Художественная культура современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 23:12, контрольная работа

Краткое описание

Цель контрольной работы – рассмотреть художественную жизнь в современной России.

Содержание

Введение 3
1.Общие тенденции и особенности развития современной культуры 5
2. Особенности культурного процесса в современной России 10
3.Художественная культура современной России 13
Заключение 23
Список использованных источников 24

Вложенные файлы: 1 файл

Культура XX века.doc

— 121.00 Кб (Скачать файл)

Кризис, затронувший киноиндустрию, заставил продюсеров искать новые подходы  к выработке стратегических решений. В результате главные усилия были направлены на производство кассовых, но относительно недорогих фильмов. Развлекательное кино вытесняло с экранов интеллектуальные фильмы. С середины 1990х гг. экраны заполонило американское кино. Если в 1991 г. в российском прокате было 43 американских фильма, то к 1994 г. — 214. Собственно, это проблема не только России. В странах Европейского союза в 1995 г. 73,5% всего кинопроката составляли фильмы американского производства.

Очевидно, одним из решений  этой проблемы является повышение качества отечественной кинопродукции. Профессиональные инициативы ведущих мастеров разных поколений (таких, например, как СЮ. Юрский, А.А. Калягин, В.В. Меньшов) свидетельствуют о правильности выбранного пути. 
Фильмы последних лет («Вор» Г.Н. Чухрая, «Сирота казанская» В.А. Машкова, «Брат» А.О. Балабанова, «Время танцора» В.Ю. Абдрашитова, «Три истории» К.Г. Муратовой, «Муму» Ю.В. Грымова, «Сибирский цирюльник» Н.С. Михалкова, «Страна глухих» В.К. Тодоровского и многие другие) стали призерами международных и отечественных фестивалей.

Фестивали стали наиболее реальной формой контактов кинорежиссера  со зрителем, местом творческих дискуссий  и разработки новых проектов. При  государственной поддержке и  финансовой помощи различных фондов со второй половины 90х годов стали уже традиционными Открытый Российский кинофестиваль (бывший «Кинотавр»), фестиваль молодого кино «Серебряный гвоздь», «Лики любви», «Золотой Дюк», фестиваль детских фильмов «Артек», фестиваль анимационного кино.

Традиционным стал фестиваль параллельного кино «Сине Фантом98», в котором принимают участие независимые актеры и режиссеры, не связанные обязательствами ни с Московской гильдией киноактеров, ни с конфедерацией кинематографистов, фильмыпризеры фестиваля предназначены для узкого круга любителей элитарного кино и не рассчитаны на кассовый успех: «Да, дауны» Б. Юханова, «Тайная эстетика марсианских шпионов» О. Мароматти, «Дзенбоксинг» Г. Алейникова и А. Дулейрана. В цивилизованном обществе каждый человек имеет право на собственные кинопредпочтения.

В музыкальной жизни  последних лет сосуществуют, ищут своего слушателя композиторы и  исполнители разных жанров и форм. Любители серьезной музыки получили возможность ближе познакомиться  с творчеством некогда опального  Д.Д. Шостаковича. С 1997 г. в СанктПетербурге проводится фестиваль, программу которого составил еще в 1960е гг. сам композитор.

Этот проект был реализован при поддержке М.Л. Ростроповича, а все вырученные средства направлены на создание памятника Д.Д. Шостаковичу  в СанктПетербурге. Постоянный аншлаг на концертах всемирно известного Квартета имени Бородина, который был создан в 1945 г. и за это время выступал более 5000 раз. Активно популяризируют классическую музыку известные коллективы «Виртуозы Москвы», «Солисты Москвы», в Государственном Эрмитаже — программа «Эрмитажная академическая музыка».

Начали восстанавливаться  традиции проведения концертов военных  духовных оркестров, которые были заложены еще при Петре I в 1711 г., создавшем  первые штатные оркестры в полках. С 30 мая 1995 г. в день рождения Санкт - Петербурга проводится маршпарад сводных оркестров, число участников которого превышает тысячу человек [7, c.95].

Сохраняют свою популярность среди любителей легкой музыки известные  отечественные авторы и исполнители. Многие певцы стали призерами Национальной премии в области шоубизнеса «Овация», музыкальной премии «Алла», учрежденной Л.Б. Пугачевой и журналом «Алла». В ежегодном многочасовом марафонефестивале живой музыки «МахЫгот» принимают участие лучшие рокгруппы страны.

На грани симфонии и эстрады идет процесс формирования так называемого третьего направления  в музыке: Э.В. Денисов — музыка к спектаклю Ю.П. Любимова «Медея», В.С. Дашкевич —музыка и текст  к циклу «Реквием» А.А. Ахматовой, музыкальное оформление кинофильма «Слуга», В.А. Артемьев — музыка к кинофильму «Сибирский цирюльник». Первые результаты появились у авторов и поклонников электронной музыки, которые объединились в 1998 г. в Ассоциацию электронной музыки.

Вступление России в  постиндустриальную эпоху, ее стремление интегрироваться в мировое сообщество неизбежно повышает роль информации как непременного условия прогресса. Нельзя не согласиться с точкой зрения известного американского футуролога О. Тоффлера, автора нашумевшей книги «Шок будущего», который считал, что главными составляющими динамичного развития общества в XXI веке будут «знания и развитие системы коммуникаций».

Победит тот, кто будет  владеть информацией. Телевидение, радиовещание, пресса, электронные  СМИ активно воздействуют на культуру, формируют ценностные ориентации человека. Помимо нашего желания как в России, так и во всем мире, культура письменности вытесняется видео и телевизионной культурой изображения, которая активно формирует так называемую массовую культуру.

