Формы речи (устная и письменная)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 18:34, реферат

Краткое описание

Основой письменной и устной речи является литературная речь, выступающая как ведущая форма существования русского языка. Литературная речь - это речь, рассчитанная на сознательный подход к системе средств общения, при котором осуществляется ориентация на определенные нормированные образцы. Она является таким средством общения, нормы которого закрепляются как формы образцовой речи, т.е. они фиксируются в грамматиках, словарях, учебниках.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..…….2
1.Устная речь…………………………………………………………..……….3
2.Письменная речь…………………………………………………..………...6
3.Речевая ситуация……………………………………………….….………...8
Заключение……………………………………………………….……………10
Список используемой литературы…………………………………………11

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 31.23 Кб (Скачать файл)

Это побуждение может быть внутренним, связанным с объективным  желанием высказаться, или внешним, исходящим от педагога. 

В некоторых случаях в  речевую ситуацию закладывается  противоречие, которое должно быть разрешено в процессе деятельности. Такие ситуации, называемые проблемными, в наибольшей степени способствуют развитию речи. 

Динамичность процесса зависит  от активности участников и их заинтересованности в общении. Кроме этого, существенную роль играет информированность в  данной теме и общность интересов  участников общения. 

При овладении речью ситуации общения, побуждающие к высказыванию, могут быть реальными и воображаемыми. В учебных условиях процесс общения  обязательно планируется педагогом  и управляется либо средствами наглядности  – реальная ситуация, либо словесными стимулами – воображаемая ситуация. 

В подобных коммуникативных  ситуациях участники обогащают  свой чувственный опыт, накапливая представления об окружающем мире. В процессе работы не только увеличивается  словарный запас, но и расширяется  объем доступных для понимания  грамматических и синтаксических конструкций. В конечном итоге, формируется речевая  инициатива: создаются условия, при  которых возникает потребность  высказаться. 

Различают также канонические и  неканонические речевые ситуации.

Каноническими считаются ситуации, когда время произнесения (время говорящего) синхронно времени его восприятия (времени слушающего), т. е. определен момент речи; когда говорящие находятся в одном и том же месте и каждый видит то же, что и другой (в идеале, они располагают общим полем зрения); когда адресат – конкретное лицо и т. д.

Неканонические ситуации характеризуются следующими моментами: время говорящего, т. е. время произнесения высказывания, может не совпадать со временем адресата, т. е. временем восприятия (ситуация письма); высказывание может не иметь конкретного адресата (ситуация публичного выступления) и т. д. Дейктические слова в таких ситуациях употребляют иначе. Если, к примеру, говорящий по телефону использует слово здесь, то он обозначает только свое пространство. В письме субъект речи словом сейчас определяет только свое время, a не время адресата.

 

Заключение

Таким образом, говоря о том, что речевое общение происходит в двух формах - устной и письменной, надо иметь в виду сходство и различия между ними. Сходство заключается в том, что эти формы речи имеют общую основу - литературный язык и в практике занимают примерно равное место. Различия сводятся чаще всего к средствам выражения. Устная речь связана с интонацией и мелодикой, невербаликой, в ней используется определенное количество и "своих" языковых средств, она привязана больше к разговорному стилю. Письмо использует буквенные, графические обозначения, чаще книжный язык со всеми его стилями и особенностями.

 

Список используемой литературы

1. Введенская Л.А, Павлова  Л.Г., Культура и искусство речи. Ростов-на-Дону 1999г

2. Васильева А.Н. Основы  культуры речи.-М, 2004

3. Бубнова Г.И., Гарбовский Н. К. Письменная и устная коммуникации: Синтаксис и просодия. М., 2001.

4. Вахек И.К. Проблемы письменного языка. М 2008

5. Зализняк А.А. О понятии  графемы, лингвистические исследования. М, 2003

6. Шапмро. Основы русской пункции. М, 2005

1 Васильева А.Н. Основы культуры речи.-М, 2004 с. 123

2 Зализняк А.А. О понятии графемы, лингвистические исследования. М, 2003

3 Бубнова Г.И., Гарбовский Н. К. Письменная и устная коммуникации: Синтаксис и просодия. М., 2001.

4 Введенская Л.А, Павлова Л.Г., Культура и искусство речи. Ростов-на-Дону 1999г

5 Вахек И.К. Проблемы письменного языка. М 2008

 


Информация о работе Формы речи (устная и письменная)