Традиции и обряды как формы передачи культурных ценностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2014 в 23:34, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данного исследования состоит в том, что ни одна культура, ни одного из народов не смогла бы существовать, если бы не было способов передавать ее от поколения к поколению. В течение истории сложилось несколько форм такой передачи информации. К ним относятся ритуалы, обряды и обычаи. Именно благодаря этому мы и сейчас помним и знаем историю нашего народа. Правда, к сожалению, истоки этих традиций утеряны во времени. Во все времена человек, так или иначе, связывал свое бытие и его смысл с историей и существованием народа, к которому он принадлежал. Более того, он искал смысл своего существования и жизненного предназначения, прежде всего в культуре своего народа. Потому что именно культура оказывает важнейшее влияние на развитие человека в отдельности и общества в целом.

Содержание

Введение
Глава 1. Традиции и обряды как формы передачи культурных ценностей
1.1 Формы преемственности культуры
1.2 Традиция как основная форма передачи межпоколенного опыта
1.3 Обряд: общая характеристика
Глава 2. Способы передачи культурных ценностей
2.1 Передача традиций в странах Востока
2.2 Способы передачи традиций в славянских странах
2.3 Сравнительная характеристика способов передачи культурных ценностей
Глава 3. Традиции и обряды - наиболее действенные способы трансляции ценностей культуры
3.1 Семейные традиции: общая характеристика
3.2 Роль семейных традиций в представлениях старших школьников о семье
3.3 Рекомендации по повышению интереса к традициям и обычаям у школьников
Глава 4. Национальные традиции и обряды в России
4.1 Христианские традиции и обряды
4.2 Свадебные традиции
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по этносоциологии.docx

— 71.84 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание:

Введение

Глава 1. Традиции и обряды как формы передачи культурных ценностей

1.1 Формы преемственности  культуры

1.2 Традиция как основная  форма передачи межпоколенного опыта

1.3 Обряд: общая характеристика

Глава 2. Способы передачи культурных ценностей

2.1 Передача традиций в  странах Востока

2.2 Способы передачи традиций  в славянских странах

2.3 Сравнительная характеристика  способов передачи культурных  ценностей

Глава 3. Традиции и обряды - наиболее действенные способы трансляции ценностей культуры

3.1 Семейные традиции: общая  характеристика

3.2 Роль семейных традиций  в представлениях старших школьников  о семье

3.3 Рекомендации по повышению  интереса к традициям и обычаям  у школьников

Глава 4. Национальные традиции и обряды в России

4.1 Христианские традиции  и обряды

4.2 Свадебные традиции

Заключение

Список литературы

 

 

Введение

Актуальность данного исследования состоит в том, что ни одна культура, ни одного из народов не смогла бы существовать, если бы не было способов передавать ее от поколения к поколению. В течение истории сложилось несколько форм такой передачи информации. К ним относятся ритуалы, обряды и обычаи. Именно благодаря этому мы и сейчас помним и знаем историю нашего народа. Правда, к сожалению, истоки этих традиций утеряны во времени. Во все времена человек, так или иначе, связывал свое бытие и его смысл с историей и существованием народа, к которому он принадлежал. Более того, он искал смысл своего существования и жизненного предназначения, прежде всего в культуре своего народа. Потому что именно культура оказывает важнейшее влияние на развитие человека в отдельности и общества в целом.

 Цель: Доказать, что традиция и обряд - самые действенные способы передачи культурных ценностей.

Объект: Традиции, обычаи и обряды.

Предмет: Те функции традиций, обычаев и обрядов, которые позволяют передавать ценности в наиболее полной форме.

Гипотеза: Вопрос о сохранении и передаче культурных ценностей всегда актуален. Есть много способов трансляции этих ценностей, один из них - посредством традиции и обряда. Воспроизводя их, человек не только передаёт их другим людям, но и не забывает сам.

Задачи:

1. Изучить традиции и  обряды как формы передачи  культурных ценностей.

2. Выявить и изучить  другие способы передачи культурных  ценностей.

3. Сравнить и сопоставить  эти способы между собой.

4. Доказать, что традиции  и обряды - наиболее действенные  способы трансляции ценностей  культуры.

 

Глава 1. Традиции и обряды как формы передачи культурных ценностей

1.1 Формы преемственности  культуры

Культура не могла бы выжить, когда бы не существовало способов ее трансляции от поколения к поколению. В течение истории сложились несколько таких способов или форм.

Первичные формы преемственности культуры всегда связаны с культом. Они существуют для того, чтобы передать нечто сакральное и в этом своем качестве наиболее ценное для членов общности. Это - ритуалы. Ритуал объемлет те формы поведения, которые по своей сути являются знаковыми, символическими и не имеют утилитарно-практического характера. Антрополог М. Дуглас определяет ритуалы как типы действий, служащие для выражения веры или приверженности определенным символическим системам.

