Традиционное украшение жилища чувашей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 08:39, контрольная работа

Краткое описание

Сегодняшние деревни чувашей отчасти сохраняют скрытное местоположение. Это вызвано как укоренившейся традицией, так и утилитарными соображениями. Располагая деревни на склонах оврагов, чуваши преследуют несколько целей. Во-первых, наиболее полно используются площади, предназначенные для посевов. Во-вторых, в оврагах устраиваются пруды и маленькие запруды для домашней водоплавающей птицы. Склоны, обращенные к солнцу, наиболее выгодны для посевов ценных пород овощей и плодовых деревьев.

Содержание

Введение 3
Дом 5
Интерьер чувашского жилища 7
Крыльцо, козырек 9
Резные наличники 11
Ритуальные ворота 16
Список использованной литературы 22

Вложенные файлы: 1 файл

культурология.docx

— 44.68 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО

УФИМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  АКАДЕМИЯ

ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА

 

 

Кафедра «Национальные культуры»

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Культурология»

На тему: «Традиционное  украшение жилища чувашей»

 

 

 

 

Группа   ОЗК-21

Студент  ______  ______  Н.В. Потехина

Принял   ______  ______ Л.М. Андреева 

 

 

 

 

 

УФА 2009

Содержание:

 

Введение                                                                                                     3

Дом                                                                                                             5

Интерьер чувашского жилища                                                                 7

Крыльцо, козырек                                                                                     9

Резные наличники                                                                                    11

Ритуальные ворота                                                                                  16

Список использованной литературы                                                      22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Сегодняшние деревни чувашей  отчасти сохраняют скрытное местоположение. Это вызвано как укоренившейся  традицией, так и утилитарными соображениями. Располагая деревни на склонах оврагов, чуваши преследуют несколько целей. Во-первых, наиболее полно используются площади, предназначенные для посевов. Во-вторых, в оврагах устраиваются пруды и маленькие запруды  для домашней водоплавающей птицы. Склоны, обращенные к солнцу, наиболее выгодны для посевов ценных пород  овощей и плодовых деревьев. Насаженные вдоль улиц и склонов ивы в  сочетании с водоемами и защищенная от ветра низменность создают  наиболее благоприятный микроклимат  для жизнедеятельности человека.

Нехристианское восприятие мира побуждало чувашей с глубоким почтением относиться к природным  явлениям. Это было характерно и  для многих народов древности. Отношение  к природе как к частице  самого Творца предполагало и соответствующее  отношение к ней.

В старину улицы деревень были чисты и покрыты невысокой  травой. Родники (чув. çăлкуç — «глаза спасителя») бережно ухаживались, не допускалось их засорение. Улицы подметались. По рассказам стариков, подметались подъездные пути и даже тропинки в лесу. По поверьям чувашей, змея жалит того, кто неосторожно топчет траву.

За пределами села ставились  ветряные и водяные мельницы. В  оврагах на месте родников сооружались  своеобразные конструкции из последовательно  расположенных на разных уровнях  долбленых колод, по которым стекала  родниковая вода.

В чувашском селе и подворье не найти места, подобному «японскому саду», служащему исключительно  для удовлетворения эмоционального состояния человека. Положительное  эмоциональное состояние человека в огороде и саду чувашского подворья поддерживает его ухоженность и  максимальное использование полезной площади под посевы.

Заметим, что и по сегодняшний  день огороды чувашей выгодно  отличаются от огородов соседних народов  своей ухоженностью и рационально  используемой площадью.

Деревни чувашей замыкались со всех сторон изгородью для удержания  скота и во избежание потравы  посевов. Въезды со всех сторон замыкают ворота. Кроме того, за пределами  деревни сооружались отдельные  загоны для стада. В изготовление самих изгородей нередко вкладывалось мастером незаурядное чувство ритма  и эстетики. [Ard, arde (xypp.) — «город», purd — (чеч.) — «надел», карта (чув.) «крепость, ограда»].

В чувашских деревнях до сегодняшнего дня бытует обычай вывешивания  лошадиных черепов на забор или  бараньих рогов на ворота «от сглаза». В декоративной резьбе мы не встречаем  знаков подражателей-заменителей этих предметов. Этот факт говорит о том, что в данном случае оберегом является не форма черепа или рогов, а сама кость священного животного. Подобным оберегом являются насаждения рябины или калины по углам участка. Ветви  этих же деревьев используются в обряде очищения земли под закладку нового сооружения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дом

 

Крыши изб чувашей практически  повсеместно двускатные. Кавказские и месопотамские дома были обращены входами на восток. По свидетельству  А. Фукс, аналогично ориентировали свои дома чуваши в XIX в. Восток — это направление рождения солнца — символа жизни, запад — это закат солнца — символ умирания жизни, отсюда западная ориентация могильников чувашей.

