Цивилизационная концепция А.Тойнби

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 09:14, контрольная работа

Краткое описание

Цивилизация — главное понятие, служащее Арнольду Тойнби (1889—1975) для организации всего конкретно-исторического материала. На сегодняшний день учеными-историками выдвинуто огромное количество самых разнообразных предложений по разделению всех известных цивилизаций на типы
Теорию А. Тойнби можно рассматривать как кульминацию тех теоретических разработок, которые были проделаны его предшественниками, Н. Данилевским и О. Шпенглером. Теория Тойнби была осуществлена независимо от их работ, основана на несравненно более широком историческом материале и является подлинным шедевром исторического и макросоциологического знания.

Содержание

Содержание
1. Введение
2. Методика исследования – эмпирический анализ
3. Цивилизация – «единица измерения» человеческого бытия
4. Три поколения цивилизаций
5. Обзор обществ
6. Классификация обществ
7. Стадии цикла: генезис, рост, надлом, распад
8. Общественный прогресс и перспективы развития современной
цивилизации
9. Критика концепции
10. Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Цивилизационная концепция А.Тойнби.doc

— 162.00 Кб (Скачать файл)

Фактически  рассмотренные общества являются на сегодняшний день едва ли не главными в мире по своей силе и распространенности, хотя сюда же можно отнести и индуистское  общество, которое будет описано  ниже. Именно поэтому я их рассмотрел более подробно. Следующие общества описаны просто как фактически уже доказанные, но зачастую без самих доказательств, так как эти рассуждения Тойнби не представляется возможным передать полностью в столь ограниченном объеме. Но, при желании, полностью анализ всех обществ можно без труда найти в “Постижении Истории”.

Сирийское общество. Данное общество, также как эллинское для западного и православного христианства, является отеческим по отношению к иранскому и арабскому. Что интересно, импульс, разбудивший творческие силы эллинского общества, имел чужеродное происхождение - фактически этот был именно сирийский источник. То есть, в какой-то степени, это общество явилось самым дальним общим “родственником” тех самых первых четырех, что были рассмотрены вначале. Определим хотя бы приблизительно месторасположение родины иранского и арабского обществ по отношению к их отческому обществу. Основная линия иранского общества пролегает от внутренних территорий Анатолии в районе Черноморского пролива через Азербайджан и Хорасан до Бенгальского залива с заходом на северо-восток в бассейн Окса и Яксарта и оказывается на значительном удалении от отеческого сирийского общества. Даже если к последнему добавить родину мидян и персов на западной границе Иранского нагорья, то зона не достигнет земель, на которых зародилось иранское общество. С другой стороны, родина арабского общества в Сирии и Египте не только не совпадает с родиной сирийского, но и включает ее полностью. И в этом пункте вновь просматривается некоторое сходство арабского общества с западным, а иранского с православным.

Индское общество. Это общество является более ранним по отношению к индуистскому, которое в свою очередь сыновним по отношению к рассматриваемому. Здесь тоже есть универсальное государство - это империя Гунтов, вселенская церковь - индуизм. Движение племен - это те движения гуннов Евразийской степи, охватившие владения империи Гунтов к моменту ее падения. Есть правда некоторые важные моменты. Во-первых, в индском обществе, в отличие от индуистского, где основой был индуизм, религией были Веды. Важнейшие элементы, которые отсутствуют в ведийской религии и являются индуистскими заимствованиями из буддизма, - это монашество и его философия.

Родиной индского общества были долины Инда и Ганга. Отсюда оно распространилось по всему Индостанскому полуострову. Территория, которую занимало индское отеческое общество на закате своей истории, также не совпадает с пределами индуистского сыновнего общества. Последнее, заняв весь полуостров, устремилось затем через море на восток, в Индонезию и в Индокитай. Таким образом, географическая удаленность индуистского общества от индийского сравнима с удаленностью иранского общества от сирийского.

Древнекитайское общество. Оно предшествует современному живому китайскому обществу. Прародина его - Дальний Восток. Универсальное государство - империя, созданная Цинь Шихуанди в 221 году до нашей эры и существовавшая под началом династий, известных как Старшая и Младшая Хань, в течение четырех веков. Универсальная церковь - это махаяна, разновидность буддизма. Движение племен - набеги кочевников Великой степи, начавшиеся после падения универсального государства.

