Цивилизация Майя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2011 в 20:09, реферат

Краткое описание

После обнаружения в XIX столетии развалин городов майя в глубине тропических джунглей Центральной Америки по поводу этой культуры и ее таинственной гибели возникло множество домыслов. Она оставила нам руины величественных храмов и пирамид, а также крепостей и дворцов на горных вершинах. Причины ее гибели не ясны и продолжают порождать все новые гипотезы. Разразился ли в регионе экологический, сельскохозяйственный или социальный кризис? Разрушило ли великолепные города с их огромными стадионами и роскошными бассейнами какое-то стихийное бедствие? Или майя стали жертвами чужеземного вторжения?

Содержание

ВВедение…………………………………….………………………………………….2

ИСТОРИЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ МАЙЯ………………………………………………….2

НАУКА И ИСКУССТВО МАЙЯ....................................................................................4

РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДРЕВНИХ МАЙЯ........................................8

аСТРОНОМИЧЕСКИЕ ПОЗНАНИЯ МАЙЯ.............................................................10

Тайна гибели цивилизации майя...............................................................11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................................................................................12

Список литературы 14

Вложенные файлы: 1 файл

Мой реферат Майя2.rtf

— 128.44 Кб (Скачать файл)
 
 
 
 
 

    Содержание

    ВВедение…………………………………….………………………………………….2

    ИСТОРИЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ МАЙЯ………………………………………………….2

    НАУКА И ИСКУССТВО МАЙЯ....................................................................................4

    РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДРЕВНИХ МАЙЯ........................................8

    аСТРОНОМИЧЕСКИЕ ПОЗНАНИЯ МАЙЯ.............................................................10

    Тайна гибели цивилизации майя...............................................................11

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................................................................................12

    Список литературы 14

 

    Введение.

    Майя - группа индейских народов, родственных по языку. К ним относятся индейцы юкатеки, чоли, лакандоны, чонтали, чорти, чухи, цельтали, цоцили, тотики, хакальтеки, хаустеки, киче, пакоман, покомчи и другие. Общая их численность примерно 2,7 миллионов человек.

    Майя - одна из ярчайших цивилизаций доколумбовой Америки. Это "культура-загадка", "культура-феномен" полная противоречий и парадоксов. Она породила огромное количество вопросов, но не на все есть ответы. Почему майя обосновались в столь непригодном для жизни месте - джунглях Южной Мексики?

    Откуда взялись эти народы? Как они появились в джунглях Америки? Как и стоило полагать, точного ответа на эти и другие вопросы у нас нет. В разные времена ученые высказывали иногда и совсем противоположные версии.

    После обнаружения в XIX столетии развалин городов майя в глубине тропических джунглей Центральной Америки по поводу этой культуры и ее таинственной гибели возникло множество домыслов. Она оставила нам руины величественных храмов и пирамид, а также крепостей и дворцов на горных вершинах. Причины ее гибели не ясны и продолжают порождать все новые гипотезы. Разразился ли в регионе экологический, сельскохозяйственный или социальный кризис? Разрушило ли великолепные города с их огромными стадионами и роскошными бассейнами какое-то стихийное бедствие? Или майя стали жертвами чужеземного вторжения?

    Много чего приходиться археологам домысливать и придумывать самим. Вряд ли когда-нибудь мы будем точно знать, что тогда происходило, и как жили эти загадочно-экзотичные для нас индейцы. Но это не останавливает энтузиастов ученых. И с каждым годом мы чуть-чуть, но приближаемся к разгадкам тайн цивилизации майя.

    История цивилизации майя.

    Историю и культуру народа майя принято делить на три основных периода, границы между которыми весьма подвижны:

    • период формирования (1000 г. до н. э. - 317 г. н. э.);
    • Древнее царство (317 - 987 гг. н. э.);
    • Новое царство (987 г. н. э. - XVI в.).

