Типология культур

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 14:09, реферат

Краткое описание

Впервые этот термин появился в Древнем Риме (культура – по – латыни возделывание, обработка земли), а так как Древний рим был страной в основном аграрной, то это слово использовалось именно в этом значении. Потом, позже, это понятие стало использоваться шире (18 век)- эпоха Просвещения, но и там это понятие ограничилось лишь ДУХОВНОЙ культурой. Главным становятся образованность и воспитанность человека, но недостаточно этого, для того, чтобы быть культурным человеком. Примерно до середины 19 века этим занимались главным образом философия и история. Одной из первых книг о культуре стала книга английского историка Э.Тейлора «Первобытная культура» (1871 г.).

Вложенные файлы: 1 файл

культурология реферат.docx

— 56.38 Кб (Скачать файл)

 

Типологии культуры по методам  познавательной деятельности близка классификация  культур по основанию форм мышления. В данном случае выделяются формы  мышления, доминирующие в культуре: "партикуляризм —универсализм"3, "ассоциативность — абстрактность". Для партикуляристских культур характерно внимание к специфичному, индивидуальному, для универсалистских — обобщения и всеобщие категории. В партикуляризме преобладает ассоциативность, то есть приращение знания осуществляется медленными темпами за счет непосредственного чувственного опыта. Универсализм предполагает абстрактные формы мышления. Данные типологии обычно дополняют друг друга. Если характеризовать западную культуру, то к ней применимы категории "универсализма" и "абстрактности", если восточную — "партикуляризма" и "ассоциативности".

 

Немецким социологом, историком  и экономистом Максом Вебером (1864 —1920) были предложены абстрактные идеальные типы, представляющие собой некое упрощение, образ-схему, а не объективно существующую (существовавшую) социокультурную реальность, поскольку они не имеют прямого аналога в реальной истории культуры. Идеальная типизация позволяла упорядочивать эмпирический материал, поставляемый конкретными исследованиями, и использовалась М. Вебером для исследования причин и характера отклонения реальных культурных типов от идеальных.

 

М. Вебер различает три "чистых" типа господства: обусловленное рациональными интересами подчиняющихся и господствующих; основанное на традициях, связанное с эмоциональным воспрятием власти. Рациональному типу господства соответствует правовой тип государства, который характеризуется подчинением закону, а не авторитету. Традиционный тип господства основывается на святости существующих обычаев и традиций. Ему соответствует патриархальная общность, во главе которой стоит господин, распоряжающийся своими подданными и слугами. Третий тип господства Вебер называл "харизматическим" ("харизма" в переводе с греч. означает "дар"). Харизма — это определенные качества личности (приобретенные или врожденные), позволяющие вдохновлять людей и увлекать за собой. По Веберу харизмой обладают и основатели мировых религий (Будда, Иисус, Мухаммад), и великие полководцы (Александр Македонский, Навуходоносор, Цезарь, Тамерлан, Наполеон), и выдающиеся политики (Авраам Линкольн, Петр Великий, В.И. Ленин).

 

 

 

 

Вебер считал, что, несмотря на заведомую утопичность мыслительных конструкций, образующих идеальные  типы, они представляют собой важнейшие  научные абстракции, делающие возможным  изучение множества явлений культуры на количественной основе. Идеальный  тип — это теоретическая конструкция, полученная в результате акцентирования, усиления, логического связывания феноменов, встречающихся в различные эпохи  в разных культурах.

 

Отрасли культуры

Экономическая культура

Она включает в свой состав культуру производства, культуру распределения, культуру обмена, культуру потребления, культуру управления, культуру труда. Когда предприятие выпускает  бракованную продукцию, говорят  о низкой культуре производства. Когда  договаривающиеся стороны не сдерживают слово, подводят друг друга при заключении и реализации сделки, говорят о  низкой культуре обмена. Когда интересы потребителя в обществе игнорируют, когда покупатель не может вернуть  или обменять в магазине некачественный товар или когда хамят продавцы, говорят о низкой культуре потребления.

 

Низкая культура управления проявляется в непродуманности  законодательных актов, принимаемых  парламентом, отсутствии подготовленных практических решений, принимаемых  правительством и аппаратом президента, в бездействии системы контроля за принимаемыми решениями. Авторитарный стиль руководства, пренебрежительное  обращение начальников с подчиненными входит в число показателей низкой управленческой культуры на отдельном  предприятии.

