Сущность культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 13:28, контрольная работа

Краткое описание

Человек существует не только в обществе, но и в культуре. Культура представляет собой специфическую форму бытия, возникновение, существование и изменение которой связано исключительно с человеком и определено его деятельностью. Если относительно общества или социума ученые еще допускают возможность говорить о наличии каких-то его первичных, примитивных появлений (протоформ) в мире животных, то следов или истоков культуры в животном мире отыскать невозможно.

Содержание

Задание………………………………………………………………………………………..3
Сущность культуры………………………………………………………………………….4

2. Идеальное содержание, идея, сущность, предназначение, конечная цель (ценность), которые приобретают предметы или явления, когда человек ставит их в связь со своим пониманием мира. Это:………………………………….…………………………………………………7

3. Идейное и общественно-политическое течение первой волны русской эмиграции, объединенное концепцией русской культуры как неевропейского феномена, который одновременно принадлежит Западу и Востоку, в то же время не относясь ни к тому, ни к другому. Это:………………….……………………………………………………………..13

4. Идеологические движения, преимущественно религиозного толка, провозглашающие приверженность исходным идеям, принципам, ценностям определенных учений, доктрин, выдвигающие требования преодоления появившихся в ходе их развития извращений, уклонов, ересей и восстановления первоначальной чистоты, "возвращения к истокам".Это……17
5. Изменение во времени состояния культурных систем и объектов, а также типовые модели взаимодействия между людьми и их социальными группами. Это:… …………………..18

6. Изменения внутри культуры и во взаимодействии разных культур, для которых характерна целостность, наличие упорядоченных тенденций, а также направленный характер. Это:……………….…………………………………………………………………………... 20
Список используемой литературы……………………………………………………..........23

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 68.30 Кб (Скачать файл)

 

 

 

2.  Идеальное содержание, идея, сущность, предназначение, конечная цель (ценность), которые приобретают предметы  или явления, когда человек  ставит их в связь со своим  пониманием мира. Это:

Назначение человека.

Советском энциклопедическом  словаре,  "смысл" поясняется как  идеальное содержание, идея, сущность, предназначение, конечная цель (ценность) чего-либо (смысл жизни, смысл истории  и т. д.).

В реальной жизни человек  как индивид, личность просто живет, постоянно занимаясь разными  личностно - или  общественно-полезными  делами, наполняя свою жизнь определенным содержанием, следовательно и смыслом. При этом он не только обходится  без философских категорий, но практически  даже не задумывается о смысле жизни,  о своем назначении.

 

Понятия "смысл" и "назначение", отождествление которых имело место  в истории философии.  
"Смысл" обозначает, на наш взгляд, всю полноту целенаправленной жизнедеятельности человека, прежде всего индивида как представителя человеческого рода, то есть имеет преимущественно личностный и конкретно-исторический характер, он многообразен, достаточно динамичен и локален. Такая характеристика смысла объясняется тем, что человек в сущности своей социально-творческое, деятельное существо и в процессе своей жизни постоянно ставит перед собой новые и все более сложные цели и задачи. Такое обновление и наполнение жизнедеятельности человека определяет ее смысловую сторону, "Назначение" же является понятием, которое выражает некоторую "предельную" (конечную) цель человека как родового существа, то есть выражает смысл самого смысла его как индивида, личности. 

В рамках космоцентризма человек рассматривается  как  микрокосмос, жизнь его определяется макрокосмосом, изначальной космической  гармонией, космической мудростью  и космической справедливостью. Поэтому человек должен стремиться формировать у себя соответствующие  качества, вести мудрый образ жизни  на основе познания самого себя: самопознание - начало и основа самосовершенствования, достижения гармонического единства своих  целей, мышления, миропонимания и  ценностей.

Такое понимание смысла жизни человека, его призвания  присуще до Сократовской философии. У софистов и Сократа наблюдается  определенный поворот в понимании  человека, а именно поворот к миру человека, формируется установка  на объяснение человека из его же жизнедеятельности. Так, по Сократу, человеческим призванием является постоянный труд над нравственным совершенствованием, стремление быть добродетельным. У Платона и Аристотеля фактически находим социологический  подход к человеку: Космос как детерминант человеческой жизни заменяется социумом (общество, государство, законы и нравственные нормы), который непосредственно детерминирует жизнедеятельность человека. Он должен стремиться к благу и в этом стремлении и заключается смысл жизни человека.

Действительно, в этих философских системах человек - это существо социальное, самостоятельное  и свободное в своем выборе. Оно сложное, противоречивое, одновременно и сильное, и слабое существо. В  этих философских учениях постепенно осознается диалектическое единство общества и человека, индивида и рода, прогресса  общества и процесса самосовершенствования  человека.

