Феномен Олега Табакова в театральной сфере 20 -21 вв.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2015 в 19:18, научная работа

Краткое описание

Цель работы: доказать, что Олег Павлович Табаков внес огромный вклад в развитие театральной культуры 20 -21вв.
Задача работы направлена на изучение жизни и творчества Олега Павловича Табакова.

Содержание

Введение..............................................................................................................3
Глава 1. Основная часть. «От «Современника» до «Табакерки».
1.1.Театр «Современник» ..................................................................................6
1.2 Театр «Табакерка» .........................................................................................8
Глава 2. «От МХТ до сегодняшних дней»
2.1 Деятельность в МХТ...................................................................................15
Заключение.........................................................................................................19
Список используемой литературы...................................................................28

Вложенные файлы: 1 файл

NNNIIIIRRR (1).docx

— 66.00 Кб (Скачать файл)

     Ефремов был демократ  как он любил себя называть, это были сборы, художественные  советы, когда пришел Олег Павлович  то он сказал, что всего

Этого не будет вообще. По приходу уволил тех, кто не был востребован. Это значит, что те режиссеры, которых приглашал Табаков не брали этих самых актеров. Табаков устроил в МХТ авторитарный режим. Он попал в кризис и в театральный и в государственный. На островке художественного театра в нулевые годы артисты перестали заседать и обсуждать, была поставлена иная задача, актер должен говорить только на сцене. Артистов Табаков полагает существами легкомысленными, иногда именует их хитрыми животными во всех ситуациях сам всегда остается актером, то есть человеком глубоко и пожизненно сопричастным людям этой профессии. Установил старикам МХАТа пенсию превышающую государственную, пытается обустроить Россию в своей отдельно взятой территории. По итогам первой его «мхатовской» пятилетки отчитывался в министерской коллегии.

В 2000 году зал заполнялся только на 40 процентов. С чего начинается обновление театра? С успеха говорит Табаков. И вот тогда его ученик Владимир Машков о ставит спектакль, но ставит его в методологии художественного театра. Он выстраивает живую жизнь человеческого духа, живых людей. Преувеличение, гиперболы, смешные, острые характерности, спустя 15 лет считает , что это наиболее успешный спектакль Российской Федерации.

Секрет успеха МХТ рассказывает в интервью с Борисом Тухом: 
- Каким образом вам удалось из Художественного театра, последние лет 60 очень консервативного, сделать театр с такой разнообразной репертуарной политикой, буквально от стенки до стенки, от Чехова, Горького и Булгакова до Дурненкова, МакДонаха и Гришковца?

  • Чудес на свете не бывает. В 2000 году в зале было 41-42 процента зрителей. 
    - Это страшно. 
    - Страшно? Это ка-та-стро-фа! Я в своей жизни… ученые женщины-театроведки подсчитали, сколько я в своей жизни сыграл спектаклей, назвали большую цифру, не помню точно, но очень большую, где-то от четырех до пяти тысяч… и из этого числа я играл перед неполным залом раз, может быть, двадцать. Большая часть из этих двадцати пришлась на Осакаровский район Карагандинской области, где мы гастролировали, потому что это – сельский район, и женщины-доярки, просто не успевали на спектакли, им надо было торопиться на вечернюю дойку. 
    А теперь у нас заполняемость зала – 99%! Это я не к тому, хорошие у меня театры или плохие, а к тому, что это театры, пользующиеся повышенным спросом. И Костя Богомолов, постановщик этого спектакля и, в свободное от работы время, муж нашей молодой звезды Дарьи Мороз, звонит мне в день предварительной продажи билетов и говорит: «Олег Палыч, а очередь-то тянется от дверей кассы до Дмитровки!» 
    Должен сказать, что возвращение зрителя в зал проходило последовательно. Тут, конечно, свою роль играют перемены, и это не только у нас. Вот если взять даже последний прорыв, появление новых художественных руководителей, когда Миндаугас Карбаускис взял Театр Маяковского, Евгений Писарев – Пушкина, Кирилл Серебряников – Гоголя, то все это привело к подъему интереса к театрам. Но если говорить серьезно, то я думаю, что если мы, живущие и пока еще способные, не сделаем этого, то за нас никто не сделает. 
    - Облик Художественного театра при вас сильно изменился? 
    - Так говорят. Но я постараюсь опровергнуть. В 2001 году Володя Машков, в ту пору еще молодой актер и совсем молодой режиссер, ставит абсолютно коммерческую, ловко скроенную, комедию Рэя Куни «Номер 13».

