Человек в культуре западноевропейского средневековья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 12:08, реферат

Краткое описание

Целью данного реферата является: раскрыть образ человека эпохи западноевропейского средневековья, его нравы, образ жизни, верования и т.п.
Задачи:
1. Показать обстановку западноевропейского средневековья и место человека в ней.
2. Рассказать о типах человека в различные эпохи западноевропейского средневековья.

Содержание

Введение………………………………………………………………… ….…3
1. Культура западноевропейского средневековья……………………….….5
2. Человек в культуре западноевропейского средневековья………….…..10
2.1. Раннее средневековье: трагический и возвышенный тип человека…………………………………………………….…….…10
2.2. Классическое (зрелое) средневековье: прекрасный тип человека………………………………………………………….….12
2.3. Позднее средневековье: комический и низменный тип человека……………………………………………………….….…12
Заключение ……………………………………………………………......….15
Список используемой литературы…………………………………….….…17

Вложенные файлы: 1 файл

Культурология-1 курс.doc

— 80.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

Человек в культуре западноевропейского средневековья

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение………………………………………………………………… ….…3

  1. Культура западноевропейского средневековья……………………….….5
  2. Человек в культуре западноевропейского средневековья………….…..10
    1. Раннее средневековье: трагический и возвышенный тип человека…………………………………………………….…….…10
    2. Классическое (зрелое) средневековье: прекрасный тип человека………………………………………………………….….12
    3. Позднее средневековье: комический и низменный тип человека……………………………………………………….….…12

Заключение ……………………………………………………………......….15

Список используемой литературы…………………………………….….…17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Средние века… При мысли о них перед нашим умственным взором вырастают стены рыцарских замков и громады готических соборов, вспоминаются крестовые походы и усобицы, костры инквизиции и феодальные турниры – весь хрестоматийный набор признаков эпохи. Но эти признаки внешние, своего рода декорации, на фоне которых действуют люди. Каковы они? Каков был их способ видения мира, чем они руководствовались в своём поведении?

Если попытаться восстановить духовный облик людей средневековья, умственный, культурный фонд, которым они жили, то окажется, что это время почти целиком поглощено густой тенью, отбрасываемой на него классической античностью, с одной стороны, и Возрождением – с другой.

Сколько искажённых представлений и предрассудков связано с этой эпохой! Но мы ничего не поймём в средневековой культуре, если ограничимся соображением, что в ту эпоху царили невежество и мракобесие, поскольку все верили в Бога, - ведь без этой “гипотезы”, являвшейся для средневекового человека вовсе не гипотезой, а постулатом, настоятельнейшей потребностью всего его видения мира и нравственного сознания, он был неспособен объяснить мир и ориентироваться в нём.

Очевидно, для того чтобы понять жизнь, поведение и культуру людей средних веков, важно было бы попытаться восстановить присущие им представления и ценности. Нужно выявить “привычки сознания” этих людей, способ, которым они оценивали действительность, приёмы их видения мира.

 

Поэтому целью данного реферата является: раскрыть образ человека эпохи западноевропейского средневековья, его нравы, образ жизни, верования и т.п.

 

Задачи:

  1. Показать обстановку западноевропейского средневековья и место человека в ней.
  2. Рассказать о типах человека в различные эпохи западноевропейского средневековья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Культура западноевропейского средневековья

 

Средневековое искусство возникло и существовало на почве феодализма, более прогрессивной общественной формации по сравнению с рабовладельческим строем. Художественная культура феодального общества, отличаясь в нравственном содержании от этических и эстетических идеалов античности, внесла в мировое искусство неповторимый вклад. [3; с.78]

К началу 11 в. у большинства народов Западной Европы феодальный строй окончательно стал господствующим. Производственные и юридические отношения, государственное устройство, религия и культура приняли характерные средневековые формы. Переход от ”варварских” империй к “классическим” государствам средневековой Европы, связанный с утверждением феодальных отношений, носил тяжёлый, мучительный характер. Это был период больших социальных и военных потрясений. Это пора, прошедшая в феодальных междоусобицах и борьбе против внешних врагов, характеризуется временным упадком и оскудением духовной культуры.

