Феномен Олега Табакова в театральной сфере 20 -21 вв.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2015 в 19:18, научная работа

Краткое описание

Цель работы: доказать, что Олег Павлович Табаков внес огромный вклад в развитие театральной культуры 20 -21вв.
Задача работы направлена на изучение жизни и творчества Олега Павловича Табакова.

Содержание

Введение..............................................................................................................3
Глава 1. Основная часть. «От «Современника» до «Табакерки».
1.1.Театр «Современник» ..................................................................................6
1.2 Театр «Табакерка» .........................................................................................8
Глава 2. «От МХТ до сегодняшних дней»
2.1 Деятельность в МХТ...................................................................................15
Заключение.........................................................................................................19
Список используемой литературы...................................................................28

Вложенные файлы: 1 файл

NNNIIIIRRR (1).docx

— 66.00 Кб (Скачать файл)

Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Санкт-Петербургский государственный институт культуры»

ФАКУЛЬТЕТ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА ЭСТРАДЫ

КАФЕДРА РЕЖИССУРЫ И ПРОДЮСИРОВАНИЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ШОУ-ПРОГРАММ

 

 

 

Научно-исследовательская работа

 

По дисциплине: режиссура и актерское мастерство

 

Тема:феномен Олега Табакова в театральной культуре 20-21вв.

 

 

Выполнила: студентка   1  курса

                                                                    Колядина Элина Игоревна  

                                                                               (Ф.И.О. студента)

 

 

                                                    Проверил: преподаватель

                                                             

                                                                    Гаврилова Ольга Николаевна

(Ф.И.О. преподавателя)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт – Петербург

2015

 

 

Оглавление

 

 

Введение..............................................................................................................3

 

Глава 1. Основная часть. «От «Современника» до «Табакерки».

1.1.Театр  «Современник» ..................................................................................6

1.2Театр «Табакерка» .........................................................................................8

 

Глава 2. «От МХТ до сегодняшних дней»

2.1 Деятельность  в МХТ...................................................................................15

 

Заключение.........................................................................................................19

 

Список используемой литературы...................................................................28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 Тема моей научно — исследовательской работы звучит следующим образом : «Феномен Олега Табакова в театрально сфере 20 -21 вв». Из всех предложенных тем, я выбрала именно эту, т.к. выбранный мною режиссер, педагог и организатор — мой современник, безусловно меня интересует его взгляд на современность, его мысли  в мире театра и кино. Меня восхищают и поражают его актерские и организаторские качества. Он руководит самым известным, одним из самых знаменитых и легендарных театров России — Московским Художественным театром им. А.П.Чехова. Он выпустил огромное количество талантливых актеров, которые ежедневно играют на театральных подмостках, на телевидении и являются самыми востребованными и знаменитыми в современной России. Кроме того, Олег Павлович является создателем своего собственного театра. Его вклад в театральную культуру и её развитие необъятен.

 Олег Павлович Табаков — актер театра и кино, режиссер, продюссер, педагог, создатель собственного театра, который в народе именуется «Табакерка», основатель школы для одаренных детей, руководитель МХТ. Его называют главным лицидеем страны. Играет от 90 до 100 спектаклей за сезон. Несмотря на возраст.

  «...Его нельзя определить одной фразой, можно про него рассказать, но это будет неполный рассказ». Константин Райкин

на работу выдающихся мастеров, студенты постигали азы актерского ремесла.

     Руководителем курса, на котором учился Олег Табаков  был Народный артист СССР, заведующий  кафедрой актерского мастерства  Школы-студии Василий Осипович  Топорков. Один из крупнейших театральных педагогов своего времени, автор книги «Станиславский на репетиции» и «О технике актера», он магически владел мастерством и личной актерской практикой давал студентам больше, чем объяснениями на занятиях. «Для меня В.О.Топорков был больше, нежели только учитель,- говорит Олег Табаков. - Он доверял мне. Такое доверие мастера льстило и как бы окрыляло. Я начал ощущать уверенность в себе и все более увлекался тем, что ныне называю технологией профессии». Помимо занятий в Школе-студии Олег Табаков вскоре начал посещать «ночную студию» П.М.Ершова, известного театрального педагога и режиссера, методика преподавания которого сильного отличалась от принятой в Школе-студии. Именно тогда у молодого актера возникло убеждение в необходимости «постоянно приобретать и коллекционировать свои профессиональные умения».

      Одновременно с  Олегом Табаковым в Школе-студии МХАТ учились такие ставшие известные в будущем мастера сцены, как Е.Урбанский, В.Гафт, Э.Лотяну, В. Левенталь, Г. Волчек, Л.Юроневой, Е.Евстигнеев, О.Басилашвили, Т.Доронина, М.Казаков и др.

