Скрапбукинг как вид декоративно - прикоадного искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 12:56, курсовая работа

Краткое описание

Сфера молодежного досуга существенно отличается от досуга других возрастных групп в силу его специфических духовных и физических потребностей, а также присущих молодежи социально психологических особенностей. К специфическим чертам молодости относится преобладание у нее поисковой активности, молодых людей влечет к себе все новое, неизвестное.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.…………………………………………………………………....….3
ГЛАВА 1 Молодежь как субъект культурно-досуговой деятельности........................5
1.1 Социально – психологическая характеристика молодежи………….……5
1.2 Ценностные ориентации молодежи и досуговые предпочтения…………7
ГЛАВА 2. Скрапбукинг как вид творческой деятельности молодежи………………………………………………..…....16
2.1 Скрапбукинг как вид декоративно - прикладного искусства……………16
2.2 Технология освоения скрапбукинга на примере творческой мастерской NestArt………….20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….………………………..………………..………………24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………25

Вложенные файлы: 1 файл

okonchatelnyy.docx

— 30.57 Кб (Скачать файл)

«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»

ФАКУЛЬТЕТ КУЛЬТУРОЛОГИИ И СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО «ОСНОВАМ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ »

Скрапбукинг как вид культурно-досуговой деятельности молодежи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель:

студентка 211а  группы

Патара Елена Александровна

 

Научный руководитель:

Доцент

Сивурова Л.П.

 

Допущена к защите

«____» ______________ 2012 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2012

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ.…………………………………………………………………....….3

ГЛАВА 1 Молодежь как субъект культурно-досуговой деятельности........................5

1.1 Социально – психологическая характеристика молодежи………….……5

1.2 Ценностные ориентации молодежи и досуговые предпочтения…………7

ГЛАВА 2. Скрапбукинг как вид творческой деятельности молодежи………………………………………………..…....16

2.1 Скрапбукинг как вид декоративно - прикладного искусства……………16

2.2 Технология освоения скрапбукинга на примере творческой мастерской NestArt………….20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ….………………………..………………..………………24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………25

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Досуг – это свободная и неоплачиваемая деятельность, представляющая собой  средство самовыражения человеческой личности. Досуг в той или иной группе имеет свои особенности.

Сфера молодежного досуга существенно отличается от досуга других возрастных групп в силу его специфических духовных и физических потребностей, а также присущих молодежи социально психологических особенностей. К специфическим чертам молодости относится преобладание у нее поисковой активности, молодых людей влечет к себе все новое, неизвестное.

Являясь частью свободного времени, досуг привлекает молодежь своей нерегламентированностью  и добровольностью выбора различных форм, демократичностью, эмоциональной окрашенностью, возможностью сочетать  физическую и интеллектуальную деятельность, творческую и созерцательную, производственную и игровую. Однако все эти преимущества досуговой сферы деятельности пока еще не стали достоянием, привычным атрибутом образа жизни молодежи.

Практика молодежного досуга показывает, что наиболее привлекательными формами для молодежи являются музыка, танцы, игры, ток-шоу, КВН, однако, не всегда культурно-досуговые центры строят свою работу, исходя из интересов молодых людей. Надо не только знать сегодняшние культурные запросы молодых, предвидеть их изменение, но и уметь быстро реагировать на них, суметь предложить новые формы и виды досуговых занятий.

Такой новой формой культурно-досуговой деятельности молодежи на современном этапе является скрапбукинг.  Скрапбу́кинг, скрэпбу́кинг (англ. scrapbooking, от англ. scrapbook: scrap – вырезка, book – книга, букв. «книга из вырезок») – вид рукодельного искусства, заключающегося в изготовлении и оформлении семейных или личных фотоальбомов, создании открыток.

Таким образом, цель моего исследования заключается в выявлении особенностей влияния скрапбукинга  как элемента культурно-досуговой деятельности на развитие ценностных ориентаций у молодежи.

Объектом  исследования является досуговая деятельность молодежи.

Предметом исследования выступает скрапбукинг как вид декоративно-прикладного искусства молодежи.

Базой исследования является творческая мастерская NestArt.

