Сущность и специфика самодеятельного художественного творчества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 16:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - изучить сущность и специфику самодеятельного художественного творчества.
Задачи:
ознакомиться с историей возникновения и развития самодеятельности;
выявить характерные черты любительского творчества, его особенности, сходство и различия с аутентичным фольклором и профессиональным искусством.
изучить особенности развития самодеятельного художественного творчества в Беларуси на современном этапе;
Объект работы - самодеятельное (любительское) художественное творчество.

Содержание

Введение
1. Возникновение и развитие художественной самодеятельности
1.1 Зарождение самодеятельного художественного творчества в недрах народной художественной культуры
1.2 Ретроспектива развития художественной самодеятельности
2. Сущность, специфика и особенности самодеятельного художественного творчества
2.1 Художественная самодеятельность: определение и признаки
2.2 Художественная самодеятельность и фольклор
2.3 Художественная самодеятельность и профессиональное искусство
3. Художественное самодеятельное творчество Беларуси: состояние, проблемы, перспективы
Заключение
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа 2 нхк.docx

— 41.81 Кб (Скачать файл)

"Художественная самодеятельность  … является не только школой  собственно художественного мастерства, но, - что, может быть, еще более  важно, - школой жизни, школой гражданственности.  Другими словами, пробуждаясь  к активной художественной деятельности  и развивая свои способности,  человек не просто утверждает  себя в искусстве, а, прежде  всего, утверждает себя как  член общества, чья деятельность  и чей талант общественно необходимы  и полезны." [11, с.33]

Участие в самодеятельном коллективе развивает чувство ответственности. Человек стремиться качественно выполнять поставленные задачи, не подводить других участников и руководителей коллектива. Добровольное, без всяческого принуждения, посещение занятий и участие в концертах (представлениях, фестивалях, конкурсах, выставках и т.д.) способствует поднятию уровня самодисциплины.

Художественную самодеятельность можно рассматривать как социально-педагогическую ценность, осуществляющую систему функций: информационно-познавательную; коммуникативную; социальную, содержащую в художественном продукте этические ценности, нормы, идеалы, характерные для разных исторических периодов развития культуры, обеспечивающую тем самым преемственность, способность  транслировать её от поколения к  поколению; эстетическую, поскольку  она несёт в себе представления  о прекрасном в жизнедеятельности  социума, в быту, в языке, пластике, формах; воспитательную, способствующую развитию и изменению духовных ценностей и потребностей личности.

Через формы художественной самодеятельности происходит во многом взаимодействие фольклоризма и профессионального искусства, их исполнителей, эстетических норм, технических приемов и т.д.

 

2.2 Художественная  самодеятельность и фольклор

 

Народ всегда создавал замечательные  художественные ценности. Наряду с  профессиональным искусством жило народное художественнее творчество - безымянный "фольклор". Народные песни, сказки, легенды, пословицы были и остаются неисчерпаемым источником вдохновения  профессиональных художников.

Не вызывает сомнений, что  художественная самодеятельность вышла  из фольклора. До середины ХХ века как  такового различия между данными  понятиями не существовало. "Относится  ли самодеятельность к области фольклора - такой вопрос не ставился, да в сущности и не мог быть поставлен, потому что фольклор и народное творчество были понятиями совершенно тождественными. Потому в фольклорных сборниках 30-50-х годов, наряду с собственно фольклорными материалами, мы можем обнаружить и немало песен, сложенных в самодеятельных коллективах. В представлении тогдашней фольклористики все эти материалы были в равной степени фактами народного творчества, без каких-либо дополнительных квалификаций. Единственное, что требовалось от произведения для того, чтобы оно попало в сферу фольклористического внимания, - это совпадение в каких-либо моментах творческого (“традиционность”) или технического (коллективность, анонимность, “шлифовка”) порядка с произведениями классического фольклора. Если такое совпадение было налицо, то уж никаких других сомнений относительно фольклорности рассматриваемого произведения не возникало и не могло возникнуть. Весь вопрос, таким образом, состоял лишь в том, чтобы выявить в самодеятельности какие-то конкретные признаки, позволяющие сблизить ее с фольклором." [11, с. 20-21]

С течением времени понятия "фольклор" и "художественная самодеятельность" стали более различимы.

