Стили, направления и основные представители театрального и музыкального искусства России XVIII – начала XX вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 18:35, лекция

Краткое описание

В Москве при Петре I вновь был возрожден театр. Представления шли в деревянном здании, сооруженном на Красной площади. Настоящей театралкой была сестра царя-реформатора Наталья Алексеевна. Благодаря ее стараниям в 1715 г. открылся первый в Петербурге общедоступный и бесплатный театр. В 20-30-е гг. XVIII в. профессиональный театр был представлен исключительно труппами иностранных актеров, которые периодически сменяли друг друга на придворной сцене. Здесь с неизменным успехом шли трагедии Корнеля, Расина, комедии Мольера и др. Это сыграло свою роль в становлении русского театрального искусства. Переводами театральных пьес успешно занимался В.К. Тредиаковский. К балетным спектаклям итальянской оперы привлекались кадеты Шляхетского корпуса, что послужило толчком к основанию первой русской балетной школы в Петербурге (1738). Начало отечественной драматургии положил Сумароков, напечатавший в 1747 г. свою первую трагедию «Хорев».

Вложенные файлы: 1 файл

Социально.docx

— 18.99 Кб (Скачать файл)

 

Стили, направления  и основные представители театрального и музыкального искусства России XVIII – начала XX вв

В Москве при Петре I вновь  был возрожден театр. Представления шли в деревянном здании, сооруженном на Красной площади. Настоящей театралкой была сестра царя-реформатора Наталья Алексеевна. Благодаря ее стараниям в 1715 г. открылся первый в Петербурге общедоступный и бесплатный театр. В 20-30-е гг. XVIII в. профессиональный театр был представлен исключительно труппами иностранных актеров, которые периодически сменяли друг друга на придворной сцене. Здесь с неизменным успехом шли трагедии Корнеля, Расина, комедии Мольера и др. Это сыграло свою роль в становлении русского театрального искусства. Переводами театральных пьес успешно занимался В.К. Тредиаковский. К балетным спектаклям итальянской оперы привлекались кадеты Шляхетского корпуса, что послужило толчком к основанию первой русской балетной школы в Петербурге (1738). Начало отечественной драматургии положил Сумароков, напечатавший в 1747 г. свою первую трагедию «Хорев».

  Становление профессионального театра начинается с 1750 г., когда в Ярославле купеческим сыном Федором Волковым была организована театральная труппа из местных талантов.Наконец, августа 1756 г. вышел указ об учреждении в Санкт-Петербурге первого профессионального «для представления трагедий и комедий» театра, получивший название Российского театра. Первым директором стал драматург Сумароков, а постановку спектаклей осуществлял «первый русский актер» Ф. Волков

  Возраставший интерес к театральным зрелищам определил появление городских театров в провинции.  Наибольшую известность получил театр графа Н.П. Шереметева в его подмосковных усадьбах – Кусково и Останкино.

  В XVIII в. заметные изменения происходят и в музыке. С середины столетия получает распространение гитара. Рождается жанр камерной лирической песни – романса. Появляется военная музыка, исполняемая духовыми оркестрами. Возникает камерно-инструментальная, оперная и симфоническая музыка. Многие аристократы заводят домашние оркестры. Первые профессиональные композиторы (Е.И. Фомин, Д.С. Бортнянский) создают прекрасные хоровые произведения, а также национальные оперы.

 

  В первые десятилетия XIX в. крепостные театры вытесняются «вольными» - государственными и частными. В 1820-е годы происходит важное событие: театральные труппы разделяются на драматические и оперно-балетные.

  В русском драматическом театре начала века процветали классицизм и сентиментализм. Большой популярностью пользовались комедии А.А. Шаховского, М.Н. Загоскина и Н.И. Хмельницкого. Шумный успех имели трагедии В.А. Озерова на темы русской («Ярополк и Олег», «Дмитрий Донской») и античной («Эдип в Афинах») истории. В постановках трагедий Озерова раскрылись дарования знаменитой актрисы Е.С. Семеновой и ее партнера А.С. Яковлева, которые были последними представителями русского классицизма как сценического стиля.

  Создание первых оперных спектаклей на национальную тематику связано с именем К.А. Кавоса. Героико-патриотическая тематика его опер («Князьневидимка», «Илья-богатырь») способствовали становлению русского оперного театра. Выдающийся французский танцовщик и балетмейстер Шарль Дидло за четверть века пребывания в Петербурге поставил около 40 балетных спектаклей. Среди его учениц была прославленная балерина Авдотья Истомина, владевшая виртуозной техникой танца, воспетая Пушкиным в «Евгении Онегине».

  В середине 30-х гг. над всеми другими жанрами возобладал водевиль.

  Авторы водевилей стремились сюжетно приблизить их к русской сцене. Самый лучший из них, водевиль Д.Т. Ленского «Лев Гурыч Синичкин или провинциальная дебютантка», до сих пор не сходит со сцены отечественных театров.

Утверждение реализма на русской  сцене связано с драматургическим творчеством А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя. Реализм пришел в русский театр с «Ревизором» Гоголя.. В то же время в первой половине столетия царизм жестко ограничивал проникновение реалистических тенденций на театральную сцену.