    Согласно преданиям майя пришли на территорию теперешней Мексики из Гондураса и Гватемалы. Повсеместный рост их городов предполагает однозначный вывод: до своего прихода сюда майя уже обладали единой и древней культурой.  
Новая территория майя имела форму треугольника. Его углы образовывали города Вашактун, Паленке, Копан. Остальные центры, возникшие позднее, находились на сторонах треугольника и внутри него. Тогда проявилась еще одна специфическая черта майя - расширение земель шло от периферии к центру, а не наоборот, как повсюду.  
Майяские города-государства (самые крупные и известные из них - Тикаль. Копан, Чичен-Ица, Ушмаль) были средоточием власти и культуры. Они имели свою схему застройки. Ядро (ритуальная, храмовая зона) располагалось на холме. Вокруг него находились дворцы жречества и знати (амельхенов). Обычно это были монументальные дворцы из камня и извести в один - пять этажей, расположенные на террасах и платформах, фасадом ориентированные на восток. Они имели свои алтари, бани, были обставлены простой, но удобной мебелью (кроватями из прутьев, деревянными и каменными скамейками, столами и ширмами).

    На периферии, у подножья холма располагались деревянные двух- и четырехкомнатные хижины простых горожан, крытые пальмовыми листьями.  
Во главе города-государства стоял халач-виник (великий человек). Его власть была наследуемой, пожизненной и неограниченной.

    Чтобы подчеркнуть избранность и исключительность правителя, воплощения божественных сил на земле, его лицо украшалось изощренной татуировкой, нос с помощью пластического вещества наращивался до размеров огромного орлиного клюва, зубы затачивались и украшались нефритовыми пластинками, а мочки ушей прорезались и вытягивались с помощью индюшиных яиц.

    Костюм подчеркивал священный сан халач-виника. Он был украшен блестящими цветными узорами из раковин, древесины, камней и перьев. Множество ремней, браслетов, нагрудников, наколенников имело священные узелки, талисманы и амулеты. Его головной убор, оформленный в виде животного, должен был символизировать тесную связь с богом.

    Майяская знать называлась амельхенами - от слова "альмехенооб", букв. "те, кто имеет оба имени": по отцу и по матери. Мужчины простого происхождения носили только имя отца, а дочери - только матери; кроме этого, каждый человек имел имя, данное ему при рождении, и имя, характеризующее его внешний вид (прозвище).

    Простолюдины делились на две группы:

    • зависимые, но лично свободные земледельцы, рабочие, ремесленники;
    • рабы, не принесенные в жертву богам пленные, должники и уголов- ники.

    Низшие люди составляли соседскую общину, сообща владея землей. Их занятиями по преимуществу были земледелие и птицеводство (индейки, утки). Они возводили пирамиды и дворцы, прокладывали между городами широкие, вымощенные камнем "белые дороги". В среднем дороги имели ширину 10 м и протяженность около 100 км, были приподняты над местностью на 0,5 - 2.5 м и представляли собой прямую линию. Все майя были религиозны. Мир в их представлении был сложным образованием, наводненным священными силами. Творцом всего сущего они считали бога Хунаб Ку. Он имел сына Ицамну (господина небес и верховного бога - основателя жречества), отождествляемого с Солнцем (порядком, теплом, светом, мужским началом).

    Согласно мировоззрениям майя боги и человек должны взаимно заботиться друг о друге. Боги дают людям жизнь, здоровье, богатство и счастье, а люди должны давать им свою энергию и кровь.

    Отсюда идея об исключительной важности любой формы жертвоприношений. Ими могли быть цветы, пища, любимые животные и украшения, произведения искусства и ароматические смолы - все, что только дорого сердцу. Более серьезным видом жертвы считалось прокалывание языка, гениталий, щек и губ колючей проволокой или женская кровь. Майя были убеждены: раны в теле человека служили проходом сверхъестественных сил и предков в мир людей. С их помощью передавалась энергия звезд и светил на землю. Так достигались реальная взаимосвязь и единство всех уровней космоса и земного сообщества.

    Более жестокие жертвоприношения - ритуальные убийства и каннибализм - совершались в особо критических случаях (природные катаклизмы, политические события, эпидемии). Ритуал каннибализма осуществлялся лишь с одной целью - обрести достоинства умершего.

    К повседневным ритуальным действиям относились воскурение душистых растений, молитвы, посты (воздержание от соли, перца, мяса и секса), исповеди (публичные рассказы о грехах с целью очищения души), культовые танцы и песни.

    Наука и искусство майя.

