Сущность культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 13:28, контрольная работа

Краткое описание

Человек существует не только в обществе, но и в культуре. Культура представляет собой специфическую форму бытия, возникновение, существование и изменение которой связано исключительно с человеком и определено его деятельностью. Если относительно общества или социума ученые еще допускают возможность говорить о наличии каких-то его первичных, примитивных появлений (протоформ) в мире животных, то следов или истоков культуры в животном мире отыскать невозможно.

Содержание

Задание………………………………………………………………………………………..3
Сущность культуры………………………………………………………………………….4

2. Идеальное содержание, идея, сущность, предназначение, конечная цель (ценность), которые приобретают предметы или явления, когда человек ставит их в связь со своим пониманием мира. Это:………………………………….…………………………………………………7

3. Идейное и общественно-политическое течение первой волны русской эмиграции, объединенное концепцией русской культуры как неевропейского феномена, который одновременно принадлежит Западу и Востоку, в то же время не относясь ни к тому, ни к другому. Это:………………….……………………………………………………………..13

4. Идеологические движения, преимущественно религиозного толка, провозглашающие приверженность исходным идеям, принципам, ценностям определенных учений, доктрин, выдвигающие требования преодоления появившихся в ходе их развития извращений, уклонов, ересей и восстановления первоначальной чистоты, "возвращения к истокам".Это……17
5. Изменение во времени состояния культурных систем и объектов, а также типовые модели взаимодействия между людьми и их социальными группами. Это:… …………………..18

6. Изменения внутри культуры и во взаимодействии разных культур, для которых характерна целостность, наличие упорядоченных тенденций, а также направленный характер. Это:……………….…………………………………………………………………………... 20
Список используемой литературы……………………………………………………..........23

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 68.30 Кб (Скачать файл)

 

Процессы  культуры прежде всего проявляется как динамика культуры. Она может быть разделена на социальную микродинамику (в пределах жизни 1-2 поколений) и историческую макродинамику (в большем временном масштабе вплоть до всеобщей истории человечества); динамику внутренних процессов (взаимодействие между элементами и субъектами локальной культуры и ее адаптацию к условиям вмещающего ландшафта)и динамику внешних взаимодействий (с ее социальным окружением). Каждому из этих вариантов динамики соответствуют специфические типы Процессы культуры.  В конечном счете все  Процессы культуры  функционально связаны с осуществлением и обеспечением коллективной жизнедеятельности людей, повышением уровня их социальной интегрированности, организацией, регуляцией, коммуникацией, социальным воспроизводством их сообществ (в том числе и в случаях процессов деструкции неэффективных систем, становящихся помехой функционированию и развитию более перспективных образований).         

 

В числе основных групп культурных процессов можно выделить следующие:

 
 1. Порождение культурных явлений  (генезис адаптивных и творческих  инноваций в виде технологий  и инструментария деятельности, знаний, идей, произведений, символических  обозначений, форм организации  и регуляции совместных действий, способов обмена информацией  и т.п.) и их частичная институционализация;  превращение порожденных культурных  форм в образцы, нормы, стандарты  и правила осуществления соответствующей  деятельности и достигаемых при  этом результатов; формирование  социокультурных и этнокультурных  систем и конфигураций, их структуры  и организации, системы социальных  институтов и функциональных  ролей, образов жизни и картин  мира; становление культурно-исторических  типов социальной организации  сообществ).

 
 2. Распространение культурных явлений  (социальная интеграция культурных  форм в обществ, практику в  качестве предпочитаемых и рекомендуемых  образцов технологий и продуктов деятельности; расширение или сужение числа субъектов, вовлеченных в практику использования этих форм; пространственная диффузия этих форм, расширение территории их использования, заимствование их другими культурными системами и т.п.).

 
 3. Функционирование культурных явлений  (действия и взаимодействия людей  по удовлетворению их индивидуальных  и групповых интересов, потребностей  и необходимостей, осуществляемые  индивидуально и коллективно,  конвенционально и в системе  социальных институтов в виде  опредмечивания культурных образцов  в конкретных артефактах применения  технологий и получения продуктов  деятельности — жизнеобеспечивающих,  природопреобразующих, инфраструктурных, технических, социально-организационных,  регулятивных, коммуникативных, познавательных, мироосмыслительных, художественных, оценочных и т.п.; саморегуляция  людьми форм своей социальной  практики на основе принятых  культурных образцов).

 
 4. Социокультурное  коммуницирование  между людьми (символическое кодирование  наблюдаемых и представляемых  природных и социальных явлений  и процессов в семантических  знаках — понятиях, обозначениях, названиях и пр.; обмен информацией  между людьми о наблюдаемых  и представляемых явлениях и  процессах посредством трансляции  ее в виде семантических знаков  и составленных из них вербальных  и невербальных текстов, регулирующих  порядок осуществления жизнедеятельности  людей, передачу знаний).