В актерском искусстве  сложились разные школы. Ведущий  актер Александринского театра В.А. Каратыгин, являясь актером романтического направления, был символом официально-парадного  театра Петербурга. Замечательный актер  московского Малого театра П.С. Мочалов  прославился игрой в пьесах Шиллера  и Шекспира и, создав яркие романтические  образы, заслужил у современников  имя «русского Гамлета».

  Основоположником русского сценического реализма стал М.С. Щепкин (1786-1863).

 Во второй половине XIX в. положение русского театра существенно изменилось. Отмена театральной монополии (1882), снятие ограничений на создание частных трупп привело к росту их числа.

  Большое место в репертуаре драматического театра заняли пьесы отечественных авторов, и в первую очередь великого русского драматурга А.Н. Островского (1823-1886). Почти три десятилетия ежегодно ставились его новые пьесы. В них Островский, по его

Крупным драматургом этого  периода был А.В. Сухово-Кобылин. В трилогии «Свадьба Кречинского», «Дело», «Смерть Тарелкина» содержится обличение всей бюрократической системы самодержавия, продажности суда, всеобщего взяточничества, произвола полиции.

  Большое место в репертуаре заняла историческая драма. За два десятилетия 60-70-х годов в столичных театрах было поставлено более 40 новых исторических пьес, среди которых были такие, как «Борис Годунов» Пушкина, «Смерть Иоанна Грозного» А.К. Толстого, пьесы Островского («Козьма Захарьич Минин-Сухорук», «Василиса Мелентьевна»), серия пьес Д.В. Аверкиева («Мамаево побоище», «Темный и Шемяка» и др.).

  На первую половину века приходится формирование русской национальной музыкальной школы, русской классики. Родоначальником русской классической музыки стал М.И. Глинка (1804-1857) – «Пушкин в музыке», как называли его современники.

композитор заложил основы русского симфонизма. Романсы Глинки на стихи Пушкина, Дельвига, Батюшкова, Жуковского вывели этот жанр на уровень серьезной лирико-музыкальной исповеди.

  Среди других композиторов этого времени следует назвать А.Н. Верстовского, А.А. Алябьева, А.С. Даргомыжского. Популярным жанром в это время является романс. Его представляют А.А. Алябьев («Соловей», «Нищая»), П.П. Булахов («Тройка», «Вот на пути село большое»), А.Е. Варламов (написал около 200 романсов и песен, среди них «Вдоль по улице метелица метет» и роман «На заре ты ее не буди»). А.Л. Гурилеву принадлежат «Разлука», «Колокольчик», «Матушка-голубушка» и другие романсы и песни.

  Во второй половине XIX в. русская музыка завоевала широкое признание и приобрела мировую известность. Народные традиции Глинки развивали композиторы М.А. Балакирев, Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков.

С тех пор кружок стали  называть «Могучей кучкой». Организатором  и руководителем содружества  являлся М.А. Балакирев

  Вершиной развития русской музыки всего XIX века стал П.И. Чайковский (1840-1893). Самыми известными его операми являются «Евгений Онегин» (1878) и «Пиковая дама» (1890), которую он сочинил всего за 44 дня. Чайковский – реформатор балета.

  Огромную роль в культурной жизни России продолжает играть театр.. Новый импульс развитию этого вида искусства был дан в 1883 г., когда перестала существовать восьмидесятилетняя монополия императорских театров, они стали доступны для благотворительности и предпринимательства.

 

 

Важнейшим событием конца XIX в. стало открытие в 1898 г. Художественного театра в Москве. Его основателями были К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко — крупнейшие театральные режиссеры и теоретики.

Они сумели сплотить талантливую  труппу, в которую входили О.Л. Книппер, В.И. Качалов, И.М. Москвин, Л.М. Леонидов и др

На принципах «новой театральности» в 1914 г. в Москве возникает Камерный театр, руководителем которого был  талантливый режиссер Е. Таиров.

 В музыкальном театре  тон задавали императорский Мариинский и Большой в Москве.

Всемирно известным становится русский балет. Яркими представителями  отечественной школы классического  танца были М.Ф. Кшесинская и А.П. Павлова, В.В. Нижинский и М.И. Фокин. Организованные С.П. Дягилевым в 1907-1914 гг. в Париже и Лондоне «Русские сезоны» — выступления балетных и оперных звезд — стали  поистине триумфом искусства России. Дягилев открыл публике композитора  И. Стравинского. На его музыку поставили  балет «Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная».

 Русская музыка начала XX в. в целом переживает подъем. Основным ее источником и особенностью, как в предыдущий период, продолжает оставаться народность. В сокровищницу мировой культуры вошли произведения оперного жанра (Н.А. Римский-Корсаков), симфонической и каменной музыки (С.Н. Рахманинов, А.К. Глазунов, А.Н Скрябин, Р.М. Глиэр и др.).


Информация о работе Стили, направления и основные представители театрального и музыкального искусства России XVIII – начала XX вв