Начиная с философии  эпохи Возрождения до марксистской философии в учениях о человеке утверждаются и обосновываются идеи гуманизма, освобождения человека от гнета  социальных сил на основе переустройства самого общества. Во всем этом и заключается  понимание смысла бытия человека, в котором имплицитно содержится и ответ на вопрос о назначении человека. 
Весьма глубоки рассуждения И. Канта о смысле жизни и назначении человека. В сочинении "Антропология с прагматической точки зрения" (1798г.) он утверждал, что человек - это животное, "наделенное способностью быть разумным", которое "может сделать из себя разумное животное". Решающая роль в качестве средства отводится им культуре, развитие которой способствует совершенствованию человека, что и составляет смысл и назначение человека, ибо "он для себя своя последняя цель".

Естественное назначение состоит в беспрерывном движении вперед к лучшему.

Впоследствии К. Маркс  развил идеи Канта, придав им очень  сильное политическое звучание. Следует  отметить, что упование на разум  человеческий характерно для всех философов "линии" Просвещения. Характерным  для этой линии в философии  человека является общий для них  весьма серьезный методологический недостаток – объяснение человека исходя из него самого, порою сопровождаемое отождествлением человека и человеческого  общества; этот недостаток неизбежно  проявляется в концепциях социокультурной  трактовки природы и сущности человека.

Смысл жизни  человека осознается этими философами как ядро его жизнедеятельности, а жизнедеятельность приобретает, в свою очередь, смыслотворческую функцию. Конечно, между смыслом жизни  и жизнедеятельностью как бытийствованием  существует такая тесная связь, что  можно говорить о них как о  сторонах "одной и той же медали". Более того, на уровне жизни индивида они фактически совпадают. Дело здесь  заключается в том, что при  таком подходе существует замкнутый  круг, который не устранялся вплоть до марксистского учения о человеке. Попытки выйти из этого круга  составляют сущность другой тенденции, которая заметна, например, у Фихте  и Гегеля. В сочинениях "О достоинстве  человека" (1794) и "Назначение человека" (1800) Фихте выступает в европейской  философии как родоначальник  перехода от концепции личностной трактовки  смысла человеческой жизни к концепции, признающей некоторый объективный, надличностный, не зависимый от самого человека смысл жизни, следовательно, и предназначения человека. В трактовке  Фихте можно увидеть стремление понять человека и как природное (продолжение природы), и как социальное (познающее и деятельное) существо.

Начинать с человека, подходя к нему с позиции диалектико-материалистической методологии, рассматривая человека не только как личность (индивид), а  главным образом как родовое  существо. Тогда род оказывается  первичным по отношению к личности (индивиду), и исследование получает возможности разорвать существующий "замкнутый круг" и решать проблему в "более обширной системе" реалий (предметный мир) и категорий.

 
Возвращения к истокам человеческого  рода, к тем фундаментальным факторам, которые привели к его формированию. Прежде всего, к общественно-практически-преобразующей  деятельности человека, ибо не только самим своим возникновением он обязан этому фактору, но и в дальнейшем, постоянно участвуя в практическом созидании предметного мира, "в переработке предметного мира", человек постоянно, от поколения к поколению, "действительно утверждает себя, как родовое существо".

 

Целью деятельности является улучшение мира на основе его познания, ибо социальный прогресс ведет к  совершенствованию и самого человека: человеческое, "назначение заключается  не только в знании, но и в действиях, согласных с этим знанием".

 

 Смысл и назначение  жизнедеятельности человека как  индивида в составе своего  поколения заключается, по Фихте,  в том, что бы поднять свой  век на более высокую ступень  человечества.

"Земная" цель; создавая  на земле "разумное бытие,  каждое человеческое поколение  должно "стать всем".

 Фихте, считал, что  существует еще "надземный  мир" как мир невидимый и  непостижимый

Смысла жизни, повинуясь  нравственному закону (достижение земной цели), трудиться и для "надземного мира, ибо человек... должен иметь  цель, лежащую вне этой жизни".

Важно подчеркнуть, что  Фихте фактически стремится разорвать "замкнутый круг", проявляющийся  у предшествующих ему мыслителей, однако попытка эта приобретает  мистический характер. Аналогичную  методологическую позицию занимал  Гегель: человек и смысл его  жизни понимались им лишь как часть  единого объективного диалектического  мирового процесса, поэтому в философии  Гегеля смысл и назначение жизнедеятельности  человека также имеют надличностный  характер. 
Идея выхода за пределы жизнедеятельности человека и человеческого общества была шагом вперед в философской антропологии. Однако реализация ее оказалась неудачной. Тем более это относится к религиозной философии, стоявшей на позициях геоцентризма.

