Русский характер

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 21:18, контрольная работа

Краткое описание

Национальный характер любого народа представляет собой целостную
систему со свойственной ей иерархией качеств, черт, доминирующих в
побуждениях, образе мыслей и действий, в культуре, стереотипах поведения,
свойственных данной нации. Национальный характер весьма устойчив.
Преемственность его качеств, черт обеспечивается социальными средствами
передачи общественно-исторического опыта поколениями. Его нельзя
«корректировать» административными мерами, но он вместе с тем, будучи
детерминирован общественной и природной средой, подвержен определенным
изменениям.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ


ГЛАВА 1. Изучение национального характера народа по его сказкам и былинам
(по трудам Б.П. Вышеславцева);
ГЛАВА 2. Основные черты русского национального характера (по трудам Н.О.
Лосского);
ГЛАВА 3. Роль национального характера в судьбах России (по трудам Н.А.
Бердяева).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вложенные файлы: 1 файл

Культурология.docx

— 59.33 Кб (Скачать файл)

эксцессов,    национализма,    угнетения    подвластных     национальностей,

русификации…  Обратной  стороной  русского  смирения  является   необычайное

русское самомнение». С одной  стороны,  «русская  душа  сгорает  в  пламенном

искании правды, абсолютной, божественной  правды…  Она  вечно  печалуется  о

горе и страдании народа и всего мира…».  С  другой  стороны,  «Россию  почти

невозможно сдвинуть с  места, так она отяжелела,  так  инертна,  так  ленива…

так покорно мирится со своей жизнью». Двойственность русской  души  ведет  к

тому,  что  Россия  живет  «неорганической  жизнью»;   в   ней   отсутствует

целостность и единство.1

       В своих  работах Бердяев перечисляет  следующие факторы, оказавшие,  по

его мнению, влияние на формирование русского национального характера.

       Географически   Россия  представляет  собой   гигантскую   территорию,

охватившую шестую часть  суши. Необъятная земля,  по  выражению  Бердяева,  -

это  «национальная  плоть»,  которую  предстоит  возделать  и  одухотворить.

Однако русский человек  пассивно  относится  к  стихии  земли,  не  стремится

облагородить, «оформить» ее. «Власть шири над русской душой  порождает  целый

ряд русских  качеств  и  русских  недостатков.  Русская  лень,  беспечность,

недостаток  инициативы,  слабо  развитое  чувство  ответственности  с   этим

связаны. Ширь русской земли, и ширь русской  души  давили  русскую  энергию,

открывая  возможность  движения  в  сторону  экстенсивности.  Эта  ширь   не

требовала интенсивной энергии  и интенсивной культуры. …  Огромность  русских

пространств не способствовала выработке в русском человеке самодисциплины  и

самодеятельности…» - отмечает Бердяев.

       Важное  значение  Бердяев  придавал  коллективно-родовому  началу   в

развитии национального характера и в судьбе  России.  По  мысли Бердяева,

«коллективизм духовный», «духовная  соборность» - это «высокий  тип  братства

людей». За таким коллективизмом будущее. Но есть и другой коллективизм.  Это

«безответственный»  коллективизм,  который  диктует  человеку  необходимость

«быть  как  все».  Русский  человек,  считал  Бердяев,   утопает   в   таком

коллективизме, он чувствует себя погруженным в коллектив. Отсюда  недостаток

личного достоинства и  нетерпимость к тем, кто не такой, как  остальные,  кто

благодаря своему труду и  способностям имеет право на большее.

       Однако  Бердяев  не  отрицал  и   привлекательных  сторон  в   русском

традиционном коллективизме. «Русские  более социабельны…  более  склонны  и

более способны к общению, чем  люди  западной  цивилизации.  У  русских  нет

условности в общении. У них есть потребность видеть не только друзей,  но  и

хороших знакомых, делится  с ними мыслями и переживаниями, спорить».2

      В России, по мнению Бердяева, нет среднего  и  крепкого  общественного

слоя,  который  организовал  бы  народную  жизнь,   и   соответственно   нет

«срединной  культуры».  Стремление  к   «ангельской   святости»,   к   добру

парадоксальным  образом  сочетается  на  Руси  со  «звериной   низостью»   и

мошенничеством. Искренняя  жажда божественной правды сосуществует с  «бытовым

и   внешнеобрядовым   пониманием   христианства»,   далеким   от   подлинной

религиозной веры.

      Особенности  национального  характера   проявляются  в  складе  мышления

русских людей. Бердяев  писал  об  «изначальной  русской  экзистенциальности

мышления», в связи  с  чем,  русским  людям  свойственны  такие  черты,  как

глубокое личностное переживание, стремление «обнаруживать  себя»,  принимать

все близко к сердцу при  рассмотрении каких-либо проблем.