В истории западноевропейской культуры развитого феодализма явственно выделяются два этапа. Первый – 11-12 вв., второй – 13-14 столетия. На первом этапе начавшие возрождаться ремесло, торговля, городская жизнь были развиты ещё относительно слабо. Безраздельно господствовали феодалы-землевладельцы. Королевская власть вначале была слаба; король лишь ”первый среди равных”. Он скорее декоративная фигура, завершающая иерархическую пирамиду вассалов и сеньоров, чем олицетворение централизованной государственной власти. Правда, уже с конца 11 в., королевская власть начала укреплять свой авторитет и создавать централизованное феодальное государство, способствовавшее как дальнейшему подъёму феодальной экономики, так и организованному подавлению постоянных крестьянских восстаний.

Главной идеологической силой на данном этапе развития была католическая церковь – крупнейший феодальный властитель. Она руководила развитием всей духовной жизни – от богословия до искусства. Однако светская культура в эпоху средневековья полностью не исчезла. В рыцарских замках возникла относительно свободная от религиозных догматов и аскетических норм рыцарская поэзия, воспевавшая любовь и воинские подвиги. В среде народа продолжали жить и развиваться эпос, лирика, поэтический мир сказок. В деревнях и городах создавались насмешливые, полные наблюдательности поговорки и притчи. Наряду с мираклями и мистериями – инсценировками религиозных тем, происходившими в дни церковных праздников перед храмами, разыгрывались первые, ещё наивные по форме светские театральные зрелища, в которых отражался быт горожан, а иногда и крестьян, получали первую обрисовку реальные людские типы и характеры.

И всё же в целом культура 11-12 столетий – философия, мораль, начатки точных наук, нравоучительная литература и монументальное искусство – была подчинена интересам религии, гнёту церковного авторитета, освящавшего всю систему феодальной эксплуатации и угнетения. “Феодальная организация церкви освящала религией светский феодальный государственный строй. Духовенство к тому же было единственным образованным классом. Отсюда  само собой вытекало, что церковная догма была исходным моментом и основой всякого мышления”. Только церковь была носительницей духовного единства. Она являлась, особенно на первом этапе, средоточением образованности; в монастырях формировалась средневековая интеллигенция: философы, богословы, юристы, врачи, художники, архитекторы.[4; с.229-230]

Средневековое искусство по своим формам являлось религиозным, символическим, отвлечённым. Художники создавали произведения для церкви. Само мышление людей средневековья было религиозным. Это накладывало отпечаток на все формы жизни общества и ограничивало возможности искусства.

Христианская религия проповедовала, что всё земное – лишь слабое отображение небесного, что земное ничтожно по сравнению с загробной жизнью. Искусство не должно было следовать природе – презрение к земному миру во имя повышенной одухотворённости вело к нарушению в искусстве привычного сходства с натурой и обращению к символам, аллегориям для выражения больших идей.[3; с.79]

В искусстве первому этапу периода развитого феодализма соответствует так называемый романский стиль.

 В X в. возникают произведения романского стиля. Романский стиль развивается на протяжении X, XI и XII вв., т.е. захватил приблизительно три века европейского искусства. Особенность романского стиля – в его приземлённости, тяжёловесности, незамысловатости. В архитектуре романского стиля поменялись между собой значения интерьера и экстерьера храма. Внешние формы архитектуры – округлые, давящие, тяжёловесные – достаточно аскетичны, гораздо большее значение придаётся интерьеру здания (на рельефах стен, у подножия колонн, на окнах, у дверей обнаруживается огромное число каменных кентавров, львов, бросаются в глаза барельефы и скульптуры различных чудовищ, всякого рода химер). Романское искусство поначалу кажется грубым и диковатым, но вместе с тем оно более непосредственно, в нём даже есть искренняя и пылкая экспрессия, оно гораздо менее регламентировано. [1; с.49-50]

Второй этап в истории зрелого европейского средневековья связан с дальнейшим ростом производительных сил феодального общества. Оформилось разделение труда между городом и деревней, интенсивно развивались ремёсла и торговля. Новые потребности общества вызывали необходимость обуздания феодальной анархии. Королевская власть становилась сознательной выразительницей идей государственного единства страны, господства права над произволом, феодального порядка над феодальной анархией. Короли, опираясь на рыцарство и богатых горожан, начинали бороться против крупных феодалов.

13 и 14 столетия – время  наивысшего расцвета средневековой  культуры. В это время церковь  теряла свою монополию в этой  области, уступая ведущую роль богатым городам средневековья, отчасти королевской власти и её идеологам. Средневековые университеты становились центрами культуры и образованности. Первые университеты возникли ранее, но рост их численности и укрепление их значения относятся к 13-14 вв. Получали дальнейшее развитие светские формы литературы, поэзии, театра. Однако традиционные религиозные формы культуры ещё продолжали повсеместно господствовать.

