Традиционное украшение жилища чувашей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 08:39, контрольная работа

Краткое описание

Сегодняшние деревни чувашей отчасти сохраняют скрытное местоположение. Это вызвано как укоренившейся традицией, так и утилитарными соображениями. Располагая деревни на склонах оврагов, чуваши преследуют несколько целей. Во-первых, наиболее полно используются площади, предназначенные для посевов. Во-вторых, в оврагах устраиваются пруды и маленькие запруды для домашней водоплавающей птицы. Склоны, обращенные к солнцу, наиболее выгодны для посевов ценных пород овощей и плодовых деревьев.

Содержание

Введение 3
Дом 5
Интерьер чувашского жилища 7
Крыльцо, козырек 9
Резные наличники 11
Ритуальные ворота 16
Список использованной литературы 22

Вложенные файлы: 1 файл

культурология.docx

— 44.68 Кб (Скачать файл)

Семантика кованых решеток  чувашей еще никогда не привлекала внимание исследователей. И в самой  Чувашии их сохранились единицы. Кованые решетки являлись элементом  городской культуры. В данном случае мы имеем дело с определенным стилевым направлением, получившим развитие на принципах этнической культуры, так как семантические особенности решеток Чебоксарского художественного училища перекликаются с традиционными чувашскими орнаментами. Но те же элементы орнамента мы могли бы встретитъ и, например, на сарматских зеркалах.

Существует обычай рисования  равносторонних крестиков на дверях и наличниках, называемых чувашами кепе (защита). Некоторые из них изображаются в круге, как, например, зафиксированные на калитке дома в д. Пятино, входящей в состав г. Чебоксары. Данный обычай наблюдается, в частности, на Кавказе, где задолго до зарождения христианства жители изображали такие кресты и носили бронзовые амулеты в виде креста в круге, называя его «хороший крест».

На фронтоне крыльца Чувашской  национальной галереи центр композиции занимает «хороший крест», выполняющий  функцию оберега от сглаза, по краям  от него две солярные шестилучевые розетки и обрамление из знаков огня. На решетке крыльца черного хода в здание обрамленный знаками огня знак мироздания. Сходную символику мы можем встретить на решетках некоторых домов Ульяновска и других городов России.

Аналогично, чтобы уберечь  ребенка от сглаза, на его люльке рисовали «хороший крест», а между  бровями младенца, прежде чем показать его чужим людям, с молитвами  ставили углем или помадой  точку.

Все это говорит о распространенности этнического стиля на территории России издревле. Постеленно этот стиль замещается западными светскими течениями: классицизмом, модерном и т. п.

 

 

 

 

 

 

 

Резные наличники

 

В 1962 г. Г. Н. Павловым была защищена диссертация по чувашской народной архитектуре. В ней был, практически  впервые после Октябрьской революции, собран и систематизирован значительный материал по традиционной архитектуре. Но в данной работе автор делает вывод об отсутствии орнаментации древних  изб чувашей на том основании, что она не упоминается в работах  этнографов. И, более того, отрицается существование украшений окон: «вместе  с появлением больших окон на чувашских  домах появились и наличники. Так как к моменту массового  распространения таких окон у  чувашей декоративные формы наличников в русской народной архитектуре  были уже распространены, они были восприняты ими».

В данном случае мы сталкиваемся с непониманием истории развития традиционной архитектуры. Если автор  этой работы в своем заключении имел в виду деревянную архитектуру, то, действительно, до XVII в. применялись неукрашаемые волоковые окна, обращенные обычно внутрь усадьбы. Но сегодняшний уровень знаний позволяет несколько по-другому взглянуть на историю возникновения домовой резьбы. Так, на Неревском раскопе (Великий Новгород) найдены причелина наличника XI в.

Каменная же архитектура  такого типа, как «английский двор»  в Москве, существовала уже в XII в. в Биляре (столица объединеиной Волжской Булгарии). О существовании наличников в древности могут говорить наличники в каменной архитектуре. Примером может служить Дагестанский каменный наличник.

В удмуртском эпосе сохранился текст, объясняющий изменения жилища экономическими соображшиями в XVII—XVIII вв.:

Белку с каждого окошка

Заплатить был должен всякий,

И тогда удмурты стали

Вместо окон делать дыры,

Делать малые отверстья,

В избах стало мало света.

Зучей племя беспощадно,

Дань положена на трубы,

На печные трубы дыма.

И удмурты стали строить

Вместо труб курные избы,

Стали жить в дыму и грязи,

Следует отметить, что курная изба являлась единственным спасением  в период чумы. В Европе для спасения от чумы зажигались костры на улицах и  площадях, а чуваши и другие народы Поволжья в период эпидемии переходили жить в курные избы. Дым, попадая  в помещение и затем вытягиваясь через волоковое окно, служил как бы дезинфицирующим средством.

