Храмы Московской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2015 в 14:33, реферат

Краткое описание

Цель исследования: рассмотреть храмы Московской области. Исходя из цели, можно выделить следующие задачи:
• Рассмотреть историю создания храмов;
• Разработать особенности архитектуры христианских храмов;
• Дать общую характеристику Подмосковным храмам.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Церковь Рождества Христова в Истринском районе…………..………...…4
1.1. Происхождение Храма Рождества Христова
1.2. Особенности архитектуры храма Рождества Христов
1.3. Рецензия …………………………………………………………….…...……5
2. Богоявленская трапезная церковь Волоколамского района………………6
2.1. Происхождение Богоявленской трапезной церкви
2.2. Особенности архитектуры Богоявленской трапезной церкви
2.3. Рецензия………………………………………………………….………...….7
3. Собор Успения Божией Матери в Дмитровском районе……………...……7
3.1. История создания Собора Успения Божией Матери
3.2. Особенности архитектуры Успенского собора
3.3. Рецензия …………………………………………………………..…………10
4. Воскресенская церковь в Ступинском районе…………………….……….11
4.1. Возникновение Воскресенской церкви
4.2. Особенности архитектуры Воскресенской церкви
4.3. Рецензия……………………………………………………………...………13
5. Собор Михаила Архангела в Лотошинском районе………………..…..….13
5.1. История создания Собора Михаила Архангела
5.2. Особенности архитектуры Собора Михаила Архангела
5.3. Рецензия…………………………………………………………………...…15
6. Никольская церковь в Наро-Фоминском районе…………………….……16
6.1. История создания Никольской церкви
6.2. Своеобразие архитектуры Никольской церкви
6.3. Рецензия……………………………………………………………………...18
7. Древний белокаменный храм Иоакима и Анны в Можайском районе…19
7.1. Возникновение храм Иоакима и Анны
7.2.Архитектура храм Иоакима и Анны
7.3. Рецензия…………………………………………………………………...…20
8. Собор Воскресения Христова в Волоколамском районе………………….21
8.1. Создание Собора Воскресения Христова.
8.2. Своеобразие архитектуры Собора Воскресения Христова
8.3. Рецензия………………………………………………………….…………. 22
9. Собор Рождества Богородицы в Одинцовском районе……………………23
9.1. История создания Собора Рождества Богородицы
9.2. Особенности архитектуры Собор Рождества Богородицы
9.3. Рецензия………………………………………………………………...……24
10. Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Клинском районе………….25
10.1. Возникновение Собор Успения Пресвятой Богородицы
10.2. Особенности архитектуры Собора Успения Пресвятой Богородицы
10.3. Рецензия………………………………………………………………...…..26
Заключение…………………………………………………………………....….27
Список используемой литературы…………………………………………....

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по Культурным памятникам Москвы и Моск. обл.1.doc

— 799.17 Кб (Скачать файл)

Белокаменный храм Николая Чудотворца – редкость для тех времен – мог быть построен только в селе богатого владельца, простые приходы обходились деревянными. Мастер, построивший его, судя по некоторым особенностям композиции, опирался на традиции южнославянских каменных храмов XII-XIV столетий, то есть, либо обучался за границей, либо – вероятнее всего – был приглашен московскими князьями.

6.2. Своеобразие архитектуры  Никольской церкви

Храм невелик по объему, построен бесстолпным, с тремя апсидами, и в плане представляет собой редкую для русского зодчества композицию равноконечного креста, вписанного в квадрат (форму креста имеет верхняя часть храма, на которую опирается барабан). Изначально покрытие храма было позакомарным, но сейчас на стенах не осталось и следов закомарных полукружий, которые когда-то украшали их.

В XV веке церковь пострадала от польского нашествия, частично обрушилась. После этого ее долго не восстанавливали – село было разорено, и невозможно было даже найти священника. Наконец в XVII веке была восстановлена, закомары стесали и сделали новую четырехскатную кровлю. По старинным церковным документам, после долгих работ по восстановлению, она была освящена 1 октября 1649 г. и передана в ведение Архангельского собора в Москве.

