Скоморошество в средневековой руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 15:41, курсовая работа

Краткое описание

Характеристика, которую давали скоморохам первые русские христиане, интересна для нас тем, что это было свидетельство непосредственных очевидцев. Содержание древнерусского скоморошества в церковной доктрине целенаправленно и сознательно искажалось, извращалось, и, наконец, русские скоморохи были уничтожены православной церковью, своими посланиями подготовившей появление противоскоморошеского указа царя Алексея Михайловича 1648г. Это была точка зрения русской православной церкви по поводу вопроса о тайне происхождения скоморохов.

Содержание

Введение

Глава 1. Зарождение скоморошества на Руси
1.1. Кто такие скоморохи?
1.2. Первые упоминания о скоморохах на Руси

Глава 2. Скоморохи – универсальные артисты
2.1. Скоморохи - музыканты
2.2. Скоморохи - плясуны
2.3. Скоморохи – сказители
2.4. Скоморохи – дрессировщики зверей
2.5. Скоморохи – кудесники и знахари

Глава 3. Расцвет скоморошества в XVI – XVII веках
3.1. Разделение скоморохов на оседлых и походных
3.2. Балаганные представления

Заключение

Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

скоморошество.docx

— 83.85 Кб (Скачать файл)

В одной  из былин о Добрыне, последний  является на пир, наряженный скоморохом:

Накрутился молодецъ скоморошиной.

Пошел, какъ на хорошъ почестень пиръ.

Его приветствуют Владимир князь и Опраксия королевична  и упрекают, что он раньше не заходил, а напрасно проживался:

Ай  же ты, детина    приiезжая,

Скоморошная, гусельная!

Для чего же ты долго проживаешься,

Проедаешься, пропиваешься,

Нейдешь къ намъ на почестенъ пиръ.

В той  же былине, в разных ее пересказах, упоминается  и о целой толпе «гусельников», «игроков», «гудочников» или «скоморохов», присутствующих на пиру. Добрыня просит князя, дать ему — гусельнику —  местечко; на это князь отвечает, что все места заняты гусельщиками.

Как заиграл  Добрыня «въ гусельники яровчаты»  и запел песню,

На   пиру   игроки   все  прiумолкнули,

Все скоморохи  прiослушались.

Или:

Еще вси   то   скоморохи  прiумолкнули,

Еще вси   то   игроки   то  призаслухались.

В другом пересказе Добрыня застает на   пиру   толпу «гудосьниковъ»:

Вси   въ   гудки   играютъ, вси увеселяютъ.

В былине о Ставре Годиновиче, во время пира, который князь Владимир устроил  в честь мнимого посла,

Собрали веселыхъ молодцовъ на княженецкой  дворъ.

— или,   по другому  пересказу:  «выпускаютъ  загусельщиковъ», которые «все   играютъ».

К числу  княжеских   забав  во   время   пиров   принадлежала     игра    гусельников (по выражению былин: «загусельщиковь», «игроковъ», «скомороховъ»), подтвержденная неопровержимо словами летописца, что был обычай перед князем играть на гуслях и других  музыкальных  орудиях,  в свою очередь иллюстрированный упомянутою выше древней фреской Киевско-Софийского собора. Все вышеприведенные черты, которыми обрисованы в былинах пиры Владимировы (т. е. вообще пиры киевских князей) и отношения князя к богатырям-дружинникам, в основе своей подтверждаются, как мы видели, историческими свидетельствами, а следовательно, заключают в себе верные, согласные с истиной предания из далекой старины; к числу последних принадлежат и заключающиеся в былинах сведения об украшавших и оживлявших княжеские пиры своей игрой скоморохах-гусельниках.

Прежде  чем приступить к дальнейшему  изложению старинных свидетельств о скоморохах и доставлявшихся ими  утехах, необходимо заметить, что большинство  свидетельств не только средневековых, но и позднейших, проникнуты духом  нетерпимости к музыкальным и  иным «скареднымъ», «бъсовскимъ», «богомерзкимъ», по выражению современных писателей, увеселениям, душою которых были скоморохи.

