Становление тюрко-мусульманского евразийства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 19:36, реферат

Краткое описание

Монголо-татарское нашествие, походы 1237-1238 и 1240-1242 годов, без всяких
сомнений можно считать глобальным бедствием для Руси. По своим масштабам
разрушения и жертвы, понесенные в процессе монгольских завоеваний, не шли ни
в какое сравнение с ущербом, который приносили предшествующие набеги
кочевников и княжеские междоусобицы. Массовое разграбление и уничтожение
собственности и жизни стало ошеломляющим ударом, который оглушил
русский народ и нарушил
нормальное течение экономической и политической жизни на многие годы.

Содержание

I. Введение

II. Основная часть
- Административные механизмы ордынского владычества
- Отношения с Золотой Ордой в первые годы установления ига
- Основные тенденции развития русско-монгольских отношений в
первой половине XIII века
- Распад Золотой Орды и возрождение Руси
- Прямое воздействие монгольского завоевания
- Развитие вопроса о монголах в отечественной историографии

III. Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

евразийство 1.docx

— 113.92 Кб (Скачать файл)

периода, он во многих отношениях отличался от своего прототипа. Дворяне  не

являлись соратниками  князя, они были его подданными. И, в отличие от бояр,

были привязаны к службе: кто-то на время, кто-то на всю жизнь.

После ослабления Золотой  Орды московские великие князья получили  возможность

использовать при необходимости  введенную монголами систему  всеобщей воинской

повинности. Именно на основе монгольской системы князь Дмитрий  Иванович

сумел мобилизовать армию, с  которой победил на Куликовом  поле. Его сын

Василий I еще раз использовал  общий призыв  при подготовке к нашествию

Тамерлана. В шестнадцатом веке призыв проводили несколько  раз. К тому времени

он стал известен  как  посоха, поскольку требуемая квота  рекрутов

устанавливалась посошно.

     3) на социальную сферу

Перемены, которые произошли  в Восточной Руси за монгольский  период в

положении социальных классов, были не столь радикальны, как изменения  в

правительстве и администрации, однако они были не менее важными. Можно

сказать, что в течение  монгольского  периода основы старого  социального

порядка – свободного общества – постепенно и настойчиво разрушались,  не

задевая поначалу внешней  стороны. К моменту, когда Иван III провозгласил

освобождение страны от монгольского владычества и покорил  Новгород, основа

новой структуры была готова, и новый порядок,  порядок прикрепленного к

службе общества, стал ясно просматриваться. Это особенно справедливо

относительно высшего  класса русского общества, бояр; как  ни парадоксально это

может показаться, но процесс  их подчинения  монарху завершился быстрее, чем

строгая регламентация жизни  и закрепощение низших слоев.

Московское боярство состояло из разнообразных и разнородных  элементов.

Некоторые бояре 14 и 15 вв. принадлежали к древним  боярским родам Великого

княжества Владимирского, значительное количество боярских семей были

западнорусского происхождения, другие семьи наши источники относят  к

польскому и литовскому происхождению (хотя их точное этническое происхождение

не всегда ясно). И, наконец,  некоторые их лучших  московских боярских

фамилий были монгольского или тюркского происхождения. К  ним можно отнести

Вельяминовых-Зерновых,  ветвями рода которых были Сабуровы и Годуновы.

Арсеньевы и Бахметевы поселились на Руси в конце четырнадцатого и в

середине пятнадцатого веков. В последующих столетиях в  Москву перемещались

менее значительные татарские  фамилии, внося свою лепту в формирование в

Московской Руси класса  служилых князей.

В то время как основной обязанностью знати и дворянства, а также основой их

прикрепления к государству  стала военная служба, горожане и  крестьяне несли

тягло. Их главными обязанностями  было платить налоги и отбывать трудовые

повинности, когда это  требовалось государству. Консолидация тягловых

социальных классов (которые  количественно составляли основную часть нации)

завершилась в течение 17 века.  Продолжительный процесс  начался, однако, в

монгольский период. Основным фактором на начальной стадии процесса являлась

система всеобщего налогообложения  и воинской обязанности, введенная  на Руси

монголами.

В период, предшествовавший монголо-татарскому игу,  жители крупных  городов не

платили налогов, они формировали  собственное ополчение, в котором  служили как

свободные горожане, а не призванные солдаты.   Призыв и  налогообложение,

введенные монголами, вместе с ограничением вече коренным образом изменили

статус городского класса в Восточной Руси, и после освобождения от монголов

были  использованы великим  князем в интересах собственного правительства.

Как известно, церковь и  ее владения были освобождены правительством Золотой

Орды от налогов  и других повинностей. Поэтому крестьяне  на  монастырских

землях несли только монастырские повинности, но не государственное тягло.

Напротив, крестьяне на других землях  и платили дань, и несли  воинскую

повинность. Как ни парадоксально  это звучит, привилегии церкви резко

сократились после распада  Золотой орды и  укрепления власти великого князя

московского.  Церковь  теперь должна была обращаться к великому князю за

подтверждением своих  льгот. Несколько великокняжеских  грамот  предоставили

церкви административную неприкосновенность, но обложили крестьян церковных

владений  налогами. В  результате  к 1500 году статус монастырских крестьян

приблизился к  статусу  крестьян других категорий.

     4) на духовную и культурную жизнь

В средневековой Руси православная христианская  церковь играла главную  роль в

духовной жизни нации. Таким образом,  особенно после  победы в Золотой Орде

ислама, оставалось немного  возможностей для  прямого монгольского влияния на

Русь  в религиозной  сфере. Косвенно, однако,  монгольское  завоевание влияло

на развитие  русской  церкви и духовную культуру самыми разными путями. Первый

удар  монгольского нашествия  был для церкви таким же болезненным, как и для

других сторон русской  жизни и культуры. Многие выдающиеся священники, включая

самого митрополита, погибли  в разрушенных городах; многие соборы, монастыри

и церкви были сожжены или  разграблены; множество прихожан убито  или уведено в

рабство. Киев, митрополия русской  церкви, был так опустошен, что  многие годы

не мог служить центром  церковной администрации. Из епархий  больше всех

пострадал  Переславль, и  епархию там закрыли.

Только после того, как  Менгу-Тимур выдал русским церковным властям охранную

грамоту, церковь еще раз  оказалась на твердой почве  и  могла постепенно

реорганизоваться; по прошествии времени в некоторых отношениях  она стала

даже сильнее, чем до монгольского нашествия. И правда, руководимая греческими

митрополитами, посвященными в сан Византии,  защищенная ханской грамотой,

церковь на Руси тогда меньше  зависела от княжеской власти, чем  в какой либо

иной период русской истории. Это время  было также периодом,  когда русская

церковь имела возможность  создать мощную материальную базу для своей

деятельности.  Уровень  процветания, достигнутый  церковью к концу первого

века монгольского владычества,  поначалу чрезвычайно помог в  ее духовной

деятельности.

Среди задач, стоявших перед  церковью в монгольский период, первой была задача

оказания моральной поддержки  ожесточенным и озлобленным людям  – от князей до

простолюдинов.  Связанной  с первой была и более общая  миссия – завершить

христианизацию русского народа. В киевский период христианство утвердилось

среди высших классов и  горожан. Большая часть монастырей, основанных в то

время, находилась в городах. В сельских  районах христианский слой был

довольно тонким, и пережитки  язычества еще не были побеждены.  Только в

период монгольского ига  сельское население Восточной Руси было более

Информация о работе Становление тюрко-мусульманского евразийства