Соблюдение норм русского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 20:55, курсовая работа

Краткое описание

Таким образом, целью написания данной курсовой работы является анализ нормативности литературного языка.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. дать общую характеристику языковой нормы в современном русском языке;
2. привести основные типы языковых норм;
3. рассмотреть нарушения выделенных языковых норм.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 76.90 Кб (Скачать файл)

Необходимость соблюдения норм устной речи объясняется коммуникативными и эстетическими факторами. Действительно, любые отступления от правил произношения и ударения воспринимаются как отступления от точной передачи мысли, затрудняют общение, взаимопонимание, отвлекают от содержания речи, переключают внимание слушателей на её фонетические особенности, отличные от общепринятых.

2.4. Грамматические ошибки 

Отступление от грамматических норм русского языка является грамматической ошибкой. Грамматические ошибки включают следующие разновидности:

словообразовательные:

  • ·нарушение норм словообразования различных частей речи

морфологические:

  • ·нарушение норм склонения и спряжения слов

синтаксические:

  • ·нарушение норм согласования;
  • ·нарушение норм построения предложений различной структуры;
  • ·нарушение норм управления.

Самые распространенные словообразовательные ошибки, которые часто влияют и на написание слова:

1)неправильный выбор приставки (под-черк вместо по-черк);

2)неверный выбор суффикса (уклон-ств-о вместо уклон-ени- е);

3)ошибки в корне слова (при-урач-ива-ть вместо при-уроч-ива-ть).

Результат нарушения словообразовательных норм - искусственно созданные слова, образованные с нарушением словообразовательной структуры слов русского языка. Как правило, они связаны с образованием отвлеченных имен существительных с помощью суффиксов -ость, - ств (о) и т.п. [1, c. 96]

Кроме этого, существуют ошибки, которые связаны с нормами использования тех или иных частей слова (морфем) в рамках того или иного стиля речи. Подобные ошибки квалифицируются как стилистические, а не речевые.

Ошибки в определении рода имен существительных связаны в основном со случаями несоблюдения грамматических норм в следующих аспектах:

  • слова предполагают колебания в роде - группа подобных существительных немногочисленна и требует запоминания, например, банкнот м.р. и банкнота ж.р., манжет м.р. и манжета ж.р., развилок м.р. и развилка ж.р., псалтырь ж. и м.р. одновременно.
  • существительные относятся к словам общего рода, например: настоящая невежа (ж.р.) и настоящий невежа (м.р.).
  • несклоняемые неодушевленные имена существительные, оканчивающиеся на -о, -е, как правило, относятся к среднему роду, например: безе (с.р.), домино (с.р.), кафе (с.р.).
  • несклоняемые неодушевленные имена существительные, оканчивающиеся на иные гласные, предполагают подбор родовой пары, по которой устанавливается родовая принадлежность, например: салями - колбаса (ж.р.), иваси - сельдь (ж.р.).
  • несклоняемые одушевленные имена существительные, указывающие на представителей животного мира, предполагают установление рода в зависимости от принадлежности к полу, например: хитрая шимпанзе - огромный шимпанзе, грациозная фламинго - розовый фламинго.
  • если аббревиатура может склоняться, то ее род определяется по грамматическому признаку, например: наш вуз (м.р.) провел день открытых дверей.
  • некоторые слова не имеют пары, обозначающей лицо относящееся к мужскому роду. При необходимости могут быть образованы описательные обороты (артист балета, танцовщик), например: маникюрша, кухарка, швея. [6, c 111]

Нарушением нормы употребления сравнительной степени имен прилагательных является соединение в одной конструкции простой и сложной форм, например: более красивее вместо более красив и красивее. Также ошибкой считается смешивание при употреблении превосходной степени имен прилагательных местоимения самый и наречия наиболее, наименее, например: наиболее удачное решение проблемы вместо самое удачное решение проблемы..

Часто возникают ошибки в употреблении некоторых числительных. Например, сочетание типа пятьдесят одни суток (51 суток) неуместно, правильнее сказать 51 день. Или при слове сутки должна употребляться форма полтора суток.

При употреблении в речи личных местоимений возникают трудности выбора формы личного местоимения в форме родительного падежа: ее или нее, их или них. Также при употреблении местоимений часто возникают речевые ошибки, которые связаны с:

  • нарушениями при соотнесении местоимения с лицом или предметом, выраженным именем существительным, например: Он запретил мне привозить свои вещи (необходимо уточнение: он запретил мне привозить его вещи или принадлежащие мне вещи);
  • немотивированным дублированием одного и того же члена предложения, например: Героиня пьесы, она стремилась к лучшей жизни.

Употребляя указательное личное местоимение 3л. мн.ч и ед.ч. (он, она, оно, они), а также относительное местоимение который, необходимо следить за тем, какое существительное они заменяют.

Неправильный выбор употребления в речи предлогов нарушает нормы синтаксического управления. Неправильный выбор предлогов в- или на- влияет на значение высказывания, хотя оба предлога имеют общее значение направления движения местонахождения: в море (в глубине моря) и на море (на поверхности моря). Также в речи часто встречаются ошибки в употреблении предлогов под- и против-. В соответствии с морфологическими нормами нельзя употреблять предлог под- в сочетании с существительными, имеющими абстрактное значение (например, выделить средства под проведение праздничных мероприятий). [3, c. 43]

Существуют синтаксические ошибки на уровне словосочетания или предложения, например нарушения в согласовании различных слов (Муж Катерины был человеком безвольным, полностью подчинившийся матери (правильно подчинившимся)).

