Архитектура, как вид искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 11:58, реферат

Краткое описание

Архитектура — это такой вид искусства, который, безусловно, известен всем. Человек всю свою жизнь живет в архитектуре, в ее окружении. Для всех нас архитектура — привычная среда обитания. Это, с одной стороны, облегчает разговор о зодчестве с широким читателем, но, с другой стороны, такой разговор не может не учитывать и тех образных стереотипов, которые сформировались у читателя в результате повседневного восприятия архитектурного окружения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..2
1.ПРОИСХОЖДЕНИЕ АРХИТЕКТУРЫ……………………………….......3
2.ИСТОРИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ АРХИТЕКТУРНОЙ ТРАДИЦИИ…..6
Заключение……………………………………………………………………27
Библиография…………………………………………………………………29

Вложенные файлы: 1 файл

Архитектура_Ольга.doc

— 155.00 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

 

 

 

       

 

                                         ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………..2

 

1.ПРОИСХОЖДЕНИЕ   АРХИТЕКТУРЫ……………………………….......3

2.ИСТОРИЧЕСКОЕ  ИЗМЕРЕНИЕ   АРХИТЕКТУРНОЙ  ТРАДИЦИИ…..6

 

Заключение……………………………………………………………………27

Библиография…………………………………………………………………29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                ВВЕДЕНИЕ

 

Архитектура — это  такой вид искусства, который, безусловно, известен всем. Человек всю свою жизнь живет в архитектуре, в  ее окружении. Для всех нас архитектура — привычная среда обитания. Это, с одной стороны, облегчает разговор о зодчестве с широким читателем, но, с другой стороны, такой разговор не может не учитывать и тех образных стереотипов, которые сформировались у читателя в результате повседневного восприятия архитектурного окружения.

Любой школьник, а тем  более старшеклассник сейчас через  различные каналы информации (газеты, журналы, телевидение, кино) достаточно осведомлен об архитектуре. Он знает о том, что многие цивилизации древности оставили после себя великолепные памятники, что наша страна богата первоклассными архитектурными сооружениями прошлого. Трудно себе представить подростка, который бы не слышал о Парфеноне, египетских пирамидах, сооружениях Московского Кремля и многих других шедеврах мирового зодчества. Короче говоря, все с детских лет знают, что в прошлом была архитектура, знают, какие постройки в их родных городах и селениях являются памятниками архитектуры и просто интересными архитектурными сооружениями. Но далеко не все ясно представляют себе, что все огромное по масштабу современное строительство, все те новые жилые комплексы, в которых сейчас живет уже большая часть населения нашей страны,— все это тоже архитектурные произведения. Разумеется, каждый с детских лет знает, что любое здание строится по проекту архитектора, но в том-то и дело, что в целом у широких слоев общества сложилось все же весьма неодинаковое отношение к памятникам архитектуры и к современной застройке городов. Архитектура в сознании ее массового потребителя оказалась как бы разделенной на две далеко не равные части — собственно архитектуру (это прежде всего памятники зодчества и некоторые постройки нашего времени) и всю остальную застройку городов, которая воспринимается как повседневная предметно-пространственная среда.

Такой ситуации нет в  других видах творчества — литературе, живописи, музыке и т. д. Здесь массовый потребитель культуры рассматривает  всю сферу творчества данного  пида искусства как единую, имеющую  общую специфику. Во многом это зависит от того, что, пожалуй, за исключением архитектуры, современная художественная культура широко популяризируется в нашей стране. Для массового читателя выходят книги и брошюры о советской литературе, музыке, театре, кино, изобразительном искусстве. В любой библиотеке есть популярные издания о зодчестве прошлого. Но найти книгу по советской архитектуре, рассчитанную на массового читателя, практически невозможно. В результате советская архитектура, несмотря на огромный размах строительства, стала сейчас одной из наименее известных широкому читателю сфер творчества. Массовый потребитель архитектуры не только не знает авторов архитектурных проектов, но и очень смутно представляет себе всю сложность тех творческих проблем, которые приходится решать современному зодчему.

А между тем архитектор — это уникальная и удивительная профессия, существующая на стыке искусства, техники и науки. В XX веке сложился новый тип архитектора, совмещающий в себе художника, ученого, изобретателя и даже технолога. Уникальность профессии архитектора состоит в том, что в сфере строительства лишь эта специальность неизменно сохраняет универсальный характер в условиях, когда уже более ста лет «дет интенсивный процесс дифференциации профессии,— и в результате бурного развития науки   и   техники   появляются  все  новые   и   новые   узкие   специальности.

