Становление тюрко-мусульманского евразийства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 19:36, реферат

Краткое описание

Монголо-татарское нашествие, походы 1237-1238 и 1240-1242 годов, без всяких
сомнений можно считать глобальным бедствием для Руси. По своим масштабам
разрушения и жертвы, понесенные в процессе монгольских завоеваний, не шли ни
в какое сравнение с ущербом, который приносили предшествующие набеги
кочевников и княжеские междоусобицы. Массовое разграбление и уничтожение
собственности и жизни стало ошеломляющим ударом, который оглушил
русский народ и нарушил
нормальное течение экономической и политической жизни на многие годы.

Содержание

I. Введение

II. Основная часть
- Административные механизмы ордынского владычества
- Отношения с Золотой Ордой в первые годы установления ига
- Основные тенденции развития русско-монгольских отношений в
первой половине XIII века
- Распад Золотой Орды и возрождение Руси
- Прямое воздействие монгольского завоевания
- Развитие вопроса о монголах в отечественной историографии

III. Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

евразийство 1.docx

— 113.92 Кб (Скачать файл)

числового деления.

Во время сбора налога каждый баскак имел в своем распоряжении небольшой отряд

монгольских и тюркских солдат, вокруг которого он должен был создать

мобильное воинское подразделение  для сохранения порядка и дисциплины в

районе.  В связи с этим следует заметить, что, хотя большую часть

рекрутировавшихся русских  воинов  периодически отправляли в  Золотую  Орду и

Китай, часть из них удерживалась для местных нужд. Каждому подразделению

баскака отводилось  постоянное жилье, которое со временем становилось

процветающим поселением.

Во время правления  Берке налоги на Руси взимались мусульманскими купцами.

Эта система стала причиной многих страданий жителей  и позднее  была отменена;

после этого количество налоговых  чиновников существенно возросло.  В ханских

ярлыках русскому духовенству упоминаются три категории сборщиков налогов:

писцы, сборщики налогов  в сельской местности – даньщики и сборщики налогов и

таможенных пошлин в городе – таможенники.

Существовало две основных разновидности налогов: прямые налоги с

населения  сельских районов  и городские налоги. Основной  прямой налог

назывался данью. В основе его была десятина,  десятая часть  «со всего». Помимо

дани существовали плужное – налог на вспаханную землю и ям

особый налог на содержание  конно-почтовых станций.  Еще  один налог,

упоминающийся в ханских  ярлыках, - война (военный, или солдатский

налог; по-видимому его собирали в те годы, когда вербовали рекрутов. Вдобавок

к постоянным налогам  ханы сохраняли за собой право, если сочтут необходимым,

требовать дополнительный налог  – запрос. Кроме того,  когда

князья-Чингизиды  и ханские посланники путешествовали по Руси, предполагалось,

что русские будут делать им «подарки», снабжать их пищей, фуражом, а также

обеспечивать  лошадьми и  повозками  для передвижения. Основной налог с городов

назывался тамга и представлял собой налог с капитала, которым

облагались гости и  купцы среднего достатка.

Монгольская система управления функционировала  в том виде, в  котором

первоначально была установлена, на протяжении примерно столетия. Она

прекратила свое существование  в Галиче в 1349 году, когда  эту  часть единой

некогда страны захватила  Польша; к 1363 году большинство других

западнорусских земель  признало господство  великого князя  литовского  и

также было потеряно для  монголов. Монгольское правление  в Восточной Руси

продолжалось еще на протяжении столетия. Однако его характер изменился  после

реформы  налоговой системы  в начале XIV века. Впоследствии, после  периода

смуты  в Золотой Орде в 1360-х и 1370-х годах монгольский  контроль стал

значительно слабее, исключая краткий период реставрации  при  Тохтамыше (1382-

1395 гг.).

 

     Отношения с Золотой Ордой в первые годы установления ига

 

    Порядок подчинения монгольской власти  на северо-восточных землях наладился

не сразу. После разгрома Батыем и гибели  великого князя  Юрия Всеволодовича,

княжение во Владимире  принимает  брат убитого, Ярослав, который  поначалу даже

надеялся на окончательное  отступление монголов с русских  территорий.

Но у северорусских  князей было лишь несколько лет свободы,  которые были

успешно потрачены на отражение натиска с Запада. Основная тяжесть борьбы

легла на плечи сына Ярослава Александра, проявившего себя как  энергичного и

храброго человека, а главное, настоящего патриота своей  родины.  «Русские –

враги католической церкви», - говорилось  в папской булле  шведскому

архиепископу, и у немцев и шведов  появлялись все основания  поступать с ними

крайне жестоко. Если, например, захваченных эстов обращали  в  крепостное

состояние, то русских просто убивали, не делая исключения даже для грудных

младенцев. Немецко-шведская экспансия с целью насаждения католичества  стала

реальной угрозой православной вере, а следовательно,  и существованию самой

Руси. Считая гибельной борьбу на два фронта – отражение агрессии крестоносцев

и открытое противостояние монголам,  князья Восточной Руси  переходят к

политике компромисса  с Ордой.

В  1242 году великий князь  владимирский Ярослав I направляется в  Орду, где,

как сообщает летописец, был  принят Батыем с честью и  утвержден  во власти

словами: «Буди ты старший  между всеми князьями  в русском  народе», т. е.

властителем не только Северной, но и Южной, Киевской Руси. Его сын  Константин

отправился в Монголию  с целью заверить в своей и  отцовской приверженности,

однако его присутствие  оказалось недостаточным и в 1246 году, проправив «из

руки» Батыя  три года, князь Ярослав Всеволодович  лично  поехал в Каракорум,

где присутствовал  на церемониях, посвященных восхождению  нового великого

хана Гуюка на трон. Но Ярослав стал жертвой интриг и противоречий в

монгольской верхушке: воспринимаемый как ставленник Батыя, вероятнее  всего,

он был отравлен вследствие возникшей вражды между  великим  ханом и ханом

Золотой Орды.

В монгольской столице  многое слышали о сыне Ярослава, Александре Невском. Его

считали не только знаменитым полководцем, но и осторожным, осмотрительным

политиком. На него рассчитывали в будущем как на собственного ставленника.

Но, опасаясь участи отца, он не спешил в Каракорум.

В противоречие  главному монгольскому правительству, Золотая  Орда великое

княжение Русское вручила  попечению дяди Александра Святославу Всеволодовичу.

Но все же, по решению  Каракорума, ему удалось прокняжить не больше года, а

власть на Руси  в 1247 году перешла к сыновьям отравленного Ярослава –

Александру  и Андрею. Первому из них, очевидно за промедление, дали ярлык на

Киевское княжение; второй  стал великим князем Северной Руси.

Александру предстоял  тяжелый выбор союзника. Ведь выбирать приходилось между

Ордой, порабощающей его  страну,  и Западом, представлявшим угрозу

православию. И дабы сохранить  религиозную свободу, он пожертвовал  свободой

политической. Два подвига  Александра Невского – его  борьба с Западом и его

смирение перед Востоком – имели единственную цель –  сбережение православия

как источника нравственной и  политической силы русского народа. Александр

Ярославич сумел разобраться  в этнополитической обстановке и  принять

дальновидное решение. В 1251 году  в Орде он побратался  с сыном  Батыя

Сартаком, христианином несторианской конфессии, которому было поручено

заниматься всеми русскими вопросами.  Однако среди современников  и даже

родственников его политический курс не пользовался популярностью. Андрей

Информация о работе Становление тюрко-мусульманского евразийства