Традиции и обряды как формы передачи культурных ценностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2014 в 23:34, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данного исследования состоит в том, что ни одна культура, ни одного из народов не смогла бы существовать, если бы не было способов передавать ее от поколения к поколению. В течение истории сложилось несколько форм такой передачи информации. К ним относятся ритуалы, обряды и обычаи. Именно благодаря этому мы и сейчас помним и знаем историю нашего народа. Правда, к сожалению, истоки этих традиций утеряны во времени. Во все времена человек, так или иначе, связывал свое бытие и его смысл с историей и существованием народа, к которому он принадлежал. Более того, он искал смысл своего существования и жизненного предназначения, прежде всего в культуре своего народа. Потому что именно культура оказывает важнейшее влияние на развитие человека в отдельности и общества в целом.

Содержание

Введение
Глава 1. Традиции и обряды как формы передачи культурных ценностей
1.1 Формы преемственности культуры
1.2 Традиция как основная форма передачи межпоколенного опыта
1.3 Обряд: общая характеристика
Глава 2. Способы передачи культурных ценностей
2.1 Передача традиций в странах Востока
2.2 Способы передачи традиций в славянских странах
2.3 Сравнительная характеристика способов передачи культурных ценностей
Глава 3. Традиции и обряды - наиболее действенные способы трансляции ценностей культуры
3.1 Семейные традиции: общая характеристика
3.2 Роль семейных традиций в представлениях старших школьников о семье
3.3 Рекомендации по повышению интереса к традициям и обычаям у школьников
Глава 4. Национальные традиции и обряды в России
4.1 Христианские традиции и обряды
4.2 Свадебные традиции
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по этносоциологии.docx

— 71.84 Кб (Скачать файл)

Каждый обряд имеет свой характерный ритуал, свои детали, эмблемы, песни, свой нравственный смысл, вызывает соответствующие ему настроения и эмоции. В структуру обряда входит ряд ритуальных действий, одни из которых закрепляются и становятся обычаями, другие отмирают, взамен им появляются новые элементы. Но это не значит, что только обряды порождают обычаи. Многие обычаи возникают вне обрядовой формы на основе тех или иных традиционных форм "бытия, целесообразности применения каждого обычая в каждой конкретной ситуации. Чаще всего уже существующий обычай включается в обрядовую форму и становится ее устойчивым элементом. Устойчивость переходит в традицию, а традиция "задает" содержание форме, в данном случае обрядовой. Изменение традиций меняет обрядовую форму, ее структуру, содержание, назначение.

Основное назначение религиозных обрядов заключается в том, что они являются важным средством идейного и эмоционального воздействия на верующих, и тем самым формируют систему привычных религиозных представлений в сознании людей и культовых стереотипов в их поведении. Многократное повторение ритуальных действий превращается в привычку и становится потребностью верующего. В настоящее время перед церковью стоит проблема приспособления архаических по своему происхождению обрядов к современности. Не случайно сейчас во время службы в католической церкви нередко используют современную музыку или же пение под гитару.

Таким образом, можно сказать о том, что мы долгие годы боролись с религиозными обрядами, гражданские, так и не нашли своего места в повседневной жизни человека, а неудовлетворенная потребность в празднике осталась. Каким образом можно решить эту проблему? Привлечь семью. В семье могут быть свои обряды, традиции, ритуалы, вещи-символы, которые передаются из поколения в поколение, умножая силу и мощь рода

 

