Тело, его роль и значение в формировании гендерного стереотипа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 21:37, реферат

Краткое описание

Актуальность изучения данной проблемы заключается в том, чтобы посмотреть на феномен телесности с разных сторон, в разные эпохи. На сегодняшний день эта тема является популярной среди культурологов. Объектом исследования является феномен телесности, а предметом - тело, его роль и значение в формировании гендерного стереотипа. Тело довольно сильно влияет на формирование гендерного стереотипа. В разные эпохи были свои идеалы красоты и люди стремились быть максимально на них похожими. И со временем какие-то элементы исчезают в культуре, заменяемые другими, а также элементы культуры могут просто дополнять друг друга.

Содержание

Введение………………………………………………………3
Раздел 1. Тело, его роль и значение в формировании
гендерного стереотипа……………………………………….4
1.1.Телесность в Первобытности…………………………....4
1.2.Телесность в Древнем Востоке………………………......6
Ассирия………………………………………………….7
Индия…………………………………………………… 8
Китай и Япония…………………………………………8
Египет……………………………………………………9
1.3.Телесность в Античности………………………………..12
Греция……………………………………………………12
Рим……………………………………………………….18
1.4.Телесность в Средние Века……………………………...20
1.5.Телесность в Возрождении……………………………...26
1.6. Телесность в Наше Время……………………………….29
Заключение……………………………………………............34
Литература…………………………………………………….35

Вложенные файлы: 1 файл

Реферативная работа.docx

— 83.71 Кб (Скачать файл)

Костюм древних римлян отличался относительной строгостью быта. Эстетическим идеалом римлян являлись суровые воины и величественные женщины. Этот идеал подчёркивали сложные одежды, придававшие фигурам римлян величественность, статику и монументальность. Возможно, женщины изменяли природный цвет волос, прибегая к помощи щелочных составов. Для осветления волос пользовались также мелко помолотым рисом и мукой. В особо торжественных случаях прически осыпались золотым порошком.

У древних римлян, среди прочего прославившихся своим водопроводом и общественными банями, гигиена пережила подлинный расцвет, впервые представ как дело государственное. Более других о личной гигиене пеклись состоятельные римлянки, используя для этого весь арсенал известных в ту пору средств - экспортируемую из Португалии мочевину для чистки зубов и молочные продукты для ухода за телом. Чтобы было, в чем купаться во время путешествий, жены патрициев брали с собой стада ослиц.

Первоначально плебеям запрещалось вступать в брак с патрициями, что обеспечивало замкнутость сословия патрициев. Женщина находилась в подчинении мужчины, потому что она, по словам Теодора Моммзена, «принадлежала только семье и не существовала для общины». В отличие от гречанок, римлянки могли свободно появляться в обществе, причём, несмотря на то, что высшей властью в семействе обладал отец, они были защищены от его произвола. В римских семьях женщина имела большие права, так как на неё возлагались обязанности по ведению домашнего хозяйства. Она была полновластная хозяйка в своем доме. Считалось хорошим тоном, когда женщина хорошо налаживала семейный быт, освобождая время мужа для более важных государственных дел. Зависимость женщины от мужа ограничивалась, в сущности, имущественными отношениями; владеть и распоряжаться имуществом без разрешения мужа женщина не могла. Римская женщина свободно появлялась в обществе, ездила в гости, бывала на торжественных приемах. Но занятие политикой не было женским делом, ей не полагалось присутствовать на собраниях народа. Для хозяина дома поддержание днем и ночью огня было священной обязанностью. Существовало требование, согласно которому огонь всегда должен оставаться чистым; в буквальном смысле это означало, что в него нельзя бросать ничего грязного, а в переносном – что перед этим огнем нельзя совершать никаких недостойных дел.

В античной культуре кольца наделялись способностью скреплять связь между душой и телом и нередко выступали в роли оберегов (подобно другим украшениям). Кольцо выступает как символ целостности, единения, и отсюда уз (брачных прежде всего). Нечто наподобие талисманов существовало в Древней Греции. В те времена каждому новорожденному ребенку дарился амулет филактерион, который должен был оберегать жизнь малыша. Подобный обычай имели и жители Древнего Рима, но у них амулеты выглядели небольшими плитами с нанесенными на них различными символами.

