детей к культуре – во многом процесс достаточно спонтанный, и начинается он с того самого момента, когда ребенок начинает “отражать” окружающую действительность (в возрасте 2-3 месяцев). В этом возрасте все происходящее вокруг ребенок фиксирует пока еще не целенаправленно и неосознанно; тем не менее, как предполагают ученые, на дальнейшее развитие малыша все, что он зафиксировал, оказывает весьма значимое воздействие.

В возрасте нескольких месяцев  карапуз воспринимает какие-то очень  общие моменты, связанные с понятием “музыка”, в основном это колыбельные мамы или музыка, звучащая в доме. Ребенок постепенно проходит этап хоминизации, т.е. очеловечивания.

Музыка, как  самое эмоциональное  из искусств, близка впечатлительной  натуре ребёнка, и в этом заключается  её сила. Под влиянием музыки развивается  художественное восприятие ребёнка, богаче становятся переживания.  И это действительно так. Нет детей абсолютно равнодушных к музыке. С раннего детства ребёнок движениями выражает свои чувства, рождённые музыкой.

Мама приводит своего ребенка  в детский сад, и он окунается  в новый мир. Посещая музыкальные  занятия, маленькие воспитанники, услышав весѐлую музыку, ритмично прихлопывают, приплясывают, их лица озаряются улыбкой. Дети узнают новые музыкальные инструменты, учатся различать стили музыки. В этот период развития личности ребенка тесно переплетаются два этапа приобщения к культуре – это этап социализации и этап инкультурации. Задача этапа инкультурации вовлечь человека в мир культуры, сформировать эстетическое отношение к искусству, выявить личные способности. Этот процесс носит непрерывный характер.

Когда ребенок достигает  возраста 7 – 8 лет, и его родители понимают, что он гений, ему создают благоприятные условия для развития творческих способностей. Вот здесь, на этапе индивидуализации, начинается процесс реализации единичных и особенных природных свойств человека. Начинается более углубленное занятие музыкой в музыкальной школе.

Многие становятся субъектами четвертого этапа развития личности. Индивидуальность в полной мере раскрывает свои способности, внося в социально  – культурную сферу свое «Я», свою оригинальность и неповторимость. Мир  получает великих композиторов и  их неповторимую музыку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2  Занятие  в студии изобразительного искусства.

Приобщение ребенка к  миру искусства - изобразительного искусства - может значительно обогатить его духовный мир, расширить горизонты мышления и воображения, а также развить художественный вкус и навыки критического мышления. 

Общие исследования последних  лет в области физиологии мозга  доказывают, что увеличение количества занятий живописью помогает ученикам в усвоении математики и языков. Американские ученые в своих исследованиях доказали, что дети от четырех до семи лет, отстававшие в детском саду от своих сверстников, благодаря увеличению занятий искусством, догнали их в чтении и обогнали в математике.

На занятиях по изобразительной  деятельности  развивается  речь  детей: усвоение  и  название  форм,  цветов и их оттенков,  пространственных обозначений  способствует  обогащению  словаря;  высказывания   в процессе наблюдений за предметами, при обследовании предметов, построек, а также  при  рассматривании иллюстраций, репродукций  с  картин  художников  положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи.

С самого раннего детства  ребенок рассматривает детские  книжки. Он видит красивые и яркие  изображения. Постепенно начинается формирование общегуманистических нравственных качеств. Походит этап хоминизации  личности.

Становясь чуть постарше, ребенок  проходит процесс освоения и воспроизводства  им социального опыта (этап социализации). Он видит вокруг себя красивую природу, окружающие его дома и людей. Дома он пытается все это нарисовать. В рисунках дети отражают впечатления о мире, свои интересы и возможности.

Вовлечение человека в  мир искусства – процесс инкультурации  – происходит позднее. В детстве  ребенок посещает музеи изобразительного искусства, видит репродукции в  книгах и на открытках. В нем формируется  эстетическое отношение к действительности, способность воспринимать художественные произведения с другой стороны, не как  простую картинку, а как произведение искусства.

Информация о работе Четыре этапа приобщения личности к культуре.