Тело, его роль и значение в формировании гендерного стереотипа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 21:37, реферат

Краткое описание

Актуальность изучения данной проблемы заключается в том, чтобы посмотреть на феномен телесности с разных сторон, в разные эпохи. На сегодняшний день эта тема является популярной среди культурологов. Объектом исследования является феномен телесности, а предметом - тело, его роль и значение в формировании гендерного стереотипа. Тело довольно сильно влияет на формирование гендерного стереотипа. В разные эпохи были свои идеалы красоты и люди стремились быть максимально на них похожими. И со временем какие-то элементы исчезают в культуре, заменяемые другими, а также элементы культуры могут просто дополнять друг друга.

Содержание

Введение………………………………………………………3
Раздел 1. Тело, его роль и значение в формировании
гендерного стереотипа……………………………………….4
1.1.Телесность в Первобытности…………………………....4
1.2.Телесность в Древнем Востоке………………………......6
Ассирия………………………………………………….7
Индия…………………………………………………… 8
Китай и Япония…………………………………………8
Египет……………………………………………………9
1.3.Телесность в Античности………………………………..12
Греция……………………………………………………12
Рим……………………………………………………….18
1.4.Телесность в Средние Века……………………………...20
1.5.Телесность в Возрождении……………………………...26
1.6. Телесность в Наше Время……………………………….29
Заключение……………………………………………............34
Литература…………………………………………………….35

Вложенные файлы: 1 файл

Реферативная работа.docx

— 83.71 Кб (Скачать файл)

 Изящная женщина всегда считалась идеалом красоты, и Древний Египет в этом отношении не являлся исключением. Наши предки расписывали свои тела фантастическими рисунками. Делалось это для того, чтобы навлечь страх на врагов. Кроме того, такие рисунки обозначали статус человека в обществе. Использовались они и в ритуальных целях. До сих пор традиции росписи тела существуют у аборигенов Африки, Южной Америки, Австралии. Так, например, коренные жители Австралии во время танцев традиционно раскрашиваются разноцветной охрой или природной глиной.

Массаж был известен издавна, со времени появления человека на Земле. Самым первым проявлением массажа можно считать естественное желание растереть, размять место ушиба. Он применялся в Древнем Китае, в Японии и Индии за 2000 лет до Гиппократа.

  Половое соединение считалось культовым священным действием и не предполагало ничего непристойного или аморального, как, например, в христианстве. Житель древнего Востока говорил о любви и зачатии у богов и людей без робости и моральных опасений. Так, сексуальное поведение подвергались наказанию не только за причинение вреда кому-либо, но и за малейший подрыв бытующей веры. В самом деле, последние нарушения обычно влекли за собой более жестокое наказание, чем первые. Люди гораздо больше боялись божественной кары, нежели чьей-либо мести. Сексуальные предпочтения Древние глиняные таблички свидетельствуют о том, что шумеры были достаточно раскрепощенными в плане секса по сравнению с сегодняшним поколением. Этот народ, обитавший на территории Древней Вавилонии, рассматривал мастурбацию как один из способов улучшения потенции. Ублажая себя, древний мужчина зачастую использовал смесь из различных масел. В нее он добавлял мелко растертую железную руду, чтобы придать дополнительное трение для незабываемых ощущений. Анальный секс также практиковался на Древнем Востоке. На сегодняшний день нет никаких оснований полагать, что он являлся запрещенным видом сношений. Что касается гомосексуальности, то она упоминалась очень редко, но отношение к ней было крайне негативное. Так, среднеассирийские законы предусматривали наказание за однополую любовь в виде кастрации. Это считалось суровым наказанием, учитывая тот факт, что на Древнем Востоке процесс продолжения рода возводился в культ. Большое распространение культовая гомосексуальность имела у индейцев Северной Америки, где почти в каждом племени были мужчины, носившие женскую одежду и отдававшиеся мужчинам. Гомосексуальная религиозная проституция существовала и на землях Древнего Востока, правда, израильтяне и египтяне относились к ней с принципиально противоположных позиций.

1.3.Телесность  в Античности                                                                                               

 Противоречия в восприятии действительности вызвали желание создать иллюзорный мир, иную реальность, в которой человек мог бы быть окончательно счастлив. Но эта иная реальность была слишком противоречива: с одной стороны - это была феерия тонких и еле ощутимых эфемерных образов, выражающих духовную суть бытия, и эта суть была трагичной; с другой - это вакханалия плоти, вихрь физических наслаждений, от которых человек падал в исступлении, выражающих единение с природой, но с природой материальной. Найти золотую середину этих двух мировосприятий, объединить два типа человека в одном, найти меру и золотую середину между ними, обретя, таким образом, совершенство - было целью античной культуры. Поиски жизни и боязнь смерти, приводящих многие жизни к единому знаменателю - бессмысленному существованию, явились толчком к рождению нового образа и восприятия мира. Образ совершенного человека - образ, объединивший в себе две противоположности, стал символом и венцом античной культуры.

