Традиции западноевропейского Возрождения в развитии культуры России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2014 в 18:12, контрольная работа

Краткое описание

Рубеж XIX и XX веков ознаменовался русским культурным ренессансом (так определил этот период Н. Бердяев), расцветом философии, искусства, литературы, в первую очередь — поэзии. Последние десятилетия прошлого столетия подарили миру мощную плеяду русских поэтов, которые при всем многообразии своих художественных устремлений (символизм, акмеизм, футуризм) явились творцами единого культурного феномена, который позднее и получил название «серебряный век».
В сферу художественных поисков вовлекались музыка, театр, живопись. Хронологически он укладывается в несколько десятилетий, предшествовавшие 1917, но по своему духовному потенциалу, «энергетическим ресурсам» вполне сопоставим действительно со столетием.

Содержание

Введение…………………………………………………...………………………3
1.Своеобразие «серебряного века»……………………………………………....5
2. Развитие русской культуры на рубеже XIX-XX вв.
2.1. Образование и просвещение…………………………………………………8
2.2. Наука…………………………………………………………………………..9
2. 3. Литература………………………………………………………………….11
2.4. Театр и музыка………………………………………………………………13
2.5. Архитектура…………………………………………………………………14
2.6. Живопись…………………………………………………………………….15
3.Традиции западноевропейского Возрождения в развитии культуры России…………………………………………………………………………….16
Заключение……………………………………………………………………….21
Список литературы………………………………………………………………23

Вложенные файлы: 1 файл

культурология контрольная.doc

— 205.00 Кб (Скачать файл)

Надо сказать, что ученые периодически высказывали некоторые сомнения в полноценности существующих на российской почве художественных направлений. Скажем, В.В. Кожинов одно время считал, что между классицизмом, просветительским реализмом, сентиментализмом, романтизмом и критическим реализмом существовал настолько узкий временной просвет, что исчислялся буквально годами, самое большее - десятилетиями, тогда как на Западе эти же художественные направления существовали зачастую столетиями.10 

Только после того, как личность осознает самое себя, когда бесконечная сущность человечества как некоего социального организма найдет выражение в своем индивидуальном проявлении, станет возможным ее дальнейшее развитие. Именно поэтому важны для человеческой культуры завоевания эпохи Возрождения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение  

Необычайное многообразие форм историко-культурного процесса эпохи сложилось в условиях сложной и противоречивой действительности.

Новый мир начинался в свете мистических зорь. Везде шли разговоры о богочеловечестве, о теократии, о «третьем завете» и конце света. Поэты, художники, философы пытались проникнуть силой интуиции, прозрения за пределы знания, доступные опыту и рассудку. И в этом была своя жизненная логика. Несмотря на все мир предстояло постичь, как-то объяснить и вписаться в этот сложный с социально-психологической точки зрения круговорот событий. 

Многих деятелей русского «серебряного века» отличала значительная непоследовательность, причем непоследовательность не только религиозного, эстетического или научно-философского плана, но и непоследовательность в их политических и общественных взглядах и устремлениях. 

«Серебряный век» отсылает к «золотому» — пушкинскому — веку. Между ними можно провести много параллелей, наметить линии преемственности. Но в «серебряном веке» явственнее звучит драматическая нота — предчувствие приближающейся катастрофы. События 1917 разрушили атмосферу, обусловившую процветание поэзии. Русским поэтам предстоял крестный путь — свой для каждого. Н. С. Гумилев, О. Э. Мандельштам, Н. А. Клюев стали жертвами репрессий. С. А. Есенин, В. В. Маяковский, М. И. Цветаева не смогли жить в условиях губительного для поэтов «отсутствия воздуха» (о нем говорил в речи о Пушкине А. А. Блок, как бы предчувствуя и собственную судьбу). Б. Л. Пастернак и А. А. Ахматова дожили до преклонных лет, постоянно подвергаясь травле. В. Ф. Ходасевич, Г. В. Иванов и многие другие, оказавшиеся на чужбине, испили горькую чашу изгнанничества. 