 
 5. Аккумуляция социально значимых  знаний и опыта (накопление  и обобщение информации об  окружающем мире и социального  опыта коллективной жизнедеятельности  людей, способствующих повышению  уровня их социальной интегрированности  и консолидированности, улучшению  взаимопонимания и взаимодействия, а также понижению остроты  и разрешению возникающих противоречий  и напряжений; селекция этих знаний  и опыта на основе практики  их использования; формирование  на базе селектированных образцов  систем ценностных ориентаций, критериев  оценки явлений и событий по  уровням их полезности и значимости  для людей и социальной приемлемости  тех или иных форм деятельности  и их результатов; закрепление  такого рода ценностных установок  в системе традиций).

 
 6. Восприятие и интерпретация  культурных явлений субъектами  культуры (процессы индивид, и  коллективного понимания — идентификации,  «декодирования» символики, осмысления  сущностных признаков и функций  культурных явлений; их понятийная  и оценочная интерпретация, символическое  «присвоение» культурных форм  людьми и их самоидентификация  и самомаркировка посредством  этих форм; символизация и маркирование  среды обитания сообщества; выработка  нормативных вариантов интерпретации  собственных и чуждых культурных  форм, превращение этих стереотипов  восприятия и интерпретации в  значимый элемент культурной  традиции).

 
 7. Социальное и историческое самовоспроизводство  культурных систем и форм (межпоколенная  трансляция социокультурного опыта,  селектированных норм, стандартов  и правил выполнения любого  социально значимого действия, актов  познания, ориентирования, интерпретирования  и т.п., осуществляемая в ходе  социализации и инкультурации  членов сообщества в процессе  их воспитания, образования, корректирующего  регулирования и иных форм  социального коммуницирования; трансляция  системы образов коллективной  идентичности в виде комплекса  традиций, обрядов, ритуалов, нормативных  параметров образов жизни и  картин мира, поддерживающих необходимый  уровень социальной консолидированности  сообщества; воспроизводство форм  социальной организации и регуляции  в виде социальных институтов и конвенциональных норм коллективной жизнедеятельности и взаимодействия, языков обмена информацией и т.п.).

 
 8. Изменчивость культурных явлений  (постепенная трансформация утилитарных  и социально-регулятивных функции,  уровня социальной актуальности, формальных черт и семантических  значений культурных форм как  по ходу времени их функционирования  в социальной практике, так и  в процессе их пространств.  распространения; развитие и модернизация  культурных форм в сторону  повышения их утилитарной и  социальной эффективности, углубления  функциональной специализированности; эволюция культурных систем по  пути усложнения их организации  и структуры, повышения устойчивости  и функциональной универсальности,  социально-интегративных возможностей  и адаптивной пластичности, а  также, напротив, деградация культурных  явлений в виде понижения уровня  функциональной специализированности  форм, структурной и организационной  сложности, устойчивости и универсальности  систем и т.п. вплоть до их  элиминации).

 

Процессы  культуры представляют собой целеориентированную жизнедеятельностную  активность людей и являются осуществлением более или менее типовой последовательности процедур: осмысления людьми своих интересов и потребностей, возникающих в связи с какими-то обстоятельствами; разработки технологий (способов) удовлетворения этих интересов и потребностей (или модернизации уже имеющихся технологий под новые задачи). Практические применения этих технологий и получения какого-то результата (продукта); оценки эффективности примененных технологий и соответствия полученных результатовтов преследуемым целям; селекции наиболее утилитарно эффективных и социально приемлемых способов и результатов осуществления данной деятельности; передачи информации другим людям об этих способах и результатах; закреплении селектированных образцов деятельности в нормах, правилах, стандартах, ценностных ориентациях, традициях, содержащих организационно-технологические, нормативно-регулятивную, коммуникативно-оценочную и иную информацию о наиболее эффективных и приемлемых по социальным последствиям способах удовлетворения тех или иных интересов и потребностей людей.

 

 

 

6. Изменения внутри культуры  и во взаимодействии разных  культур, для которых характерна  целостность, наличие упорядоченных  тенденций, а также направленный  характер. Это:

Понятие культурной динамики.

 

Динамика культуры - это “изменение внутри культуры во взаимодействии разных культур, для которых характерна целостность, наличие упорядоченных тенденций, а также направленный характер”

Понятие динамики культуры тесно связано с широко исследуемым в теории культуры понятием “культурные изменения”, но не тождественно ему.