 

 

 

                  1.ПРОИСХОЖДЕНИЕ   АРХИТЕКТУРЫ

 

Самые ранние архитектурные  сооружения обеспечивали людям лишь частичную защиту. Шатер бедуина  или вигвам индейца служили укрытием от солнца, ветра и дождя, но почти не спасали от холода; в своем иглу эскимос находил также прибежище от диких зверей.

Но человек стремится  воплотить в формах архитектуры  еще и свое стремление к прекрасному, свои идеи и надежды. Всякое произведение архитектуры является конструкцией, но не всякая конструкция становится произведением архитектуры.

«У архитектуры есть три фундаментальных признака. Во-первых, сооружение должно отвечать своему назначению. Если под функциональностью понимать соответствие здания своему назначению, то, согласно формулировке теоретика функционализма Луиса Салливана, лучшие постройки всех времен были функциональны. Во-вторых, помимо утилитарных нужд, архитектура выражает духовные потребности человека, состоящие в создании и созерцании красивых, гармоничных образов. Третий критерий оценки архитектурного сооружения – его надежность»1.

Проекты зданий определяются, прежде всего, вкусами людей и  духом времени.

Архитектура требует  визуального единства, художественной целостности, сколько бы функций ни имело сооружение. Различные элементы должны соответствовать друг другу, а каждый элемент – целому. Внешний вид сооружения может давать некоторое представление о его интерьере. Так, фасад готического собора позволяет сделать вывод о его трехнефной или пятинефной структуре. Но возможен и иной подход: ничто в экстерьере церкви Мадлен в Париже не говорит о трех сводах, с помощью которых организовано ее внутреннее пространство.

Большинство сооружений состоит из нескольких помещений, и  одна из задач архитектора – продумать коммуникационные связи между ними. Здание красиво и удобно, если у него оптимальные пропорции. Пропорции человеческого тела часто служили модулем при возведении сооружений. Чтобы передать ощущение “человеческой меры” крупной постройки, архитектор вводит промежуточные элементы – порталы дверей и обрамления окон, колонны и балюстрады, подчеркивающие масштаб сооружения; в этом заключается одна из функций декора в архитектуре.

Облик сооружения зависит  и от строительного материала. В древних каменных постройках из-за непрочности камня приходилось ставить опоры очень близко одна к другой, поэтому при значительных размерах здания требовалось множество опор. Дерево и сталь, напротив, позволяют разместить опоры на достаточно большом расстоянии друг от друга; в сооружении, сделанном из этих материалов, ширина проемов может даже превышать высоту. Важны также такие свойства материалов, как легкость и податливость при обработке, текстура и цвет.

«На архитектуру здания оказывают влияние особенности участка и климат местности. Открывающиеся виды, яркость солнечного света и преобладающее направление ветра – все эти факторы могут подчеркнуть достоинства постройки. На тех территориях, где выпадает много снега, кровли домов принято делать высокими и крутыми; для Средиземноморья, где часто идут дожди, а снега почти не бывает, характерны кровли с малым наклоном; в засушливых районах достаточно плоской кровли, защищающей от солнца. Холодный климат требует замкнутости здания, чтобы сохранить тепло; на юге нужно, прежде всего, обеспечить хорошую вентиляцию»2.

 

 

 

   2.ИСТОРИЧЕСКОЕ  ИЗМЕРЕНИЕ АРХИТЕКТУРНОЙ ТРАДИЦИИ

 

В доисторические времена  древние египтяне заселили долину Нила. Скалы, окаймлявшие долину, служили  им неиссякаемым источником строительного камня. Потребовались столетия, чтобы освоить трудоемкий процесс обработки каменных блоков. Однако прежде египтяне научились увеличивать прочность кирпича, который сушили на солнце, вставляя в него стебли папируса и лотоса – растений, в изобилии встречавшихся по берегам реки.

Для древних египтян  жизнь после смерти, простирающаяся в вечность, была гораздо более  значимой, чем земное существование. Поэтому и жилой дом и даже дворец (как в Телль-Эль-Амарне) могли  сооружаться из непрочных материалов, но гробница и храм – только из камня.

Мастаба. Для достижения бессмертия требовалось сохранить  не только душу умершего (с помощью  молитв и жертвоприношений), но и  его мумифицированное тело. В эпоху  Древнего царства (2880–2250 до н.э.) был  придуман способ сохранения мумии и возник тип гробницы, получивший название мастаба. В плане это простой прямоугольник, стены которого слегка наклонены внутрь, а кровля плоская. Наклонный коридор вел от кровли мастабы через толщу сооружения вниз, к погребальной камере. После погребения коридор полностью засыпали. Внутри мастабы располагался сердаб – узкая камера, где бессмертная душа усопшего (“Ка”) продолжала жить; считалось, что она питается изображенными на стенах яствами. Рядом находилась маленькая капелла с ложной дверью – узкая щель, ведущая в сердаб; стены капеллы покрывали фресками и барельефами со сценами из жизни умершего.