1.4.Телесность  в Средние Века

В эпоху раннего Средневековья идеал человека общество видело в монахе, умерщвлявшем свою плоть, а знаком высшего благочестия считалось ношение на теле власяницы. Воздержание и целомудрие причислялись к высшим добродетелям. Чревоугодие и сладострастие порицались как самые тяжкие смертные грехи. Источник человеческий бед - первородный грех, в Книге Бытия трактовавшийся как грех гордыни человека и его вызова Богу, - в Средние века считался грехом сексуальным. В средневековом христианстве тело находилось во власти этого противоречия: его то осуждали, то восхваляли, подвергали унижению и возвеличивали. Вообще средние века носят депрессивный характер. Особенно депрессивные женщины, т.к. они являлись виной всех страданий, сосудом греховным, семенем Евы. В представлении средневекового человека, им лучше идти в монастырь или быть «вечно» беременными. Телесность связана с благосостоянием, комфортом, одеждой и многим другим.  Имея всё это, люди испытывают дискомфорт, т.к. чувствуют вину. Быть богатым – плохо, бедным – хорошо. Люди боятся, что за богатство они будут в аду. В культуре Средневековья присутствует двоеверие. Люди верят и в Бога и в дьявола. Душа – частичка Бога, он её породил. Всё остальное сделано из нашего тела. Люди с дьяволом единосущны. Поэтому телу понятны аргументы дьявола. Он как раз таки, и не говорит, какие будут наказания следовать, за теми или иными поступками. Люди стыдились своих желаний. В Средние века контрацепция запрещалась во всех её направлениях.

В своих позах женщины должны были демонстрировать свою скромность. Они ходили головой вперёд, плечи тоже немного вперёд  и при этом спина была ровная (демонстрация знатности). Если посмотреть на них с боку, то фигура напоминала букву S. Каждая мимика, движение, поза имела отражение в религиозных моделях и т.д.  Всё имело свой тайный смысл, свое значение. Лица были чистыми, т.к. по нему можно было судить, грешен человек или нет. Затем возникли некие формы макияжа, чтобы скрыть проблемные участки кожи. Богатые люди выбеливали лицо. Иногда этой «штукатурки» было так много, что когда повышалась температура воздуха, она начинала обваливаться. Со временем её отменили, т.к. посчитали, что женщина уделяет больше внимания внешнему облику, нежели внутреннему.  Губы были знаком похоти. Пухлые румяные губы – символ сладострастия и сексуальности. А поскольку в средние века это всё презиралось, то люди средневековья любили исключительно узкие губы. А тем, у кого таковых не имелось, выбеливали лица и рисовали тонкую линию губ. Затем их можно было покрасить в морковный цвет (из морковного сока). Также использовалась свекла для окраски щёк. Открытые большие глаза – это считалось красивым и хорошим знаком для Бога. Взгляд был устремлён к Богу. Глаза – зеркало человека. Через них Бог смотрит на душу человека. Однако средневековый человек ходил,  прищурившись, чтоб не демонстрировать свою красоту. Потому что эта была культура вины. Густые брови являлся плохим знаком, т.к. они скрывали взгляд человека, а значит, он что-то скрывает. Чёлки было тоже плохим знаком. В средние века ресницы и брови сбривали. Большой лоб – знак ума. Поэтому женщины увеличивали его себе самыми разными способами.  Женщины имели плотный, телесный образ.

Человек своей внешностью демонстрирует принадлежность к данной системе. Образ прекрасной дамы - Пресвятой Девы - стал эталоном красоты в средние века: тонкий прямой нос, удлиненный овал лица, высокий лоб, большие и светлые глаза, совсем крошечный рот. Характерными чертами средневековья являлся отказ от красоты, а тем самым от гигиены и косметики. Косметика запрещается церковью. Идеальный мужчина того времени был хорошо образован и принадлежал именитому роду или был непризнанной ветвью генеалогического дерева знаменитого предка.  Мужчина Средних веков был изящно сложен, ловок, аккуратен, сложение тела скорее хрупкое, но мягко – гармоничное. Женственность в фигуре, лице и манере отделяла от мужественных идеалов античности. Поверхностный франт средних веков был схож с современным метросексуалом.