В области искусства указанному периоду соответствует развитие готического стиля. [4; с.230-231]

В середине XII в. импульс для развития получил готический стиль, которое особенно бурно проходило в XIII, XIV и XV вв. Готика расцветает в период борьбы городов за независимость от феодального сеньора.

Готическое искусство утвердило в храмовой архитектуре так называемый базиликальный принцип, предполагавший особое строение собора, имевшего в плане форму вытянутого прямоугольника с расширяющимися нефами. За лёгкость и ажурность его называли застывшей или безмолвной музыкой, “симфонией в камне”. В отличие от суровых, монолитных, внушительных романских храмов, готические соборы изукрашены резьбой и декором, множеством скульптур, они полны света, устремлены в небо, их башни возвышались до 150 метров.

 В музыке отмечалось  интенсивное развитие литургической драмы, хорала. В музыке на протяжении многих столетий господствовал григорианский хорал. Важно отметить, что природа григорианского пения была строго одноголосной независимо от того, исполнялось песнопение одним певцом или хором. Одноголосная мелодическая линия символизировала полное единение чувств и помыслов верующих, что имело и догматическое обоснование: ”Хорал должен быть одноголосным, потому что истина едина”.     

  Интенсивно развивается и ряд театральных жанров. Прежде всего это относится к религиозным мистериям, которые создавались на основе сюжетов Ветхого и Нового Заветов. Заметное место занимала и моралите – дидактическая пьеса с аллегорическими персонажами, темы которых брались из жизни: сочувственное отношение к крестьянам, высмеивание жадности богачей, ханжества монахов, тупости судей и т.п.

Ещё одно качество западноевропейского художественного сознания можно определить как ускоренность в нём образа страдающего и оскорблённого человека. Предельное напряжение душевной жизни обозначает себя через искажённые пропорции, через изображение фигур людей, плоть которых измождена, изборождена глубокими морщинами, её сводит в судорогах. Высокое напряжение внутренней жизни, разрушающее равновесие телесного и духовного, - отличительная черта готического искусства. Герой готической скульптуры беспощаден к своему телу, на нём всегда лежит печать страдания, он о чём-то мучительно размышляет, что-то мучительно силится понять. [1; с.51-54]

Романская и готическая архитектура Европы принадлежит к классическим сокровищам мирового искусства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Человек в культуре  западноевропейского средневековья

 

Эпоха Средневековья делится на три периода: раннее Средневековье (V-XI вв.), классическое Средневековье (конец XI-XV в.) и позднее Средневековье (XVI в.), которые могут быть сопоставлены с периодом становления феодальной формации, периодом её расцвета и периодом её разложения. Соответственно этим периодам в развитии эстетического идеала человека в средневековой культуре легко просматривается свойственная ему линия развития.[5; с.45]

 

2.1. Раннее средневековье: трагический и возвышенный тип  человека

В это время активно формировалось классовое самосознание угнетённых слоёв – в различных сектах, из которых наибольшее распространение получило христианство. Христианство это религия “рабов и вольноотпущенников, бедняков и бесправных, покорённых или рассеянных Римом народов”. Раннему христианству присущи были общность имущества, совместные трапезы, презрение к богатству и роскоши, идея братства людей, рабов и свободных. “Нет ни эллина, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всём Христос”, - возглашается в “Послании к колоссянам” апостола Павла. “Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись”. Это отражалось и на эстетических понятиях и нормативах. “Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно перед Богом”. Перед нами строгий, аскетический, возвышенный тип человека принципиально новой эпохи, новой формации. Духовность категорически ставится на первое место, телесность и чувственность столь же категорически порицаются.[5; с.46] Человек – раб божий. Служение богу не унижает, а, напротив, возвышает и спасает человека. Но служение требует смирения, подавления личных склонностей, противоречащих ригористичным идеалам христианства; поскольку искупление и завершение человека возможно лишь в ином мире, то свободное развитие личности исключено. Свобода воли, провозглашаемая христианством, оборачивается заповедью избегать всего, что может помешать спасению души.[2; с.271]

Бедность – характерное явление эпохи феодализма. В бедности видели состояние избранничества: pauperes Christi, “бедняки Христовы” были людьми, отказавшимися от земных благ для того, чтобы вернее достичь царствия небесного.[2; с.178]

Информация о работе Человек в культуре западноевропейского средневековья