Человек в культуре западноевропейского средневековья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 12:08, реферат

Краткое описание

Целью данного реферата является: раскрыть образ человека эпохи западноевропейского средневековья, его нравы, образ жизни, верования и т.п.
Задачи:
1. Показать обстановку западноевропейского средневековья и место человека в ней.
2. Рассказать о типах человека в различные эпохи западноевропейского средневековья.

Содержание

Введение………………………………………………………………… ….…3
1. Культура западноевропейского средневековья……………………….….5
2. Человек в культуре западноевропейского средневековья………….…..10
2.1. Раннее средневековье: трагический и возвышенный тип человека…………………………………………………….…….…10
2.2. Классическое (зрелое) средневековье: прекрасный тип человека………………………………………………………….….12
2.3. Позднее средневековье: комический и низменный тип человека……………………………………………………….….…12
Заключение ……………………………………………………………......….15
Список используемой литературы…………………………………….….…17

Вложенные файлы: 1 файл

Культурология-1 курс.doc

— 80.50 Кб (Скачать файл)

Дело доходит до весьма конкретных рекомендаций не только в отношении одежды, но и тела как такового: “Да будут уста твои бледны, а не красны; да не будет лицо твоё розово, но бледно. Тело твоё сохраняй худощавым, а не полным”, - настоятельно советует неизвестный автор трактата “О хорошем образе жизни”.[5; с.46]

Впрочем, подобный тип человека встречается и вне религиозной тематики. С установлением и укреплением феодальных отношений этот тип переходит в категорию возвышенного. Социальная роль, определяемое ею сознание долга были решающими в поведении человека и явно превальвировали над его чувственно-эмоциональными импульсами и желаниями. Как подчёркивает А.Я.Гуревич, поведение, например, рыцаря “исходит из требований, предъявляемых к нему заданной ролью; он предпочитает попасть в плен, но не будет спешить, покидая поле битвы, дабы никто не заподозрил его в трусости”. Рыцарь времён раннего Средневековья – это сильный, возвышенный характер, который честно, нередко рискуя собой, служит своему сеньору и королю, а в их лице – и всему обществу. “центральным моментом вассальных отношений, - отмечает А.Л. Ястребицкая, - является обязанность верности и любви вассала по отношению к сеньору. В идеале вассал служит не во имя денег, но во имя любви к сеньору; тот, кто нарушает любовь и верность, ставит себя вне закона”. Отсюда “одна из основных доблестей рыцаря – щедрость. Богатство – не самоцель в рыцарской жизни. Напротив, корыстолюбие, скупость, расчётливость оказываются одним из самых позорных пороков для рыцаря”.[5; с.47]

2.2. Классическое (зрелое) средневековье: прекрасный тип человека

В реальной жизни этот период проходит быстро и незаметно, но в художественной и духовной культуре его зафиксировать можно. Это происходит приблизительно в XIII в. Именно тогда “во всех отраслях жизни обнаруживаются симптомы, свидетельствующие о растущих притязаниях человеческой личности на признание. В искусстве – индивидуализация изображений человека, зачатки портрета. Если богословы предшествующего времени подчёркивали значение одной лишь души в человеке, то философы XIII в. обращают особое внимание на нерасторжимое единство души и тела, которое и создаёт личность”. Так, например, в изображениях Эккегарда, Уты и Реглинды из Наумбургского собора, насыщенных каким-то глубоким, задумчивым лиризмом, можно увидеть, пожалуй, и начало процесса перехода к изображению типа человека с преобладанием личного, чувственного начала. Эти образы живо напоминают нам Тристана и Изольду из одноимённого средневекового романа.[5; с.48]

 

2.3. Позднее средневековье: комический и низменный тип  человека

Далее гармоническая середина утрачивается и начинается движение по нисходящей. Момент, соответствующий состоянию прекрасного в средневековом человеке, был мимолётным мгновением. Вообще тип человека, выдвинутый христианством как идеологической основой раннего феодализма, был настолько возвышенным и даже мистифицированным и настолько далёким от реальности, неземным, что он в принципе не мог быть реализован, воплощён в жизнь. Такое его воплощение могло бы осуществиться только в потустороннем мире, а не на земле. Но поскольку реальность носит сугубо земной характер, она решительно начинала тянуть его вниз. Поэтому фаза стремительного подъёма идеала средневекового человека по сравнению с идеалом его античного предшественника почти без паузы переходит в фазу стремительного падения по нисходящей линии культурно-эстетического развития.

Благородный когда-то рыцарь превращается в кутилу и бонвивана (человека, любящего пожить в своё удовольствие), заменив героические сражения за Родину и короля “петушиными” рыцарскими турнирами во имя избранной дамы сердца.