Глава 2. Способы передачи культурных ценностей

2.1 Передача традиций в странах Востока

Традиционная культура несет в себе разные тенденции, в том числе и возможность духовного возрождения. Суть традиционной культуры - преемственность. Многие традиции, пересекаясь и влияя друг на друга, образуют бесчисленное множество промежуточных форм. При этом не представляет труда отличить эти разновидности традиционной культуры от весьма распространенных, особенно в последнее время, имитаций её, обозначаемых термином "традиционализм". Обращаясь в этой связи к многовековому опыту восточных традиций, можно попытаться извлечь уроки из истории, чтобы уяснить, как происходила передача традиции и что передавалось следующему поколению в процессе трансляции наиболее значимых ценностей. Одна из существенных особенностей восточной культуры состояла в том, что в процессе передачи традиций выделялась величественная фигура мастера-учителя, а в качестве идеальных организационных условий, для их передачи - школа. Роль передачи знаний и смыслов во всех боевых и небоевых искусствах Востока отводилась человеку, который был не только наставником, учителем, но и духовным отцом одновременно. Таким образом, мы сталкиваемся с такими составляющими механизма передачи как:

- учитель;

- ученик;

- способ, форма, инструмент  передачи традиций (знаний).

К примеру, в Японии ученик попадал в дом учителя в раннем возрасте и затем мог быть подвержен не малым испытаниям. Он должен был доказать свою искренность, преданность делу, идеалам искусства, продемонстрировать неодолимое желание учиться. Путь ученика к мастерству лежал через добровольное подчинение и подражание учителю и последующее духовное единение с ним, что открывало возможность в дальнейшем вступить на самостоятельный путь интерпретации существа данного боевого искусства и передачи сопутствующих ему традиций уже своему ученику. А в Индии, ученик попадал в дом учителя в возрасте 7 лет и мог прожить там до 48 лет, а иногда и всю оставшуюся жизнь. Он был обязан беспрекословно слушаться учителя, соблюдать обет целомудрия, спать на земле и добывать себе пропитание сбором милостыни. Помимо изучения Веды (заучивания текстов с голоса учителя наизусть) он должен был ежедневно приносить топливо для священного огня. После окончания учебы ученик совершал заключительное омовение, возвращался в свой дом, женился и становился домохозяином. Но и после этого его связь с учителем (а в случае его смерти - с его семьей) не прерывалась: он не только был обязан заботиться об учителе, оказывать ему должный почет, а по смерти совершать заупокойный обряды; ученик становился в буквальном (также и юридическом) смысле слова родственником учителя. Такова (разумеется, в самых общих чертах) форма передачи ведийской культуры. В Индии, впрочем, как и в Японии на освоение текста и заучивание его, а также на овладение техническим мастерством, тратилась львиная доля времени, отводившегося на обучение. Таким образом, священный текст в Индии, представлял собой некий идеал (на то он был и священный). Человек, посвятив постижению смысла этого текста всю свою жизнь, в итоге становился учителем, способным передавать традиции следующим поколениям. То есть священный текст и учитель были практически единым целым, тождественны между собой.

2.2 Способы передачи традиций в славянских странах

Традиционное общество, как известно, не знало каких-либо учебных заведений, специально предназначенных для общекультурного воспитания детей и подростков. Такие заведения появятся гораздо позже, когда навыков социального поведения, полученных естественным путём - через пассивное усвоение стереотипов поведения взрослых членов общества (и некоторые другие каналы, о которых мы скажем позже) станет недостаточно; когда мировоззрение, формируемое у подростка традиционной культурой, станет всё больше разниться от тех условий, с которыми ему предстоит столкнуться в реальной жизни. Традиция за многие века накопила огромный опыт в вопросах передачи подрастающему поколению накопленных знаний. Но мы остановимся лишь на той части, которая относится к славянам вообще и к русским, белорусам, украинцам, в частности. Традиция не знает светских праздников в чистом виде. Все древние праздники, обряды и действа - будь то хоровод, хождение по углям или просто молодецкие забавы, где парни меряются силой и ловкостью, - всегда носят двойственный характер. С одной стороны это некое театрализованное действо, которое интересно и для самих участников, и для зрителей, а с другой стороны, почти каждый элемент такого действа несёт в себе и некое (порой весьма глубокое) сакральное начало. Вопрос лишь в преобладании того или иного в каждом конкретном действе. Как правило, молодые люди - наиболее активные участники обрядов и игрищ - более восприимчивы к их мирской составляющей, а люди старшего поколения - основные хранители Знания в традиционном обществе - более склонны акцентировать сакральное, идеологическое начало любого действа. Из необходимости передать подрастающему поколению своё видение мира и сформировались те традиционные приёмы, о которых пойдёт речь ниже.