Основное, что отличает самодеятельность от фольклора - организованность. Самодеятельность - "форма, предполагающая не только вообще наличие творческих моментов, но и  определенные средства организации." [11, с.30] Фольклор, "так же будучи проявлением первичных творческих устремлений, возникает, однако, стихийно, “незапланировано" и уже по одному этому не предполагает никакой предварительной организации. Иначе говоря, возникновение фольклорного произведения никем не может быть предусмотрено. С ним всякий раз приходится считаться как с фактом, принимать его или отвергать, но предусмотреть, когда и кем оно будет создано, на какую сторону действительности будет направлено, - этого сделать нельзя ни при каких обстоятельствах. Потому и невозможно представить себе организацию или организации, в задачу которых входило бы, скажем, воспитание фольклорных кадров, изучение творческих потребностей фольклорных авторов, управление развитием фольклора, тогда как аналогичные задачи по отношению к самодеятельности ни у кого не вызывают удивления." [11, с.31]

В фольклоре создаются  художественные произведения. Самодеятельность же связана как с созданием, так  и с исполнением, при этом исполняться  могут произведения как фольклорные, так и профессиональных авторов. Если авторы фольклора, как правило, неизвестны, то в самодеятельности мы знаем и авторов, и исполнителей.

 

2.3 Художественная  самодеятельность и профессиональное  искусство

 

Можно заметить, что художественная самодеятельность повторяет виды и  жанры, существующие в профессиональном искусстве. Эта особенность позволяет  творчески заимствовать методы работы и учебный процесс, а в определенной степени и репертуар профессиональных исполнителей и коллективов. Стадии приближения любительского искусства  к профессиональному могут быть разными.

Перед каждым самодеятельным коллективом, как и перед каждым его членом, открыта перспектива  творческого роста. Она заключается  в том, что, достигнув достаточно высокого уровня мастерства, коллектив  или человек получают широкое  признание, и дальнейшее их творчество в значительной степени профессионализируется. На базе самодеятельности выросли многие профессиональные драматические и  музыкальные театры, ансамбли. За счёт талантливых участников художественной самодеятельности пополняются крупнейшие профессиональные коллективы.

И всё же основное назначение самодеятельности в другом. Она даёт возможность творческого самовыражения, проявления себя в интересующем виде искусства тем людям, которые, по каким-либо причинам, не смогли или не захотели заниматься им профессионально. Самодеятельное искусство не требует от его участников определённого уровня способностей или предшествующей подготовки. Оно доступно практически всем желающим.

Выбор творческой деятельности, само участие в том или ином коллективе исключительно добровольны  и движимы прежде всего интересами самих участников.

Если профессиональное искусство  можно назвать работой, то самодеятельность носит безвозмездный характер. Людей  привлекает не материальная выгода от занятий тем или иным видом  творчества, а само участие, удовольствие, получаемое от творческого процесса.

 

3. Художественное  самодеятельное творчество Беларуси: состояние, проблемы, перспективы

 

Необходимость искусства  и незаменимость художественного  творчества очевидна. Главная социальная ценность культуры и искусства в  том, что они являются механизмами  регулирования общества. И сейчас нам как никогда необходимо проявление творческой инициативы, настоящей самодеятельности населения.

Сегодня на фоне ряда деструктивных  явлений, таких как увлечение в духовном смысле чужеземным искусством, десоциализация молодежи, отстранение ее от гражданских идеалов и ценностей, от социума, - на этом разрушительном ландшафте народное творчество становится одним из главных механизмов эстетического спасения населения. Современные и традиционные формы народного творчества позволяют с разной степенью полноты и завершенности реализовать, обновить тот духовный потенциал, который есть в каждом человеке и каким он может противостоять социально-моральному разрушению. Этим, в первую очередь, обусловлена социальная ценность народного творчества, его важная роль в эстетическом воспитании человека.

Народное художественное творчество - это важнейший пласт  нашей национальной культуры, ее основа, без которой невозможно формирование национального сознания и развития профессионального искусства.

"Массовость, присущая  любительскому творчеству, позволяет  ему быть основой культурной  жизни белорусского народа, носителем  и показателем его потенциальных  возможностей в культурной деятельности. Сегодня это сильное социально-художественное  движение объединяет в своих  рядах более 500 тыс. человек,  участвующих в 30 тыс. художественных  коллективах разных видов, жанров, форм". [20, с.4]

Основную роль в структуре  народного творчества Беларуси в  настоящее время играет художественная самодеятельность. Ее история насчитывает  не одно десятилетие. На пути своего развития самодеятельность формировалась как  структурно, так и по содержанию. В настоящее время она представлена любительскими хорами и капеллами, театрами и ансамблями танца, инструментальными  музыкальными группами и цирковыми  студиями, клубами по интересам и  мастерскими.

"Самым распространенным  в республике считается вокально-хоровой  жанр самодеятельного творчества, имеющий около 10 тыс. коллективов". [20, с.4] Любители-хоровики поют в вокальных ансамблях, народных, академических, фольклорных и эстрадных коллективах. Активно идет развитие самодеятельных хоров с народной манерой исполнения. Почетное место среди хоров занимают ветеранские коллективы.

