Советская детская литература в современной критике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 23:49, курсовая работа

Краткое описание

Детская тема для русских писателей всегда была особенно трепетной. Это связанно с тем, что детство – это пора невинности и чистоты. Но взгляд на юное поколение и политику государства в сфере детства менялись. Не исключение и советская эпоха, детская литература, которая нас заинтересовала, а точнее то, как она оценивается в критике. Тема нашего исследования актуальна, так как детская литература советского времени является посредником между двумя эпохами.

Содержание

Введение .:.:.:.:.:.:.:.:.:.:.:.:.:.:.:.:.:.:.:.:.:.:.:.:.:.:.:.:.:.:.:.:.:.:.:.:.:.:.:.:.:.:.:.:.:.:.:.:.:.:.:. 1
Глава 1. Советская детская литература в работах современных критиков: :.:.:.:.:.:.:.:.:.:.:.:.:.:.:.:.:.:.:..6
§1.1 Детская литература: проблема выбора предмета анализа
§1.2. Авторы работ и типология исследований
Гл. 2 .Стратегии осмысления советской детской литературы в современной критике .:.:.:.:.:.:.:.:.:.:.:.:.:.:.:.:.:.:.:.:.:.:.:.:.:.:.:.:.:.:.:.:.:.:.:.:.:.:.:.:.:. 19
§2.1 Стратегия проецирования текста
§2.2 Стратегия мифологизации текста
Заключение .:.:.:.:.:.:.:.:.:.:.:.:.:.:.:.:.:.:.:.:.:.:.:.:.:.:.:.:.:.:.:.:.:.:.:.:.:.:.:.:.:.:.:.:.:.:.:.:.:.:..39

Вложенные файлы: 1 файл

титул_курс_+ план и текст курсовой работы.doc

— 241.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Вопрос «Что читают современные  дети?» не праздный. И его ответ  во многом зависит не только от современного уровня сферы образования и социально-экономического развития в стране, но и от детской литературы и уровня её изученности. Последнее явилось предметом нашего исследования. Мы ответили на три основных вопроса: 1) Что представляет собой современный критик советской детской литературы. 2) Кто раньше писал о советской детской литературе? 3) Как сейчас её истолковывают её современные литературные критики?

Исследователя детской  литературы, в большинстве своём, люди зрелого или даже пожилого (от 60 лет) возраста, сделавшие себе имя  в научно-исследовательской сфере. Одни исследователи изначально стали заниматься профессиональной научно-литературной деятельностью (как М.Д. Эльзон, И.Н. Арзамасцева, М.Н. Липовецкий), а другие (как М.Я. Горелик, С. Курий) пришли к этому из других сфер. Но интерес к литературе проявился у них ещё в юности. Все они отмечают низкий уровень изученности темы. Первые зачатки научной критики детской литературы можно обнаружить в работах В.Г. Белинского, который отмечал, что детский писатель должен обладать особым даром. В своей статье «О Детских книгах», опубликованной в «Отечественных записках» в 1840 году, критик высказал свои взгляды не только на детскую литературу, но и на воспитание детей вообще70. Однако, центром его внимания были детские книги, а не их литературная критика. К теоретическим задачам, стоящим перед критиками, впервые обратился советский детский писатель С.Я. Маршак в своей заметке «Кролик ещё ждёт своего исследователя»71. Для него литературная критика детской литературы – это сложная исследовательская работа, сочетающая философию, хороший эстетический вкус и эрудицию исследователя. Современные исследователи критики детской литературы: М.Н. Липовецкий72,, П. и О. Маслак73 активно изучают произведения А. Толстого («Золотой ключик») и стихотворение К.И. Чуковского «Тараканище74. М.Я. Эльзон рассматривает  А.З. Горелик «Цветик-семицветик» В. Катаева и «Денискины рассказы» В. Драгунского75.

Они по-новому смотрят  на традиционные произведения: неожиданно трактуют сюжет, художественную композицию произведения. Выделяют два уровня разработки проблемы: теоретический и практический. Один из теоретических методов – философская герменевтика, сопоставления традиций изучения литературной критики в прошлом и настоящем. При анализе детских произведений, критики используют ряд практических культурологических и психологических методов. Например, поиск культурных архетипов и интерпретация героев, поиск в произведении отсылок на советскую действительность, интерпретация поступков с точки зрения возрастной психологии и трактовки с конфессиональной точки зрения.