В XVII столетии скоморохов во время пиров царских и знатных особ стали вытеснять хоры духовой (и ударной) музыки, состоявшие из труб, сурн, накров, бубнов, набатов. Впрочем, об игре скоморохов на пирах, в особенности частных лиц, и в XVII столетии имеем разные свидетельства. Маскевич в дневнике своем (под 1611 г.) пишет, что на московских вечеринках  появляются шуты   («блазни»), которые тешат присутствующих  русскими плясками,   кривляниями    и песнями,  большею частью весьма бесстыдными;  иногда  же приказывают играть   на   лирах, под звуки которых играющие   припевают. «В  домах,   особенно   во   время   своих пиршеств,    русские   любят   музыку», — писал   Олеарий, посетивший Россию в 30-х годах XVII столетия. Тот же автор упоминает о двух русских музыкантах-певцах-плясунах, т.  е. скоморохах,  которые забавляли споим  искусством прибывших   в   Ладогу   послов   за   их    обедом. Пиры у москвичей, по свидетельству Лизека, описавшего посольство от римского императора Леопольда к царю Алексею Михайловичу (1675 г.), оглашались звуками органа с двумя регистрами. На лубочных картинках встречаем изображение пиров, на которых присутствуют певец или певцы, гитарист, балалаечник.

Не только на пирах и на свадьбах, не только в княжеских палатах, в боярских хоромах и домах частных людей  показывали свое искусство скоморохи, но и на улицах, на площадях, на полях, отправляя обыкновенно по воскресеньям и в иные праздничные дни свои «игры» для увеселения народа. Если уже на пирах и свадьбах скоморохи были главными зачинщиками песен и плясок, то тем более среди многолюдных народных сборищ они своим весельем, гудьбою, песнями и плясками не только развлекали толпу, но и увлекали ее к подражанию себе: песни, игры, пляски, рукоплескания, смех, вообще необузданная веселость и разгул толпы — все это сливалось в одну пеструю, шумную картину, в которой благочестивые ревнители христианского учения видели остатки ненавистного им язычества, называя народные игрища и потехи «бесовскими», «жертвой» или «службой идольской», «лестью дьявольскою».

 

 

2.2. Скоморохи – плясуны

 

Из приведенных  выше свидетельств видно, что скоморохи  на пирах и собраниях играли на инструментах, пели, нередко возбуждая своей «веселой игрой» присутствующих к пляске. Упоминаемая и порицаемая в старинных памятниках «плясба» на пирах и свадьбах, разумеется, происходила под звуки скоморошьей игры и плясовых песен: «плясание» на пирах нередко называется вместе с «игранием» и «гудением». Душою большинства этих плясок, а равно и плясовых увеселений, о которых упоминается в разнообразных свидетельствах, были, разумеется, скоморохи, необходимые участники пиров и свадебных торжеств, нередко сами пускавшиеся вскачь и в пляску. В «Слове о русалиях» говорится о человеке, скакавшем с cопелми, то есть о плясавшем сопельпике (музыканте) или скоморохе. В повести «О пляшущем бесе» (XVI в.) старец рассказывает, что видел «отрока въ скомрашь одежи», т. е. одетого скоморохом, который перед ним «нача плясати», вопрошая его: «Старче! добро-ли я пляшу?» Симеон Юродивый, которого, по словам жизнеописания его (по рукописи XIV в.), граждане называли игрецом, скоморохом, плясал на игрище. По определению Домостроя (XVI в.), дело скоморохов — «плясанiе и сопели, песни бесовскiя». Плясцы, свирельники, гусельники и смычники упоминаются Палладием Мнихом; плясуны и волынщики называются рядом, в качестве грешников, в русских духовных стихах; о песнях плясцов и скоморохов говорится в Стоглаве. Князь Даниил фон Бухау, бывший в Москве в качестве посла от императора Максимиллиана II, в царствование Иоанна Грозного, описывая московские нравы, говорит, что на свадьбах юношам не дозволялось водить, взявшись за руки, хороводы вместе   с   девушками,   так   как   это   подавало   бы   повод   к разжиганию страстей:  «Одни только гистрiоны  (т. е. скоморохи), выгоды ради, исполняли публично некоторые пляски съ нелепыми телодвиженiями». Кельх рассказывает,    что    на    происходившей    в    Москве   свадьбе    Магнуса Голштинского с русской княжной Марией (в 1573 г.) присутствовал сам царь Иван Васильевич, который был очень весел и, в честь немецких гостей, устроил разнообразные и отчасти срамные   пляски   (вероятно, велел плясать скоморохам). О плясках в «машкарах» (масках), которым предавался, вместе со скоморохами, царь Иоанн Васильевич, свидетельствует князь Курбский. При великокняжеских дворах русских встречаются  и специальные плясицы,  представлявшие собою один из видов скоморошества. Вечеринки московских жителей, по  словам  Маскевича   (1611   г.),   оживлялись плясками   и кривляниями   шутов («блазней»). На   одной   из   народных картинок представляются плясун   и   скоморох, собственно—два скомороха: один пляшущий, а другой — играющий на волынке. В песне о «веселых»,  скоморохах, деятельность их изображается так:

Ай одинъ началъ играть,

А другой началъ плясать.

Наконец, народные русские поговорки: «Не  учи плясать, я и сам скоморох», или: «Всякий спляшет, да не как скоморох»,— окончательно устанавливают за скоморохами репутацию специальных плясунов.

 

 

2.3. Скоморохи-сказители

 

Народная  культура средневековья, и в особенности  фольклор, в последнее время привлекает все более пристальное внимание ученых. Наибольший интерес вызывает именно русское устное творчество народа, классическое фольклорное наследие.

Английский  исследователь Рассел Цгута считает, что своеобразие устной народной культуры в России в значительной мере определяется деятельностью скоморохов. «Скоморохи фактически остаются на Западе неизвестными... Это тем более  досадно, что скоморохи имеют  для России едва ли не большее значение, чем шпильманы для Германии и  жонглеры для Франции», — пишет он во вступлении к своей книге о русских скоморохах и в заключение повторяет эту мысль, придавая ей еще более глубокое значение: «Чтобы до конца оценить русскую литературу, надо прежде всего познакомиться со скоморохами».

Значительно ранее высказывали подобную точку  зрения советские исследователи. Д. П. Тихомиров писал: «Мы не должны упускать из виду, большой культурной работы скоморохов в Московской Руси». Он предполагает, что «в конце концов скоморох-певец превратился на севере в сказителя былин, на юге в кобзаря-бандуриста... скоморох-гудец - в музыканта».

        Вопрос о скоморохах и сказке  составляет часть большой проблемы  о влиянии скоморохов на процесс  формирования устной народной  культуры слова, об их роли  в создании национального фольклорного  фонда.

 Древнейшие  сказочные  формы  генетически  связаны  с  синкретическим  искусством.  В  них уцелели  элементы  мифологического  сознания. Генезис сказки связан с постепенным высвобождением из обрядово-мифологического материала.  О  древней  связи сказки  с  обрядом  говорят многие факты, обнаруженные учеными в XIX и начале XX века.

Уже само «сказывание» у многих народов еще  в XIX веке связано с оберегами и запретами. В ночную и вечернюю пору оно служило оберегом: сколько сказок рассказано, столько магических кругов положено вокруг избы, где звучит сказка. Злые духи, особенно черти и лешие любят сказки и, слушая их, не причиняют зла. Сказочники упоминают, что нельзя рассказывать сказки днем, опасно — летом. Если все-таки возникает такая необходимость — нельзя произносить присказок и некоторых других обязательных формул.

На каком-то далеком этапе эволюции сказка, наряду с другими видами фольклора, включается в репертуар скоморохов. Влияние  их на сказку в процессе развития и  формирования русской сказочной  традиции, как и в былине, отмечали многие исследователи. Надо полагать, не без влияния работ В. Ф. Миллера  вопрос о скоморохах как исполнителях и создателях сказки и, шире, о сказочниках-профессионалах поставил Н. Л. Бродский в одной из своих ранних работ. Он писал: «На народной сказке лежит такой своеобразный отпечаток, тип ее настолько характерен, что невольно приходишь к заключению о сложении сказки в профессиональной среде, отличной от той, которая теперь ею забавляется». Указывая на отшлифованность, клишированность и богатство русских сказочных формул, исследователь заметил, что «сказка... могла выработаться только в известной школе, что она... сложилась в среде профессиональных сказочников». Поэтика сказки вырабатывалась столетиями, пока не прекратилось ее развитие и она «не застыла в неподвижных формах», которые начали со временем разрушаться. Позднейший сказочник «только запоминает готовые формулы», комбинируя их по своему вкусу. «Разгуливая в чудесно выстроенном, крепко сколоченном сказочном здании и беспрепятственно расходуя щедро рассыпанные, кем-то накопленные богатства», он «забыл и строителей этого здания, и кропотливых собирателей этих богатств».