- То есть  методология сохраняется, а репертуарная  политика при этом может меняться, успевать за временем или опережать  его – и тогда сам театр  остается верен себе и по  большому счету неизменен?

  •  
    - Абсолютно верно! Авангард Леонтьев, Женя Миронов и другие актеры по-настоящему играли, фантастически точно, а швейцар с галунами, шотландская ткань в клетку и Биг-Бен за окнами только подчеркивали это. Безумно смешно было. Я смотрел спектакль раз шесть и заметил, что некоторые женщины вдруг выходили из зала – и вскоре потихонечку возвращались. Догадываюсь, что выходили они опростаться, как говаривала моя бабушка. Люди существовали в этом спектакле по-человечески, вот и всё объяснение успеха. 
    С этого начался возврат людей (зрителей) в художественный театр. Потом была «Белая гвардия», «Мольер» и многое другое. «Никакой он не менеджер хотя он и руководит театром и никакой он не кризисный. Он человек создающий направление, я не всегда согласен с этим направлением, но то что я вижу это создание своего направления в театре, а не менеджмент» Сергей Юрский. В театре случилась беда, в театре бедствующем случилось страшное, умер Олег Николаевич Ефремов. Табаков понимал, что надо что — то делать. Сам он не называет себя режиссером и говорит, что пришел в театр не для того, чтобы утвердить себя. [4]

Театральное дело ведет по купечески. Утро начинает с просмотра сводок, сколько продано билетов, сколько людей ушло вчера со спектакля. «Я пытаюсь идти в сторону значительности репертуара, я настойчиво приглашаю более живые, наиболее жизнеспособные режиссерские особи, я их вкладываю в дело и из этого иногда получается совсем неплохие результаты» признается Табаков. [2]

«С одной стороны поиск современных пьес, современных авторов, режиссеров — необыкновенная смелость, риск, а с другой стороны какое — то ощущение от его оценок спектакля даже консервативное» рассказывает Юрий Бутусов.

«Мне кажется, что сейчас МХТ похож на большую, много цеховую кузницу, где все время стучат, все время идет работа и иногда получаются какие — то неплохие вещи»

                                                                      Константин Хабенский.

В МХТ царит лёгкость, демократия и желание удивить, боязнь попасть не туда, куда нужно, выглядеть глупо здесь этого нет. Критерий подбора актеров театра — это талан утверждает Табаков. Русло в том, чтобы добавлять, что — то новое, развивать актера, «отодвигать потолок».

Живет в своем пространстве, стены кабинета заполняются не специально, а стизийно, вещи появляются и пропадают без всякой тематитизации. Кабинет поражает причудливым коллажем фотографий, подарков, грамот, старых газетных вырезок, пейзажей, книг, безделушек. Его часто сравнивают с Пьером Безуховым

Раз в год перед отпуском всех своих коллег и товарищей приглашает на «большую еду». Ежегодно двумя театрами отмечают старый новый год, проводят капустник, где вспоминают основные спектакли сезона. Возвращает себя в карнавальные времена раннего «Современника» лучше этого, ничего у него в жизни не было.

Отношение Табакова к театру как к семье «Это возможно наивно, но я думаю   артистов надо ласкать, они должны ощущать, что есть кто — то, кто любит их, я не могу сказать, что я люблю всех одинаково, но это несомненное важное условие. Шутейно говорят театр — дом, а я верю».

                                                                             Олег Павлович Табаков.

Олег Павлович Табаков несмотря на солидный возраст (знаменитому артисту уже за 70) продолжает руководить театром и играть на сцене. Олег Табаков все еще полон сил и энергии, но уже начал задумываться об уходе из театра. Вот что об этом в интервью газете "Труд" рассказала его жена, актриса Марина Зудина: "Олег Павлович говорит, что года через три-четыре он уйдет из театра. Я думаю: задержалась бы я в профессии, не будь он рядом? От него идет шквал энергии. Когда он в театре, все приходит в движение. Не знаю, как влияю на Олега Павловича я. Он на меня - положительно. Я стала терпимее. Исчезла ревность к молодым артисткам. Я смотрю на них не как соперница, актриса, а как жена художественного руководителя и продюсера, заинтересованная в общем успехе".