Методы исследования:

  • Анализ библиотечных источников, интернет – ресурсов;
  • Включенное  наблюдение.
  • Задачи исследования:
  • Изучить социально-психологическую  характеристику молодежи;
  • Выявить ценностные ориентации молодежи;
  • Рассмотреть скрапбукинг как вид декоративно-прикладного искусства;
  • Проанализировать деятельность творческой мастерской NestArt;
  • Выявить ценностные ориентации молодежи, на которые оказывает воздействие скрапбукинг.
  •        I. Молодежь как субъект культурно-досуговой деятельности
  • 1.1 Социально-психологическая характеристика молодежи
  • Чтобы рассматривать проблемы молодёжи, необходимо представлять себе, что же такое молодёжь, чем она отличается от других общественных групп. Именно поэтому первая глава посвящена анализу индивидуально-личностных особенностей, свойственных молодому возрасту, и закономерностей усвоения норм, ценностей, установок, присущих обществу, различным организованным и неорганизованным группам, оказывающим воздействие на личность.
  • Полемика между учеными по поводу определения молодежи, критериев выделения ее в самостоятельную группу, возрастных границ имеют давнюю историю. В отечественном обществоведении долгое время молодежь не рассматривалась как самостоятельная социально-демографическая группа: выделение такой группы не укладывалось в существовавшие представления о классовой структуре общества и противоречило официальной идеологической доктрине о его социально-политическом единстве. Одно дело говорить о молодежи как о составной части рабочего класса, колхозного крестьянства, советской интеллигенции, другое — признавать ее социальные особенности как некоей целостности. В этом усматривалось противопоставление молодежи другим социальным группам
  • Одно из первых определений понятия «молодежь» было дано в 1968 г. В.Т.Лисовским: «Молодежь – поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет»[19] . Позднее более полное определение было дано И. С. Коном: «Молодежь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств [4].
  • В последние годы с изменением общенаучного подхода к решению ряда социальных проблем возникла потребность в целостном подходе к изучению всего многообразия общих связей и закономерностей молодого поколения, в рассмотрении молодежи как  органического субъекта развития общества.
  • Сегодня ученые определяют молодежь как социально-демографическую группу общества, выделяемую на основе совокупности характеристик, особенностей социального положения и обусловленных теми или другими социально-психологическими свойствами, которые определяются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в белорусском обществе [2]. 
  • Таким образом, процесс становления социальной зрелости молодёжи, выбор ею жизненного пути происходят во всех основных сферах жизнедеятельности личности, реализуясь посредством обучения и воспитания, усвоения и преобразования опыта старших поколений. «К таким особенностям можно отнести повышенную эмоциональную, физическую подвижность, динамическую смену настроений, зрительную и интеллектуальную восприимчивость»[6].
  • Основными социально-психологическими регуляторами этого процесса и одновременно показателями положения молодёжи в обществе и в структуре исторического процесса развития выступают социальные нормы, установки и ценностные ориентации. Они определяют тип сознания, характер деятельности, специфику проблем, потребностей, интересов, ожиданий молодёжи, типичные образцы поведения.
  • Ценностные ориентации и досуговые предпочтения молодежи
  • Ценности – культурные стандарты, отталкиваясь от которых люди определяют благо, добродетель и красоту, и которые в широком смысле являются нормативами жизни в обществе. Ценности – это то, что важно, к чему стоит стремиться. [7].
  • Ценностные ориентации молодежи основаны на двух направлениях. Первое направление – это направление духовности, характеризующееся господством нравственных установок, гуманизма, человеколюбия. Второе направление – это то направление, которое распространяется в последнее десятилетие, – нацелено на индивидуализм, приоритет материального над духовным [20].
  • Виды ценностных ориентаций:
  • - витальные (жизнь, здоровье, безопасность, благосостояние);
  • - социальные (положение в обществе);
  • - политические (гражданские свободы, законность, гражданский мир);
  • - моральные (добро, любовь, дружба, долг, честь, бескорыстие, порядочность и т.д.);