По определению социолога  из Канады А. Кроукера, массовая культура — это «единственная реальная культура, органично соотнесенная с образом жизни и стилем жизнечувствования миллионов рядовых граждан».

Сторонники массовой культуры видят ее главную заслугу  в доступности практически всем социальным слоям и группам населения. Однако огромные возможности средств массовой информации вызывают и вполне оправданные вопросы: насколько созидательной будет эта доступная информация, каковы последствия ее влияния на человека? Уже сегодня видно, что коммерческие стандарты, серийное производство культурной продукции, ставка на прибыль упрощают культуру, делают ее усредненной, рассчитанной на довольно невзыскательный вкус.

В современной России мощным средством формирования массовой культуры является телевидение. В погоне за новизной, российские телеканалы повторяют западные «достижения»: рекламы, заставки, видеоклипы, «мыльные» сериалы, триллеры и информационные выпуски многократно в течение дня «долбят» зрителя.

Многие развлекательные  шоу с заманчивой возможностью легко заработать большие деньги — это ничто иное, как игра в случай, поток неопределенности, игнорирование устойчивых связей в жизни. В жесткой конкурентной борьбе за зрителя и зоны вещания многие серьезные проблемы подменяются легкомысленными развлечениями, когда великое превращается в смешное, публичное смешивается с личным, интимное выставляется напоказ. Это реальность российской телекультуры, и необходима государственная политика в области экологии сознания человека.

Предчувствие будущей опасности в духовной сфере объединяет усилия государственных структур и профессионалов частных телеканалов по поддержке конструктивных инициатив.

Стал уже традиционным фестиваль региональных телекомпаний «Вся Россия». С 1995 г. учреждена премия «ТЭФИ» («Телевизионный эфир»), призерами которой были программы «Сегодня», «Старая квартира», «Век футбола», «В поисках утраченного», «Сам себе режиссер». Ежегодно подводит итоги и определяет лучший телевизионный художественный фильм российский фестиваль «Сполохи», учрежденный Министерством культуры РФ, Союзом кинематографистов и Гильдией актеров кино России.

Лауреатами премии президента РФ в области средств массовой информации стали известные журналисты О.Р. Лацис и В.М. Песков. С 1997 г. в  стране впервые начал осуществляться проект компьютерного интерактивного телевидения. Зрителям был предложен не просто просмотр передач (информационных, развлекательных, спортивных, образовательных), а активное участие в них при помощи связи. Положительный заряд несут в себе передачи телеканала «Культура», программа «Антропология». Подобные отечественные инициативы требуют поддержки и развития [9, c. 105].

В последние годы расширение информационного пространства происходит при помощи кабельного и спутникового телевидения. С 1997 г. начали вещание в эфире холдинговые компании «ГазпромМедиа» и «МостМедиа».

Все активнее в научных  исследованиях, в образовательных  Целях применяется компьютерная техника. Повсеместная компьютеризация  стала символом нашего времени и  последствия ее непредсказуемы. Количество пользователей сети Интернет в России постоянно растет. Они свободны в выборе самой разнообразной информации, однако уже сегодня стало ясно, что необходима разработка системы блокировки деструктивной информации (пропаганды войны, насилия, расизма, порнографии и т.д.).

Развитие рынка электронных  СМИ нуждается в контроле и  правовом регулировании на межгосударственном уровне. Необходима система юридической  ответственности создателей сайтов сети Интернет за вводимую информацию, а также механизм защиты авторских прав. 
В мире информационных технологий, каким видится XXI век, российская культура нуждается в защите и поддержке государства и общества.

Только при этом условии  будет создана та культурная среда  в которой можно решить глобальные задачи возрождения России, осуществить реформы в экономике, политике, государственном строительстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Культура является существенной характеристикой жизни общества, и, следовательно, она неотделима от человека как социального существа.

Цель культуры - формировать способность каждого человека к творчеству, его восприимчивость к самым высоким достижениям культуры.

В современном обществе духовные регуляторы социальной жизни  имеют разнообразные конкретные формы: ценностные ориентации, идеалы, социальные установки, нормы, принципы поведения, непосредственные мотивы конкретных действий, поступков.

В процессе многоаспектного  взаимодействия человека с культурными  ценностями текст культуры как бы заново творится воспринимающим субъектом. Ориентированные на исторические традиции социализация, воспитание, образование, развитие творческого потенциала человека на основе взаимодействия с культурными ценностями в современных условиях представляются важнейшими инструментами формирования целостного миропонимания индивида и трансляции устойчивых во времени смыслов.

Культурно-досуговая  деятельность есть процесс создания, распространения и умножения  духовных ценностей. Произошедшие культурные перемены не могли не сказаться на досуговой деятельности российских граждан.

Помимо расширения форм досуговой деятельности, произошли  изменения в направлении культурных ориентиров и потребностей. Социологи  отмечают следующие тенденции: массовизацию вкусов и всего досуга; снижение интереса к высокому искусству; уменьшение роли чтения в структуре досуга; предпочтение тех форм проведения свободного времени, которые предполагают межличностное общение.

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Белова Т. В. Культура и власть. М.: Приор, 2010. 291 с.
  2. Бердяев Н. В. Самопознание. М.: Приор, 2011. 502 с.
  3. Зезина М.Р. История русской культуры. М.: Приор, 2010. 290 с.
  4. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство. М.: Дело, 2009. 394 с.
  5. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. М.: Мир, 2010. 297 с.
  6. Розин В.М. Введение в культурологию. М.: Международная педагогическая академия, 2010. 104с.
  7. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М.: Приор, 2010. 394 с.
  8. Скворцова Е.М. Теория и история культуры. М.: Приор, 2009. 109 с.
  9. Фромм Э. В. Психоанализ и этика. М.: Республика, 2011. 415с.

 

 


Информация о работе Художественная культура современной России