Волосы замужних женщин прятались под головным убором, никто, кроме мужа, не мог любоваться их красотой, а обязательным условием красоты, согласно представлениям об эстетическом идеале, были длинные золотистые вьющиеся волосы. Девушки заплетали косы и укладывали их над ушами в «бараний рог». В течении Раннего Средневековья (с V по XI век) женщины обычно носили длинные волосы до колен, а иногда и ниже, а также две длинные косы по бокам головы или заколотые шпилькой. В течение почти всего Средневековья, женщины укладывали волосы так, чтобы лоб был полностью открыт. Часто они сбривали волосы вдоль линии роста волос, чтобы эта линия выглядела выше. Лоб в то время считался очень важной частью лица. Они любили покрывать его искусственными цветами, обручами или драгоценными камнями, но никак ни волосами. Женские волосы сами по себе в те времена считались эротической чертой. Последствием этого стало то, что замужние женщины должны были покрывать их вуалью. Волосы замужней женщины в те времена даже считались законной собственностью мужа. Где-то в конце Средневековья католическая церковь издала религиозные каноны, которые делали ношение вуали обязательным для каждой женщины. Одной из наиболее популярных причесок от Среднего до Позднего периода было закреплять косы в пучки на каждой стороне головы, над каждым ухом, поддерживая золотыми или серебряными нитями. Еще одной популярной прической в XIII - XIV столетии было заплести три или четыре косы и закрепить их сзади головы с помощью тонких сетей с украшениями. В начале этого периода женщины носили волосы естественным образом, но со Среднего периода и до конца Средневековья выставлять напоказ волосы считалось неуважительным и непорядочным. Они также носили высокие шляпы и бонеты во время церковных служб или в общественных местах. До XIII в. признаком рабства и бесчестия считались короткие волосы. Носить парики – смертельный грех. Считалось, что они являлись изобретением дьявола. Немцы придавали большое значение волосам. Даже в военной и гражданской иерархии учитывалась длина волос. Они завязывали волосы наверху головы, делая высокий узел, чтобы волосы казались выше и выглядели более устрашающими в битвах. Для них самым большим издевательством было лишиться волос. Волосы были символом власти и силы. Рабы и пленники были обриты наголо. Бритая голова была знаком полного порабощения. Монахи католической церкви, которые уже имели важное влияние в тех странах, подвергались постригу, т.е. носили тонзуру, что означало обритие волос на макушке. В русской традиции аналогом тонзуры являлось гуменцо. Тонзура была знаком повеновения верховной власти. Когда эти мировингийские короли хотели избавиться от нежелательных родственников с претензией на трон, они постригали их в монахи.

Люди купались редко. В Средние века приемы греко-римской борьбы за чистоту были забыты, и культура личной гигиены пришла в Европе в полный упадок. О крайней нечистоплотности дворянства свидетельствуют даже предметы интерьера и модные в ту пору аксессуары. Так, горностаи, изображавшиеся известными живописцами на руках придворных дам, служили в качестве ловушек для блох, в изобилии обитавших в волосах и одежде средневековых красавиц. Функцию плахи для пойманных насекомых выполняли поражающие своим изяществом фарфоровые блюдца, щедро расставляемые по королевским дворцам. Дамы спали в платьях и меняли их только тогда, когда они теряли свой внешний облик. Жир на одежде являлся знаком богатства. Несмотря на все запреты, которые подразумевали, максимально скрывать свою сексуальность и привлекательность, женщины всё равно старались быть красивыми. Стали использовать мыло и сухие духи. Мыло чаще всего носили как амулет на шее, чтоб он издавал благовонии. Простейшими гигиеническими правилами пренебрегали даже коронованные особы, не говоря уж о простых горожанах.  Поверх платков на голову женщины надевали украшенные головные обручи - темплеты - круглые щитки над ушами. Женщины носили золотые цепочки, кольца, серьги, диадемы, браслеты на руках и ногах. Под платье надевали полотняный корсет. Средневековые знатные дамы привязывали к поясу «блошиный мех», чтобы отпугнуть блох. С той же целью они на плечи накидывали мех горностая, а некоторые имели обычай держать в руках горностая, хорька, ласку, соболя или куницу. Это была живая приманка для блох. Зверька тоже украшали, надевая ему золотую цепочку на шею. Женская обувь имела слегка заостренные носки. Обувь изготавливалась из дорогой плотной ткани или из цветной мягкой кожи на мягкой подошве. Женская обувь, походила на мужскую.

«Метка дьявола», «пятно ведьмы» - так в Средние века называли родимые пятна в определённых местах тела. Их отличительная особенность состоит в том, что они абсолютно нечувствительны к боли (например, при уколе иглой). В Средние века, чтобы обвинить человека в колдовстве, достаточно было иметь двух вещей: любимца и «знака ведьмы». «Любимцем» могло быть любое домашнее животное, даже таракан. За знак «ведьмы» также принималось, что угодно-от большого размера соска, что само по себе считалось неопровержимым доказательством колдовства, до любой физической аномалии, вроде бородавки и родинки.