  • - эстетические (красота, идеал, стиль, гармония, самобытность).
  • Ценностные ориентации – компонент направленности личности. Это разделяемые и внутренне принятые ею материальные и духовные ценности, предрасположенность к восприятию условий жизни и деятельности в их субъективной значимости. Ценностные ориентации служат опорными установками для принятия решений и регуляции поведения. Субъективное предпочтение тех или иных ценностей – начало определения иерархии ценностных ориентаций: семья, богатство, творчество, карьера, честь, совесть, здоровье, интимные отношения, заботы о других и т.д. Непротиворечивость ценностных ориентаций – показатель устойчивости личности [23].
  • В системе ценностных ориентаций каждого человека происходят изменения, есть своя динамика и развитие. Детерминантами ценностных ориентаций личности выступают условия жизни, деятельность, а также склонности, способности, интересы, потребности человека [12].
  • Семенов В.Е., на основе проведенных им исследований, выделяет главные жизненные ценности современной молодежи. Исследования показали, что главными жизненными ценностями молодежи являются семья, друзья и здоровье, затем следуют: интересная работа, деньги и справедливость (значение последней ценности в настоящее время возрастает). Замыкает семерку главных жизненных ценностей религиозная вера [3].
  • Знания степени сформированности ценностных ориентаций молодежи, их иерархии, может быть ключом для осуществления воспитания личности. Известно, что ценностные ориентации влияют на определение места личности в обществе, а также на выбор ею своей референтной группы [5].
  • На развитие ценностных ориентаций личности влияет ряд факторов, к которым относятся: культурный опыт, моральные принципы, личный опыт, внутрисемейная атмосфера, досуговая деятельность [11].
  • Досуг – это время вне работы, используемое для привычных занятий [8]. Проблема досуга остро встала во время первоначальной стадии развития капитализма. Следствием длительного рабочего дня было почти полное отсутствие досуга у низших классов общества. Одержимость производством, конкуренция, отсутствие правового регулирования навязывали ритм труда, не оставлявший времени для досуга – ведь едва хватало времени даже на психологический отдых.
  • К тому же неоспоримым результатом разделения труда, монотонности производственных задач стало разрушительное воздействие такого труда на человеческую психику. Тогда досуг становится необходимым, существенно важным для восстановления душевного равновесия людей, пытающихся, как это показал Фрейд, в проведении досуга реализовать ту сторону личности, которая не находит себе применения в профессиональном труде.
  • Некоторые социологи даже пришли к выводу, что досуг должен заменить труд на пути расцвета человеческой личности, в том смысле, что те виды деятельности, которые раньше рассматривались как вторичные, могут стать первостепенными – это не обязательно отдых; он может представлять собой активную деятельность. Но речь идет о свободной и неоплачиваемой деятельности, представляющей собой просто средство самовыражения человеческой личности [13].
  • Отдых и досуг – важная составляющая образа жизни молодежи. Досуг молодежи существенно отличается от досуга других возрастных групп в силу его специфических духовных и физических потребностей и присущих ей социально психологических особенностей. К таким особенностям можно отнести повышенную эмоциональную, физическую подвижность, динамическую смену настроений, зрительную и интеллектуальную восприимчивость. Молодых людей влечет к себе все новое, неизвестное. 
  • К особенностям молодежного досуга относится своеобразие среды его протекания. Родительская среда, как правило, не является приоритетным центром проведения досуга молодежи. Подавляющее большинство молодых людей предпочитают проводить свободное время вне дома, в компании сверстников. Когда речь идет о решении серьезных жизненных проблем, молодые люди охотно принимают советы и наставления родителей, но в области специфических досуговых интересов, то есть при выборе форм поведения, друзей, книг, одежды, они ведут себя самостоятельно [14].
