Сущность и специфика самодеятельного художественного творчества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 16:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - изучить сущность и специфику самодеятельного художественного творчества.
Задачи:
ознакомиться с историей возникновения и развития самодеятельности;
выявить характерные черты любительского творчества, его особенности, сходство и различия с аутентичным фольклором и профессиональным искусством.
изучить особенности развития самодеятельного художественного творчества в Беларуси на современном этапе;
Объект работы - самодеятельное (любительское) художественное творчество.

Содержание

Введение
1. Возникновение и развитие художественной самодеятельности
1.1 Зарождение самодеятельного художественного творчества в недрах народной художественной культуры
1.2 Ретроспектива развития художественной самодеятельности
2. Сущность, специфика и особенности самодеятельного художественного творчества
2.1 Художественная самодеятельность: определение и признаки
2.2 Художественная самодеятельность и фольклор
2.3 Художественная самодеятельность и профессиональное искусство
3. Художественное самодеятельное творчество Беларуси: состояние, проблемы, перспективы
Заключение
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа 2 нхк.docx

— 41.81 Кб (Скачать файл)

 

Курсовая работа

Сущность  и специфика самодеятельного  художественного творчества

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение

1. Возникновение и развитие  художественной самодеятельности

1.1 Зарождение самодеятельного  художественного творчества в  недрах народной художественной  культуры

1.2 Ретроспектива развития  художественной самодеятельности

2. Сущность, специфика и  особенности самодеятельного художественного  творчества

2.1 Художественная самодеятельность: определение и признаки

2.2 Художественная самодеятельность  и фольклор

2.3 Художественная самодеятельность  и профессиональное искусство

3. Художественное самодеятельное  творчество Беларуси: состояние,  проблемы, перспективы

Заключение

Библиографический список

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Жизнь современного человека многогранна и разнообразна в  своих проявлениях. От того, как отдыхает человек, во многом зависит его самочувствие, здоровье и в конечном счёте его работоспособность. Высокий ритм жизни, поток впечатлений и разнообразной информации оказывают прямое воздействие и на характер отдыха, способ использования свободного времени, на вкусы и потребности людей, их эстетические запросы. Вот почему в числе важных элементов досуга существенное место занимает любительское художественное творчество. Для такого рода занятий всегда найдётся место в школах, средних и высших учебных заведениях, на предприятиях, во Дворцах и Домах культуры, в сельских клубах и т.д.

Потребность в общении, самовыражении, стремление участвовать в общественной жизни, желание приобщиться к  искусству, побуждает множество  людей разного возраста участвовать  в самодеятельности. Любительское творчество многообразно, каждый может выбрать  тот вид, который ему по душе. Одним  близки подвижные и энергичные занятия  в танцевальном коллективе, другим - спокойное и неторопливое создание предметов декоративно-прикладного  искусства.

Основная задача самодеятельности заключается в развитии социальной активности и творческого потенциала личности, организации разнообразных  форм досуга и отдыха, создании условий  полной самореализации в сфере досуга.

Цель курсовой работы - изучить  сущность и специфику самодеятельного  художественного творчества.

Задачи:

ознакомиться с историей возникновения и развития самодеятельности;

выявить характерные черты  любительского творчества, его особенности, сходство и различия с аутентичным  фольклором и профессиональным искусством.

изучить особенности развития самодеятельного художественного  творчества в Беларуси на современном  этапе;

Объект работы - самодеятельное (любительское) художественное творчество.

Предмет работы - история  становления, структура и современное  состояние художественной самодеятельности.

Методологической базой  исследования явились работы следующих  авторов: Л. Емельянов - "Современная  художественная самодеятельность и  проблемы фольклористики", Л. Коган - "Искусство и мы", Л. Футлик "Воспитание творчеством", А. Карагин - "Воспитательная работа в самодеятельном коллективе" и других.

Методы исследования - сравнительный, индуктивный, дедуктивный, синтез и  анализ литературы по теме исследования.

Курсовая работа включает в себя: титульный лист; содержание; ведение; 3 главы; заключение; библиографический  список.

Первая глава посвящена  истории возникновения, становления  и развития самодеятельности. Во второй главе рассматривается понятие  художественной самодеятельности, проводится сравнение с фольклором и профессиональным искусством. В третьей главе проводится анализ состояния художественной самодеятельности в Беларуси на современном этапе. В заключении подводятся итоги рассмотренной  темы.