В том же XVII веке ее принялись расширять и расширили так, что к началу XIX века она стала самой большой церковью в округе. В течение всего XIX века храм продолжал обустраиваться и расти: возводилась новая ограда, на пожертвования богатых крестьян был отлит большой колокол, выстроен новый придел.

После 1917г. Никольская церковь была закрыта, а в 1941г. во время боев стала одной из важных оборонительных точек советских войск. Несмотря на то, что в ее сторону постоянно был направлен огонь, церковь почти не пострадала. Впрочем, служить в оборонительных целях ей было не привыкать – она изначально строилась как «крепостной» храм, или храм-крепость, призванный в случае набега служить защитой для обитателей села.

В послевоенные годы церковь использовалась в хозяйственных целях – как зернохранилище, часть молочной фермы. В 1958-1964гг. реставраторами древняя часть храма была очищена от позднейших обстроек и приняла если не первоначальный, то близкий к нему вид. Но на этом дело остановилось: церковь закрыли и более ей не занимались вплоть до 1999г., когда ее передали прихожанам.

То, что Никольская церковь в селе Каменское пережила после всех княжеских междоусобиц и поляков с литовцами еще и войну с французами, и революцию, и Великую Отечественную войну – уже само по себе замечательно. Но даже если ничего об этом не знать, то при подъезде к ней все равно захватывает дух – как будто подъезжаешь к древней крепости...6

6.3. Рецензия

Xрам Наро-Фоминского района поистине уникален. Никольская церковь в селе Каменском - одна из древнейших в Подмосковье. Хотя время ее сооружения и не отмечено в дошедших до нас летописях, детальные исследования современных архитекторов и археологов позволили установить, что она была построена в 70-х годах XIV века. Более того, удалось даже достоверно восстановить первоначальный облик храма.

Храм необычен по своей архитектуре. Этот небольшой по размерам одноглавый бесстолпный храм с тремя апсидами сложен из белого камня. В плане церковь имеет редкую для русского зодчества форму вписанного в квадрат равноконечного креста с короткими ветвями. Ветви креста перекрыты наклонными арками параболического очертания. Над ними расположен конический свод, на который опирается световой барабан с восемью узкими щелями. Сходные план и внутренний объем имеют сербские и болгарские церкви XII-XIV вв. (например, церковь великомученика Пантелеймона в Бояне), что представляет особый интерес для истории русской архитектуры.

 

7. Древний белокаменный храм Иоакима и Анны

7.1. Возникновение храм Иоакима и Анны

Древний белокаменный храм Иоакима и Анны был построен в 1390-х гг. и разобран практически весь, за исключением  одного северного придела Леонтия Ростовского, в 1867г. Этот придел, упоминаемый с конца XVI века, в 1770-х гг. был капитально перестроен и расширен: надстроена апсида, сверху поставлена ротондальная колокольня с круглым куполом и маленькой главкой. Таким образом, храм приобрел еще одну редкую черту – церкви «под звоном» нечасто встречаются в архитектуре. Вместо четырех малых глав ротонда звона была окружена четырьмя псевдоготическими башенками, верха которых утрачены. Декор храма представляет собой причудливое смешение стилей барокко, классицизма и псевдоготики. После сноса основной части древнего храма бывший придел стал отдельной церковью, по проекту Т.И.Семенова к ней была пристроена трапезная, а фасады облицованы. Главный интерес для исследователей представляет южная белокаменная стена храма – бывшая северная стена основного объема древней церкви. На той стороне, которая оказалась внутри храма, видны следы портала, пилястры и цоколь, а снаружи – борозды от иконостаса и следы жертвенника.

7.2. Архитектура  храм Иоакима и Анны

Почти на месте разобранной древней церкви в 1867-1871гг. по проекту К.В.Гриневского была построена новая приходская церковь Иоакима и Анны. Здание в псевдорусском стиле сложено из кирпича и завершается деревянным барабаном, обшитым железом и увенчанным небольшим шатром с главкой. На глухом барабане нарисованы окна, а шатер окружен рядом кокошников. Боковые фасады украшены тимпанами. Сходная по стилю колокольня, поставленная над западным входом в храм, достраивалась в 1893г. по проекту П.Е.Егорова. В интерьере сохранился иконостас, сделанный к постройке церкви – трехъярусный, украшенный богатой золоченой резьбой. Росписи храма также сохранились со времен постройки и только поновлялись в 1980-х гг.