      Первый профессиональный  успех принесла Олегу Табакову роль Хлестакова сыгранная им в отрывке еще на 2 - м курсе. «Первые серьезные похвалы в моей жизни стали реальными подтверждением того, что я занимаюсь своим Делом. Какое — то зерно в профессии было найдено, а потому уже можно было надеяться на что — то большее в будущем...» - напишет он много лет спустя в мемуарах. В «Ревизоре» впервые проявилось его дарование комического артиста. А свою первую премию - часы «Победа» Олег Табаков получил за роль

Пети Трофимова в студенческом спектакле «Вишневый сад» на фестивале «Московская театральная весна».

        Еще будучи студентом Школы- студии, Олег Табаков получил приглашение  главного режиссера детской редакции Всесоюзного радио Н.В.Литвинова дебютировать на радио в композиции спектакля «Вечно живые» (1957). Позднее Олегом Павловичем были записаны для радио такие известные работы, как: «Юность Герцена»(1959), «Станция первой любви»(1960), поставил студенческий дипломный спектакль "Женитьба" по пьесе Н.Гоголя, который, однако, не вошел в репертуар "Современника", но в Сибири, куда спектакль был вывезен на гастроли, зрителями был встречен очень тепло.

         В это время в театре "Современник" у Олега Табакова практически не было новых ролей за исключением Татарина в спектакле "На дне" в постановке Г.Волчек, но этот пробел с лихвой восполняет телевидение, где начиная с 1957 года Олегом Табаковым сделано много талантливых, ярких, новаторских работ, большая часть которых вошла в сокровищницу отечественного ТВ. Олег Табаков был одним из первых актеров, принимавших участие в телеспектаклях, транслировавшийся в прямом эфире, его первыми телевизионными опытами были работы в спектаклях: "Рисунок карандашом" в постановке Г.Холоповой и "Продолжение легенды" в постановке Б.Горбатова (1957). На телевидении он записывает два моноспектакля - "Конек-Горбунок"(1973) и "Василий Теркин"(1979) и др.

         В 1970 году во МХАТ из "Современника" уходит Олег Ефремов, и Олег  Табаков на 6,5 лет становится директором "Современника". За эти годы  происходит обновление театра, в  его труппу принимается целый  ряд молодых мастеров: актеры  М.Неелова, К.Райкин, Ю.Богатырев, В.Поглазов, Б.Сморчков, режиссеры В.Фокин и И. Райхельгауз. Обновился и репертуар театра: В.Фокин ставит "Валентина и Валентину" М.Рощина, "Провинциальные анекдоты" А.Вампилова, "Записки из подполья" по Ф.Достоевскому, "С любимыми не расставайтесь" А.Володина, "Не стреляйте белых лебедей" Б.Васильева. Олег Табаков приглашал в театр для новых работ известных режиссеров и писателей, приносивших свежие идеи, подающих новый импульс для творческого развития театра. Так родились спектакли "Тоот, другие и майор", где Табаков играл Майора, в постановке А.Алова и В.Наумова, "Балалайкин и Ко", поставленный Г.Товстоноговым, где Балалайкин-Табаков вызвал огромный зрительский интерес и позднее был перенесен как телеверсия на ТВ. По приглашению Олега Табакова в театре работали также Анджей Вайда ("Как брат брату") и Ион Унгуряну ("Доктор Штокман"). Г.Волчек, уже будучи главным режиссером "Современника", поставила в это время свои знаменитые спектакли "Свой остров" и "Восхождение на Фудзияму".

       В 1976 году Олег Табаков уходит с поста директора "Современника", много и плодотворно с 2000 года Олег Табаков возглавил Московский Художественный театр имени А.П.Чехова.

Олег Табаков - Народный артист СССР (1988), Народный артист РСФСР (1977), лауреат Государственных премий СССР (1967) и РФ (1999), премии имени Московского комсомола (1967). Награжден орденами "За заслуги перед Отечеством" III степени (1995), Трудового Красного Знамени (1982), Дружбы народов (1985), "Знак Почета" (1967), дважды лауреат национальной театральной премии "Золотая маска", Премии имени К.С.Станиславского и премии "Хрустальная Турандот".

Живет и работает в Москве. [1]

Судя по  краткой биографии Олега Павловича Табакова можно сказать что это человек у которого неиссякаемое желание работать, трудиться, создавать, воспитывать. Неисчерпаемый талант, энергия, востребованность. Его любят и уважают не только зрители, но и его коллеги, ученики.

«У него есть какая - то генетическая память чужой беды, чужого горя, чужой старости, чужого одиночества и это в нем, это его багаж. Он никогда не бывает унылым , одиноким, печальным, я всегда видела  не унывающего человека». Лия Ахеджакова.

Судя по его фильмографии, которая насчитывает более 160 кинокартин Олега Павловича можно назвать великим актером.

Характерность у артиста рождаются, не заимствуются это интуиция как он сам говорит. Больше всего ценит в актере непредсказуемость человеческого поведения , особенно когда человек доходит до комического , называет это правдой существования.

    Ему равно подходят  роли и женщины и мужчины, театр для него радость.

   Однажды у Табакова спросили должен ли характерный атрист охранять свое право?  На что он ответил он должен держаться на расстоянии, Табакову удалось всю жизнь держать эту дистанцию.