Вторая исторически существующая форма преемственности культуры - обряд. Обряд - это десакрализованный ритуал, который включает в себя традиционные действия, сопровождает важные моменты жизни и деятельности человека и человеческой общности (обряды, связанные с рождением, со смертью, с переходом члена общности в какое-либо другое качество, например, обряды инициации; семейные, календарные обряды), посредством чего утверждает социальную значимость жизненных состояний членов общности (этноса). Религиозная суть ритуала, лежащего в основе обряда, чаще всего утеряна, но он продолжает жить по принципу "так было от века" и тем самым демонстрирует отличие данного этноса от всех остальных.

В обрядах и ритуалах передается опыт религиозных, социальных и родовых отношений. Наряду с языком они сохраняют единство некоей человеческой общности - племени, этноса, нации.

Третья традиционная форма преемственности культуры - обычай. В отличие от обряда и ритуала, обычай имеет не только религиозно-магические, но и практические корни. Обычай - это стереотипизированный способ поведения, который воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычным для его членов. Это привычно соблюдаемая часть быта, осколки ритуалов и обрядов, утративших свое первичное значение, но сохранивших функцию соединения людей повседневно принятыми нормами; это регуляторы поведения в быту, постепенно перешедшие из сознания в привычку. Это религиозные и моральные нормы, утратившие свой сознательный характер, но сохранившие обязывающее в быту значение. В качестве примера приведем "чистый четверг" в донельзя секуляризированное время так называемого "застоя". Атеисты, не имевшие представления о том, что такое "чистый четверг" и для чего он, все же день напролет мыли, скоблили, выбивали ковры и т.п.

Хотя в качестве основного регулятора человеческого взаимодействия обычай выступает, в основном, на ранних стадиях человеческого общежития и в так называемых "традиционных обществах", тем не менее, он продолжает существовать и функционировать и на уровне динамичных, развитых этнических систем, олицетворяя более или менее обязательный образец поведения в быту. Человек, не исполняющий обычаев, так или иначе отторгается от общества. Таким образом, в обычаях проявляет себя власть социума.

Стабильность обычая, его сопротивляемость переменам столь велика, потому что обычаи всегда формируются в обществе и воспринимаются обществом как ценность, а в силу такого восприятия определяются "принудительностью коллективного требования". И в этом смысле можно говорить о том, что одна из основных функций обычая в обществе - сохранение, спасение безвозвратно ушедшей жизни.

Таким образом, и ритуал, и обряд, и обычай на правах составляющих входят в традицию как в бытовые способы передачи культуры из поколения в поколение.

1.2 Традиция как  основная форма передачи межпоколенного опыта

Слово "традиция" происходит от лат. traditio ("передача") и имеет, казалось бы, вполне очевидный смысл. Традиция - это элементы социального и культурного наследия, передающиеся от предков к потомкам и сохраняющиеся в этносах, в обществах, а также в социальных группах в течение длительного времени. Это определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, а также уже знакомые нам ритуалы, обряды и обычаи. Но при таком определении понятие традиции полностью идентично понятию наследия.

Многие исследователи считают, что традиция - это даже не то, что передается, а сам способ передачи культурного наследия. В этом смысле традиция есть передача "в диахронном плане, от старших к младшим, от поколения к поколению, от когорты к когорте устоявшихся норм поведения, навыков, понятий, всего, что образует костяк культуры". К сожалению, это определение практически игнорирует то, что традиция вовсе не всегда передается через отношения "отцов и детей", как выразился М. Блок, "гуськом". После изобретения и широкого распространения письменности передача определенных ценностей сразу от "дедов" и "прадедов", минуя "отцов", стала обычным делом. Кроме того, оно не учитывает и еще одного важного момента: для того, чтобы что-то передалось, нужно, чтобы это что-то было не просто объектом, транслируемым с помощью некоего механизма, но и определенной ценностью. Любая традиция определяется отношением к ней народа или группы. И следовательно, главное наполнение традиции - это сам факт ее отбора как особенно ценного, того, что в силу этой ценности нельзя позволить себе утерять.

Наконец, традиция содержит в себе не только "нормы поведения, навыки и понятия", но и символический круг ментальных смыслов, архетипов и отношений, который члены этноса во многом связывают со своим языком и со способами невербальной коммуникации.

Итак, традиция включает в себя модели чувствования, мышления, поведения, и, кроме того, нормы, навыки, обычаи, культурные достижения, представляющие собой ценность для членов этноса, а также способы их трансляции от поколения к поколению.

Традиция - это не все наследие народа, но его некоторая часть - та, которую члены этноса оценивают (положительно или отрицательно) как нечто значимое для себя. И, кроме того, традиция - это сам процесс такой оценки, последующего усвоения, а также механизм межпоколенной передачи. Только понимая традицию как ценность, можно говорить о ней как о содержательной форме преемственности культуры.