В советское время в старом храме размещался архив, сейчас – приходская школа. Новый храм действовал все время, не закрываясь, благодаря чему сохранил многое из своего внутреннего убранства.7

7.3. Рецензия

Бесстолпный храм принадлежит к редкому типу церквей «под звоном», увенчанный ротондой колокольни. Внешняя архитектура церкви представляет сочетание допетровского зодчества, классицизма и псевдоготики. Особенно интересна южная стена храма — это сложенная из крупных блоков белого камня стена утраченного здания конца XIV в.

Типичный образец художественной эклектики с чертами псевдорусского стиля храм завершен деревянным, обшитым железом глухим барабаном под невысоким шатром. Такой же шатер венчает двухъярусный столп колокольни.

Храм не закрывался, поэтому внутренний интерьер убранства храма сохранился еще со второй половины XIX в. Стоящие в ряд иконостасы, из трех ярусов, обильно украшены измельченной золоченой резьбой. Привлекает внимание резанное из дерева и раскрашенное скульптурное Распятие. Роспись стен поновлена в 1980-е гг.

 

8. Собор Воскресения  Христова

8.1. Создание Собора Воскресения Христова

Собор Воскресения Христова в Волоколамском кремле был построен в XV веке по заказу удельного князя Волоцкого, Бориса Васильевича (1462-1494). Точная дата постройки неизвестна, но ясно, что это вторая половина XV века. Издревле на холме, где теперь располагается только соборный комплекс, был хорошо укрепленный Волоколамский кремль, последние оборонительные сооружения которого сохранялись до XVIII века.

8.2. Своеобразие  архитектуры Собора Воскресения Христова

Белокаменный одноглавый собор поставлен на высокий подклет и увенчан одной главой со шлемовидным куполом. Фасады храма разделены лопатками на три широких прясла по вертикали, а богатым терракотовым фризом – на два яруса по горизонтали. В центральных пряслах – перспективные порталы, к которым прежде вела высокая галерея-гульбище, ныне разобранная. В верху фасадов пробиты окна-бойницы, обрамленные перспективными наличниками. Некоторые окна сейчас заложены.

Верхняя часть собора многократно, начиная с XVII века, перестраивалась. В 1693г., когда здание ремонтировалось, была переложена часть сводов. Тогда же позакомарное покрытие было заменено на простую четырехскатную кровлю. В 1742г. в подклете собора была устроена теплая (зимняя) церковь, для чего в подклете растесали окна и пробили вход в западном фасаде, а перед входом сделали крытую паперть. Декор барабана также был изменен и восстановлен только в 1960-х гг. при реставрации.

В 1790г. с запада была построена крытая лестница, ведущая от колокольни в собор. Первая колокольня Воскресенского собора датируется 1758г., следующая (построенная в стиле классицизм) – концом XVIII века. Нынешняя пятиярусная колокольня относится к 1880-м гг.; проектировал ее архитектор Николай Петрович Марков. Колокольня поставлена между двумя соборами комплекса на кремлевском холме – древним Воскресенским и новым Никольским. Почти одновременно с колокольней была возведена и ограда комплекса.

В интерьере Воскресенского собора сохранились росписи на позднейшей штукатурке XIX века, под которой – остатки росписей XVIII века. Первоначальная роспись, относящаяся к концу XV века, сохранилась на северо-восточном столбе храма.