Признается, что оштрафовывает актеров театра, примерно на тридцать тысяч рублей, на вопрос за что такие большие суммы отвечает, за опоздание. Билеты на сцену МХТ никогда не будут стоить дороже 250 рублей, утверждает Табаков. Мало того МХТ играет в различных домах культуры, институтах, Сегодня в труппе МХТ и «Подвального театра» как лучших, харизматичных актеров может привести в пример :Наталью Тенякову, Гарика Леоньтева, в лучших проявлениях Михаила Пореченкова, Марину Зудину.[8]

 Отношение  Табакова к театру как к семье «Это возможно наивно, но я думаю   артистов надо ласкать, они должны ощущать, что есть кто — то, кто любит их, я не могу сказать, что я люблю всех одинаково, но это несомненное важное условие. Шутейно говорят театр — дом, а я верю».

                                                                             Олег Павлович Табаков.

Многие актеры и театральные деятели все — таки считают, что не существует театра — дома, что сейчас новое время, существуют мобильные телефоны, смс по которым актеры договариваются на пробы и сьемки в другие места. Но например Юрий Бутусов считает, что театр — это святое место. Табаков думает по другому и делает по другому. А зачем? Потому что главное, чтобы в театре не ущемляли достоинства человека, чтобы и без того ранимая, женственная профессия, могла быть все — таки реализована. А почему нужен для этого институт театра? Это можно назвать как угодно, есть несколько признаков: если вы пройдете в будний день по помещению театра МХТ, то вы обнаружите что почти везде репетируют, желание приходить в театр, желание пробовать, желание рисковать, отсутвие страха — это самое главное.

Несмотря на то, что Табаков руководит двумя театрами он решил создать колледж для ребят после девятого класса, где они могли бы обучаться театральному, актерскому ремеслу.

- «Когда вы создавали колледж  вы думали что ребята должны  уже стать ртистами или они все -таки должны продолжать  и получать высшее театральное образование?»

  • «Зависит от размеров дорования».

     В международный  день театра Олег Павлович вот уже 20 лет вручает премию фонда Табакова. Это личная премия, чьи таланты он хочет отметить.и в конверте лежат деньги выделенные самим Олегом Павловичем.

     «Я счастливый», как  он сам говорит. Формула достижения  успеха — работать и преодолевать, «у меня логика бульдозера». « Я думаю надо сохранить остатки совести  это первое, второе я от природы человек доброжелательный, не злой, я не могу сказать что я все все прощал, но никогда в ответ на пакости аналогично не отвечал я скорее жалел. Я довольно рано узнал что народ — актеры, мягко говоря разнообразный, но вместе с этим дети,как говорят». [8]

 

 

Заключение.

Олег Павлович Табаков несмотря на солидный возраст (знаменитому артисту в 2015 году исполняется 80 лет) продолжает руководить театром и играть на сцене. Однако артистом по жизни Табаков себя не ощущает из-за изменившего всю его жизнь инфаркта. 
     "Я давно перестал быть по жизни артистом, - признался Табаков. - Когда у меня в 29 лет случился инфаркт, многое пришлось передумать, пересмотреть в своей жизни.После этого я стал заниматься только тем, что мне интересно". 
о словам Табакова, изменило его шкалу ценностей и появление детей. "Раньше я думал, что никогда не умру - впереди вся жизнь, - рассуждает актер. - Частенько меня посещают невеселые мысли: "А сколько еще ты будешь видеть своих детей?" Ответа нет. Это еще более печалит. Но я осознаю, что грусть эта светлая. Она - плата за ту радость, которую мне подарил Господь. В своем далеко не юном возрасте у меня есть возможность подключиться к этим энерджайзерам и подзаряжаться от них. Когда я обнимаю, ласкаю своих детей и внуков, ощущаю регенерацию жизненных и творческих сил. А вообще дети и внуки наводят на мысль о бессмертии". 
"С возрастом еще больше ценю Олега Павловича, - говорит супруга актера. - Есть чувственноевосприятие человека, но в длительном браке - а нашим отношениям больше 20 лет - голова все-таки включается. Достаточно трезво начинаешь смотреть на все, но не без замирания сердца".

В одном из интервью Олега Павловича спросили:

«- А традиции отцов-основателей живут? 
 
- А вы сами как считаете. 
 
- Этика Станиславского точно жива! Год назад я был на Международном фестивале театральных школ, который устраивала Школа-студия. И мне показалась прекрасно старомодной воспитанность ее студентом. Здороваются с каждым встреченным в коридоре, даже не зная его. 
 