В Греции были известны способы, помогающие женщине избавиться от мужского семени: чихнуть, встать, подмыться и походить сразу после полового акта. Поясняется, что с помощью вяжущих веществ, вводимых во влагалище в виде тряпочки, пропитанной лекарством, можно сузить шейку матки, чтобы помешать проникнуть в нее сперме. В случае, если беременность наступила, а с момента оплодотворения прошел уже месяц, прописывают прыжки, езду в телеге по ухабистой дороге, сидячие ванны для размягчения тканей. Если вышеперечисленное не помогает, Соран Эфессский, учёный написавший сочинение по медицине  «О женских болезнях» советовал сделать кровопускание, но запрещал использовать острые предметы. Среди его средств также - снадобье для изгнания плода. Во избежание беременности принимали ванны в сидячем положении сразу после акта, чтобы дать возможность семени выйти или обмывание промежности после соития. Также считал необходимым обойти вокруг ложа любви непосредственно после сексуального контакта, зачем, правда, до конца непонятно, возможно, чтобы семя могло вытечь. В крайнем случае, пились отвары сильнейшего действия из лаврового листа, травы пижмы, а также гвоздики. Категорически запрещалось применять колющие предметы, все операции осуществлялись лишь при участии знахарей, которые пускали кровь своими «знахарскими» методами, манипуляциями. Презервативы не пользовались спросом в силу сложности изготовления, что было обусловлено временем.

Женщина Древней Греции долгое время служила эталоном красоты для европейцев. Ее неземной красотой вдохновились скульпторы и художники, запечатлевшие в искусстве образы Афродиты, Афины или Деметры. Статная, стройная, грациозная, с лебединой шеей, облаченная в струящийся складками хитон, золотистые кудри в высокой прическе, украшенные лентами и диадемой. Почти богиня, сошедшая с Олимпа. Греки всегда ценили пропорциональные и гармоничные формы. По их мнению, женщина должна была быть хоть и стройной, но все-таки не слишком худенькой, с округлыми формами. Так, Афродита имеет рост 164 см, окружность талин - 69 см, груди - 86 см, бедер - 93 см.  По канонам греческой красоты прекрасное лицо сочетало прямой нос, большие глаза с широким межвековым разрезом, дугообразными краями век; расстояние между глазами должно было быть не менее величины одного глаза, а рот  в полтора раза больше глаза. Также в Греции имеется 2 эталона мужской красоты.  К первому принадлежит идеал мужчины – греческого бога с пропорциональным телосложением, хорошо развитой мускулатурой, с ясными и темными выразительными глазами, быстрого, стремительного в желаниях и действиях. Ко второму типу принадлежит мифический воин севера – высокий, стройный, сильный мужчина со светлыми волосами, ярко - голубыми глазами, благородной осанкой, речами и душевными порывами.

