Типология культур

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 14:09, реферат

Краткое описание

Впервые этот термин появился в Древнем Риме (культура – по – латыни возделывание, обработка земли), а так как Древний рим был страной в основном аграрной, то это слово использовалось именно в этом значении. Потом, позже, это понятие стало использоваться шире (18 век)- эпоха Просвещения, но и там это понятие ограничилось лишь ДУХОВНОЙ культурой. Главным становятся образованность и воспитанность человека, но недостаточно этого, для того, чтобы быть культурным человеком. Примерно до середины 19 века этим занимались главным образом философия и история. Одной из первых книг о культуре стала книга английского историка Э.Тейлора «Первобытная культура» (1871 г.).

Вложенные файлы: 1 файл

культурология реферат.docx

— 56.38 Кб (Скачать файл)

 классическая музыка  — высокой, а популярная музыка  — массовой, фильмы Феллини —  высокой, а боевики — массовой, картины Пикассо — высокой,  а лубок — массовой. Однако  существуют такие жанры литературы (фантастика, детективы и комиксы), которые всегда относят 

 

 

к популярной или массовой культуре, но никогда к высокой. То же самое происходит с конкретными  произведениями искусства 

Различие между высокой  и народной культурой примерно такое  же, как между национальной и этнической. Высокая культура, как и национальная, может быть только письменной, а  этническая и народная — любой. Высокая (элитарная) культура создается образованным слоем общества, а народная

 и этническая —  преимущественно необразованным. Малая  по своим размерам и исторически  более древняя, этническая культура, как только множество народов  сливаются и образуют единую  национальную культуру, превращается  в народную культуру.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемой литературы

1. Орлова Э.А. Введение  в социальную и культурную  антропологию М., 1994

 Культурология: Учебник  для студ. техн. вузов (Под ред. Н.Г. Багдасарьян). - М.:Высш. школа, 1999

2. Кравченко А.И. Культурология:  Словарь. - М.: Академический проект, 2000.

3. Культура: теории и проблемы: Учеб. Пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей / Т.Ф.Кузнецова, В.М.Межуев, И.О.Шайтанов и др. М.: Нау­ка, 1995

4. Борев В.Ю., Веневитинов Г.Н. Взаимодействие культуры и научно-технического прогресса. - М., 1988.

5. Гуревич П.С. Культурология. - М., 1996.

 6. История мировой культуры (мировых цивилизаций). / Под ред. Г.В. Драча. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

7. Лавриненко В.Н. Философия: Учебник. - М., 2002.

8. Немировская Л.З. Культурология. Культурно-исторические типы. - М.: РосНОУ, 1998.

9. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. - 3-е изд.- М.: Академический проект, 2001.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

  1. Понятие –культура и культурология.
  2. Типы культур

2.1.Чувственный тип

2.2.Идеациональный тип

2.3. Абстрактные типы

2.4. Традиционный тип.

  1. Экономическая культура.
  2. Политическая культура
  3. Профессиональная культура.
  4. Педагогическая культура.
  5. Виды культур.

7.1.Доминирующая  культура

7.2.Этническая культура

7.3.Национальная культура

 

  1. Восточные и западные культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УДК 008:311

Е.П. Тихонова

«ВОСТОК – ЗАПАД» – ЗНАКОВАЯ ВЕХА КУЛЬТУРНОЙ РЕФЛЕКСИИ XX–XXI вв.

Поставлена проблема оперделения специфики глобальных историко-культурных систем Востока и Запада. Мировые системы

Восток – Запад рассматриваются  как два типа культуры, формирующие  определенные типы личности и характерные  способы существования человека в мире – бытие и обладание.

А может быть, в эту  минуту

Меня на турецкий язык

Японец какой переводит

И прямо мне в душу проник.

О. Мандельштам [1. С. 6]

На длинном пути развития мировой цивилизации с давних пор обозначило себя резкое разделение мира на Восток и Запад. Это – самое глубокое и сущностное разделение культур и человечества. Оно провело знаковую «борозду» между двумя различными (подчас –альтернативными) географическими, социокультурными и этнополитическими системами мира. Восток и Запад жили не одной общей жизнью и не одной судьбой. Они выработали различные стратегии развития общества и разные модели восприятия, осмысления и поведения человека в мире. Восток, преимущественно представленный азиатскими центрами – Индией, Китаем и Японией, создал колоссальную духовную

культуру, а Запад –  европейский мир (Античность – Средние века – Новое время), выработал прогрессистские схемы развития индустриальной цивилизации. Глубокое разочарование в путях развития западной цивилизации, по выражению академика С.Ф. Ольденбурга, «столь богатой материально и столь бедной духовно», обратило взоры европейцев и американцев на Восток [2.

С. 37]. В зеркале иной культуры Запад стремился осознать свой путь, свою судьбу и перспективы будущего развития. Культурная дихотомия – противопоставление «Восток – Запад» – существовала не всегда. Ее возникновение принято соотносить с зарождением европейской цивилизации. Если древневосточные государства и цивилизации были окончательно оформлены в период с V по II тыся-

челетия до н.э. и с тех пор ядро восточных культур не претерпевало революционных изменений, то возникновение западной культуры связано с возвышением Древней Греции в I тысячелетии до н.э. Немецкие мыслители, в частности Э. Гуссерль, неоднократно высказывали мысль о том, что духовная Европа имеет место рождения – это древнегреческая нация VII и VI столетий до н.э. [3. C. 105]. В ней сформировалась новая установка по отношению к окружающему миру, которая содержала в себе

парадигму развития западной культуры. Античные мыслители воспринимали Восток как

средоточие определенной территориальной зоны. Географическое понятие «Восток» у греческих и римских авторов первоначально включало в себя земли восходящего за Средиземным морем Солнца. Историческое движение времени расширило и усложнило территориальный объем Востока. Географическое понятие «Восток» охватывает зоны Азии и Северной Африки, которые простираются от Японского моря до Геркулесовых столбов, от Средней Азии и Кавказа до Персидского

залива и Южной Аравии. Востоковеды ХХ в. выделили в этом пространстве несколько главных центров:

1) Ближний Восток –  Африка, Египет и Передняя Азия (афро-азиатский тип культуры);

2) Дальний Восток – Китай, Корея, Северный Вьетнам и Япония (конфуцианско-даосский тип культуры);

3) Центральная и южная  Азия – Индия, страны Индийского и Тихоокеанского регионов (индо-буддий-

ский тип культуры);

4) Юго-Восточная Азия –  культура островного мира: Бирма, Индонезия, Лаос, Тайланд, Цейлон и Филиппины;

5) Арабо-мусульманский Восток  – Аравия, Африка и островной мир Тихого океана (исламский тип культуры).

 

Каждая из названных географических зон включает в себя множество стран и народов, которые могут быть различны по языку, культурным истокам и традициям. Но все названные географические зоны связаны духовным единством – общностью идеологии, мифорелигиозных представлений и единством художественного наследия. Данный факт позволяет сделать предположение о том,что термином «Восток» обозначены не просто отдельные территориальные зоны – центры развития афро-азиатских

и тихоокеанских регионов, но и глобальная историко- культурная макросистема человечества.


Информация о работе Типология культур