«Пирамиды. Знать хоронили в мастабах, фараонов в грандиозных гробницах – пирамидах. Эти гигантские сооружения возводили, сплавляя каменные блоки на барках по Нилу и втаскивая их затем по наклонной плоскости наверх: один слой камней (более метра высотой) над другим. Пирамиды облицовывали известковыми плитами, пригнанными друг к другу столь плотно, что казалось, будто они сделаны из цельного камня. С северной стороны (пирамиды точно ориентированы по сторонам света) длинный коридор спускался через толщу камня к скальному основанию. От этого коридора другой поднимался вверх к погребальным камерам. После погребения коридоры засыпали камнями, чтобы обеспечить сохранность мумии»3. Почти в центре пирамиды была расположена царская камера с саркофагом, которая повторяла форму мастабы. В толще пирамиды могли находиться еще т.н. камера царицы и несколько других малых камер, которые должны были играть роль сердаба. Капелла располагалась в отдельном здании у подножия пирамиды.

Эти колоссальные гробницы стали символом вечности, свидетельством страстного стремления древних египтян  к стабильности. В эпоху Среднего царства (2050–1700 до н.э.) фараонов хоронили в скальных гробницах в районе Бени-Хасан. Вход в погребальную капеллу украшал портик из двух шестнадцатигранных столбов; из капеллы к погребальной камере вел коридор. Как и в мастабах, сюжетами настенных рельефов и росписей служили сцены из повседневной жизни покойного, его семья и слуги. Сокровища, хранившиеся в мастабах, пирамидах и скальных гробницах, впоследствии притягивали грабителей.

Строители эпохи Нового царства (1600–1100 до н.э.) создали глубокие подземные гробницы Долины Царей. Галереи  длиной до 46 м проникали в толщу скал у их подножия и вели в помещения, выполнявшие функции сердаба и погребальной камеры. Вход тщательно маскировался строительным мусором. Хорошо скрытая от “посторонних” глаз гробница Тутанхамона была обнаружена лордом Карнарвоном и Говардом Картером только в 20 в.

Храмы. Погребальная капелла  существовала отдельно от самого погребения, задолго до создания гробниц Долины Царей. В Гизе храм Сфинкса был  связан с Великой пирамидой закрытым переходом. В храме отесанные  гранитные монолиты поддерживали каменную кровлю; центральный пролет был выше боковых, пропуская внутрь свет через боковые верхние окна.

К эпохе Нового царства  храм уже приобрел каноническую форму. Аллея, по обе стороны которой  выстроились сфинксы, вела к монументальному  входу, оформленному в виде двух пилонов. По обе стороны от входных ворот возвышались гигантские статуи богов или правителей. Наружные фасады храма были покрыты рельефами, прославлявшими власть фараона и его победы. Единственный дверной проем, располагавшийся между пилонами, вел в залитый солнцем перистиль – внутренний двор, окруженный колоннадой. Пройдя перистиль и продолжая двигаться по центральной оси, можно было попасть в гипостиль – многоколонный зал, плоскую кровлю которого поддерживали тесно поставленные столбы; за ним находилось святилище со священной баркой фараона. Меньшие помещения вокруг святилища служили сокровищницами, складами и т.п. По мере движения от входа к святилищу потолок снижался, а пол повышался, словно сдавливая пространство. Поскольку окон не было, гипостиль освещался через двери, ведущие в него из перистиля, и до святилища доходил лишь слабый отсвет.

«Такие храмы могли иметь колоссальные размеры, как храм Амона-Ра в Карнаке, где расстояние от первой пары пилонов до стены святилища более трехсот метров. Стремясь превзойти предшественников, фараоны пристраивали к комплексу все новые и новые пилоны и перистили. Колонны древнеегипетских храмов сохраняют свою преемственность от растительных форм: их цилиндрические стволы слегка сдавлены у основания, где ствол обегают раскрашенные рельефные изображения листьев. Капитель сначала расширяется, а затем сужается наподобие закрытых бутонов лотоса и папируса; рельеф и раскраска имитируют плотно сжатые лепестки цветка. У более высоких колонн центрального нефа гипостиля капителям придана колоколообразная форма раскрытых цветков тех же растений. В других случаях мы обнаруживаем еще более древнюю форму колонны в виде связки тростника, восходящую к эпохе Древнего царства»4. Росписи стен и колонн гипостильного зала обычно изображали растения в нижнем ярусе, людей за различными занятиями – во втором, летящих птиц – в третьем, и над всем этим – синее небо, усеянное звездами.

Информация о работе Архитектура, как вид искусства