Составляющие Профессиональной культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 19:59, реферат

Краткое описание

Основы профессиональной культуры были заложены в период расцвета античных цивилизаций. Оттуда берут свое начало, например, клятва Гиппократа, правила и нормы торговли. Однако в духовном мире человека античной и средневековой культур, основанных на насильственном принуждении человека к производительному труду, не было места представлениям о связи между трудом и собственностью, богатством. Более того, они мыслились как отдельные, даже противоположные элементы человеческой жизни.

Содержание

1.Введение
2. Определение профессиональной культуры
3.Профессиональная культура, ее черты и особенности
4. Составляющие отечественной профессиональной культуры
5. Формирование профессиональной культуры будущих специалистов в учебном заведении
6. Заключение
7. Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Готовый реферат.doc

— 83.00 Кб (Скачать файл)

  Особенности анализа профессиональной культуры заключаются в том, что активизация  использования этого социального  феномена выпала на конец советского и первые годы постсоветского периода, то есть на период становления рыночных отношений. В российской науке всегда подчёркивалась теоретическая и практическая значимость изучения вопросов профессиональной культуры как элемента культуры. В силу этого, приобретает особую ценность социологический подход в анализе понятия, структуры, содержания профессиональной культуры работника. Вместе с тем актуальность исследования проблемы профессиональной культуры человека в любой сфере деятельности сегодня обусловлена не только ростом значимости субъективного фактора профессионализма - профессионального совершенства личности, ее инициативности, деловитости, творческого мышления, но и объективными особенностями развития профессиональных явлений в трансформирующемся обществе – изменениями в сфере экономики, совершенствованием профессиональной структуры общества, сменой профессиональных приоритетов и предпочтений.

  Одной из важнейших составляющих профессиональной культуры является взаимосвязь между  профессиональным образованием как начальным организационным звеном профессиональной культуры и дальнейшей реализацией полученного образовательного опыта в профессиональной деятельности. Этот участок профессиональной системы в настоящее время переживает непростой период, если не сказать кризисный.

  Имеет место такой распространённый факт, как отсутствие полноценной профессиональной реализации в традиционной сфере  деятельности. С другой стороны, подобное же ощущение неполноценности возникает  у некоторых людей, отказавшихся от своей профессии и успешно реализовавших себя в бизнесе. Некая зона неопределённости, нереализованности, если угодно, вынужденного исполнения чужих социальных ролей, проживания чужих жизней, - всё это нимало не способствует совершенствованию и просто нормальному развитию профессиональной культуры. В результате возникает весьма опасная тенденция размывания самого понятия и девальвации профессиональной культуры как таковой. 
 
 
 
 

   5. Формирование  профессиональной культуры будущих  специалистов в учебном заведении

   Современному  рабочему в условиях быстро меняющегося  производства для успешной профессиональной деятельности, раскрытия своих способностей и достижения личностных устремлений  необходим высокий образовательный  потенциал, обеспечивающий рабочему не только хорошую квалификацию, но и конкурентоспособность на рынке труда.

   Понятие квалификации рабочего в современном  понимании напрямую связывается  как с содержанием будущей  профессиональной деятельности и приобретением  характерных для этой деятельности теоретических и практических навыков и умений, так и с уровнем культуры профессионала.   

   Современный рабочий должен быть не только хорошим  специалистом в своем деле, но и  широко образованным человеком в  других сферах жизни, науки и культуры, поэтому в профессиональной подготовке будущих рабочих должны найти место компоненты, не связанные непосредственно с технологической стороной в будущей профессиональной деятельности, но обеспечивающие современному профессионалу развитие определенных качеств его личности, таких как самостоятельность, ответственность, умение работать в команде, творческая активность, способность к обновлению знаний, т.е. таких качеств личности, которые и обеспечивают рабочему конкурентоспособность на рынке труда.

     Следует отметить, что для современного начального и среднего профессионального образования характерен ряд противоречий, таких как:

· между узкой  направленностью специализации  в подготовке рабочего и потребностями  современного автоматизированного  производства в широко образованных рабочих кадрах;

·  между педагогическим и методическим обеспечением в организации обучения отдельным предметам и невозможностью моделирования будущей профессиональной деятельности в этих условиях;

· между попыткой решения задач воспитательного  характера в учебное время и отсутствием организации внеклассной учебно-воспитательной  работы, направленной на воспитание молодого рабочего определенного уровня квалификации и культуры.