      Особенности  и  противоречия  русского  характера,  в  конечном  счете,

Бердяев  видел  в  отсутствии  правильного  соотношения  «мужественного»   и

«женственного» начал  в  нем.  Именно  уравновешенность  «мужественности»  и

«женственности»   присуща   зрелому   национальному    характеру.    Русская

«национальная плоть» оказывается, по мнению Бердяева,  женственной  в  своей

пассивной  восприимчивости  к  добру  и  злу.  «Русской  душе»  не   хватает

мужественного закала, твердости  духа, воли, самостоятельности.

      Для зрелости  русской нации, полагал Бердяев,  «есть только один  выход:

раскрытие внутри России,  в  ее  духовной  глубине  мужественного,  личного,

оформляющего   начала,   овладение   собственной    национальной    стихией,

имманентное пробуждение  мужественного, светоносного сознания».1

      Вместе с тем Бердяев далек от мысли, что с женственным началом связаны

недостатки русского национального  характера. Благодаря  женственной  душе  у

русского  народа  есть   такие   прекрасные   национальные   качества,   как

душевность, милосердие, способность  отречься от благ во имя светлой  веры.

      Как же  представлял Бердяев дальнейший  путь России? Верно ли, что смысл

его  «национальной   программы»   состоял   «в   глубокой   и   всесторонней

европеизации»?

      Конечно  же, нет, путь мирового  развития  Бердяев  видел  во  взаимной

встрече Востока и Запада, во  взаимообогащении  культур,  в  сближении  всех

наций. По его мнению, не только Запад влияет на Россию, но и  духовные  силы

России могут определять и преображать духовную  жизнь  Запада.  Кроме  того,

Бердяев   полагал,  что  последует  другая  эпоха,  связанная   с   духовным

преображением, где Россия будет занимать  главенствующую  роль.  Однако  для

этого она сама  должна  преобразится,  воскресить  в себе  угасшие зачатки

духовности.

      Какова  же реальная программа  Бердяева  по  «перевоспитанию»  русского

национального характера?  Сикорский Б.Ф. в  своей  работе  «Н.А.  Бердяев  о

роли национального характера  в судьбах России» пишет, что  Бердяев  полагал,

что человек  –  это  существо  природное,  социальное  и  духовное.  Будущее

общество Бердяев видел  таким,  в  котором  каждый  человек  возвышается  до

подлинной духовности и реализует  себя в единении с  другими  людьми.  Судьба

общества,  с  точки  зрения  Бердяева,  оказывается  зависимой  от  «личного

начала». Общество будет  таким, каковы его люди.

      Важное значение  имеет утверждение Бердяева  о том,  что природно-

стихийное и коллективно-стихийное  начала в жизни  русского  человека  должны

уступить   место   «мужественно-христианской    активности».    Христианству

свойственна  «вселенскость»  по  происхождению  и  духу  своему.  Оно  имеет

общечеловеческое значение.  И  именно  своей  общечеловеческой  нравственно-

духовной  функцией,  отмечал  Бердяев,   оно   способно   восполнить   столь

недостающую русскому национальному  характеру силу духа.

      Почему  не могло раскрыться в полной  мере  духовное  начало  в   русском

национальном характере? Одна из важнейших причин этого в раздвоении  между

верой и  жизнью,  а  точнее,  между  христианской  верой  и  так  называемым

«историческим христианством». По мнению Бердяева, Россия давно  представляла

собой   пример   универсального   общественного   лицемерия.   «Историческое

христианство» изменяло своей  идее и теряло  силу  воздействия  на  людей.  В

жизни России постепенно происходила  утрата  духовных,  нравственных  корней.

Господствующие  слои  обесплодили  себя  отсутствием  подлинного   духовного

творчества. Они не обращали внимания  на  живого  человека,  его  внутренний

мир. Это и послужило  причиной слабости тех, кто находился  у власти.

      Однако  одной переменой власти и материальных  условий жизни, по  мнению

Бердяева, нельзя достичь  зрелого  состояния  нации.  «России  нужна,  прежде

всего, радикальная моральная  реформа, религиозное возрождение  самих  истоков

жизни». Моральная реформа  является внутренним делом каждого  человека,  а  ее

реализации способствует общественное потрясение…Чудо духовного  преображения

возможно, если люди, весь народ  пройдут через великие  испытания  и  жертвы.

Путем внутреннего осознания  катастрофы, через внутреннее  покаяние  человека

зло может перейти в  добро.

