Солярные мифы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 15:02, доклад

Краткое описание

Детальное исследование мифов таких народов, как австралийские, не подтвердило высказывавшиеся ранее предположения о значимости солнца в мифологиях наиболее архаичных типов. Таким образом, на смену солярной теории мифопоэтической школы, пытавшейся вскрыть черты С. м. в большинстве древних мифологических образов, приходит такая историческая интерпретация, которая относит нарастание роли С. м. к позднейшим этапам мифологии в обществах, имеющих развитый аппарат власти и достаточно продвинутую технологию.

Вложенные файлы: 1 файл

СОЛЯРНЫЕ МИФЫ.docx

— 15.38 Кб (Скачать файл)

СОЛЯРНЫЕ МИФЫ, мифы, главным персонажем которых является солнце; в научной литературе, особенно в трудах В. Манхардта и других представителей мифологической школы 19 в., солярными называются также мифы, в которых у героя или героини обнаруживаются солярные черты, т. е. черты, сходные с признаками солнца как мифологического героя. Детальное исследование мифов таких народов, как австралийские, не подтвердило высказывавшиеся ранее предположения о значимости солнца в мифологиях наиболее архаичных типов. Таким образом, на смену солярной теории мифопоэтической школы, пытавшейся вскрыть черты С. м. в большинстве древних мифологических образов, приходит такая историческая интерпретация, которая относит нарастание роли С. м. к позднейшим этапам мифологии в обществах, имеющих развитый аппарат власти и достаточно продвинутую технологию. Это, в частности, прослеживается на Древнем Востоке, где в шумерской космогонии бог солнца Уту - сын бога луны Нанны занимает подчинённое по отношению к отцу положение. В австралийских астральных мифах С. м. играют значительно меньшую роль, чем представления о радуге-змее, хотя солнце и фигурирует среди тотемов некоторых племён. Возможно, однако, что достаточно ранний тип С. м. представлен у бушменов, которые считают солнце человеком со светящимися подмышками, заброшенным на небо. Когда он поднимает руку, земля освещается; когда опускает, ложась спать, свет исчезает. Наиболее архаической формой С. м. представляются близнечные мифы, в которых солнце и месяц или луна образуют пару связанных и вместе с тем противопоставленных друг другу культурных героев, один из которых подчинён другому и выполняет его поручения. В ряде архаических С. м. солнце представляется женщиной. В С. м. у солнца - хозяина света и тени обычно есть помощники, чаще всего дети, которые и зажигают свет. Универсальным С. м„ встречающимся у большого числа народов, является миф о дочери солнца. В грузинской сказке герой похищает купающуюся в реке дочь солнца, затем добывает у самого солнца золотого козла, предварительно разорив райский сад. Связь золота, райского сада и его плодов с солнцем характерна также для С. м. и основанных на них волшебных сказок многих других народов, в т. ч. славян. Мотив дочери солнца в индоевропейской мифологии и в отдельных мифологических традициях связывается с близнечным мифом о её братьях. Балтийские мифы о дочери солнца совпадают с древнеиндийским мифом о дочери солнца и с греческим мифом о Елене. В наиболее ранней форме этого С. м., по-видимому, речь шла о близнецах - брате и сестре - детях солнца. 
В архаических С. м. повествуется о возникновении солнца или об уничтожении лишних солнц. В начале мифологического времени солнце, как и другие светила, отсутствует. Второстепенное значение солнца по сравнению с другими персонажами заметно и в мифах, повествующих о времени, когда солнце было слепым (невидимым); связь с глазом или зрением известна во многих С. м. Архаическим является также представление о возможности остановить солнце, отражённое и в Ветхом Завете. 
Существенным отличием развитых С. м. от архаических является включение солнца в пантеон в качестве главного божества или одного из двух главных божеств. Согласно гипотезе английского этнолога Хокарта, С. м. этого типа характерны для обществ, в которых увеличиваются функции священного царя. В архаическом шумерском эпосе Уту является культурным героем, срубающим мифологическое дерево и побеждающим чудовищ. В аккадской мифологии бог солнца Шамаш исполняет роль судьи и пастуха людей; аналогичные мотивы известны и в других развитых ближневосточных мифологиях. В цикле египетских С. м. древнейшими признаются мифы о рождении солнечного младенца из лона небесной богини и о сражениях солнца (Ра) с его врагами - змеей, крокодилом, драконом Апопом, а также о глазе бога солнца. В это время в славословиях солнцу говорится о сотворении солнцем всех существ, включая людей, домашних животных и зверей. В этот же период широкое распространение в различных традициях, как восходящих к индоевропейской, так и в переднеазиатских, получает представление о том, что солнце выезжает на колеснице, запряжённой лошадьми, и объезжает четыре стороны света. Этот мифологический образ археологически датируется достаточно поздним временем, но лежащее в его основе мифопоэтическое уподобление солнца колесу возводится к более ранней эпохе. С тем же кругом мифопоэтических представлений связаны С. м. о колесе солнца, в которых обнаруживается соперничество двух божеств, датируемых относительно более поздним периодом, - божества солнца и божества грозы. У индейцев Северной Америки, знакомых с горячей ковкой меди, возникновение солнца описывается в С. м. в связи с погружением меди в огонь костра; в мифологии инков С. м. объясняет титулатуру правителей империи инков, считающихся детьми солнца. Символика солнца характерна также для храмов инков. Мотивы и символика С. м. сохраняются в более поздние эпохи (вплоть до средних веков и начального периода нового времени) в качестве элементов официального государственного ритуала и мифо-поэтической образности, связываемой с реальными царями. Символика архаических С. м. прослеживается на уровне поэтических образов вплоть до 20 в.


Информация о работе Солярные мифы