В средние века кольца с выгравированными магическими формулами являлись популярными амулетами против болезней. В Англии в раннем Средневековье и вплоть до XVI века "странные кольца" были популярны при лечении эпилепсии и расстройств. Кольца, украшенные полудрагоценными и драгоценными камнями, оправленными в драгоценные металлы, являются амулетами, обладающими особыми свойствами камней.

 Многие ремесленники  во Франции и Германии ставили  себе на руки знаки своих  цехов. Например, мясники изображали  на своей руке два топора  и бычью голову сверху. Новое  назначение получает татуировка  в эпоху Крестовых походов. Рыцари делали татуировки в виде креста на лбу или на руке. Здесь играло роль практическое применение такой наколки: рыцарь уже не мог поменять веру. После этого инквизиция объявила татуировку издевательством и…взяла себе на вооружение. И до середины 17 века наколки стали исключительной привилегией уголовных преступников, которым инквизиция их и «рисовала». Далее татуированию подвергались и менее опасные личности: карманные воры, проститутки, карточные мошенники. Наказание путём нанесения татуировки было распространено в европейских государствах примерно до 17 века. Помимо наказания, рисунок на теле должен был идентифицировать преступников. В конце 17 века традиция нанесения татуировки за какую-либо провинность осталась только в армии для поддержания дисциплины. Наказанию подвергались дезертиры, а позже — солдаты, серьёзно провинившиеся во время службы. В период позднего Средневековья вместе с множеством других способов причинить боль, татуировка стала пыткой.

 

1.5.Телесность в Возрождении                                                                                                           В конце XV века в Англии еще сохраняется типично средневековый костюм. В этот период острых социальных конфликтов итальянские влияния почти не ощущаются. Сверх рубашки англичане носили "дублет" - узкую короткую (до пояса) куртку с узкими длинными рукавами, подобную французскому жипону. Молодые люди часто ограничивались дублетом или носили сверху широкую накидку, отделанную мехом, а также цветной тканью. Узкие, обтягивающие ноги штаны, подобные трико, имели пристегивающийся крупный клапан - "куд-пийс", известный во Франции как брагетт. В отличие от французов, англичане носили сверху короткие чулки "бут-хоуз", которые затем было принято украшать вышивкой. Пожилые люди продолжали носить длинную верхнюю одежду. Неизменно длинными оставались одежды английских ученых, судей, адвокатов, государственных служащих. Так, на одном из набросков Гольбейна Младшего, изображавшем английского горожанина, мы видим, что у мужчины сверх джеркина до колен надета широкая мантия с широчайшими рукавами, откинутыми на плечи. Такая верхняя мужская английская одежда не являлась обычной даже для богатого горожанина. Ее покрой, форма позволяют нам предположить, что данное лицо одето в платье, присвоенное какой-либо городской выборной должности. В костюме этого жителя Лондона есть еще две интересные детали: шляпа типично средневековой формы и обувь необычного фасона с застежкой на редко поставленные пуговицы. Костюм горожанина не имеет какой-либо отделки, кроме гладких, иногда крупных круглых пуговиц, — такая скромность была характерна для определенных кругов буржуазии в период, известный в истории как период накопления. Однако в пропорциях и этого английского мужского костюма уже видно влияние Италии. В период  1615—1620 годов в английском костюме появились многие характерные немецкие детали: широкие пышные рукава, громадные отложные воротники, всю английскую одежду стали украшать большим количеством разрезов. Немецкое влияние, связанное, возможно, с притоком эмигрантов в период крестьянской войны, было непродолжительным и отмечалось лишь среди дворянской и буржуазной верхушки. В повседневных английских женских платьях этого времени (80-е годы) забавно сочетаются испанские и английские элементы - высокие шляпы с перьями почти мужского фасона, низкое декольте, заложенное тонкой прозрачной тканью, рафы, закрывающие шею, иногда в сочетании с меховым воротником шалью. Нагромождение всевозможных деталей - несколько воротников, двойные рукава, разнообразная отделка на лифе - лишает английский женский костюм композиционной ясности и указывает на то, что понятие красивой одежды было связано с обилием материальных ценностей в ней. Увеличение длины шнипа возникло потому, что сильно расширенного плоскою фарзингейла спереди не было. Такой длинный шнип изменял пропорции костюма и делал фигуру уродливой, патологически коротконогой. Плоеный воротник обрамляет боковые стороны и спинку очень низкого декольте, обнажавшего грудь. Сверх юбки, по форме фарзингейла, делают или буф или баску, заложенную крупными складками.

Информация о работе Тело, его роль и значение в формировании гендерного стереотипа