  • Эту особенность молодежного возраста точно подметил и описал И.В. Бестужев-Лада: «для молодежи «посидеть компанией» – жгучая потребность, один из факультетов жизненной школы, одна из форм самоутверждения! При всей важности и силе социализации молодого человека в учебном и производственном коллективе, при всей необходимости содержательной деятельности на досуге, при всей масштабности роста «индустрии свободного времени» – туризма, спорта, библиотечного и клубного дела – при всем этом молодежь упрямо «сбивается» в компании сверстников. Значит, общение в молодежной компании – это форма досуга, в которой юный человек нуждается органически» [17] .
  • Примечательной особенностью досуговой деятельности молодежи стало ярко выраженное стремление к психологическому комфорту в общении, стремлении приобрести определенные навыки общения с людьми различного социально-психологического склада. Общение молодежи в условиях досуговой деятельности удовлетворяет, прежде всего, следующие ее потребности:
  • в эмоциональном контакте, сопереживании;
  • в информации;
  • в объединении усилий для совместных действий.
  • Потребность в сопереживании удовлетворяется, как правило, в малых, первичных группах (семья, группа друзей, молодежное неформальное объединение). Потребность в информации образует второй тип молодежного общения. Общение в информационной группе организуется, как правило, вокруг «эрудитов», лиц, обладающих определенной информацией, которой нет у других и которая имеет ценность для этих других. Общение ради совместных согласованных действий молодежи возникает не только в производственно-экономической, но и в досуговой сфере деятельности. Все многообразие форм общения молодежи в условиях досуговой деятельности можно классифицировать по следующим основным признакам:
  • • по содержанию (познавательные, развлекательные);
  • • по времени (кратковременные, периодические, систематические);
  • • по характеру (пассивные, активные);
  • • по направленности контактов (непосредственные и опосредованные).
  • У каждого человека вырабатывается индивидуальный стиль досуга и отдыха, привязанность к тем или иным занятиям, у каждого свой принцип организации проведения свободного времени – творческий или нетворческий. Разумеется, каждый отдыхает по-своему, исходя из собственных возможностей и условий.
  • В сегодняшней социально-культурной ситуации молодежный досуг предстает как общественно осознанная необходимость. Общество кровно заинтересовано в эффективном использовании свободного времени людей  в целях социального развития и духовного обновления всей нашей жизни. Сегодня досуг становится все более широкой сферой культурного досуга, где происходит самореализация творческого и духовного потенциала молодежи и общества в целом.
  • Молодежный досуг подразумевает свободный выбор личностью досуговых занятий. Он является необходимой и неотъемлемым элементом образа жизни человека. Поэтому досуг всегда рассматривается как реализация, интересов личности связанных с саморазвитием, самореализацией, общением, оздоровлением и т.п. В этом заключается социальная роль досуга.
  • Газета  “Культура Беларуси”  провела  исследования о предпочтениях городской молодежи (на примере г.Минска).
  • Таблица № 1
  • Предпочтения молодежи по проведению досуга
  • Виды досуга
  • Доля опрошенных
  •   Дома
  • Дома:
  • Чтение книг, журналов
  • 54,0
  • Просмотр телепередач, видеофильмов; прослушивание радиопередач, аудиокассет
  • 77,6
  • Народные промыслы (вязание, шитье, плетение, вышивание)
  • 10,5
  • Художественные промыслы (рисование, лепка, фотодизайн, роспись по различным материалам и др.)
  • 11,1
  • Сочинение (стихи, проза)
  • 9,7
  • Компьютер (игры)
  • 39,7
  • Компьютер (программирование, отладка)
  • 19,4
  • Спорт, здоровый образ жизни
  • 44,2
  • Уход за домашними животными
  • 28,2
  • Общение с друзьями
  • 73,6
  • Другое
  • 2,8
  • Затруднились ответить
  • 1,2
  • В дома
  • Клубы по интересам (кинологи, любители бардовой песни, экологи, любители бега, футбола)
  • Не дома:
  • 9,1
  • Спортивные секции
  • 27,4
  • Посещение катка, бассейна, спортплощадок самостоятельно
  • 33,1
  • Курсы иностранных языков
  • 19,6
  • Секции и кружки технического творчества
  • 1,2
  • Секции и кружки народных промыслов
  • 0,8
  • Обучение музыки, танцам, рисованию и т.п.
  • 14,7
  • Факультативы при учебных заведениях
  • 6,5
  • Посещение библиотеки, читальных залов
  • 14,5
  • Посещение кинотеатров
  • 30,0
  • Посещение театров
  • 32,3
  • Дискотеки
  • 57,3
  • Посещение кафе-баров
  • 40,9
  • Да<span style=" font-family: 'Times New Roman', 'Arial'; font-size: 12pt; font-weight: bold; letter-sp


Информация о работе Скрапбукинг как вид декоративно - прикоадного искусства