Сакральная суть действа, так или иначе, доносится организатором до сознания или подсознания участника. Иногда это делается "открытым текстом", когда символика происходящего непосредственно оглашается. Например, добрым молодцам предлагается испытать себя в поединке на Калиновом мосту, что над рекой Смородиной (отделяющей, как известно, наш мир от потустороннего) - задача столкнуть партнёра с приподнятого на полметра над землёй широкого бревна. Иногда символика игры доводится до сознания участника исподволь - штурмующим снежную крепость специально не объявляют, что именно сие действо символизирует, но сам "сценарий" игры "вступает в резонанс" с ощущением естественной смены времён года и подсознательным желанием этот процесс ускорить какими-либо активными действиями - например, соучастием в магическом обряде. Так закрепляется роль человека в процессе вселенского коловращения как активного проводника Законов Сварога. Через игровую и обрядовую практику молодые люди постигают и весьма сложные философские понятия и категории.

Другим не менее важным и мощным "инструментом" воспитания и подготовки к взрослой жизни в традиционном обществе служат различные возрастные инициации. Разброс инициатических "сценариев" довольно широк - от вполне безобидных игр и простых обрядов до весьма сложных и длительных многоплановых испытаний, связанных подчас с реальной опасностью для жизни. Но именно через инициации прививались многие базовые морально-культурные ценности, которые предстояло усвоить молодому человеку к моменту вступления в полноправные члены традиционного общества - Удача, Слава, Доля, Судьба, Добро, Зло, Сила и многие другие. Следует сказать, что эти понятия в традиционном обществе понимались несколько иначе, вместе образуя весьма отличную от сегодняшней картину мира. Например, Удача понималась не как современное "везение" или благоприятное стечение обстоятельств, но как одна из основных интегральных характеристик самого человека. Удача - это некое качество "Сила", определяющая жизнь человека, его успех и неуспех, его счастье и несчастье. Удачи, а не материального благополучия просили у богов. Удачи желали друг другу при расставании. Однако отличия традиционной картины мира от сегодняшней не помешают нам рассмотреть те механизмы, при помощи которых эта картина вновь и вновь воспроизводилась в сознании людей из поколения в поколение. Причём рассмотреть не абстрактно - в историко-культурном плане, но на предмет практического их использования в деле воспитания подрастающего поколения. Общей структурой инициаций являются следующие моменты. Инициация не является неким самодостаточным актом, но мыслится как качественный переход испытуемого из одного состояния в другое, как "смерть" для старой жизни и "рождение" для новой - уже в новом качестве. Характерно, что инициируемый не уверен (и не должен быть уверен!) в благополучном исходе инициации. В инициатическом действе почти всегда можно выделить несколько характерных стадий:

1. Подготовка (создание соответствующей  психологической обстановки - незнакомое  место, нагнетание состояния страха, неуверенности, подавленности; переход  в субтрансовое состояние).

2. Испытание (собственно "процедура" испытания).

3. Торжество (психологическая  разгрузка; констатация и оглашение  факта перехода в новое качественное  состояние - индивидуальная беседа  со старшим в роде, вручение  атрибутов, присвоение нового имени; социальная фиксация нового статуса - например, участие в пире наравне  со взрослыми).