Крупные оконные проемы существовали в Кавказской и Булгарской архитектуре  XI—XIV вв. Археологической экспедицией под руководством Н. А. Кокориной в 2000 г. на Булгарском городище в слоях золотордынского периода найдено значительное количество круглых оконных стекол диаметром около 20 см. Подобные стекла вставлялись в деревянные рамы и ими забирались крупные оконные проемы.

Оформление же домов, и  в том числе оконных проемов, магическими знаками существовало в древнейшие эпохи, например, модель дома из Гузанны.

Бытующее мнение о распространении  наличников только с XVII в. нанесло определенный ущерб в плане изучения этого материала, так как если до этой работы изображения наличников собирались лишь в единичных случаях, то после нее наличники полностью выпали из сферы научных интересов исследователей. Сегодня это наиболее массовый материал, сохранивший относительно древнюю знаковую систему.

Чувашское название окна чÿрече, по мнению В. Г. Егорова, восходит к персидскому дариче «маленькая дверь, оконце, форточка», где дар «дверь» + -ча — суффикс уменьшительности.

"Окно в чувашском  языке обладает рядом глазных  атрибутов: «чÿрече (кантăк) куçĕ — букв. „глаза окна“, то есть звено (отдельное стекло) окна; также кантăк харши — букв. „брови окна“, то есть оконная рама; чÿрече хуппи — букв. „веко окна“, то есть оконная рама; чÿрече хуппи fcp. куç хупанки) — букв. „веко окна“, то есть ставни».

Обычно число окон фасада избы равно трем. Данное количество употребляется из утилитарной необходимости  и продиктовано стандартной длиной венцов избы и допустимой ширины окна. Но, вполне возможно, что это основано на магии числа. Известно, что четные числа относятся к миру мертвых.

Присутствуют в чувашских  деревнях мотивы купеческой домовой  резьбы, распространявшейся в Поволжье русскими артелями и перенятой местными резчиками, но данный факт служит скорей исключением, нежели правилом. В то же время не следует путать с купеческой домовой резьбой глухую домовую  резьбу чувашей, выполненую также в стиле растительного орнамента.

В целом резные наличники  в чувашских деревнях отличаются большим видовым разнообразием. Среди наличников, несущих просто декоративную функцию под влиянием модных течений, встречается большое  количество информативных, знаковых. Среди  них можно наблюдать родовые знаки и знаки-обереги.

Более древние наличники  отличаются своей выдержанноcтью форм. Резьба их чаще не объемная, долбленая низкорельефная. Некоторые наличники середины XIX в. отличаются от современных измельченностью декора.

Оформление чувашских  наличников не столь пышно, как, например, вологодских, но они более насыщены знаковой символикой. Украшенные ажурной  пропильной резьбой, вологодские сами по себе смотрятся пышно, но, мало того, над очелиной монтируется дополнительный пышный «кокошник».

Ha примере отдельных групп наличников можно проследить не просто влияние определенных плотничьих центров, но и генеалогическую связь между материнскими селами и их выселками. Один и тот же орнаментальный мотив получал развитие от знака к почти реалистическому изображению.

В наличнике дома середины XIX в. из д. Чувашское Дрожжаное Республики Татарстан, присутствует довольно архаичный по виду и сложно объясняемый знак. Распознать знак как оберег нам поможет древнеегипетский амулет. Это знак двух сакральных деревьев, символизирующих начало жизни на земле.

Наличник из д. Шомиково имеет по краям очелин знаки-обереги, относящиеся к группе солярных и называемые на Кавказе с глубокой древности «хороший крест» — кепе. Конечно же, к христианству они не имеют никакого отношения. Подобный же знак «заклинания пространства» мы видим в старинном наличнике из д. Обиково Чебоксарского района.

Интересный наличник из д. Хурынлых Чебоксарского райо-на несет в центральной своей части знак матери-богини, по сторонам которого находятся символы древа, возможно, он являлся родовым знаком хозяина дома . По бокам вышеупомянутого знака находятся еще два, стилистически восходящих к дозолотоордынским знакам Волжских Булгар, дошедших до нас на перстнях, найденных у д. Кожаевка Республики Татарстан, расположенной на реке Ахтай.

Символ древа жизни, растущего  на горе, и столба, подпирающего небо, и предстоящие перед ним знаки, похожие на лошадок, мы видим на очелине из д. Карабай-Шемурша. В наличниках д. Яуши Чебоксарского района перед мировым древом предстоят птицы. Небосвод отделан волютами, символизирует все живое на земле — биосферу.

Заметим, что небосвод в  виде мирового древа представлен  в знаменитых Бежтинских бляшках из Дагестана. На них же представлены противостоящие друг другу лошадки перед деревом, со свастиками на крупах. Это говорит о том, что лошадь была связана с культом солнца. Одновременно можно заметить, что в Китае две направленные друг на друга свастики олицетворяли собой символ счастья, отсюда две противостоящие друг другу лошадки и два знака огня имеют ту же самую символику. В первом случае мы видим предстоящих лошадок, во втором — знаки огня. Из этого можно сделать вывод о взаимозаменяемости этих знаков.