Родина  древнекитайского общества - бассейн  Желтой реки. Позже оно распространилось на бассейн Янцзы. Бассейн обеих рек стал родиной сыновнего дальневосточного общества, которое распространилось на юго-восток вплоть до океанского побережья Китая, а на северо-востоке - до Кореи и Японии.

Обратимся теперь к мертвым обществам, которые  уже давно не существуют, но о них доподлинно известно.

Минойское общество. Это общество является более дальним предком эллинского общества. Занимало оно в своем первоначальном виде остров Крит в Эгейском море, являясь таким образом морской державой. Потом влияние общества было распространено на побережье Эгейского моря в части континентальной Греции. Родиной же эллинского общества было побережье, куда это влияние не распространялось. То есть географическое удаление эллинского общества от минойского было довольно значительным. Правда сам Тойнби несколько сомневается можно ли однозначно говорить о родстве эллинского общества и минойского. Он также отмечает, что сирийское общество тоже контактировало с минойским и как один из главных результатов этих контактов переняло от последнего алфавит, а также вкус к дальним морским путешествиям. Последний привел к освоению Красного и Средиземного морей, а позднее - к открытию Атлантического океана.

Шумерское общество. Данное общество тоже является более далеким предшественником на этот раз индского общества. Основой шумерского общества, как явствует из его названия, была империя Шумера и Аккада, расположенная приблизительно на территории другого государства - Вавилона, то есть где-то в районе современного Ирака и Ирана. В разное время, а иногда и одновременно там и в близлежащих землях располагалось сразу же несколько довольно известных обществ, которые также отмечены ниже.

Хеттское  общество. Наряду с шумерским обществом, его можно считать предшествующим индскому, но возникло оно в более поздние века. Но из-за слишком слабых связей нельзя говорить о сыновне-отеческих отношениях хеттского общества и шумерского.

 Как  и все общества оно вело  различные войны для укрепления  и расширения своих территорий, но закончило свое существование,  как и любое другое мертвое общество, упадком в 1200-1190 гг. До нашей эры. Основой хеттского общества была империя Кхатти. Из основных достижений хеттов можно отметить, что именно хетты-колонисты преуспели в организации заморских поселений и впоследствии получили на своей новой, итальянской родине новое имя - “этруски”. Однако это лишь довольно вероятное предположение. А все остатки хеттов были сметены милитаристской Ассирией, которая правда позже тоже пришла в тупик и именно из-за своего гипертрофированного милитаризма. То, что осталось от некогда могучего общества, было впитано арамеями - представителями сирийского общества.

Вавилонское общество. В Западной Азии, в Иране, на бывшей родине шумеров, рядом с хеттским обществом обнаруживается еще и вавилонское общество. Во многом вавилонское общество сходно с шумерским, как по территории, так и в религии. Оно унаследовало именно религию, распространенную у шумеров. В мирской жизни же были некоторые довольно существенные перемены. Например, главными структурными образованиями общества стали не города-государства, как это было с самого начала шумерской истории вплоть до упадка империи Шумера и Аккада, а более широкие политические объединения, включавшие в себя ряд городов, лишенных политической индивидуальности. Были перемены и в языке. И  Тойнби сомневается, что вавилонское общество является сыновним по отношению к шумерскому.

Вавилонскому  обществу также как и хеттскому  пришлось все время сражаться  с Ассирией, которая его в конце  концов и уничтожила в VII веке до нашей эры. Затем Вавилон возродился, но в 538 году до нашей эры, когда Кир вошел в Вавилон, он окончательно потерял независимость. В течении пяти столетий вавилонское общество постепенно исчезло. К началу христианской эры его уже не существовало.

Пришел  черед поговорить о обществах, возникших в Новом Свете, очень немногих, но добившихся порой просто потрясающих достижений как в своем политическом устройстве, так и в науке.

Все они  были загублены, к сожалению, во время  завоеваний Америки испанцами в  XVI веке.

Андское общество. Оно занимало андское нагорье с прилегающими к нему долинами в узкой вытянутой с севера на юг зоне между нынешней Колумбией и северо-восточными границами Чили, захватывая северо-западную часть Аргентины.

Андским универсальным государством была империя инков, которая к тому времени безраздельно властвовала над местными государствами, объедение все земли андского общества. На всей территории, подвластной инкам, царил единый порядок и закон.