 

В религиозном мировоззрении  и философии религии смысл  человеческой жизни определяется через  соотнесенность человека с творцом  как служение Богу и подготовка к  загробной жизни (идея обожания человека, культ Христа-спасителя: Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом). 
К религиозной концепции примыкала и русская философская мысль, в которой центральное место занимали преимущественно проблемы духовности и духовного совершенствования человека. Это не были чисто религиозные искания, были искания и светские, т.е. искания истины человеческого бытия, правды жизни, которые исходили из самого человека и развивались в принципиальном согласии с религией. А в конце ХIX - начале XX вв. проблема решалась уже на основе философии "цельного знания" (В. Соловьев и др.) или же - философии "общего дела" (Н. Федоров и др.).

Смысл жизни и назначение советского человека определялись идеей  коммунизма: советский человек - строитель  коммунизма. Проблема решалась в основном на личностном уровне, а понятие  человеческого рода было "отодвинуто" на окраину философской мысли. Другой чертой решения проблемы в советской  философии была ярко выраженная ее политизация: смысл бытия человека, его назначение сводились к революционно-творческой деятельности по изменению общественного  строя.

Несколько иной характер имеет книга А.Т. Москаленко и В.Ф. Сержантова "Смысл жизни  и личность". Обобщение заключается  в следующем: говоря о смысле какого-либо предмета, мы указываем на его связи  в какой-то более обширной системе. Поскольку объектом рассмотрения может  быть либо идеальный предает (понятие), либо реальный, можно говорить о  смысле понятия (наряду с его значением), устанавливая его связи с некоторой  более обширной истиной, либо о смысле, (назначении) предмета, имея в виду в  таком случае отношение его к  более широкой сфере реальности.

 

 То, что породило  человека (в филогенезе), становится  впоследствии сущностью человека  как родового существа, играет  решающую роль в онтогенезе  и в его последующей эволюции, т.е., говоря словами Маркса, в  "истинной естественной истории  человека".

 

Сущность не может не проявиться, будируя многообразие человеческой деятельности. На наш взгляд, именно эта "естественная история человека", т.е. постоянно развивающаяся практически-преобразующая  деятельность, оказывается творцом  как самого человека, так и смысла его жизни, а также основанием осознания им своего исторического  назначения. Ведь именно такая деятельность раскрывает и развивает творческие потенции человека, делая его все  более свободным, самостоятельным  и активным в качестве родового существа.

Указанный фактор обусловливает осознание человеком  своей природы, своего места, своей  роли и своего призвания (назначения) в мире. Так осуществился глобальный исторический поворот в материальном бытии: порождение его – человек - приобрел способность познавать  и преобразовывать мир, влиять на направление естественной истории  природы и общества как единого  целого. В основе их единства лежит  универсальная деятельность человека, которая подтверждает мысль Маркса, что человек  живет природой... Физическая и духовная жизнь человека неразрывно связана с природой.

Формирующаяся и развивающаяся универсальность  человека - это и есть показатель его самосовершенствования - проявляется  именно в той универсальности, которая  всю природу превращает в его  неорганическое тело.

Осознание диалектики саморазвития материального мира в рамках целостности  природы и общества радикально меняет статус человека: он начинает относиться к миру как некоторая мера, так  как благодаря разуму и все  возрастающей мощи своей деятельности по преобразованию предметного мира он приобретает способность сделать  себя самого мерилом всех жизненных  отношений, дать им оценку  своей  сущности, устроить мир истинно по-человечески, согласно требованиям своей природы.

Сердцевиной человеческого  самосознания выступает философская  рефлексия над настоящим как  способ проявления прогностической  функции философской мысли. Самосознание человека, осуществляемое при помощи философской рефлексии, и есть подлинная  мудрость, способная подсказать ему  цель и задачи его деятельности, придать им определенный смысл, а  самому человеку - его истинное назначение. Поэтому нужно говорить о "назначении" человека, подсказываемом ему его "естественной историей", порождающей смысл  его бытия, но нельзя говорить о "предназначении" человека, хотя в действительности само это "назначение" предопределяется всей предшествующей историей человечества. Таким образом, диалектико-материалистическая методология позволяет обосновать объективно-необходимую устремленность человека в будущее, ибо он единственное существо, которое способно раскрыть и развить все заложенные в  нем, в его собственной природе, способности, его универсальность, как его подлинно человеческое содержание и богатство.

Чем иным является богатство, как не абсолютным выявлением творческих дарований человека, без  каких-либо других предпосылок, кроме  предшествовавшего исторического  развития, делающего самоцелью эту  целостность развития, то есть развития всех человеческих сил как таковых, безотносительно к какому бы то ни было заранее установленному масштабу. Человек здесь не воспроизводит  себя в какой-либо одной только определенности, а воспроизводит себя во всей своей  целостности, он не стремится оставаться чем-то окончательно установившимся, а  находится в абсолютном движении становления.

Информация о работе Сущность культуры