С построением простого и сложного предложения различной структуры связаны разнообразные речевые ошибки. К примеру, ошибки в построении предложений с однородными членами (Гринев был честным, правдивым, но иногда доверчивый (использование разных падежных форм однородных сказуемых, правильно - доверчивым)).Также существуют ошибки в построении предложений с обособленными оборотами (Не окончив школу, мальчику пришлось искать работу (несогласованность деепричастного оборота, правильно: Не окончив школы, мальчик начал искать работу)).Сюда же следует отнести ошибки в употреблении прямой и косвенной речи (Юрий сказал, что буду космонавтом (правильно: Юрий сказал, что будет космонавтом)).

Таким образом, знание распространенных словообразовательных, морфологических и синтаксических ошибок в употреблении грамматических норм позволяет избежать их и тем самым повышает культуру речи человека. Хорошая речь с соблюдением всех грамматических норм литературного языка - это речь, которая обладает грамматической правильностью, может быть охарактеризована как речь логичная, точная, богатая, благозвучная, чистая, уместная, выразительная

 

Заключение

В заключение следует сказать, что совокупность правил, регламентирующих употребление слов, произношение, правописание, образование слов и их грамматических форм, сочетание слов и построение предложений, называется литературной нормой. Есть нормы лексические, произносительные, орфографические, словообразовательные и грамматические.

Литературные нормы складываются на протяжении длительной истории языка: из общенациональных языковых средств отбираются наиболее употребительные, которые в сознании говорящих оцениваются как самые правильные и обязательные для всех.

Литературно-языковые нормы закреплены в словарях, в справочной и учебной литературе, они обязательны для радио и телевидения, массовой печати, зрелищных предприятий и являются предметом и целью школьного обучения русскому языку, а также преподавания лингвистических дисциплин в вузах.

Норма - одно из важнейших условий стабильности, единства и самобытности национального языка. Однако неправильно было бы думать, что литературная норма неподвижна: она развивается и изменяется во времени, причем степень подвижности нормы неодинакова на разных языковых уровнях. Например, орфоэпические нормы (литературное произношение и ударение) претерпели значительные изменения на протяжении XX столетия, а грамматические нормы (правила образования слов, словосочетаний и предложений) более устойчивы. Их колебания проявляются в возникновении вариантов, одни из которых отражают норму, а другие воспринимаются как разговорные (просторечные, грубопросторечные). Например, во множественном числе употребляются формы существительных тракторы и трактора, договоры -- договора. Такие варианты указывают на колебания нормы и нередко являются переходными ступенями от устаревающей нормы к новой.

Выработкой литературно-языковых норм занимались многие поколения русских образованных людей. Особенно много сделали в этом отношении М.В. Ломоносов, Н.М. Карамзин, А.С. Пушкин и другие классики наглей литературы XIX-- XX вв.

Правила, определяющие образцовое применение языковых средств, выводятся из языковой практики.

Литературная норма имеет важнейшее общественное значение: она ограждает национальный язык от привнесения в него всего случайного, частного.

 

 

 

список источников и Литературы

  1. Аванесов Р. И.. Русское литературное произношение. М. , 1984г.
  2. Бебчук Е. М,. Запрягаева М. Я,. Сандлер Л.Л. Орфоэпия /В:, 2007
  3. Битехтина Н.Б. , Грушевская Л.Ю. Живая грамматика русского языка / A LivingRussianGrammar. Intermediate II. Ч. II. Средний этап. - М.: КРЭФ-Р, 2009. - 208с.
  4. Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно. М. , 2002 г.
  5. Введенская Л. А. Культура речи. Серия "Учебники, учебные посо-бия". Ростов н/Д: Феникс, 2001.
  6. Земская Е. А Русская разговорная речь: лингвистический анализ и проблемы обучения.
  7. Караулов Ю.Н. Ассоциативная грамматика русского языка. Изд.2 . - М.: ЛКИ, 2010. - 328с.
  8. Нормы русского литературного языка. Учебник для вузов. - М.: Флинта, 2010. - 168с.
  9. .Сиротинина О.Б. Разговорная речь в системе функциональных стилей современного русского литературного языка: Грамматика. Изд.3, стереот. - М.: Книжный дом ЛИБРОКОМ, 2009. -312с.
  10. .Соловьева Н.Н. Какое слово выбрать? Лексические и грамматические нормы русского литературного языка. - М.: ОНИКС, «Мир образования», 2008. - 128с.
  11. ЩербаЛ. В.. О нормах образцового русского произношения// Л. В. Щерба. Избранные труды по русскому языку. М., 1957г.

Интернет-ресурсы

  1. http://student.zoomru.ru
  2. http://yaneuch.ru/cat_09/ponyatie-o-yazykovoj-norme/111606.1654849.page1.html
  3. http://lib3.podelise.ru/docs/1125/index-7717.html
  4. http://otherreferats.allbest.ru/languages/00043298_0.html
  5. http://revolution.allbest.ru/languages/00135488_0.html
  6. http://xreferat.ru/31/2897-1-normy-russkogo-yazyka-i-ih-izmenenie-v-sovremennom-obshestve.html
  7. http://rosarms.info/rgh.php

 

 


Информация о работе Соблюдение норм русского языка