1. Возникновение  и развитие художественной самодеятельности

 

1.1 Зарождение самодеятельного  художественного творчества в  недрах народной художественной  культуры

 

С древних времен человек  стремился выразить свое личное мировосприятие посредством танца, рисунка, песни  и многого другого.

"Танец - один из самых  древних и массовых видов искусства.  В нём находят отражение социальные  и эстетические идеалы народа, его история, трудовая деятельность  на протяжении веков, жизненный  уклад, нравы, обычаи, характер. Народ  создаёт в танце идеальный  образ, к которому он стремиться  и который утверждает в эмоциональной  художественной форме. Художественно  отражая действительность, танец  передаёт миропонимание народа, его современное представление  о прекрасном - это одна из главных особенностей народного танца. В нём отражается современное понимание действительности средствами издавна сложившегося танцевального языка, доступного, понятного народу, любимого им. Содержание и выразительные средства народного танца всё время развиваются в соответствии с изменениями, происходящими в жизни. История искусства танца уходит в седую древность. На заре своего существования человечество открыло способы выражения мыслей, эмоций, поступков, через движения. Танец безмолвен. Здесь не звучит слово. Но выразительность пластики человеческого тела и музыкальных ритмов и мелодий оказываются могущественней, и поэтому язык танца интернационален и понятен всем." [15, с.5-6]

Наряду с народным танцем развивались пение, декоративно-прикладное искусство и другие виды творчества. "Энергия созидания, потребность  прекрасного … проявлялись в  художественных промыслах, в богатстве  и содержательности бытовой культуры" [24, с.33]

Существовали кружки любителей  танца, музыки, поэзии и многих других видов искусства и народного  творчества, но, как показывает история, судьба их была непродолжительной.

 

1.2 Ретроспектива  развития художественной самодеятельности

 

В первые годы становления  советской власти, были уничтожены, какие бы то ни было, культурные учреждения, особенно неформальные. Но необходимость  формирования "нового человека" - строителя коммунизма, поставила  перед необходимостью поиска новых  форм влияния на сознание подрастающего  поколения. Руководители государственных  и партийных органов власти увидели  в развитии художественной самодеятельности мощный рычаг не только повышения  культурной жизни народа, но и воспитания его в духе "коммунистических идеалов". На основе городского фольклора  и бытовой любительской художественной практики формировалась новая форма  творчества, которая отличалась от предыдущих прежде всего своей организационной оформленностью, жанровой определенностью, наличием социальных целей и задач. Вначале это был период спонтанного зарождения и прорастания ростков художественной самодеятельности в недрах существующих форм городской художественной культуры. Постепенно существующие жанры городского фольклора, любительского творчества трансформировались, принимали за образец профессиональное искусство - театр, хор, инструментальное исполнительство. Появились любительские самодеятельные художественные образования. Самодеятельные коллективы возникали при клубах, домах (дворцах) культуры, фабриках, заводах, учебных заведениях, воинских частях, колхозах, совхозах, на транспорте и т.д.

К середине 30-х гг. художественная самодеятельность достигла высокого идейно-художественного  уровня. Многие мастера профессионального  искусства взяли шефство над  самодеятельными коллективами. В 30-е  гг. в различных союзных и автономных республиках распространение получили самодеятельные национальные хоры, ансамбли песни и пляски, кружки изобразительного и прикладного искусства. С конца 30-х гг. в репертуар театральных  коллективов начали входить лучшие пьесы советских драматургов, классические произведения. Для руководства самодеятельностью  и помощи ей был создан Центральный  дом самодеятельного искусства, преобразованный в 1936 во Всесоюзный дом народного творчества (с 1939 - им. Н.К. Крупской), а в 1958 - Центральный  дом народного творчества (ЦДНТ). В 1940-х гг. дома народного творчества организованы во всех республиках, краях  и областях.

Во время Великой Отечественной  войны главное место в репертуаре художественной самодеятельности заняла военно-патриотическая тема. Велась большая  работа по обслуживанию фронта, госпиталей, предприятий оборонной промышленности и т.д.

Наивысшего расцвета самодеятельное искусство в современном его  понимании достигло после Отечественной  войны в период патриотического  подъёма, когда во многих сферах искусства  к руководству пришли бывшие фронтовики, которым было что рассказать и  создать в искусстве.