Культурные  изменения предполагают любые трансформации  в культуре, в том числе такие, которые лишены цельности, ярко выраженной направленности движения. Если рассматривать  культуру как систему, то культурный процесс можно определить как  взаимодействие элементов, протекающее  во времени по мере того, как одно состояние системы сменяется  другим. Этот процесс ярко описан Л.Уайтом как поток взаимодействующих  культурных элементов - инструментов, верований.  В этом процессе взаимодействия каждый элемент воздействует на другие, а те, в свою очередь, действуют на него. Этот процесс состязательный: инструменты, верования, обычаи могут устареть и быть устранены из потока. Время от времени вводятся новые элементы. Постоянно образуются новые комбинации и синтезы - открытия и изобретения культурных элементов.

 

 

Типы культурной динамики

 

1. Фазовый  или этапный тип культурной  динамики, к которому применима  историческая периодизация (либо  формационное деление истории:  первобытное общество, рабовладельческое,  феодализм, капитализм; либо в  соответствии с доминирующим  типом социальных отношений: доиндустриальной  и постиндустриальной).

2. Культурные  процессы, ведущие к смене духовных  стилей, художественных жанров и  направлений, ориентаций и мод.  Отчетливое деление это смена  нашла в истории западноевропейской  культуры: романский, готический, ренессансный, барокко, рококо и неоклассицизм,  романтизм, реализм, модернизм  (импрессионизм, постимпрессионизм,  сюрреализм, авангардизм), постмодернизм.

3. Культурный  застой как состояние длительной  неизменности и консервации норм, ценностей, знаний, как приверженность  общества неизменным традициям  и резкое ограничение или запрет  нововведений. В этом состоянии  общество может существовать  десятилетиями или даже веками  без значимых прибавлений и  убавлений в своей духовной  и социальной жизни.

Культурный  застой - это характерная черта  устойчиво малых этнических культур. Однако застой становится уделом и  высокоорганизованных цивилизаций, например, в различных регионах Востока. Как  культурный застой следует охарактеризовать длительный период существования цивилизации  древности (древний Египет ), цивилизаций  доколумбовой Америки.

4. Культурный  процесс, который определяется  как упадок и деградация культуры  вследствие устранения каких-то  элементов культуры или прежде  устойчивых норм и идеалов,  упрощения культурной жизни.

Такой тип  культурного процесса можно рассмотреть  на примере некоторых малых народов, попавших в орбиту сильных культур (индейцы Северной Америки, малочисленные  народы Севера и т.д.).

Упадок имеет  место и в различных сферах высокой культуры. Это происходит в том случае, когда ослабевает духовная значимость тех или иных жанров, а в обществе получают признание  другие варианты художественного осмысления мира, так, например, после взлета высокого Возрождения XIV-XV вв. в Италии, Франции или Англии появились упадочные школы “маньеризма”, пытавшиеся подражать классическим образцам. Упадком отмечена русская иконопись в период XVIII - XIX вв., которая воспроизводила лишь слабые подобия высочайших образцов иконописи предшествующих веков.

5. Кризис  культуры определяется как ситуация  или тенденция разрыва между  ослаблением и разрушением прежних  духовных структур и институтов  и формированием новых, более  отвечающих меняющимся требованиям  общества.

В историческом плане социальный и духовный кризис в древних обществах предшествовал  возникновению новых духовных систем, послуживших основой для формирования мировых цивилизаций.

В Новое время  кризис обычно возникает в ходе ускоренной модернизации общества. в зависимости  от степени устойчивости духовной структуры  кризис может привести к преобразованию или срыву в общественной жизни.

6. Циклические  изменения также можно рассматривать  как тип культурного процесса. Под их воздействием, общество  движется по сходным циклам  бытия, повторяя себя на протяжении многих поколений. Устойчивую форму эти циклы получают в мифологии, ритуалах, календаре.

В качестве варианта цикличности следует рассматривать инверсию. В инверсии изменения идут не по кругу, а совершают маятниковые качания - от одного полюса культурных значений к другому. Такого рода перепады возникают в том случае, если в культуре не сложилось устойчивое ядро, “золотая середина” или прочая структура. Поэтому ослабление жесткой нормативности может приводить к распущенности нравов, бессловесная покорность по отношению к существующим порядкам может сменяться “бессмысленным и беспощадным бунтом” и т.д.

Далеко идущая инверсия приводит к разрушению накопленного ранее культурного достояния, что  приводит рано или поздно к возрождению  прошлого, восстановлению необходимых  компонентов духовной культуры, без  которых жизнь общества оказывается  неполноценной. Так Западноевропейское Возрождение привело к восстановлению достижений античной культуры, тех  ценностей, которые изымались церковью на протяжении многих веков. Однако за Ренессансом последовали Реформация и контрреформация, частично восстановившие религиозное достояние.

Информация о работе Сущность культуры