Происходит переход от высшего к низменному. Низменное находит своё воплощение, например, в сочинениях маркиза де Сада. Вот какую философию и какой эстетический идеал человека развивают герои де Сада: человек есть странное, непонятное существо, под давлением общества и культурного воспитания пытающееся оторваться от природы и не подчиняться ей, бунт против природы остаётся безрезультатным и, более того, он делает человека несчастным; человек достигает полноты удовлетворения только тогда, когда децевилизируется и даёт полную свободу своей жестокости, поскольку жестоким создала его природа, понуждающая к неустанной борьбе за существование и превосходство в мире, в результате которой существа низшие и слабые должны становиться жертвой существ высших и сильных, поэтому жестокость является самым нормальным источником переживаний и в сексуальной области, общественный договор (под общественным договором де Сад понимает систему социальных норм поведения) есть несправедливый заговор слабых против сильных, покушение на права существ высших, интеллектуально и физически более совершенных; сильное существо – это тот, кто сам себе создаёт систему моральных норм, кто имеет право руководствоваться принципами абсолютного эгоизма, кто может не считаться с культурными нормами общественного бытия; ни один его поступок не может быть преступлением, скорее напротив: то, что культурное общество называет преступлением, для героя де Сада не является преступлением и составляет смысл существования, и наоборот. Характерно, что даже христианская церковь, которая по своему, так сказать, служебному положению должна была охранять традиционные средневековые культурные, духовные ценности и идеалы, начинает меняться в этом же направлении. Например, аббат Галиани, самый остроумный из всех развратных аббатов XVIII в., писал в письме к мадам Д’Эпине: “Зачем быть героем, если плохо себя при этом чувствовать? Если святая добродетель не делает Вас счастливой – на кой чёрт она? Я Вам советую: имейте столько добродетели, сколько её нужно для Вашего удовольствия, не более, и никакого героизма, прошу Вас”.

Так выглядит эстетический идеал средневекового человека в конце траектории его исторического развития и таким его окончательно вышвырнет на свалку истории Великая французская буржуазная революция, представительница новой цивилизации и носительница нового эстетического идеала.[5; с.49-51] 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

     Западноевропейская культура – создание народов, утвердивших своё национальное бытие на развалинах античной цивилизации. Эта культура, возникшая в середине века и достигшая величайшего расцвета в эпоху Возрождения, внесла огромный вклад в культуру всего человечества. Созданные в то время произведения искусства, архитектуры и т.п., до сих пор радуют наш взор своим величием и красотой! Написав этот реферат, мы бы хотели сделать некоторые выводы:

    1. Средневековая культура глубоко противоречива, в ней сочетаются раздробленность бытия, когда каждый народ имеет свой уклад жизни, - и тяга к Всеединству (град Божий на земле); прикреплённость человека к земле, своей общине, поместью – и христианская универсальность человека, чуждая идее национально-сословной ограниченности; страдальческое отречение от мира – и тяга к насильственному всемирному преобразованию мира (крестовые походы). Эта противоречивость выступала движущей силой развития культуры, в ходе которого человек постепенно начинает обращаться к самому себе, а не только к Богу.
    2. Несмотря на все препятствия для развития культуры, существовавшие в эпоху средневековья (феодализм, влияние церкви), она всё-таки развивалась, и даже сегодня мы знаем много сохранившихся архитектурных творений той эпохи (в романском и готическом стиле) – Собор Парижской Богоматери, Кельнский собор и т.п.
    3. Человек за весь период средневековья прошёл путь от высшего к низменному. От человека возвышенного, отрицающего всяческие мирские блага ради спасения души, чтобы вернее достичь царствия небесного. Люди видели в этом смысл жизни. До человека, который стремиться жить не ради будущего, а ради настоящего, не задумываясь о жизни после смерти. В это время человек начинает устанавливаться как личность.

Искусство средневековья характеризуется традиционализмом, неразвитостью личного начала, но, вместе с тем, оно показывает, что средневековая культура выражает не застывшее навсегда состояние человека и его мира, а подлинное, живое движение. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

  1. Эстетика. Учебник. / Кривцун О.А. – М.: Аспект Пресс, 1998. – 430с.
  2. Категории средневековой культуры / А.Я.Гуревич – М.: Изд-во “Искусство”, 1972 – 318с.
  3. История зарубежного искусства: Учебник / Научн.-исслед. ин-т теории и истории изобразит. искусств. Акад. Художеств СССР; - М.: Изобраз. искусство, 1980 – 472с.
  4. Всеобщая история искусств, т.II, книга первая – М.: Изд-во “Искусство”, 1960 – 508с. и ил.
  5. История культуры Западной Европы: Учеб. пособие / Качановский В.В. – Мн.: ИП “Экоперспектива”, 1998. – 190с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 



Информация о работе Человек в культуре западноевропейского средневековья