    Храмы были настоящими научно-исследовательскими центрами древних майя.  
Основы математики, астрономии, письменности майя переняли у ольмеков. Наблюдения за звездным небом фиксировались письмом и связывались в последовательности и периодичности математикой. Впервые в мире майя разработали точную систему нумерации и применили идею учета местоположения цифр при записи больших чисел.  
Майя определили продолжительность года - 365,242129 дня (по современным данным, год длится 365,242198 дня) и период обращения Луны вокруг Земли - 29,53059 дня; с необычайной точностью предсказывали затмение Луны и фазы Марса.  Их календарная система включала 269-дневный счет по 13 дням недели (цикл связан с периодом беременности - "Цолькин"), 365-дневный счет, сориентированный по Солнцу (год состоял из 17 двадцатидневных месяцев и пяти добавочных дней - "хааб"), и 52-летний большой цикл, разработанный на основе комбинаций двух первых календарей. Большую роль в жизни майя играли 20-летний малый (короткий счет - "катун") и лунный,циклы. Мысль о том, что все живое подчинено числовым периодичным законам гармонии, необходимости и стабильности, привела к появлению астрологии. Зодиак майя представлял собой иллюстрацию модели космоса, привязанную к реинкарнационному циклу человека. В нем было 13 главных созвездий: Кабан (Стрелец), Олень (Козерог), Обезьяна (Водолей), Ягуариха с близнецами (Рыбы), Белка (Овен), Лягушка (Скорпион), Попугай (Весы), Удав - Пернатый Змей (Дева), Сова (Лев), Скорпион (Рак), Черепаха (Близнецы), Гремучая Змея (Телец), Летучая Мышь (Змееносец). Судьбу человека определяли исходя из момента его зачатия и рождения.

    Майя развили, обогатили и усложнили ольмекское иероглифическое письмо новыми элементами. В большинстве своем их иероглифы имеют строго определенное фонетическое значение и являются слогами.

    Немногочисленные сохранившиеся книги майя условно называют кодексами и различают по месту хранения: Парижский, Дрезденский, Мадридский.  
Особый интерес представляют книги пророчеств жрецов ягуара. Это рассказы о мировых эрах, о грядущих событиях и катастрофах.

    Народ майя сумел сберечь свою устную литературу: песни и молитвы, пророчества и заговоры. Это поэтический мир мистических образов, мир магии и таинственных сил космоса.

    Литература майя знакомит со своеобразным мышлением этого народа. Выше холодного разума и сухого расчета они ставили чистоту и благородство человеческого сердца, служение божественным проявлениям Вселенной.

    Майя были очень музыкальны. Пение и музыка были частью их жизни (обыденной, мирской и ритуальной, религиозной). Сохранились музыкальные инструменты майя и их изображения. Это в основном различные виды барабанов, погремушек и бубенцов, буковых труб, флейт и свистков. Музыка и пение сопровождали танец. Нам известны танец воинов, длившийся целый день (холан окот, в котором участвовало более 800 человек), танец "старых женщин", исполнявшийся на раскаленных углях, танец на ходулях и многие другие. Чаще всего эти танцы носили ритуальный характер, но существовали и светские музыкальные представления этического значения. Сценой служили высокие платформы, покрытые резными плитами. На них инсценировались легенды, древние истории, комедии и трагедии.

    Зрелость культуры майя особенно подтверждается их архитектурой и изобразительным искусством. Майя возводили свои уникальные постройки из грубо обработанного камня, уложенного в известковый раствор, или из известкового бетона, облицованного камнем. Фасады всегда украшались богатым рельефом. Отличительная черта построек - строгая простота и развитое чувство пропорции. Монументальность своих сооружений они умело подчеркивали свободным пространством вокруг них, расположением площадей, дорог, улиц под прямым углом и окружающим ландшафтом. На основе этих принципов они возвели множество великолепных городов, дворцов и пирамид. Храмы имели квадратную планировку, тесное внутреннее пространство (из-за толщины стен) и выполняли роль святилищ.

    Архитектуру дополняли скульптура и живопись. Их образы показывают достоверную панораму жизни майяского общества. Основные темы: божества, правители, их быт и войны.

    Майя применяли все скульптурные приемы: резьбу, барельеф, горельеф, круглый и моделированный объем. Использовались камень (обсидиан, кремень, нефрит), раковины, кость, дерево. Многие скульптуры раскрашивались в различные цвета.  
Колоритной была и живопись майя. С ней нас знакомят "кодексы" и фрески. Классическим образцом фресок являются огромные настенные росписи города Бонампака (конец VIII в.н.э.). Яркие образы воинов и пленников, знати и слуг, сцены быта, битв, пыток и смерти переданы реалистично и динамично. Они создают атмосферу драматической напряженности событий.

Информация о работе Цивилизация Майя