Связь скоморохов со сказкой просматривается уже  в глубокой древности. В церковных и государственных документах осуждается «баянье басен» и «сказывание небылых сказок», которое составляло существенный элемент семейных и общинных обрядовых празднеств. Сохранились упоминания о награждении придворных бахарей отрезами материи. Известно, что И. В. Грозный также держал при дворе сказочников. Гипотезу о том, что именно «баяние басен» входило в репертуар скоморохов, разделяют многие советские ученые.

В науке  существует мнение, что окончательное  становление сказочной формы происходило  с XI по XVII век, т. е. в период, известный активным  участием  скоморохов  в народной  семейной  и общественной жизни. Слово «сказка» в его современном значении впервые встречается : в документах только  в XVII  веке   (известная запретительная царская грамота 1648 года, направленная против всех проявлений искусства скоморохов). В письменных документах до этого времени были употребительны слова «басня», «баять» (сказывать), отсюда и название сказочника «бахарь». Зато в народном языке слова «сказка», «сказывальщик» встречаются настолько часто и наряду с такими понятиями, как «Русь», «русская косточка», «царство-государство», что допустимо предположить, более раннее их употребление, чем XVII век.

Упоминаются в сказках слова «кафтан», «сапоги», «колпак», которыми иногда якобы награждают сказочника (финальные формулы присказки). Сказочные формулы с употреблением названных слов в других в контексте того же хронологического ряда не могли возникнуть ранее появления этих понятий в устной речи. Таким образом, лексические данные также указывают на период русского средневековья.

Разнообразие  и выразительность русских сказочных  формул, богатство мотивов в присказках, уникальность сюжетики неоднократно привлекали внимание сказковедов. Участие скоморохов в выработке сказочной формы запечатлелось в инициальных и финальных формулах, присказках, байках. Содержание последних обычно не связано с сюжетом, их назначение — привлечь внимание слушателей, заинтересовать их, что характерно и для других произведений, исполняемых скоморохами. «Кто будет сказку слушать — тому сладко кушать; соболь, куница да красная девица».

Иногда  внимание мобилизуется возгласом: «Слушай-послушай!»  пли «Слушайте-послушайте!». Выразительно характеризуют исполнителей концовки. «Байка про старину стародавнюю» содержит такие формулы:

Кто богат да скуп: пива не варит,

Нас, молодцов, не кормит, не поит —

Тому бог даст кошечье вздыханье,

Собачье взрыданье.

Небогатому, да тароватому —

Кто пиво варит, нас, молодцов, поит,

Даст бог на поле приплод, на гумне  примолот,

В квашне спорину, на столе сдвижину.

Или: «Тут и сказке конец, сказал ее молодец, а  нам, молодцам, по стаканчику пивца, за окончанье сказочки по рюмочке винца». В связи с цитированным сказковед С. В. Савченко заметил: «Эта обмолвка о „молодцах" в устах одного сказочника естественно указывает на застывшую традицию и именно традицию скоморошью: „молодцы" здесь — это те потешники-скоморохи, которые бродили по деревням, рассказывали сказки и веселые небылицы и заканчивали их откровенным указанием на необходимость угостить „молодцов". Еще резче выступает эта традиция у женщин-рассказчиц, которые заканчивают повествование известной концовкой: „Я там была, мед-пиво пила, по усам текло". Недаром каждая сказка заключается указанием на пир и на то, что там был и рассказчик, но вина, мол, ему не попало в рот, отсюда намек: не поднесете ли?».

Сказочный  материал  классических  собраний  фольклора  богат  текстами,  сохранившими те  или иные  следы скоморошьей обработки.  Это абсурдные мотивы небылиц в составе инициальных и финальных формул («Снег  горел — соломой  тушили»), награждение   сказочника   «ледяной лошадкой, репным седельцем и гороховой плеткой», которое означает, что   он  ничего   не   получил.

Информация о работе Скоморошество в средневековой руси