Стилевые особенности драммы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 13:09, контрольная работа

Краткое описание

Язык — это дополнительные ступени вовнутрь страницы».

Вложенные файлы: 1 файл

СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДРАМЫ.docx

— 44.66 Кб (Скачать файл)
 

    Существуют  сцены открытого и косвенного диалога. К первым (когда текст и действие совпадают) относятся шекспировские пьесы и подобные им. Ко вторым - психологическая драма Ибсена, Гауптмана, Чехова и т.д. Но кроме этого есть в рамках диалога и некоторые другие виды общения, например, прием тейхоскопии. Тейхоскопия («взгляд сквозь стену) является приемом, снимающим необходимость в показе некоторых сцен, например:

    • изображает то, что происходит за сценой;
    • общение между видимым и невидимым персонажем (например, телефонный разговор);
    • общение между человеком и богом, призраком и т.д.;
    • между одушевленными и неодушевленными предметами.

    Механизм  диалога:

  • смена темы - когда одна тема вызывает другую (часто ассоциативно);
  • подхват темы - тема, начатая одним лицом, раскрывается другим;
  • перебой темы - тема смещается другими темами, но остается единой в течение всего диалога;
  • разрыв темы - тема прерывается в какой-то момент и завершается в конце диалога;
  • возвращение темы - когда перебиваемая тема всплывает в другом месте (иногда неоднократно) и завершается;
  • срыв темы - тема прерывается без завершения;

    (Обычна форма темоведения:  вопросно-ответная и подхватная)

    Приемы  построения речей  лиц в диалоге (по С. Балухатому):

  1. Тема раскрывается моноложно при отсутствии других лиц.
  2. Тема раскрывается моноложно в присутствии других лиц.

        (Частота  употребление этой формы придает  энергичный, напряженно-эмоциональный,  как бы взрывной характер, повышает  активный драматический фон)

  1. Толчок движению темы дается обычно в предшествующем диалоге и поэтому возможен тип монолога в форме мнимого диалога. Возможны случаи ложного разрыва монолога, реплики как бы перебивают его, но  также и содействуют его расширению.
  2. Тема раскрывается в диалоге, в речеведении двух лиц.

        (Обычный  прием - система подхватов; частная  форма - вопросы и ответы в  плане полемики).

    а) смена речевых тем при смене  лиц вступающих в разговор;

    б) смена речевых тем при единстве лиц по признакам ассоциаций;

    в) диалог трактует одну общую тему, но ее раскрытию предшествует ввод малых  речевых тем, как вступление к  данной теме или переход от предыдущей;

    г) малая речевая форма, как повод  для раскрытия следующей темы;

    д) диалог трактует одну тему, но за ней, как  переход, к теме следующего явления  следует малая речевая форма;

    е) диаложная форма раскрывается вставкой малой речевой темы или перебивается темами бытовыми;

    ж) начальные реплики развивают  не диаложную, но бытовую тему;

  1. Диалог и речь отдельных лиц наличием пауз получает признаки эмоционального протекания или лирического охвата.

Монолог.

    Монолог в его широком понимании можно  воспринимать как речь лица с широким  раскрытием темы и с ясно выраженной экспрессией. Он, как правило, выражает внутреннее состояние персонажа.  Монолог охватывает ряд тем и  слагает единство речи по основной своей теме, создавая монологичное единство. Обычно в монологе выражается автохарактеристика с обнажением чувств. Монологом не являются обширные высказывание типа:

  • речи повествования;
  • речи - носители повествовательных экспозиций;
  • резонерское раскрытие отдельных тем;

    Монолог, по определению Волькенштейна, это - «замаскированный диалог». Он может существовать в разных видах. Как:

  • обращение к антропоморфному партнеру (судьбе);
  • обращение к отсутствующему персонажу;
  • репетицией предстоящего диалога;
  • воздействием на самого себя;
  • как упражнение в решении;
  • как укоры;
  • как выбор;
  • диалог переходит в монолог (увлекшись при партнере);

Реплика.

    Реплика - это факт ответа на предшествующий дискурс или немедленное парирование  аргумента. В узком смысле, реплика - текст персонажа в ходе диалога в ответ на вопрос. Она имеет смысл только в сцеплении с предшествующей и последующей репликой. Минимальное единство смысла образуется парами:

    • реплика / контреплика
    • слово / контрслово
    • действие / реакция

    Часто зритель не следит за нитью слитного текста, он интерпретирует реплику  в контексте высказываний. Структурирование совокупности реплик дает нам построение ритмов пьесы. Набор реплик не помещается лишь на уровне текста: он имеет место и на уровне интонаций, ритма мизансцены, действий, стиля игры. По Брехту, расстановка реплик осуществляется по принципу тенниса: схватывание на лету.

    Реплики бывают:

        • узнавания;
        • нападения;
        • взывания помощи;
        • искания выхода;
        • разведки;
        • a parte (в сторону);

Функции и назначение ремарок / Виды ремарок

    Ремарка - описание действия. Можно также  ее назвать прямым вмешательством автора, комментированием действия и донесением дополнительного смысла, что в  целом приводит к разрушению иллюзии  повествования. Основными функциями  ремарки можно считать:

    • комментирование;
    • сообщение дополнительных условий;
    • прояснение смысла;
    • указание мест действия;
    • указание время действия;
    • раскрытие психологического состояния;
    • указание на симультанность.