Как отмечал Н. А. Бердяев, русскими душами овладели предчувствия надвигающихся катастроф. Поэты предчувствовали не только грядущие зори, но и что-то страшное, надвигающееся на Россию и мир. Пророчества о приближающемся конце мира, может быть, реально означали не приближение конца мира, а приближение конца старой, царской России. Наш культурный ренессанс произошел в предреволюционную эпоху, в атмосфере надвигающейся мировой войны. Ничего устойчивого более не было. Исторические тела расплавлялись. Не только Россия, но и весь мир переходил в жидкое состояние. Но апокалипсическое настроение, ожидание грядущих катастроф у русских всегда связано и с великой надеждой» 11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Бердяев Н.А. Самопознание. – М., 2000 – 445 с.

2. Булгаков С.Н. Сочинения  в 2-х томах - Т.2: Избранные статьи. – М., 1998 – 475 с.

3. Видова О.И. «Русский  Ренессанс» // Социально-гуманитарные  знания №4, 2008 – с.182-202

4. Воспоминания о «серебряном веке» / Сост. В.Крейд - М., 1993. – 558 с.

5. История русской философии.: [ В 2-х т.] // Зеньковский В.В. – Т.1. - Л., 2004. – 542 с.

6. Кожинов В.В. Размышления  о русской литературе. М., 2003 – 524с.

7. Культура и искусство  России XIX в./ Под редакцией Г.А. Принцева – Л., 1999 – 174с.

8. Культурология. Основы  теории и истории культуры / Под  ред. И.Ф.Кефели. – Спб, 1996. – 586 с.

9. Лихачев Д.С. Историческая  поэтика русской литературы. - СПб., 2004 – 557с.

10. Мильдон В.И. «Русский  Ренессанс» // Вопросы философии №1, 2002 –

с. 40-51

11. Очерки истории русской  культуры второй половины XIX века / Авт. коллектив: Г.А.Бялый, А.Г.Верещагина, Н.М.Волынкин и др., под ред. Н.М.Волынкина. – М., 2002 – 431 с.

12. Смысл истории. Нового  средневековье / Н.А. Бердяев; составил и коммент. В.В.Сапова . - М., 2002 – 447с.

13. Эстетика Возрождения. Исторический смысл эстетики  Возрождения./ сост. А.А.Тахо-Годи - М., 2001 – 750 с.

 

 

1 Культура и искусство России XIX в./ Под редакцией Г.А. Принцева – Л., 1999 – 124с.

2 Очерки истории русской культуры второй половины XIX века / Авт. коллектив: Г.А.Бялый, А.Г.Верещагина, Н.М.Волынкин и др., под ред. Н.М.Волынкина. – М., 2002 – 365 с.

3 Лихачев Д.С. Историческая поэтика русской литературы. - СПб., 2004 – 127с.

 

4  Видова О.И. «Русский Ренессанс» // Социально-гуманитарные знания №4, 2008 – с.182-202

 

5 История русской философии.: [ В 2-х т.] // Зеньковский В.В. – Т.1. - Л., 2004. –109 с.

6 Смысл истории. Нового средневековье / Н.А. Бердяев; составил и коммент. 

В.В.Сапова . - М., 2002 – 208с.

7 Булгаков С.Н. Сочинения в 2-х томах - Т.2: Избранные статьи. – М., 1998 – 218-219 с.

8 Смысл истории. Нового средневековье / Н.А. Бердяев; составил и коммент. 

В.В.Сапова . - М., 2002 – 108с.

 

9 Эстетика Возрождения. Исторический смысл эстетики Возрождения./ сост. А.А.Тахо-Годи - М., 2001– 372 с.

10  Кожинов В.В. Размышления о русской литературе. М., 2003 – 255с.

11. Бердяев Н.А. Самопознание. – М., 2000 –164-165с.

 

 

 


Информация о работе Традиции западноевропейского Возрождения в развитии культуры России