Древнегреческие красавицы вынуждены были прятать в прическах маленькие сверточки с козьим жиром и экстрактом жасмина. На жаре жир плавился и постепенно стекал на лицо, шею и плечи, благоухая жасмином. Гречанки проявляли особую заботу о волосах, совершенствовали способы их завивки. Мужчины тоже придавали большое значение гармонической форме прически и бороды. С развитием греческого общества прическа стала определять социальное положение человека. Женские прически с самого своего появления были просты. Скромные и четкие очертания пучков и узлов преобладали в прическах всех слоев женского населения. Прически периода архаики, с туго уложенными прядями на затылке, получили большое распространение; они покрывались тканью, иногда на волосы надевали мешочек. Эту прическу называли «прической гетеры» - со временем она усложнилась, стала делаться из завитых волос с применением каркаса. Пучок имел конусообразную форму. Эта прическа стала самой распространенной, имела много вариантов, получив название «греческий узел», а впоследствии, когда узел крепился на шее более низко,— каримбос. Эта прическа считалась классической в Древней Греции, но время и вкусы вносили в нее некоторые изменения: виды завивки были различны, узел то приподнимался над шеей, то опускался. Появилась прическа «лампадион», напоминавшая по форме языки пламени. В женских прическах, так же как и в мужских, обязательным считалось сокрытие природной линии лба. Поэтому все низко «шторками» на лоб. Женщины, как и мужчины, носили прическу типа «бант Аполлона»,— изяществом и выполнением она нисколько не отличалась от мужской. Если в период архаики распущенные волосы считались признаком женственности, молодости, то в поздние времена (классики и эллинизма) ношение свободных, неубранных волос стали разрешать только жрицам. Для торжественных случаев и пиров прически делались по несколько часов, посыпались порошком из трав, семян, придававших волосам золотистый оттенок. Также в Древней Греции было популярно ношение светлых париков, изготавливаемых из натуральных волос, затем – парики с пепельным отливом. В период архаики мужские прически отличались простотой линий и силуэтами походили на женские. Это были длинные пряди, завитые в спиральные локоны, или волосы, заплетенные в косы и уложенные в красивые низкие пучки. Часто волосы подбирались под ленту, которая охватывала всю голову. Мужские прически делались из длинных, тщательно завитых волос, которые спадали на плечи и спину. Самой распространенной была прическа из кос, заплетенных за ушами. Косы в два ряда кольцом обвивали голову. При этом на лбу волосы укладывались в густую челку из мелких кольцеобразных или серповидных локонов.  Другой распространенной мужской прической была густая грива из завитых волос. Локоны располагались красивыми вертикальными рядами. Четкие линии локонов обрисовывали силуэт головы. Эти прически не отличались разнообразием, все они были изящно выполнены из коротких волос. Различными были лишь виды завивки, так как в это время ей уделялось большое внимание. В прическах могли сочетаться разные виды локонов — кольцеобразные, спиральные, трубчатые, типа черепицы. Во все времена в дополнение к прическе мужчины носили большие бороды, обрамлявшие нижнюю челюсть. Бороды аккуратно подстригали и подвивали щипцами, придавая им разнообразную форму. Но самой распространенной формой была коническая, при этом волосы I бороды завивались крупными спиралями или мелкими кольцеобразными локонами на самых концах. Часто бороды пропитывали ароматическими маслами. На пирах бороды обсыпали мукой из толченых бобов, мелом, мелко измельченными травами. Бороду носили скорее греческие граждане, достигшие зрелости.

Макияж у греков носил еще более подчеркнутый характер, чем у египтян. Для украшения лица гречанки использовали белила и кармин, чернили ресницы сажей и закрепляли ее смесью яичного белка со светлой смолой.                             

Греческие гедонисты Древние греки рассматривали плотские утехи как величайший дар природы. Сексу приписывали божественное происхождение и благодарили за наслаждение Высшие силы. В Спарте ежегодно устраивали гипнопедии, пляски обнаженных мальчиков в честь соотечественников, погибших на войне. Гедонисты не желали отказываться от наслаждений даже во время войн. Афинские полководцы, в частности Кар, брали в походы флейтисток, арфисток и гетер. Но помимо всего прочего, в культуре античности возникло лесбийство и гомосексуальность, т.к. людям одинакового пола больше понимали друг друга, нежели люди противоположных полов.

Эстетическим идеалом греков считалось красивое тело. Тело считалось лучшим украшением человека: складками своих одежд эллины старались подчеркнуть красоту его форм или скрыть его недостатки. Греческие одежды очень естественны и просты и казались всегда связанными с телом того, кто носил костюм, чего мы не видим ни у одного из других народов. Эстетический идеал древних греков особенно проявился в их одежде. Основой костюма была свободно падающая драпировка. Все граждане с юношеских лет должны были уметь красиво носить одежду. Костюмы древних греков изготовлялись со льна, шерсти, украшались орнаментом с растительными или геометрическими мотивами. Мужчины носили рубашки — хитоны, а также надевали плащ - хламиду. Длина хитона могла быть различной, но обычно — до колен. На талии завязывали пояс, образуя напуск. Хитон скалывали пряжками — фибулами. Женская одежда была похажа на мужскую. Это были те же хитоны, но более декорированные. Хитоны на плечах скреплялись пряжками, на талии подпоясывались, образуя напуск. Женщины Спарты носили пеплос — род хитона с каймой по краям.