-Да, да. А когда я учился, мы поздоровавшись, обегали по кратчайшей линии и снова оказывались перед человеком, чтобы поздороваться вторично и показать, как мы уважаем его и какие у нас хорошие манеры. Это было чуть демонстративно, но очень симпатично!»[6]

Чем больше всего на свете дорожит Олег Табаков и о чем сожалеет? Что значат для него театр? Какое место занимает семья, дети? Как успешно вырастить талантливых учеников? Фильм Александра Мохова «Олег Табаков. Зажигающий звезды». В этом фильме приняли участие ученики Табакова, вот как они отвечают на заданный им вопрос: 
«Олег Павлович Табаков, это..?»

  • Это радость, наверное (Евгений Миронов) 
     
    — Это — жизнь моя (Марина Зудина) 
     
    — Он гений (Евдокия Германова) 
     
    — Одна из мощных сильных энергетических планет нашей актерской системы (Сергей Безруков) 
     
    — Непостижимое прекрасное... чудовище (Константин Райкин) 
    — Великий артист — не побоюсь этого слова — великий человек, великий администратор, великий педагог (Андрей Смоляков)

      Таким видят своего  учителя и коллегу те, кого  актер и режиссер, руководитель  нескольких московских театров  и актерской школы Олег Павлович  Табаков «зажег» много лет  назад. Его ученики — сегодняшние  звезды театра и кино, соратники  по режиссерскому цеху — мастера  с мировым именем. Всех, кому посчастливилось  быть рядом, он зажег своей  жаждой к работе, влюбленностью  в профессию, желанием продлиться  в фильмах, спектаклях, учениках. О  нем говорят: «У Табакова нюх на талант, поэтому он так плодовит». А ученики отвечают: «Он не ждет ничего от нас — он сам дает». 
«Мне с моего актерского детства люди сделали много добра», — делится Олег Павлович, — «и я сам всегда так же относился к молодежи, считая, что это чувство взаимно...»  [6]

      Его роли в театре и кино необьятны.

Московский театр «Современник» 
1956 — «Вечно живые» В. С. Розова. Режиссёр Олег Ефремов 
1957 — «В поисках радости» В. С. Розова. Режиссёры Олег Ефремов и Виктор Сергачёв — Олег Савин 
1958 — «Никто» Э. Де Филиппо. Режиссёр Анатолий Эфрос 
1958 — «Продолжение легенды» А. В. Кузнецова. Режиссёр Олег Ефремов 
«Баллада о невеселом кабачке» Э. Олби — Братец Лаймон 
1960 — «Голый король» Е. Л. Шварца. Режиссёры Олег Ефремов и Маргарита Микаэлян 
1969 — «Обыкновенная история» В. С. Розова по роману А. И. Гончарова. Режиссёр Галина Волчек — Александр Адуев 
1972 — «На дне» А. М. Горького — Татарин 
1973 — «Балалайкин и Ко» С. В. Михалкова по роману М. Е. Салтыкова-Щедрина «Современная идиллия». Режиссёр Георгий Товстоногов — Балалайкин 
«Провинциальные анекдоты» А. Вампилова — Анчугин 
1978 — «Двенадцатая ночь» У. Шекспира. Режиссёр Питер Джеймс — Мальволио«Восточная трибуна» А. Галина — Коняев 
МХАТ и МХТ им. Чехова 
1983 — «Амадей» П. Шеффера. Постановка М. Г. Розовского — Сальери 
«Скамейка» А. Гельмана — Он 
«Кабала святош» М. Булгакова — Бутон, Мольер 
«Горе от ума» А. Грибоедова — Фамусов 
2003 — «Копенгаген» М. Фрейна. Режиссёр М. Карбаускис — Нильс Бор 
2003 — «Последняя жертва» А. Островского. Режиссёр Ю. Ерёмин — Прибытков 
2004 — «Тартюф» Ж. Б. Мольера. Режиссёр Н. Чусова — Тартюф 
Московский театр-студия п/р Олега Табакова 
«Матросская тишина» А. Галича — Меер Вольф 
1990 — «Обыкновенная история». Виктор Розов по Ивану Гончарову. Режиссёр Олег Табаков — Пётр Адуев 
«Я xочу сниматься в кино» Н. Саймона — Херб Таккер

Информация о работе Феномен Олега Табакова в театральной сфере 20 -21 вв.