    В театральной практике сложилось  двоякое отношение к ремарке. Первое характеризуется полным исполнением указаний автора. Второе - пренебрежение и необязательное исполнение ремарок. Вопрос, по существу, заключается в том, насколько ремарка «обязательна» к исполнению. Совершенно справедливы упреки к драматургам за их неполное представление о сценических выразительных средствах. К этому же примыкает и проблема трактовки, вносящая дополнительные коррективы в драматургию. Но в этом споре не стоит забывать, что в эволюции театральной ремарки отразилась эволюция театра и сценических форм. Здесь мы видим результат взаимодействия драматург - театр. Ремарка, по мнению Сахновского-Панкеева, компонент, привнесенный историей развития драмы. В Древней Греции их нет, у Шекспира - минимум, чем дальше, тем ремарки появляются чаще и становятся все более обширными.

    Система ремарок:

    1. Ремарки характеристики («в поддевке», «в сапогах»);
    2. Жестовые - движения тела в ограниченном пространстве.

              а) бытовая функция («повязывая салфетку»);

              б) характеризующая  функция.

              в) экспрессивная  и драматическая функции («вырывая руку»).

    1. Жестово - эмоциональные («плачет», «смеется»).
    2. Речево - интонационные («радостно», «раздражаясь»).
    3. Жестово - интонационные («перебивая», «поддевая»).
    4. Мизансценические.
    5. Паузные.
    6. Уход / вход персонажа.
    7. Адресат реплики («слуге»).
    8. Эмоциональной природы («в негодовании»).
    9. Совершения действия («упирается руками», «захлопывает дверь, читает письмо»).
    10. Физического состояния («запыхавшись»).
    11. Места действия.
    12. Времени действия.
    13. Сюжетные.
    14. Сценографические (обстановочные).
    15. Служебные ремарки (указание на различные сценические приемы).
    16. Литературно - повествовательные («города не видно, но лишь в хорошую погоду»).
    17. Паузные (одни относятся к игре актеров, другие к режиссуре):
      • люфт-пауза в речи (выражается троеточием);
      • остановка в речеведении (как признак затруднения);
      • как остановка в действии («пуза»);
      • смысловая пауза;
      • как бессловесное действие;
      • как режиссерский прием;
      • паузы тейхоскопии.
 

    Рассмотрим  систему ремарок и их соотношения  на примере нескольких пьес.

  • «Дядя Ваня» А.П. Чехова: в первом действии 57 ремарок: 19 действенных, 10 эмоциональных, 7 адресных, 5 на вход, 2 характеризующих, 2 экспрессивных. Из них 47 простых и 10 блочных (включающих в себя несколько указаний).
  • «Три сестры» А.П. Чехова: первое действие: 145 ремарок (в основном эмоциональные и действенные). Эмоциональные относятся к сестрам, в большинстве своем психологически негативного характера (слезы, огорчения т.д.). Действенные ремарки либо выражают, либо скрывают эмоциональное состояние (чаще скрывают, если не относятся к сестрам).
  • «Таланты и поклонники» А.Н. Островского: первое действие (12 явлений): 75 ремарок, все актерские, режиссерских нет. Наибольшее количество ремарок содержат 2 явление (9), 5 (10), 11 (9) и 12 (10); 6 и 9 явления содержат по две ремарки. Самое большое место занимают действенные ремарки - 21. Далее так:
    • на вход-выход - 15;
    • функционально-бытовые -7;
    • экспрессивные - 6;
    • речево- адресатные - 6;
    • жестовые - 5;
    • паузные - 5;
    • речево-интонационные - 5;
    • эмоциональные - 4
    • мизансценические - 1;
  • «Доходное место» А.Н. Островского: 55 вход-выход, 41 функционально-бытовых, 39 мизансценических, 30 жестовых, 29 действенных, 21 адресатных, 15 речево-интонационных, 11 служебных, 10 эмоциональных, 8 жестово-интонационных, 8 паузных, 7 указаний на физическое состояние, 5 характеризующих, 5 экспрессивных, 3 указания на место действия.

Текст в тексте

   «Текст в тексте» - это случай вторжения чужого текста в дискурс пьесы или ее текстовую ткань. Это происходит тогда, когда обломок текста, вырванный из своих естественных смысловых связей, механически вносится в другое смысловое пространство. Он может быть в форме устной или письменной речи. Например, в «Вишневом саде» А.П. Чехова Гаев постоянно употребляет бильярдный жаргон типа: «дуплет в угол… круазе в середину», или «дуплетом желтого в середину». В «Чайке» Нина дарит медальон Тригорину (в третьем действии), на котором вырезаны страница и номер строк из рассказа Тригорина «Дни и ночи»: стр. 121, строки 11 и 12. Самое оригинальное, что Тригорин абсолютно не помнит, что же в этих строках описывается. Далее, по действию, он находит этот рассказ и читает: «Если тебе когда-нибудь понадобиться моя жизнь, то приди и возьми ее». Это явный пример использования текста вне его смыслового пространства.

   В начале пьесы (в действии первом) Треплев  представляет свою «новую» пьесу. Но она ограничивается в нашем восприятии лишь монологом в исполнении Нины Заречной: «Люди, львы, орлы и куропатки…», далее Треплев обрывает представление. Таким образом, этот кусок является типичным «тестом в тексте». Вот  еще один примет из этой пьесы (действие четвертое):

    Треплев (собирается писать; пробегает то, что уже написано). Я так много говорил о новых формах, а теперь чувствую, что сам мало-помалу сползаю к рутине. (Читает.) «Афиша на заборе гласила… Бледное лицо, обрамленное темными волосами…» Гласила, обрамленное… Это бездарно. (Зачеркивает). 

    Другим  примером «текста в тексте» являются те случаи, когда персонаж передает, точно копируя, слова другого  персонажа. Эта форма употребления приема «текст в тексте» наиболее распространенная. Например, в пьесе  «Лес» А.Н. Островского Петр рассказывает Аксюше (действие второе, явление первое):

Информация о работе Стилевые особенности драммы