Начало  андскому общество было положено в  двух районах - Чиму и Наска. Оттуда оно распространилось в горы и далее в долину.

Выдающимся  памятником андской истории и  свидетелем былого расцвета является горный город Тиауанако на юго-восточном  краю озера Титикака, огромные каменные плиты которого до сих пор с  успехом противостоят суровому климату.

Юкатанское, мексиканское и майянское  общества. В Центральной Америке сложилась более сложная ситуация, так как к моменту экспансии испанцев там сложилось два отчетливо выраженных центра: Мексиканское нагорье и полуостров Юкатан. Юкатанское общество было покорено мексиканским на рубеже XII и XIII веков нашей эры. После этого начинается смутное время, полное раздоров и войн. Даже объединение юкатанского общества с мексиканским только ухудшило ситуацию. Развязка наступила с установлением ацтеками универсального государства, что совпало с приходом испанцев.

В основе как юкатанского, так и мексиканского  обществ находится универсальное  государство, которое оказывается  Первой империй майя, которая после  более чем двухсотлетнего периода расцвета неожиданно и стремительно рухнула к концу XII века. Великие города этой империи, расположенные в стране дождей к югу от Юкатана (территория современных Гватемалы и Гондураса), были без видимых причин покинуты обитателями. Майя прославились своими успехами в астрономии, а также своим необычайным миролюбием, не присущим, пожалуй, ни одному из исследованных обществ.

Египетское  общество. Наконец, остается еще один представитель обществ этого вида, проживший исключительно длинную жизнь и не имевший, по-видимому, в своей истории ни отеческого, ни сыновнего родства. Общество это возникло в нижней долине Нила между его первым порогом и Средиземным морем в IV тыс. до нашей эры и умерло в V веке нашей эры, просуществовав, таким образом втрое дольше, чем существует современное западное общество. Египетское общество не оставило в современном мире приемников. Бессмертие этого общества запечатлено в камне. Пирамиды - эти неодушевленные свидетели жизни своих создателей, противостоящие разрушительным силам природы уже четыре или пять тысячелетий, - возможно, будут играть свою роль Атлантов еще на протяжении сотен тысяч лет. Может быть они простоят дольше, чем проживет Человечество, и в мире, где не останется ни чувств, чтобы воспринять их, ни разума, чтобы их понять, они будут продолжать свидетельствовать о египетском обществе, которое их создало.

Классификация обществ

Исследуя  основания каждого отдельного общества, ученый в одних случаях обнаружил, что общество состоит в сыновнем родстве с более древним обществом. В других случаях такая связь не просматривается. Универсальная церковь является основным признаком, по мнению Тойнби, позволяющим классифицировать общества данного вида. Другим критерием для классификации является степень удаленности от того места, где данное общество первоначально возникло. Сочетание этих двух критериев позволяет найти общую меру для размещения обществ на одной шкале, с тем, чтобы определить место каждого из них в непрерывном процессе развития.

Попытка классификации по критерию религии  выстроила следующий ряд: во-первых, общества, которые никак не связаны ни с последующими, ни с предшествующими обществами; во-вторых, общества, никак не связанные с предшествующими, но связанные с последующими обществами; в-третьих, общества, связанные с предшествующими, но менее непосредственной, менее интимной связью, чем сыновнее родство через универсальную церковь, связью, обусловленной движением племен; в-четвертых, общества, связанные через универсальную церковь с предшествующим обществом сыновними узами; в-пятых, общества, связанные с предшествующими связью более глубокой, чем отечески-сыновняя, а именно: через передаваемую с незначительными изменениями или вообще без них организованную религию правящего меньшинства. Внутри группы родственно связанных обществ можно различить две подгруппы в зависимости от того, принадлежит ли источник творческой силы внутреннему пролетариату отеческого общества, создавшего универсальную церковь, или же этот источник чужеродного происхождения. Первоначальная классификация дает следующие результаты: 

Общества  полностью независимые

египетское

андское 

Общества, родственно связанные

китайское

минойское

шумерское

майянское 

Общества  инфрааффилированные

индское

хеттское

сирийское

эллинское 

Аффилированные  общества I

Информация о работе Цивилизационная концепция А.Тойнби