И.Н. Арзамасцева76 в своей работе анализировала традицию изучения детской литературы. Она отметила, что литературоведческая тенденция последней четверти XX века и начала XXI века переходит от освещения творчества классиков детской литературы к представлениям литературы о детстве на широком историческом материале.

С помощью архетипов  многие авторы выражают свои мысли. Так  М. Липовецкий заметил, что за маской вруна и шалуна А.Н. Толстой скрывает желание некоторой свободы творчества. Также критики смотрят, как детские писатели оценивают советскую эпоху, в которой были созданы эти произведения. Можно выделить три позиции этого сравнения: 1) мифологизация советской действительности, 2) разрешённая критика всего перечащего советскому дискурсу, 3) скрытая критика советской действительности. Мифологизация в «Буратино» проявляется в первоначальной версии финала, где деревянного мальчика с друзьями на «железной птице» увозят в «страну счастливых детей» (то есть СССР)77. Подобное прикрытие сказочной парадигмой создаёт единство официальной идеологии и массового сознания. Критика противников советского дискурса выражается в пародии на символистов и акмеистов в лице Пьеро и его стихов»78. Критические нотки советской реальности прослеживаются в сказке «Буратино». Здесь А.К. Толстой разочаровался в утопии свободной марионетки и в возможности более свободно творить79.

При использовании приёма возрастной психологии автор ставит себя на место ребёнка и пытается через эти произведения исследовать  его душу. Так М. Горелик разбирается  в методах современной с точки зрения ребёнка. Рассматривая бытовые ситуации, автор встаёт на сторону маленького человека. Он полагает, что ребёнок, как личность, имеет право на своё мнение.80. Предметом своего анализа М. Горелик берёт рассказы Л.Н. Толстого «Косточка» и «Дудочка и кувшинчик» Валентина Катаева. Критик не соглашается с мнением Л.Н. Толстого о главенстве религиозной морали при воспитании чада81. Своего профессионального педагогического мнения критик сам прямо не выражает, но его можно прочесть «между строк». Будучи знакомым с Конвенцией прав ребёнка 1989 года, М.Я. Горелик хотел показать, что педагогика давно шагнула вперёд, оторвавшись от банального школярства, насилия и навязывания своих «взрослых» ценностей жизни. Религия и советская педагогическая система, на взгляд критика, не видят в ребёнке личность. В этом её основной недостаток, в отличие от современной гуманистической системы воспитания и развития маленького человека.

Таким образом, современные исследователи видят  в детской литературе советского периода сложную социально – психологическую и филологическую конструкцию, с помощью которой писатели показывают прошлое, дают советы по воспитанию и выражают свои мнения и желания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1 Арзамасцева, И. Н., Детская литература: учеб. для вузов / Ирина Николаевна Арзамасцева, Софья Анатольевна Николаева. – М.: Академия, 2005. – 576 с.

2. Арзамасцева, И. Н. Художественная концепция детства в русской литературе 1900–1930-х годов: автореф. дис. … док. филол. наук / И. Н. Арзамасцева. – М.:МПГУ, 2006. – 26 с.

3. Буртин, Ю. Очарование свободы / Ю. Буртин // Жизнь и творчество Корнея Чуковского. – М., Детская литература, 1978. – С. 30–38.

4. Говорухина, Ю. А. Русская литературная критика на рубеже ХХ – ХХI веков: автореф. дис. … док. филол. наук. / Ю. А. Говорухина – Томск.:

ТГУ, 2010. – 23 с.

5. Горелик, М. Детское чтение // Новый мир. – 2009. – №1. С. 47–54.

6. Драгунский, В. Ю. Избранное. Повести и рассказы: Планета детства. / Драгунский Виктор. – М.: Издательство Астрель, АСТ, 2000. – 134 с.

7. Йоргенсен, М. В., Филиппс Л. Дж. Дискурс-анализ. Теория и метод / Пер. с англ. - 2-е изд. испр. / Марианне В Йоргенсен, Луиза Дж. Филиппс, – X.: Издательство Гуманитарный Центр, 2008. – 352 с.