Интересный пример такого ценностного отношения, в результате которого элемент наследия превращается в традицию, мы находим в истории польской культуры. Начиная со второй трети 18 в. излюбленным головным убором поляков была так называемая "конфедератка", и этот факт носил характер обыкновенной моды. Но с 60-х годов, после того, как многие участники польского восстания оказались за границей, в эмиграции, конфедератка превращается в символ единства поляков - как тех, кто остался на родине, так и тех, кто оказался за ее пределами.

Лишь тогда, когда элементы наследия прошлого для нас являются не просто сведениями из учебника истории, а значимыми, актуальными (позитивными или негативными) элементами нашего бытия, мы можем говорить о них как о традиции. "Традиция - это не просто социальный факт, объективированный в общественных институтах и обычаях. Традиция - это присутствие прошлого в нас самих, делающее нас чувствительными к влиянию этого социального факта".1 С другой стороны, традиция в определенном смысле отделена от личности, она - одновременно и в нас (постольку, поскольку мы воспринимаем ее как основу нашего укоренения в мире), и вне, сверху нас (поскольку традиция никогда не есть принадлежность индивида, а всегда - группы, народа, цивилизации). Уже в этом коллективном санкционировании традиции как ценности и заложена сила ее влияния на членов любого этноса. Ведь существование любой сплоченной общности невозможно без признания ее членами неких общих ценностей. Впрочем, у этой медали есть и другая сторона: именно в силу своего ценностного наполнения традиция меняется с переменой ценностей. Потому "на реке наследия появляются и исчезают острова традиции".

Любая традиция в некотором смысле является метаморфозой: ведь она - часть совокупного человеческого опыта. Изменяясь, "совокупный человек" изменяет и традицию. Наше культурное прошлое не просто дано нам: это не родимое пятно. Вера в возможность сохранения элементов наследия в неприкосновенности иллюзорна, как иллюзорно было бы предположение, что мы живем в том же мире, в котором жили наши родители или деды. Это не означает нашего разрыва с традицией, а всего лишь тот непреложный факт, что традиция при всей своей устойчивости развивается и модифицируется в связи со сменой эпохи, социально-исторических условий и изменений в ментальности народов.

Причины модификации традиции могут быть связаны с государственным, внутренним давлением, с военным давлением извне, с эмиграцией и другими социополитическими факторами. Иногда традиция уходит бесповоротно, и тогда мы говорим об утрате либо утере традиции. Самые значительные причины такой утраты традиции современными этносами - это процессы ассимиляции, модернизации, вестернизации. В этом отношении показательна карикатура, два десятилетия назад напечатанная в одном из американских журналов. На ней изображен процесс инициации на Самоа, когда вместо того, чтобы проводить соответствующие обряды, вождь протягивает юношам книгу М. Мид "Взросление на Самоа" и говорит: "Здесь вы найдете все, что нужно знать о наших священных традициях".

Таким образом, модификация - неизбежная судьба традиционных представлений. Раньше этот процесс был сравнительно медленным, растягивался на столетия, а теперь происходит в течение жизни одного поколения.

традиция обряд культура ценность

1.3 Обряд: общая  характеристика

Под обрядом понимается устойчивая совокупность отношений и действий, принятая данной социальной группой для наиболее значимых ситуаций" Обряд дает как бы готовое русло для проявления чувств и избавляет человека от необходимости искать в минуту сильных эмоций путь для их проявления. Приблизительно так трактовал смысловую функцию обряда известный писатель В.В. Вересаев.

В настоящее время обряды принято делить на до-религиозные, религиозные и безрелигиозные (гражданские).

К дорелигиозным обрядам относятся, например, инициации, о которых шла речь в предыдущем разделе.

Ярким примером религиозного обряда является крещение. Обряд состоит из нескольких последовательно сменяемых действий - ритуалов. Крестная мать и крестный отец, которые после родителей являются хранительницами и наставниками ребенка, читают молитвы "Верую", затем происходит миропомазание. В ритуал входит смазывание лба (чтобы разум был чистый), рук (чтобы ребенок был творцом и созидателем), груди (чтобы сердце было добрым, чистым, миролюбивым), ног (чтобы ребенок шел по правильному пути).

Этот ритуал является пережитком языческих представлений, колядовских обрядов, основанных на поверье, будто смазывание маслом тела человека отпугивает злых духов. Христианство заимствовало обряд, придав ему новый смысл, связав с принципами своей веры, наделив своими таинствами.

После миропомазания ребенка трижды окунают в купель. Первое опускание сопровождается молитвой "Во имя отца", второе опускание - "Во имя сына", третье - "И святого духа". Затем крестные родители с младенцем на руках (мальчика несет крестный отец, а девочку - крестная мать) обходят купель и дают обещание оказывать родителям помощь в воспитании ребенка, быть всегда рядом, как в трудные, так и в радостные минуты его жизни, в заключение матери и младенцу читают очистительную молитву.

Информация о работе Традиции и обряды как формы передачи культурных ценностей