В 1930 г. собор был закрыт. В разное время в нем размещались то склад, то техникум, а в 1944-1947гг. в соборном комплексе устроили лагерь для немецких военнопленных. После этого собор до 1960-х гг. стоял заброшенным. В 1960-х проводилась реставрация многих памятников архитектуры; в их число попал и Волоколамский древний храм. В соборном комплексе разместился музей, которому до сих пор принадлежит бóльшая часть строений на кремлевском холме.8

8.3. Рецензия

Собор Воскресения Христова - древнее ядро комплекса – это один из лучших памятников архитектуры Подмосковья XV века. Соборный комплекс в кремле образован двумя соборами и оградой. Белокаменный одноглавый собор поставлен на высокий подклет и увенчан одной главой со шлемовидным куполом. Фасады храма разделены лопатками на три широких прясла по вертикали, а богатым терракотовым фризом – на два яруса по горизонтали. В центральных пряслах – перспективные порталы, к которым прежде вела высокая галерея-гульбище, ныне разобранная. В верху фасадов пробиты окна-бойницы, обрамленные перспективными наличниками. Некоторые окна сейчас заложены. В настоящее время собор находится в стадии восстановления.  
9. Собор Рождества Богородицы

9.1. История создания  Собора Рождества Богородицы

Собор Рождества Богородицы (1405-1407) в Саввино-Сторожевском монастыре – композиционный центр всего монастырского ансамбля и редкий образец древнерусского зодчества, сохранившийся до наших дней. Он был построен на средства князя Юрия Звенигородского немногим позже собора Успения на Городке, также из белого камня, хотя и, по всей вероятности, другими мастерами, которые, по мнению исследователей, стремились скопировать собор в крепости князя, но обладали меньшим искусством, нежели строители последнего. Поэтому собор Рождества Богородицы более раздается вширь, нежели ввысь.

9.2. Особенности архитектуры Собор Рождества Богородицы

Храм увенчан одной главой. Изначально она была, по-видимому, шлемовидной, но в XVII веке ее заменили новой, луковичной формы. В массивном барабане прорезаны высокие узкие окна.

Украшения стен храма – резной белокаменный пояс на уровне середины высоты фасадов и повторяющие тот же узор окаймления верха барабана и апсид. Перспективные порталы с килевидным завершением – также немаловажная часть декора храма. Схожие порталы можно увидеть и внутри собора.

Внутри собор был расписан в 1649г. Эти фрески были расчищены и обновлены при реставрации в 1969-1975гг. Но кроме них, на древней алтарной преграде были обнаружены росписи XV века, которые теперь хранятся в звенигородском музее. Эти росписи, по всей вероятности, могли быть выполнены мастерами круга Андрея Рублева. Оставшиеся же фрески принадлежали кистям артели мастеров Степана Рязанца и Якова Казанца (Рудакова).

Собор, в отличие от Успенского на Городке, неоднократно перестраивался. Во второй половине XVI века, не ранее 1549г., к собору с юга был пристроен Саввинский придел. Это, по сути, небольшой храм с одной главой и отдельно выступающей апсидой. К тому же времени относится и новая двусторонняя паперть. Около ста лет спустя, в 1650-х гг., паперть была перестроена: над ней устроили ризничную палату. В 1687-1688гг. собор был соединен переходной галереей со стоящим напротив царским дворцом. Галерея шла над землей на уровне второго этажа и выходила из ризницы. В XIX веке к паперти пристроили крыльцо с шатром. До перестройки 1780-х гг. нижний ярус южной части собора с ризницей была открытой, с арками, которые позднее были заложены.

Перестройки затронули и кровлю собора. Изначально позакомарная, она разделила участь многих таких же покрытий – была заменена на менее эффектную, но гораздо более практичную четырехскатную. Только в 1972г. ряды кокошников были восстановлены под руководством Л.К.Россова. Годом позже под руководством В.М.Пустовалова была восстановлена и перестроенная сложная кровля Саввинского придела.9

9.3. Рецензия

Один из четырёх сохранившихся до наших дней храмов в стиле раннемосковского зодчества. Построен в 1404–1405 гг.. Достраивался в середине XVI века – построен придел Преподобного Саввы.  В середине XVII века возведены южная галерея и западная паперть. В XIX веке – крыльцо. Сохранились фрагменты росписей XV века мастеров круга Преподобного Андрея Рублёва. В середине XVII века собор был расписан царскими изографами, создан уникальный пятиярусный иконостас, почти полностью сохранившийся и восстановленный к 600-летию обители.

Откуда ни войдешь в монастырь – первым взгляду предстает этот собор, не очень высокий, но возвышающийся на небольшом холме посреди монастырского двора, как и подобает главному храму ансамбля.

Информация о работе Храмы Московской области