В практическом плане весьма хорошие результаты даёт совмещение современной инициатической практики, с одной стороны, с элементами военно-патриотического воспитания молодёжи (с сезонными выездами в военно-спортивные или спортивно-оздоровительные палаточные лагеря), а с другой - с изучением и практическим освоением народных ремёсел, фольклорных традиций, краеведением (с организацией слётов, фольклорных фестивалей, проведением народных праздников и обрядов). В качестве "красной нити", на которой выстраивается вся формальная и организационная сторона дела, может весьма успешно выступать, например, тема экологии или защиты окружающей среды, понимаемая в более широком смысле - как "экология культуры". При постановке дела на серьёзную научную и методическую основу, а также при поддержке заинтересованных общественных и государственных институтов, реально выйти на создание всероссийской сети молодежных клубов.

Таким образом, традиция за века своего существования сумела выработать немало различных способов и приёмов передачи мировоззренческих знаний и социокультурных навыков от старших членов общества к младшим. Мы рассмотрели лишь некоторые из них. Но даже на этих примерах видно, что потенциал традиции в вопросах воспитания подрастающего поколения огромен и будет очень неверно обходить его стороной. Современная практика применения традиционных методик при работе с молодёжью убедительно доказывает возможность и целесообразность их реконструкции и адаптации к современным условиям. Нужно научиться чётко видеть, выявлять и изучать традиционные механизмы и направлять их, если можно так выразиться, "в мирное русло" - на позитивное общекультурное воспитание молодёжи, на формирование у молодого человека, вступающего во взрослую жизнь, положительных социокультурных ориентиров, основанных на традиционном мировоззрении, а не на искусственных, полностью оторванных от национально-культурной почвы образцах западной массовой поп-культуры, которая не несёт ничего, кроме падения нравов и крушения веками существовавшей системы ценностей. Возврат общества на путь традиции, на наш взгляд, есть реальный выход из создавшегося положения.

2.3 Сравнительная характеристика способов передачи культурных ценностей

Если сравнивать способы передачи традиций, то можно сказать, что одного самого важного способа выделить нельзя. Каждый способ имеет свои преимущества.

Рассматривая способ передачи в форме игры, праздника и т.д. мы можем сказать о том, что данный способ является наглядным, живым примером традиции, сохраняет и передает особую атмосферу и обстановку, которая позволяет окунуться в ту ситуацию полностью. Что касается, образования, то хочется сказать следующее:процесс взаимодействия, как присвоение и создание человеком новых культурных ценностей, в рамках образовательной системы является созиданием. То есть, связан с культурой в ее динамическом аспекте. Процесс общения педагога с представителями разных наций и народностей, выступает как опыт межкультурного общения и межнациональной коммуникации. В современном образовательном учреждении реализуется принцип диалога культур. Как известно, язык является способом познания окружающего мира и средством коммуникации. Одновременно он выступает в качестве хранителя и выразителя духовной культуры, которая передается как от поколения к поколению, так и в условиях образовательных учреждений. Не случайно уровень культуры эпохи (и отдельного человека) определяется отношением к языку как отдельной представляющей целостной культуры. Поэтому миссия образования состоит в том, чтобы сформировать у молодого поколения ответственное отношение к родному и иностранному языку, к сохранению и обогащению исторических, научных и культурных ценностей. Таким образом, соотношение образования и культуры можно рассматривать в разных аспектах:

• в рамках культурологической парадигмы педагогической системы;

• в через формирование поликультурного образования;

• в условиях культурно-исторического типа образовательной системы (вуза, школы);

• как систему культурно-образовательных центров в рамках одной или разных стран;

Образование - это процесс передачи накопленных поколениями знаний и культурных ценностей. Содержание образования черпается и пополняется из следствия культуры и науки, а также из жизни и практики человека. То есть образование является социокультурным феноменом и выполняет социокультурные функции.

 

Глава 3. Традиции и обряды - наиболее действенные способы трансляции ценностей культуры

3.1 Семейные традиции: общая характеристика

"Семейные традиции - это  обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения  в поколение".

С большой долей правды можно предположить, что при упоминании словосочетания "семейные традиции" у большинства людей возникают ассоциации со словами "дом", "родственники", "родители", "дети".

Информация о работе Традиции и обряды как формы передачи культурных ценностей