Любой актер может позавидовать его умению перевоплощаться. Он остается одним из самых успешных актеров, организаторов и преподавателей по сей день.

Цель моей работы доказать, что Олег Павлович Табаков внес огромный вклад в развитие театральной культуры 20 -21вв.

Задача :моей работы направлена на изучение жизни и творчества Олега Павловича Табакова.

Гипотеза данной научной работы заключается в следующем:доказать значимость вклада Олега Павловича Табакова в развитие российской театральной культуры, как актера, педагога и организатора.

Практическая значимость: это исследование применимо для студентов театральных ВУЗов и молодых педагогов, т.к. здесь находится множество примеров

Структура исследования: введение, две главы, заключение, список используемой литературы.

 

 

    

 

    

 

 

 

 Основная часть. От «Современника» к «Табакерке».

«Современник»

Московский театр «Современник» основан группой молодых актеров в 1956 году. В послевоенной истории страны, в годы разоблачения культа личности он стал первым театром, рожденным свободным творческим объединением группы единомышленников и сумевших отстоять себя как целостный художественный коллектив.

  Создание театра «Современник» во многом зависело от создателя, то есть Олега Николаевича Ефремова. Ему требовалось новое воплощение, и он, собрав вчерашних выпускников Школы- студии МХАТ , создает свою театр - студию    «Современник». Важно было и то, что вся труппа должна была состоять исключительно из единомышленников. Так определял Ефремов первое и категоричное требование к своим соратникам. «Для меня театр- это содружество людей, живущих как бы на одном дыхании, исповедующих одни и те же идеи, это несколько десятков сердец, бьющихся в унисон, несколько десятков умов, ищущих ответа на жизненные вопросы, которые волнуют каждого в отдельности. Это коллектив, который целиком художник».

 Олега Павловича в «Современнике» брали на роли положительного советского героя, вступающего в жизнь, молодой человек.

   Табаков считает что несмотря  на то что, актеров «Современника» отверг МХТ , они превосходили актеров в МХТ по признакам сегодняшней правды. Это был голос как люди сегодня разговаривают в булочной, на улице, на вокзале этим «Современник» владел и это было не достижимо. Потому что когда что — то аналогичное пытался делать Художественный театр — хиловато — рассуждает Табаков. Современность речи, сегодняшних интонаций, дело было не только в лексике, а в освобождающейся индивидуальности. Постановки «Современника» сознательно обладали простотой, но в то же время в них чувствовалась серьезная режиссура. Если МХАТ Им. Чехова был исключительно для интеллигенции, то «Современник» расширил социальный диапазон. «Современник» переносил закулисную атмосферу на сцену, даже заходили далеко, однако московская публика любила именно это. Театр развивался в условиях сложной историко- политической обстановки, наступил период «оттепели». Искусство было шатким, живописцы и поэты требовали осудить своих коллег, творился какой-то абсурд в мире творчества, но несмотря на все это Олегу Николаевичу удалось развивать свое искусство и приобретать все большую любовь и признание со стороны зрителя. В «Современнике» собралась не просто труппа артистов, а единомышленников: Евгений Евстигнеев, Олег Табаков, Игорь Кваша, Галина Волчек, Лилия Толмачева, Валентин Никулин, Нина Дорошина, Алла Покровская и Михаил Козаков. 
Олег Николаевич не просто собрал потрясающий актерский ансамбль, а открыл своим артистам возможность воплощать свои режиссерские замыслы, и не просто играть на сцене театра, а являться и соавтором поставленной пьесы.  
Одни из поставленных и получивших признание в «Современнике», такие спектакли, как: 
1. «Голый король» (1960) Е. Шварца 
2. «Назначение» (1963) А. Володина 
3. «Всегда в продаже» (1965) В. Аксенова 
4. «Традиционный сбор» (1967) В. Розова

«Я думаю, что «Современник» как явление, во многом был крайним удивлением в голом короле» говорит Олег Павлович.

    В театральной сфере  считалось, что в «Современнике»  царит «вульгарный демократизм». Актёры распределяли гонорары, до  ночи сидели и обсуждали кто  из них лучший.

В 1964 году «Современник» перестал быть студией. Он стал нормальным советским театром. Очень скоро "Современник" стал любимым театром молодежи и интеллигенции.

Творческий кризис театр начал испытывать к 70-м годам. Театру было нелегко, он и раньше испытывал трудности, но когда это сопровождалось компанией единомышленников, трудности разрешались. Олегу Николаевичу предложили возглавить, в качестве художественного руководителя МХАТ, он принял это предложение. Ушёл от не знания того, что предложить дальше по мнению Табакова. Театр начал разваливаться, его покинули многие артисты. «Современник» ожидал новую труппу, новое поколение. Многие думали, что театр прекратит свое существование, но вопреки сказанному, он начал свое восстановление. На голосовании было решено, что художественным руководителем будет Галина Волчек.[3]

Информация о работе Феномен Олега Табакова в театральной сфере 20 -21 вв.