8. Катаев, В. П. Рассказы для детей. М.; Л.: Детиздат, 1937. Серия Книга за книгой (Для младшего и среднего возраста). – 110 с.

9. Липовецкий, М. Н. Утопия свободной марионетки, или Как сделан архетип (Перечитывая «Золотой ключик» А.Н. Толстого) // Новое литературное обозрение (НЛО) – 2003 – № 60. С. 17 – 24.

10. Лысенкова, Е. Л. Проза Р. М. Рильке в русских переводах. / Е. Лысенкова // М.: Издательство: Азбуковник, 2004. – 238 с.

11. Николаева, С. А. Дети и война: очерки. / С.А. Николаева // М.: Детская литература, 1991. – 160 c.

12. Петровский, М. С. Книги нашего детства / М.С. Петровский // М.: Книга, 1986. – 421с.

13. Словарь литературоведческих терминов / составитель: Г. Рекетис // VILNIUS 2011. – С. 46.

14. Степанов, Ю. С. Константы : словарь русской культуры. … – 2-е изд., испр. и доп. / Ю. С. Степанов // М.: Академический Проект, 2001. – 990 с.

15. Толстой, А. К. Собр. соч.: в 10 т. – М.: ГИХЛ, 1960. – Т. 8. – С. 69–74.

16. Толстая, Е. Д. Буратино и подтексты Алексея Толстого // Известия Академии наук СССР. Серия литературы и языка. – 1997 – Т. 56. – № 2. –

С. 51.

17. Чернышева, М. А. Утверждая игру… (из творческой истории «Золотого Ключика» А.Н. Толстого) // А. Н. Толстой. Новые материалы и исследования. / М. А Чернышева //М.: Наследие, 1995. С. 110–119.

18. Эльзон, М. Я. Когда и о ком написан «Тараканище»? / М.Я. Эльзон // Звезда. – 2005. – №9. – С. 200–205.

19. Яхнин, Л. Невиданная птица. / Л. Яхнин // Новое литературное обозрение. – 2004. – серия «Сказки НЛО»

20. Белинский, В. Г. О детских книгах. Две сказки Гофмана. Детские сказки дедушки Иринея / В. Г. Белинский // Отечественные записки. – Т. IX,. – М.,1840. [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belinskiy.net.ru/ Загл. с экрана (дата обращения 31.05.12)

21. Георгиев, С. Простодушный Ганс. // Новое литературное обозрение. – серия Сказки НЛО. – 2006. [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nlobooks.ru/ – Загл. с экрана (дата обращения 26.05.12)

22. Горелик, М. Я. Детское чтение / М. Я. Горелик // Новый мир. – 2005. – №6. [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://magazines.russ.ru/ – Загл. с экрана (дата обращения 28.05.12)

23. Горелик, М. Я. Детское чтение. Альтернативная версия / М. Я. Горелик // Новый мир. – 2006. – №2. [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://magazines.russ.ru/ – Загл. с экрана (дата обращения 27.05.12)

24. Липовецкий, М. Н. Утопия свободной марионетки, или Как сделан архетип (Перечитывая «Золотой ключик» А.Н. Толстого) / М. Н. Липовецкий // Новое литературное обозрение (НЛО). – 2003. – № 60. [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://magazines.russ.ru/ – Загл. с экрана (дата обращения 29.05.12)

25. Катаев, В. П. Рассказы для детей. Серия «Книга за книгой» (Для младшего и среднего возраста) М.; Л.: Детиздат, 1937 [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.planeta-l.ru/ – Загл. с экрана (дата обращения 30.05.12)

26. Курий, Сергей. Был поленом - стал мальчишкой…(часть 2, о том, как крупный советский писатель перетесал итальянское полено на свой лад) / С. 27. Курий // Твоё Время. – 2004. – №10-11. [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ytime.com.ua/ru/ – Загл. с экрана (дата обращения 27.05.12)

28. Курий, Сергей. Как Буратино стал советским архетипом, и что из этого вышло? [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://shkolazhizni.ru/ – Загл. с экрана (дата обращения 27.05.12)

29. Маслак, П. Буратино: народный учитель Страны Дураков / П. Маслак // Радуга. – 1997. № 3–4. [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://burik.com.ru/ – Загл. с экрана (дата обращения 31.05.12)