 

В социологии менеджмента  существует понятие организационной  культуры. Она включает совокупность обычаев, традиций, норм и правил поведения, сложившихся в данной организации. Руководитель как должностное лицо обязан следить за распределением заданий, организацией труда и трудовой дисциплины, правильным и своевременным выполнением  приказов, повышением производительности труда и т. д. Однако подчиненные, имея другие интересы, часто не совпадающие  с интересами организации, оказывают  возмущающее воздействие на реализацию решений. В результате приказы администрации  искажаются. Возникает скрытое и  явное сопротивление.

 

Таким образом, управленческая культура, т. е. особенности поведения  руководителей, выступает элементом  более широкого понятия организационной  культуры, куда можно включить также  культуру труда, если понимать под ней  совокупность норм и правил поведения  исполнителей. С организационной  культурой тесно связана профессиональная, которую можно рассматривать  самостоятельно либо как часть первой.

 

 

 

 

Политическая  культура

Иногда ее рассматривают  как самостоятельное явление, а  иногда включают как подвид управленческой культуры. Содержание политической культуры определяется господствующим политическим режимом власти. Характерная черта  тоталитарной политической культуры —  строгое соблюдение формальных норм при крайне ограниченном наборе неформальных норм, обычаев,

 

традиций. Сильная дисциплина и бедное содержание политической культуры — производные от авторитарного  стиля управления и безынициативности  подчиненных.

Показателями уровня развития политической культуры в обществе являются наличие гражданских и политических прав личности, то, насколько они  соответствуют международным правилам, степень реализации и защиты этих прав, стиль и формы межпартийной борьбы, парламентская и непарламентская  лексика общения политических деятелей и многое другое.

 

Профессиональная  культура

Профессиональная культура включает совокупность специальных  теоретических знаний и практических умений, связанных с конкретным видом  труда. Степень владения профессиональной культурой выражается в квалификации и квалификационном разряде. Необходимо различать а) формальную квалификацию, которая удостоверяется сертификатом (диплом, аттестат, удостоверение) об окончании  определенного учебного учреждения и подразумевает систему необходимых  для данной профессии теоретических  знаний, б) реальную квалификацию, получаемую после нескольких лет работы в  данной области, включающую совокупность практических навыков и умений, т. е. профессиональный опыт.

 

Педагогическая  культура

 Она охватывает не  только педагогов, но касается  уровня грамотности всего населения,  Педагогическая культура описывает  не только количественные критерии, например, количество окончивших  начальную или среднюю школу,  но и качественные, в частности,  уровень интеллектуальности нации. 

Во Франции уже в XII веке в городах и во многих деревнях существовали школы (в том числе  для бедных), а во Флоренции к XVI веку практически все население  было грамотно. С XII по XV век в Европе возникло 46 университетов, обладавших мощным идейным и политическим влиянием.

В России первые церковно-приходские школы возникают только в 1839 году. В начале 80-х годов XIX века в них  училось 100 тыс. детей. К этому времени  в Западной Европе было грамотно уже 90% населения.

 

Таким образом, педагогическая культура включает всю систему исторически  сложившихся в данном обществе механизмов передачи научных знаний и нравственных ценностей молодому поколению. Естественно, что она охватывает и то, насколько  новаторскими по сравнению с мировым  опытом являются методики образования  и приемы обучения в средней и  высшей школе. В этом смысле советская  педагогическая культура (а до того российская дореволюционная)

 

считалась одной из самых  передовых в мире. К сожалению, в 70—80-е годы наша педагогика скорее почивала на лаврах и в результате серьезно отстала от мировых стандартов.

 

Разумеется, педагогическая культура невозможна без материально-технического оснащения. Признаком низкой культуры служат примеры того, как на уроках информатики учитель рассказывает теоретически все о компьютере, не имея возможности ничего показать на практике. Уровень компьютеризации  России на несколько порядков отстает  от уровня США и Японии.

 

 

Виды культуры

Доминирующая  культура

Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов данного общества, называется господствующей, или доминирующей, культурой.

Доминирующая культура может  быть национальной или этнической в  зависимости от того, насколько сложно организовано данное общество и насколько  многолюдной является данная страна.