Ряд положительных изменений  происходит и в инструментальном жанре. Появляются самодеятельные симфонические  и эстрадно-симфонические оркестры, что свидетельствует о высоком исполнительском мастерстве, музыкальном вкусе и профессиональной подготовке артистов-любителей. Благодаря школам с музыкальным уклоном, появилось много детских инструментальных коллективов, сторонников народной музыки.

Очень яркая палитра театрально-драматической  самодеятельности республики. "Сегодня  в ее структуру входят 188 драматических  театров, театров кукол, миниатюр, игры, пантомимы и др., имеющие звания "народный", "образцовый"". [20, с.5]

Движение национально-культурного  возрождения значительно обогатило  репертуар самодеятельных коллективов, в том числе и танцевальных. Постановки народно-сценических коллективов  становятся более яркими и красочными, становятся более интересными как  лексически, так и тематически. "Репертуар  многих хореографических коллективов  на 65% состоит из белорусских произведений. Согласно официальной статистике, всего  в республике насчитывается около 4 тыс. хореографических коллективов". [20, с.5]

Возрастает художественный и исполнительский уровень коллективов, в репертуаре появляются оригинальные произведения. И, как результат, - выход  на столичную сцену, на мероприятия  государственного уровня, участие в  престижных международных фестивалях и конкурсах. Почти в 100 странах  мира побывали самодеятельные артисты  Беларуси, представляя свою республику, ее культуру.

Согласно исследованиям, статистике и практическим наблюдениям, существуют многочисленные внутренние процессы в организме народного  творчества, которые не могут не влиять на перспективу его развития.

Во-первых, в последнее  время наблюдается тенденция  уменьшения участия населения в  самодеятельности, особенно взрослого. Во-вторых, из-за ряда объективных причин усложняется организация выступлений  самодеятельных артистов. Тем не менее, значение самодеятельности как дополнения профессионального искусства в  регионах, в сельской местности имеет  большое значение в плане организации  культурного обслуживания и эстетического  воспитания населения. В-третьих, изменяется возрастная структура клубной самодеятельности: наблюдается сдвиг показателей  в сторону детской самодеятельности. Понятно, что этот факт можно рассматривать, как положительный, т.к. одна из актуальных проблем, связанных с моральным  оздоровлением общества и его  будущим, - это поиск оптимальных  вариантов организации свободного времени подрастающего поколения. "В учреждениях культуры республики работает более 10 тыс. различных клубных  формирований для детей и молодежи, объединяющих более 100 тыс. человек". [20, с.6]

Наблюдается разная динамика развития сельской и городской художественной самодеятельности. В городе ситуация выглядит более приятно. Происходят определенные изменения в жанровой структуре клубной самодеятельности. Идея национально-культурного возрождения  всколыхнула творческую энергию  народного искусства: увеличился интерес  к фольклору, к народным традициям, сценическим костюмам, поиску и созданию нового репертуара. Появились нетрадиционные для самодеятельности фольклорные  группы несценической ориентации, многочисленные вокально-инструментальные ансамбли, рок-группы, театры-студии и др.

Развитие средств массовой информации, повышение уровня образования, процессы урбанизации несколько  снизили значение культурно-просветительной  функции самодеятельности. Но в масштабах  общества все большее значение приобретают  такие функции самодеятельности, как развитие художественных способностей, формирование определенных качеств  личности, даже ее коррекция. Таким  образом, народное творчество сегодня  более ориентировано на личность. Установка на самореализацию, самоорганизацию, на отношения с единомышленниками - это и есть современная функциональная нагрузка, приходящаяся на самодеятельность.

Не менее важной функцией самодеятельного творчества социального  плана в последнее время стала  организация свободного времени  и быта различных групп населения. Стала актуальной проблема: как сделать  отдых разнообразным, как использовать для этого имеющийся культурно-массовый материал, сделать быт эстетически  привлекательным, оформленным по художественным канонам и с участием собственного творчества. Сейчас идет процесс взаимного  обогащения, соревнования различных  видов художественного творчества, форм их реализации, борьба за "своего" участника и т.д.

Очень важно своевременно увидеть и использовать возможности, заложенные в природе различных  видов искусства и организационно-творческих форм любительской деятельности, поставить  их на службу эстетического и морального воспитания детей и молодежи, других категорий населения. На практике до сих пор встречается "ностальгическое" настроение: стремление сохранять и  развивать прежде всего традиционные, давно "освоенные" виды исполнительской самодеятельности. Вся структура самодеятельного художественного творчества сегодня усложняется, и задача органов и учреждений культуры - определить свою роль и свое место в этих процессах.

Заключение

 

Художественно-эстетические ценности выступают как часть  духовной культуры народа, призванные удовлетворить и возвысить разнообразные  потребности человека. Базой развития духовной культуры с незапамятных времён является художественная самодеятельность.

Информация о работе Сущность и специфика самодеятельного художественного творчества