30. Маршак, С. .Я. Кролик ещё ждёт своего писателя. О детской литературе и критике [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://s-marshak.ru/ – Загл. с экрана (дата обращения 27.05.12)

31. Эльзон, М. Я. Сказковласть: «Тараканище» Сталина / М. Я. Эльзон // Новое литературное обозрение. – 2000. – № 45. [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.chukfamily.ru/ – Загл. с экрана (дата обращения 31.05.12)

32. Яхнин, Л. Невиданная птица / Л. Яхнин // Новое литературное обозрение серия Сказки НЛО. – 2004. [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nlobooks.ru/– Загл. с экрана – №3–4. (дата обращения 28.05.12)

1 Яхнин Л. Невиданная птица. // Новое литературное обозрение. 2004. URL: http://www.nlobooks.ru/node/649

2 Георгиев С. Простодушный Ганс. // Новое литературное обозрение. 2006. URL: http://www.nlobooks.ru/node/641

3 Маршак С. Я. Кролик ещё ждёт своего писателя. О детской литературе и критике // Литературный Ленинград 1935. № 11. С. 10–15. URL: http://s-marshak.ru/works/prose/vospitanie/vospitanie33.htm

4 Маршак С. Я. Указ. соч. С. 14.

5 Арзамасцева И. Н. Художественная концепция детства в русской литературе 1900–1930-х годов: автореф. дис. … док. филол. наук. М.,2006. 26 с. URL: http://www.dissercat.com/content/khudozhestvennaya-kontseptsiya-detstva-v-russkoi-literature-1900-1930-kh-godov.

6 Арзамасцева И. Н. Указ.соч. С. 18.

7 Говорухина Ю. А. Русская литературная критика на рубеже ХХ – ХХI веков: автореф. дис. … док. филол. наук.  Томск, 2010. 23 с. URL: http://dissers.ru/avtoreferati-dissertatsii-filologiya/a238.php.

8 Говорухина Ю. А. Указ. соч. С. 14.

9 Чудинова В. Недетская судьба детской книги // Фома 2009. №77. С. 31–36

 URL http://www.foma.ru/article/index.php?news=3804

10 Арзамасцева И. Н., Николаева С.А.. Детская литература: учеб. пособие для студентов пед. ВУЗов.

М. : Академия, 2005. С. 8.

11 Арзамасцева И. Н. «Художественная концепция детства в русской литературе 1900–1930-х годов»: автореф. дис. … док. филол. наук. М.,2006. 26 с. URL: http://www.dissercat.com/content/khudozhestvennaya-kontseptsiya-detstva-v-russkoi-literature-1900-1930-kh-godov.

12 Курий Сергей. Как Буратино стал советским архетипом и что из этого вышло?

URL: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-30353.

13 Липовецкий М. Н.. Сказковласть: «Тараканище» Сталина // Новое Литературное Обозрение (НЛО) № 45 ДТ: 2000. URL: http://www.chukfamily.ru/Kornei/Biblio/lipovetskiy.htm.

14Горелик М. Я. Гриновская стереометрия // Новый мир. 2012 №2 URL:http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2012/2/g12.html.

15 О детской литературе - с Ириной Арзамасцевой. URL: http://www.polit.ru/article/2007/03/10/dubrarza.

16 Арзамасцева И. Н. «Художественная концепция детства в русской литературе 1900–1930-х годов»: автореф. дис. … док. филол. наук. М.,2006. 19 с. URL: http://www.dissercat.com/content/khudozhestvennaya-kontseptsiya-detstva-v-russkoi-literature-1900-1930-kh-godov.

17 Николаева Софья Анатольевна (1928 – 1999) – критик, поэт, прозаик, член Союза писателей и член Союза журналистов.

18 Николаева С. А. Дети и война: (Литературно-критические очерки). М. : Детская лит-ра. 1991.

19 Маслак П. Буратино: народный учитель Страны Дураков // Радуга. 1997. №3-4. С. 15.

20 Липовецкий М. Н. Утопия свободной марионетки, или Как сделан архетип (Перечитывая «Золотой ключик» А. Н. Толстого) // Новое литературное обозрение (НЛО) 2003. №60. .URL: http://magazines.russ.ru/nlo/2003/60/lipov.html.

Информация о работе Советская детская литература в современной критике