Этническая культура —  совокупность черт культуры, касающихся преимущественно обыденной жизнедеятельности, бытовой культуры. Она имеет ядро и периферию. Этническая культура включает орудия труда, нравы, обычаи, нормы обычного права, ценности, постройки, одежду, пищу, средства передвижения, жилище, знания, верования, виды народного искусства1. Специалисты различают в этнической культуре два слоя:

• исторически ранний (нижний), образованный унаследованными из прошлого культурными элементами;

• исторически поздний (верхний), состоящий из новообразований, современных культурных явлений.

 

Нижний слой включает наиболее устойчивые элементы, закрепленные многовековой традицией. Поэтому считается, что  они составляют каркас этнической культуры. При таком подходе этническая культура предстает как единство преемственности и обновления. Обновление культуры может быть экзогенным (заимствованным) и эндогенным (возникшим внутри культуры без влияния извне). Преемственность, устойчивость этнической культуры держится на действии двух типов механизмов передачи традиций: внутрипоколенных традиций, действующих на протяжении нескольких лет или десятилетий и охватывающих лишь часть этноса (смежные возрастные группы); межпоколенных традиции, существующих на протяжении исторически длительного времени и выступающих механизмом пе­редачи ценностей от поколения к поколению2.

 

 

 

 

Этническая культура — это культура людей, связанных между собой общностью происхождения (кровным родством) и совместно осуществляемой хозяйственной деятельностью, единством, так сказать, «крови и почвы», почему она и меняется от одной местности к другой. Местная ограниченность, жесткая локализация, обособление в сравнительно узком социальном пространстве (племя, община, этническая группа) — одна из основных черт этой культуры. В ней господствует сила традиции, привычки, раз и навсегда при­нятых обычаев, передающихся из поколения к поколению на семейном или соседском уровне3.

 

Если этнос указывает  на социокультурную общность людей, то нация обозначает территориальное, экономическое и лингвистическое  объединение людей, имеющих социальную структуру и политическую организацию.

 

Структура национальной культуры сложнее этнической. Национальная культура включает наряду с традиционно-бытовой, профессиональной и обыденной также специализированные области культуры. А поскольку нация охватывает общество, а общество имеет стратификацию и социальную структуру, то понятие национальной культуры охватывает субкультуры всех больших групп, которых может не быть у этнической. Более того, этнические культуры входят в состав национальной. Взять такие молодые нации, как США или Бразилию, прозванные этническими котлами. Американская национальная культура крайне гетерогенна, она включает ирландскую, итальянскую, немецкую, китайскую, японскую, мексиканскую, русскую, еврейскую и другие этнические культуры. Большинство со­временных национальных культур полиэтничны.

 

Национальная культура не сводится к механической сумме этнических культур. Она имеет нечто сверх  того. У нее есть собственно национальные черты куль­туры, возникшие тогда, когда представители всех этносов  осознали свою принадлежность к новой  нации. Например, и африканцы, и белые  одинаково восторженно исполняют  гимн США и чтут американский флаг, уважают его законы и национальные праздники. Осоз­нание большими социальными  группами своей приверженности к  территории своего расселения, общена­циональному литературному языку, национальным традициям и символам составляет содержание нацио­нальной культуры4.

 

В отличие от этнической, национальная культура объединяет людей, живущих на больших пространствах  и необязательно связанных кровно-родственными отношениями. Обязательным условием появления  на­циональной культуры специалисты  считают новый тип , социальной коммуникации, связанный с изобретением письменности, с моментом рождения литературного  языка и национальной литературы. Именно благодаря письменности идеи, необходимые для национального  объединения, приобретают популярность среди грамотной части населения.

 

Таким образом, национальная культура строится на фундаменте письменной культуры, в то время как этническая культура может быть вполне бесписьмен­ной, например, культура отсталых племен, сохранившихся  до наших дней. Но та и другая культура, по отношению ко всем другим видам  культуры на данной ,территории, должна называться доминирующей.

 

 

 

 Вот почему национальная  культура изучается преимущественно  филологией, имеющей дело с памятниками  письменности, а этническая культура  — этнографией и антропологией,  имеющими дело прежде всего с дописьменной литературой.

 

Субкультура и  контркультура

Поскольку общество распадается  на множество групп — национальных, демографических, социальных, профессиональных, — постепенно у каждой из них  формируется собственная культура, т. е. система ценностей и правил поведения. Малые культурные миры называют субкультурами.

Информация о работе Типология культур