Широкое распространение  в чувашских деревнях получили наличники  с тремя солярными знаками. На многих наличниках знаки солнца заменяются косыми крестами. И если целый ряд знаков солнца применяется в наличниках мордвы и русских, то миф о существовавших на небе трех солнцах широко известен у чувашей. Подобная символика часто присутствует и в наличниках домов г. Ульяновска.

Если судить по находкам в других областях (Великий Новгород) и остаткам домов с подпольным отоплением Волжской Булгарии, то можно предположить существование неких декоративных элементов, украшавших окна у чувашей в более ранние периоды их истории.

Основными мотивами украшения  наличников в чувашских деревнях являются знаки-обереги: мирового древа, очистительного огня и солнца. Встречаются  знаки символы державы — звезда, двуглавый орел, дракон. Дополнительными  знаками являются: кони, равносторонний крест или знак творца Турă.

В целом, в этнографический  период в Средней полосе России выработалось три стиля оформления наличников: глухая долбленая резьба, купеческая Нижегородская резьба и корабельная  прорезная резьба.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ритуальные ворота

 

Знаменитые египетские «Ворота  солнца» в Луксоре говорят  нам о том большом значении, которое придавали древние люди воротам.

Существует легенда о  том, что раз в жизни перед  каждым человеком открываются небесные врата (кăвак хуппи), и человек, успевший загадать в этот миг желание, обязательно увидит его исполнение. В обряде очищения чуваши проходили сами и прогоняли свой скот через ворота, вырытые в земле (çĕр хапхи). По сторонам таких ворот разжигались костры. Данный обряд восходит к древнейшим культам Кавказа и Месопотамии.

Древние хетты проводили  обряд очищения войска после поражения  и перед началом новых боевых действий таким ритуалом. Воины вступали на территорию противника, перейдя  какую-нибудь пограничную речушку, ставили ворота. Приносили жертвы, разрубая пополам жертвенных животных и одного военнопленного, выкладывали  их по сторонам ворот и при разведенных  кострах проходили через эти ворота.

В мифическом представлении  чувашей мул — богатство (урожай) скрывается за железными воротами. В Мăнкун (Большой день) — день весеннего равноденствия 21 марта, утром железные ворота раскрываются, и мы можем увидеть богатство в земле (урожай).

Упоминаются в мифах и  ворота в загробный подземный  мир. В чувашском пантеоне существуют ангелы: «Мăн Торă омĕнче тăракан — Отворяющий врата Великого Бога (то есть „внешний привратник Великого Бога“), Мăн Торă алăкне хопакан — Затворяющий врата Великого Бога (то есть „внутренний привратник Великого Бога“)».

На записке, оставленной  поклонявшимися на Амаксарском святилище в 70-е годы XX в. присутствовала фраза: «Карта-хура çинчен вăрçа сăмахлап ипан…» (На черных воротах проклинаю войну.)

Говоря о чувашских  воротах не вникнув в их семантику  и генезис, мы останавливаемся лишь на описательном уровне, представляющем крайне малый интерес для сегодняшней  науки. Поэтому попытаемся выяснить истоки происхождения данного удивительного и прекрасного артефакта чувашской культуры.

Известно, чтобы пристыдить обидчика за содеянное зло, в чувашских  деревнях мазали его ворота дегтем. Подобный обычай бытовал и в русских  деревнях, где подобное действо совершалось  на воротах жилища порочной девицы.

Одним из отличительных признаков  чувашских ворот является двускатная крыша. В чувашских деревнях вы не встретите довольно распространенный у русских конструктивный прием  выхода воротных столбов через крышу, так как это не соответствовало бы чувашской семантике четырех столбов, поддерживающих небо.

Каким же образом получили свое распространение резные столбы столь древних стилевых направлений в Поволжье. В книге «Памятники народного зодчества Среднего Поволжья» представлены русские ворота из д. Валки Лысковского района Горьковской области. Три несущих столба ворот украшены изображением столбов с бочонковидно утолщающимися стволами. На базах столбов вырезаны знаки солнца. Все капители ворот имеют различный облик. Одни из них с символом солнца, другие — древа.

На первый взгляд, мы видим  в русских воротах те же знаки, те же элементы украшений, что и в  чувашских воротах. Но, если присмотреться  повнимательней, воротных столба три, a не четыре. Это означает, что здесь отсутствует семантическое значение четырех столбов по четырем утлам земли. Три столба не подпирают крышу — символ неба. Ворота из чисто утилитарных соображений образуют собой стену сеней, перекрытых односкатной крышей. To есть здесь отсутствует семантика столбов, несущих небо.

Информация о работе Традиционное украшение жилища чувашей