Свои дома чуваши строили  не только из бревен. Чувашская диаспора, в зависимости от региональных особенностей, строит из природного камня, а также  саманные постройки. В Урмарском районе избы часто строятся на белокаменных основаниях.

Очень интересный кирпичный  дом находился до середины 90-х  годов XX в. в д. Кукшумы Ядринского района Чувашской Республики. Дом был построен в начале XIX в.

Его стены по кирпичу были расписаны орнаментом. По центру стены  шли две горизонтальные линии, от которых парно вертикально расходились  вверх и вниз крупные волютообразные завитки охристого, белого и салатового цвета. Подобная орнаментация присутствует на фрагменте кожаной обуви из старых Чебоксар и символизирует мировое древо.

Волютообразное оформление предмета получило самое широкое распространение в традиционном чувашском искусстве. Семантическое значение волюты варьируется в зависимости от общей композиции от символа сияния до знака мирового древа.

В книге А. Салмина «Семантика дома у чувашей» делается вывод о том, что дом у чувашей «ассоциируется с человеком, со Вселенной вообще». В материалах, собранных А. Салминым, фасад дома представляется лицом человека и его деталями. Вышеприведенная интерпретация семантики фасада дома носит всего лишь ассоциативный характер, что не относится к собственно семантическому смыслу объекта.

Композиционное построение дома соответствует свойственной чувашскому искусству традиции космогонического осмысления предмета. Угловые пилястры называются мастерами-строителями столбами. Четыре столба поддерживают крышу — символ неба. Слуховое окно фронтона чаще всего вырезается в виде полумесяца. Конек крыши в частных случаях украшается орлом, охраняющим и держащим небо.

Крыша дома — небесный уровень  мироздания, а потому женщина никогда  не поднималась на чердак. На чердак же выбрасывался послед роженицы.

В чувашских деревнях близ Самары существует обычай устанавливать  некое подобие двускатной крыши  на четырех столбах над могилой. Это сооружение именуется ими  чертак. В данном случае налицо семантическое совмещение дома для живых — избы, четыре столба — угловых пилястра; держащих небо — крышу; могила — дом мертвых, над которым те же четыре столба, символизирующих четыре столба мироздания, поддерживающих небо — чертак могилы.

По сведению автора XVIII в. К. Милькевича, на чувашской киремете находилось строение, имеющее только три стены: с западной, южной и северной сторон. Восточная сторона оставалась открытой. Внутри помещался стол, где обычно разделывали жертвенных животных. Перед этим строением бывает жертвенник, подобный столу, длинной стороной обращенный на восток, за ним находились священные деревья.

В данном случае мы сталкиваемся с древнейшим артефактом, явившимся  основой античного храмового  строительства, в частности, так  называемого храма в антах, о  чем можно прочитать ниже. В  древности дом одновременно нес  и функцию храма. Дом-храм (purl (хурритск.), pur(u)li (ПВК) — «дом, храм» (Дьяконов, Старостин, 1988); пÿрт (чув.) — «дом»; ср. греческое наос — «жилище, храм»). В доме чуваши проводили наиважнейшие моления, а потому система дом-храм относится и к чувашам.

 

 

 

 

Интерьер чувашского жилища

 

Первое, что бросается  в глаза посетителю, прошедшему через  полутемные сени в избу, это пространство, ограниченное справа или слева массивной  побеленной печью и упирающееся  в противоположную стену с  окнами на улицу. Вдоль этой стены  видна часть деревянного стола  и лавка перед ним. Воздух в  избе, благодаря высокому потолку, свеж и пропитан ароматом дерева и печного  тепла. Важное значение в патриархальной семье придавалось месту у стола в семье.

Как правило, в деревенских  жилищах чувашей царит чистота  и порядок, как будто хозяева  вот-вот ждут гостей. Стены деревянных изб чаще всего тесаны изнутри  и обструганы. Потолок и стены  чаще неокрашены. Дощатый пол в современных домах окрашен коричневой масляной краской и покрыт лоскутными или домоткаными половиками. По стенам избы — широкие деревянные лавки. На стене — фотографии родственников в единой раме, отец и мать выделяются в отдельные рамы. Подобный обычай наблюдается и у соседних народов. У чувашей этот своеобразный культ предков получил распространение с появлением фотографии взамен забывающегося культа йĕрĕхов — духов предков.

