Свадьба в Туркмении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 19:01, доклад

Краткое описание

Крупнейший семейный праздник туркмен со всеми локальными различиями она подробно описана в этнографической литературе. Прежде чем приступить к описанию свадебных обрядов, имеющих развлекательно-игровое значение, приведем краткие сведения об основных свадебных церемониях. После предварительной договоренности между родственниками жениха и невесты начинался цикл предсвадебных обрядов. Родственники жениха готовились к свадьбе задолго до нее. На совете («генеш той») близкие родственники, друзья, соседи обговаривали все, что необходимо было для такого торжественного случая.

Вложенные файлы: 1 файл

Свадьба в туркмении.docx

— 25.10 Кб (Скачать файл)

В праздничном наряде эрсаринки ходили 2—3 месяца, затем высокий головной убор сменяли на небольшой низкий («атынжак»). С этого времени новобрачную называли «невесткой с накидкой» («атынжаклы гелин»). В таком наряде она ходила до появления первого ребенка, после чего опять меняла головной убор на «богмак». Спереди он имел налобное серебряное украшение «илгенчек» с передником" из ткани. На груди она теперь носила украшение «тумар», браслеты на руках («билезик») и спине («сачасык»)'.

Особо торжественный момент — обычай временного возвращения новобрачной  к родителям. У западных и южных  туркмен' он назывался «гайтармак», «атасы ейуне гайтармак» (возвращение в отцовский дом), у сарыков — «гайтаргы», у эрсаринцев — «гайта». Обычай этот у различных племен имел свои особенности, но был обязательным почти для всех (за исключением салыров Серахса). У прибрежных туркмен новобрачную возвращали через три дня после брачной ночи 2 , южные туркмены — через месяц после свадьбы, после традиционного напоминания об этом родителями невесты,' эрсаринцы — через два месяца, а иногда через год.

Возвращение невесты способствовало установлению более тесных контактов  между двумя породнившимися семьями. В церемонии участвовали лишь самые близкие родственники парня  и обязательно его мать и отец. В Иолотани молодую женщину возвращали в кеджебе (караван состоял из 3—4 верблюдов). Родители новобрачной резали баранов, устраивая «севуш» (угощение) по этому случаю. В данном торжестве главную роль играли женщины и дети.

Срок пребывания в родном доме был  различным. Наиболее продолжительным  он был у иомудов и текинцев и зависел также от степени уплаты выкупа и зажиточности родственников мужа. Молодую держали в отцовском доме до тех пор, пока не уплачивали калым сполна. Эта традиция могла быть нарушена в случае беременности женщины. У туркмен Иолотани и Серахса в случае, если муж был не в состоянии уплатить калым, он в течение нескольких лет работал в хозяйстве родителей жены («гуйч гиев») 3 . Эта система отработки была широко распространена у узбеков и таджиков.

У приамударьинских туркмен, обряды которых  еще мало изучены, молодая женщина  в доме родителей могла находиться не более двух месяцев. По истечении  этого срока приглашали родственников  зятя, которые приезжали за невестой. Зятю дарили красный шелковый халат («гырмызы дон»), одаривали и других прибывших. По обычаю, зять после получения в подарок халата в течение трех дней каждое утро должен был приходить здороваться («салама бармак») к свекру и свекрови («гайынлары»), которые угощали его специально приготовленными кушаньями и оказывали ему всяческие почести. Каждый раз зять после еды оставлял | на скатерти 3—4 тенге (бухарская серебряная монета).

 

На третий день свекор, обращаясь  к зятю, говорил: «Спасибо, зять, за уважение к нам, больше можешь не беспокоиться» («Алла ялкасын, гнев, инди гелмесецем бор»). Затем следовало приглашение со стороны родителей зятя. Так устанавливались родственные связи.

Свадебные обряды являются богатейшим источником изучения разных форм семьи, брака, взаимоотношений между родственными семьями, членами семьи (левират, сорорат, кросс-кузенные браки и пр.), пережитков матриархата и патриархата (матрилокальное и патрилокальное поселение). Они изобилуют многочисленными чрезвычайно интересными традиционными, с этнографической точки зрения, обычаями и церемониями, изучение которых имеет научно-практическое значение. официальной брачной молитвы начиналась наиболее торжественная и веселая часть свадьбы.


Информация о работе Свадьба в Туркмении