Советская власть создала  все условия для развития народного  творчества. "Благодаря руководству  Советского правительства в середине XX века произошел расцвет культуры и искусства страны. Одной из составных  частей большой работы в области  культурного строительства явилась  художественная самодеятельность" [17, с.3] В эти годы она приняла  необычайно широкий размах. Появились  десятки тысяч хореографических кружков в школах и клубах с  миллионными участников в них. Возникли специальные методические центры по руководству художественной самодеятельностью. "Прошедший в 1951 году Всесоюзный смотр художественной самодеятельности - яркое свидетельство успехов  в этой области". [17, с.4] С конца 50-х гг. наиболее зрелые самодеятельные коллективы получили звания народных театров. Помимо драматических, работают также и музыкальные театры - оперные. Распространение получили различные самодеятельные ансамбли, оркестры, цирковые и эстрадные коллективы, хоры.

В 70-80-х годах проводились  ежегодные смотры художественной самодеятельности. В 1975 году состоялся первый Всесоюзный фестиваль художественного самодеятельного  творчества трудящихся. Широкий размах самодеятельное искусство получило и в других странах, где были созданы  благоприятные условия для развития художественной самодеятельности.

Массовое развитие самодеятельности выявило много талантливых исполнителей и постановщиков. Было создано большое  количество профессиональных коллективов. Среди них прославленные ансамбли народного танца, ансамбли песни  и пляски, русские народные хоры, составной и неотъемлемой частью которых являются танцевальные группы.

Художественная самодеятельность продолжает жить и сегодня. Задачами современной художественной самодеятельности являются - проведение общегородских  праздников, массовых гуляний. В программу  развития культуры входит стимулирование народного творчества, развитие художественной самодеятельности.

2. Сущность, специфика  и особенности самодеятельного  художественного творчества

 

2.1 Художественная  самодеятельность: определение и  признаки

 

Художественная самодеятельность - непрофессиональное художественное творчество народных масс в области  изобразительного и декоративно - прикладного, музыкального, театрального, хореографического  и циркового искусств, киноискусства, фотографии и др. Художественная самодеятельность включает в себя создание и исполнение художественных произведений силами любителей, выступающих коллективно или  в одиночку.

Коллектив художественной самодеятельности - творческое объединение любителей  одного из видов искусства, работающее на добровольных общественных началах  при клубах или других культурно-массовых учреждениях. Коллективная самодеятельность имеет ряд особенностей. Это наличие  единой цели, руководителей, органов  самоуправления, а также сочетание  общественных и личных устремлений  и интересов участников самодеятельного  коллектива.

Сущностные признаки самодеятельного  творчества: добровольность участия  в самодеятельном коллективе, инициатива и активность участников самодеятельности, духовная мотивация участников самодеятельных коллективов, функционирование самодеятельности в сфере свободного времени. Специфические  признаки самодеятельного творчества: организованность, отсутствие у участников самодеятельности специальной подготовки к деятельности, более низкий, чем  у профессиональных коллективов  уровень деятельности, безвозмездность  и др.

"Любительское творчество - уникальное социально-культурное  явление, с многотипной и полифункциональной  структурой, которое обладает свойствами  досуга и художественной культуры. Как известно, досуг - это часть свободного времени, направленная на развитие личности, используемая для общения, потребления ценностей духовной культуры, развлечений, различных видов нерегламентированной деятельности, обеспечивающих отдых и дальнейшее развитие личности." (Мурашко)" Являясь частью свободного времени, досуг привлекает молодежь его нерегламентированностью и добровольностью выбора его различных форм, демократичностью, эмоциональной окрашенностью, возможностью сочетать в нём физическую и интеллектуальную деятельность, творческую и созерцательную, производственную и игровую. Для значительной части молодых людей социальные институты досуга являются ведущими сферами социально культурной интеграции и личностной самореализации." [19, с.13]

Художественная самодеятельность играет большую роль в деле эстетического  воспитания. Приобщаясь к искусству, человек развивает свою способность  воспринимать и ценить прекрасное, повышает свой культурный уровень, развивается духовно. "Хореографические самодеятельные коллективы, выполняя задачи эстетического формирования личности, служат делу массового воспитания и образования. Эти задачи решают средствами искусства танца" [23, с.32] "Формирование активной, духовно богатой личности - цель самодеятельного театра". [25] Справедливо выше сказанное можно отнести и к любому другому виду любительского творчества. Будь то пение, сочинение или исполнение музыки, участие в цирковых представлениях, создание предметов изобразительного и декоративно-прикладное искусства, всё это способствует развитию интеллектуального и общекультурного уровня личности.

Информация о работе Сущность и специфика самодеятельного художественного творчества