      «Радикальная  моральная реформа» означает  утверждение  здорового  духа

нации. В  ходе  такой  реформы  русский  народ  должен  преодолеть  комплекс

неполноценности, сохранить  собственную индивидуальность, а  также  устранить

слепое подражание Западу.

       Духовное  возрождение  общества,  разумеется,  неразрывно  связано  с

изменением  отношения  личности  к  самой   себе.   Так,   совершенствование

национального характера, по Бердяеву, начинается  с  «клеток»  и  охватывает

постепенно все более  широкие  слои,  формируя  тем  самым  зрелое  состояние

нации. «Мы должны заставить  поверить в нас, в силу нашей национальной  воли,

в чистоту нашего национального  сознания,  заставить  увидеть  нашу  «идею»,

которую мы несем миру».

      Кроме того, как пишет Сикорский, в своих  работах Бердяев  размышлял   о

призвании России быть примером для других народов в духовном  преображении

жизни, в утверждении «положительного  бытия всего человечества». Он  высказал

интересные положения  о мессианском предназначении России, русского народа  и

русского человека.  Истинным  мессианством,  по  мнению  Бердяева,  является

христианство. Оно основывается на  стремлении  устроить  жизнь  на  Земле  в

соответствии с Христовой истиной.

В христианстве заложено  понимание  того,  что,  все  народы  призваны  быть

«богоносцами».  Однако   не   каждый   народ   способен   это   реализовать.

Возможность, по  мнению  Бердяева,  может  превратиться  в  действительность

только тогда,  когда  исторический  путь  народа  оказывается  «жертвенным».

Таким образом, «Мессианская идея, заложенная в сердце русского народа,  была

плодом страдальческой судьбы русского народа»».

      Реализация  русской идеи, по Бердяеву,  выступает   в  форме  выполнения

Россией конкретных «миссий» в различных областях жизни.

      Из расположенности  на двух  материках  вытекает  «миссия  России  быть

Востоко-Западом,  соединительницей  двух  миров».  Россия  призвана  духовно

сблизить народы Востока  и Запада,  соединить  два  поток  культуры  и  самой

предстать в образе страны, реализующей общечеловеческие ценности.

      Кроме того, миссией России является «защита  и  освобождение  маленьких

народов». Бердяев не раз  критиковал политику русификации, и  вместе с тем  он

неоднократно подчеркивал  – Россия самая не шовинистская страна в мире.

      Бердяев  также отмечал,  что  «миссия   русского  народа  сознается   как

осуществление социальной правды в человеческом обществе не только в  России,

но и во всем мире». Это  соответствует русским  традициям.  Исканием  правды,

стремлением  к  справедливости,  поисками  смысла  бытия  всегда  отличалась

русская духовная жизнь.

      Как патриот  и ученый, Бердяев  искренне  верил  в  благородную   миссию

России, русского народа. «…Мы имеем все основания  полагать  мировую миссию

России в ее духовной жизни, в ее духовном универсализме,  в  ее  пророческих

предчувствиях  новой жизни,  которыми  полна великая русская литература,

русская мысль и народная религиозная жизнь», - писал он.

       Конечно,  Бердяев  понимал,  что   многое   из   написанного   им   о

совершенствовании русского национального характера,  о духовности  русской

нации  противоречит  реалиям  XX  века.  Несправедливость,  двойная  мораль,

жестокосердие, бездуховная  жажда  наживы,  укрепившиеся  в  русском  народе,

вряд  ли  свидетельствуют  о   прогрессивных   изменениях   в   национальном

самосознании. Бердяев знал эти проблемы и пытался их объяснить.  Он  исходил

из  того,  что  многие  негативные  черты  русского  характера  возникли   в

результате революции и под ее влиянием. «Но Божий замысел о народе  остается

тот же, и дело усилий свободы  человека – оставаться верным  этому  замыслу».

Основные положительные  качества русского характера остались.

 

 

                                 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

      Таким образом,  в  завершении  данной  работы,  следует  сказать,  что

русский национальный характер, как показал анализ трудов русских  философов,

безусловно, имеет свои характерные  черты, отличные  от  черт  присущих  иным

народам и такие  непонятные  для  них.  Та  внутренняя  сила,  духовность  и

жертвенность  народа,  его  доброта,  душевная   простота,   сострадание   и

бескорыстие и, вместе с тем,  инертность,  нелогичность  и  нерациональность

поступков, поведение, оправданное  чаще всего лишь интуицией, все это  делает

русский народ не похожим ни на один народ в мире.  Россия  же,  в которой

живет такой необыкновенный народ, не похожа ни на одну страну в мире.

      Русские  философы, с трудами которых мы  познакомились, в своих  работах

прибегают к разным методам  изучения данной темы:  одни  определяют  основные

Информация о работе Русский характер