Так, по сведениям информатора  Ю. Матросова, в кĕреке (переднее почетное место в доме) семья располагалась следующим образом:

Вход в избу прорубался с восточной стороны, он же служил местом обращения молитв. Дом как  бы разделялся на две части: у входа  до уша юпи — для всех, за ним — священная часть, только для членов семьи. На рисунке отец выделен черным квадратом, мать — серым кругом. От матери дети сидят по возрастанию, начиная с самого младшего. Красный угол отмечен косой линией.

Красный угол тур кĕтесси «божий угол» — есть там икона или нет — украшен вышитыми полотенцами. «Для жертвоприношения ей (деве йĕрĕх) из коры вяза делают лукошко и ста-вят в один из утлов лачуги на высокое место и, чтобы глазам не видно было, огораживают заборчиком из досок». Это не идолы божков и не домовые. Следует отметить, что куклы йĕрĕхи выполнялись в виде мужчин и женщин. Эти изображения — заменитеди умерших предков. Подобные религиозные представления существовали у хантов, кетов и других народов.

Происхождение «красного  угла» связано с древнейшими  обычаями. Центром церемоний в  домах древнейших земледельцев Кавказа  и Месопотамии служил очаг и возвышение-пьедестал  у задней стены дома.

В кĕреке под потолком подвешивалась деревянная резная птица. Подобная птица сохранилась в запасниках Государственного Петербургского этнографического музея. Крылья птицы сделаны из отдельно прикрепленных дощечек, в отличие от русских, выполненных из тонко наструганных лучин. Птица украшена тонким резным орнаментом.

В д. Новоафоньково Самарской области хозяйка изготовила ковер белого цвета с тремя красными знаками солнца в центре. Сегодня трудно сказать, насколько было развито ковроткачество у чувашей. В музеях страны они не представлены. Видимо, ковроткачество получило наибольшее развитие у народов с кочевым укладом.

Ситцевые шторы зонируют площадь избы: завешивают кухонную часть возле печи, где обычно стоит различная посуда и лежит охапка дров, прикрыты полати на печи и спальня хозяина.

Дверь в дом в чувашских  обрядах несла смысл выхода в  иной мир. Карниз над дверью иногда украшался широкой фигурной доской с вырезанным на нем мелким орнаментом, символизирующим мировое древо. В настоящее время такая резьба может быть покрашена масляной краской. Возле двери обычно висело оружие кистен или чукмар с целью защиты от грабителей.

Во время обряда чÿклеме "старики рода усаживались за стол, и запевали гимн земледельцев — песню «Алран кайми…», а на карниз печи около очага вешали "богато вышитое полотенце, которое не выполняло никаких других функций, кроме торжественно-ритуальных. Полотенце это передавалось из поколения в поколение, оно выполняло функцию своеобразного «флага над очагом».

 

Крыльцо, козырек

 

К сожалению, подобные элементы декоративно-прикладного искусства  чувашей никогда не привлекали внимания исследователей. А ведь такие детали являются основами стилеобразования в архитектуре. В с. Октябрьском Чувашской Республики зафиксировано своеобразное оформление козырька над дверью амбар.

Существует одна интересная чувашская традиция, свойственная также  и другим народам — это изображение  знаков огня под крышей крыльца, имеющее  значение сакрально очищающего элемента. Два знака очищающего огня находятся  по сторонам ворот древних мексиканских индейцев. Присутствующий знак огня в орнаменте дома завершает композицию его декора и подразумевает очищение входящего в дом человека из мира хаоса в мир человеческий.

Подобную же космогоническую  нагрузку несут в себе кованые  козырьки крылец в г. Чебоксары на здании Художественного училища (дом  начала XVIII в.) и здании Чувашской национальной галереи (дом конца XIX в.). На здании Художественного училища мы видим характерную для чувашей шестилучевую розетку-солнце. По сторонам от нее два знака мироздания (четыре столба, держащих четыре стороны небосвода) — орнамент, имевший широкое распространение в древнем мире. Вся композиция обрамлена по краям символами огня.

Большинство употребляемых  знаков: солнце, огонь, древо — известно еще с неолита. Как уже упоминалось  выше, все они носят очистительный  характер. Аналогичную функцию несли  те же знаки и на наличниках дома. Только в этих случаях они очищали  от дурного глаза. Ворота же служили  главной доминантой входа, а потому их символика несла не только очистительную  функцию, но и олицетворяла вход из мира «не я» в мир «мы».

Информация о работе Традиционное украшение жилища чувашей