Греки ставили татуировки на коже вражеских шпионов, чтобы их легко было опознать, а римляне таким образом отмечали бандитов. Было и ещё одно любопытное назначение у татуировок. Его могли позволить себе небедные люди, но и они использовали только в крайних случаях, когда хотели передать особо секретное сообщение, чтобы быть уверенными в том, что его никто не перехватит или даже не узнает о его существовании. Суть заключалась в следующем: они брили голову одного из своих рабов и наносили татуировку в виде необходимого текста сообщения. После этого ждали несколько месяцев, пока волосы не отрастут, чтобы скрыть факт татуировки и отправляли раба к адресату послания. Тот, в свою очередь снова его брил и узнавал секретную информацию. Очевидно, что при таком способе передачи сообщения почти исключена вероятность, что кто-то случайно наткнётся на передаваемое сообщение, не зная секрета переписки. Тяжелым для развития искусства татуировки стало время распространения по миру христианства. Татуировку, как часть языческих обрядов, христианство нещадно искореняло. В Ветхом завете прямо осуждается «нанесение на себя нарезов». И в 787 году нашей эры папа Адриан наложил строгий запрет на всё, связанное с татуировкой, на нанесение и на ношение в том числе.

Высокого уровня развития достигла гигиена в период античности. Многие древнегреческие философы считали заботу о здоровье неотъемлемой частью добродетельной жизни. "Здоровья просят у богов в своих молитвах люди, а не знают, что сами имеют в своем распоряжении средства к этому", - говаривал Демокрит, призывая соотечественников к чистоплотности, раннему пробуждению, физическим упражнениям и умеренности во всем. В Древней Греции был особый, прославленный историей и литературой культ тела, чистоты, гигиены, здоровья. После длительных и тщательных омовений лица и тела в кожу втирали кремы, масла, ароматические средства. В Греции изготавливались ароматические масла, жиры и многие иные косметические средства. У египтян греки переняли рецепты приготовления кремов для лица.

В Спарте накопление земель запрещалось спартиатам, но разрешалось женщинам. В отличие от мужчин-олимпийцев, состязавшихся голыми, девушки соревновались одетыми в туники. В Афинах в период их расцвета (во времена Перикла) занятия спортом среди женщин были ограничены до минимума. На всегреческих олимпийских играх существовали суровые ограничения для зрительниц (нарушительницам грозила даже смертная казнь). Некоторые авторы утверждают, что всем женщинам запрещалось присутствовать на играх, в то время как другие настаивают, что запрет касался только замужних женщин, а девушкам разрешалось присутствовать.

Греческий стол показался бы нам бедным и невкусным. Мясо подавали лишь по праздничным случаям, когда приносились жертвы. Обычно ели рыбу, овощи и плоды (особенно маслины и фиги) и, конечно, хлеб, всё остальное считалось лишь «приварком» к хлебу. Масло было только растительное, а не сливочное; сыр был мягок и похож на творог. Тыквы и огурцы были новинкой; орехи, которые будут названы «грецкими», были ещё привозным лакомством; ни рис с гречкой, ни дыня с арбузом, ни персик с абрикосом, ни лимон с апельсином ещё не пришли  из Азии, ни помидор с картофелем из Америки. Вместо сахара был мёд. Пили только вино. Это было лишь средством обеззаразить нездоровую воду греческих колодцев. Ели руками, объедки бросали на пол. Перед тем как переходить к вину, умывали руки, надевали венки и делали возлияния богам. 

Древний Рим перенял почти все традиции Греции. Римляне также ценили красоту и эталоном считали стройных, но отнюдь не худых женщин, статных, но в то же время грациозных. Большие глаза всегда считались признаком красоты, поэтому женщины в Древнем Риме старались подчеркнуть их выразительность специальной подводкой, которая начиналась от уголка глаз и заканчивалась у виска. Глаза, впрочем, как и волосы, должны были быть светлыми, это считалось признаком привлекательности женщины.

Римлянки активно пользовались всякого рода косметическими средствами, а особой любовью пользовались молоко и молочные продукты. Их в качестве основных компонентов включали в состав масок, кремов. Женщины Древнего Рима очень ценили красивый цвет и хорошее состояние кожи, поэтому тщательно следили за этим. Те, кому позволяли средства, принимали молочные ванны. Плиний Старший подробно описывал косметические средства, которыми римляне пользовались каждый день: очищающий и увлажняющий лосьон из миндального масла с молоком, свинцовые белила для лица, специальное мыло для волос, окрашивающее их в рыжий цвет, а также зубной порошок, приготовленный из пемзы и измельченного рога.  Богатые римлянки красили веки золотистой краской и подводили брови углем. Римлянки широко пользовались мазями, притираниями, масками. У древних римлянок были модны белокурые волосы.

Информация о работе Тело, его роль и значение в формировании гендерного стереотипа