     Корнем всех этих противоречий в современном начальном и среднем профессиональном образовании является тот факт, что цели обучения не соответствуют целям воспитания, на первое место выдвинуты учебные цели, тогда как воспитанию в этом образовательном институте отводится роль второго плана. Преодоление этого несоответствия возможно лишь при построении общего базиса. Культурологический подход к организации всех сторон образовательного процесса в учреждениях начального и среднего профессионального образования дает возможность объединения двух линий, обучения и воспитания, и на основе этого объединения создать условия для формирования профессиональной культуры будущего молодого специалиста.

     Структурными компонентами профессиональной культуры являются этическая, эстетическая, методологическая, профессионально-психологическая, проектная, экологическая, правовая, физическая культура.

     Проектно - деятельностный уровень умений современного специалиста сегодня определяет его профессионализм.

     Для решения этой задачи педагогический коллектив должен разработать способы и механизмы её реализации, выявить условия формирования проектной культуры и на этой основе организовать образовательный процесс, способствующий формированию всех элементов профессиональной культуры специалиста среднего звена. Главным результатом такой деятельности педагогического коллектива должно стать создание комфортной гуманной среды в конкретном учебном заведении - нравственной основы формирования личности студента.

     На основе компетентностного подхода педагогический коллектив, используя весь спектр педагогических средств и приемов, должен разработать модель профессионально важных качеств профессионала – выпускника среднего профессионального учебного заведения по каждой специальности. Для этого следует выделить необходимые профессиональные компетенции и поведенческие характеристики, подобрать инструменты обеспечения формирования этих качеств и компетенций, выработать эффективные способы формирования профессиональной культуры.

     В формировании этой культуры у учащихся должен участвовать весь педагогический коллектив, преподающий как дисциплины естественнонаучного и гуманитарного циклов, так и общепрофессиональные и специальные дисциплины. Большую роль здесь играют также традиции рабочих коллективов, в которых проходит  производственная практика учащихся, и организация внеклассной работы с учащимися, вовлечение их в общественную жизнь своего учебного заведения.

Вся эта взаимосвязанная  учебно-познавательная и учебно-профессиональная деятельность в  совокупности и является основой формирования общекультурного базиса профессионала. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  6. Заключение

  Завершая  рассмотрение профессиональной культуры, необходимо сделать вывод о том, что ее важнейшими слагаемыми являются: освоение общей культуры, приобщение к ее достижениям, овладение профессиональным мастерством, полная творческая реализация профессиональных навыков, профессиональная компетентность в своем виде деятельности, грамотное, эффективное использование средств и методов при достижении цели, рациональность, расчетливость при осуществлении своей работы, возможность предвидения результатов труда, – великий дар прозрения, свойственный людям; и в первую очередь тем, кто «прозревает внутренние достоинства» предметов и вещей; далее, важными составляющими, профессиональной культуры являются способность и желание передать свои умения, знания, навыки, а также культура общения и, главное, нравственно-профессиональная этика. У профессионала его занятие, его созидательный труд служит критерием личной нравственности, соблюдения высокого принципа благоговения перед жизнью. Профессиональная культура, соединенная с нравственными нормами, профессиональная компетентность, сращенная с моральными установками, заставляют человека стремиться к более полному профессиональному и личностному, гражданскому самовыражению. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

7. Список  использованной литературы

1. Виноградов  В., Синюк А. Подготовка специалиста  как человека культуры . Высшее  образование в России. - №2.- 2000. - С. 41.

2. Ерасов  Б.С. Социальная культурология.  М., 1996.

3. Климов  Е.И. Введение в психологию  труда. - М., 1998 .

4. Сайт www.countres.ru

5. Сайт www.kult-info.com 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

  Федеральное агентство по образованию

  САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

  Электромеханический факультет

  Кафедра «Электрические станции»

  Отдел заочного обучения 
 
 
 

РЕФЕРАТ

 

            на тему:            Составляющие Профессиональной культуры 

            по дисциплине:   Культурология 
 
 
 

Выполнил:

студент гр. з 1022/4    Михайленко Б.В

                                                                           (И. О. Фамилия)

                      Проверил:

   преподаватель            Гашкова Е.М.

                                                                            (И. О. Фамилия)

 
 
 
 
 

Санкт-Петербург

2010г.

Информация о работе Составляющие Профессиональной культуры