Русская культура XVI в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 17:03, контрольная работа

Краткое описание

Культура народа является частью его истории. Ее становление тесно связано с теми же историческими факторами, которые воздействуют на становление и развитие хозяйства страны, ее государственности, политической и духовной жизни общества. В понятие культуры входи, естественно, все, что создано умом, талантом, рукоделием народа, все, что выражает его духовную сущность, взгляд на мир, природу, человеческое бытие, на человеческие отношения.

Содержание

Введение 3
1. Доктрина русской государственности. Начало книгопечания в Московии 4
2. Живопись, зодчество, литература 10
Тест: 25
Заключение 26
Список использованной литературы: 29

Вложенные файлы: 1 файл

культурология.docx

— 63.04 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное образовательное  бюджетное учреждение высшего профессионального  образования

«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

 

 

Заочный финансово-кредитный  факультет 

 

 

 

 

 

Контрольная РАБОТА

по дисциплине: Культурология

Тема 23. «Русская культура XVI в.».

 

 

 

 

 

                                                           Выполнил:

              Студент: Рулькова Ирина Сергеевна

                                                          ФНО (день) курс  I,бакалавр экономике

                                                          Личное дело №100.10/120248

                          Преподаватель: ______________________

 

 

2013

 

Содержание:

 

Введение 3

1. Доктрина русской государственности. Начало книгопечания в Московии 4

2. Живопись, зодчество, литература 10

Тест: 25

Заключение 26

Список использованной литературы: 29

 

 

Введение

Культура  народа является частью его истории. Ее становление тесно связано  с теми же историческими факторами, которые воздействуют на становление  и развитие хозяйства страны, ее государственности, политической и  духовной жизни общества. В понятие  культуры входи, естественно, все, что  создано умом, талантом, рукоделием народа, все, что выражает его духовную сущность, взгляд на мир, природу, человеческое бытие, на человеческие отношения.

Развитие  культуры России XVI в., как и во все времена, была не только обусловлена социальным, экономическим, политическим развитием общества, но само являлось важнейшей составной частью исторического развития в целом.

Культура - не обособленная грань общественной жизни, а одно из её проявлений, теснейшим  образом связанных со всеми другими. Уровень и характер развития культуры зависит от общего уровня социально-экономического развития общества, так и в определённой степени от предыдущих традиций и  накопления культурного наследия.

Рубеж XV - XVI вв.- перелом в историческом развитии русских земель. Явления характерные  этому времени оказали прямое воздействие на духовную жизнь России, на развитие ее культуры, предопределили характер и направление историко-культурного  процесса. Преодоление феодальной раздробленности, создание единой государственной власти создавало благоприятные условия для хозяйственного и культурного развития страны, послужило могучим подъема национального самосознания. Благотворное влияние этих факторов сказалось на развитии всей русской культуры в конце XV - первой половине XVI в., особенно ярко проявившись в общественно-политической мысли и архитектуре.

Таким образом, целью данной работы является комплексное  изучение русской культуры XVI в.

 

1. Доктрина русской государственности.  Начало книгопечания в Московии

Во второй половине XV-начале XVI вв. процесс объединения  русских земель перешел в завершающую  стадию формирования единого Российского  государства во главе с Москвой. Знаменательным историческим событием этого времени стало окончательное  освобождение от монголо-татарского ига (1480 г.). В годы правления Ивана III (1462-1505 гг.) и его сына Василия III (1505-1533 гг.) к Москве было присоединено большое число русских городов, к крупнейшим из которых относились Новгород (1478 г.), Чернигов (1503 г.), Псков (1510 г.), Смоленск (1514 г.), Рязань (1521 г.). Активно шел в это время процесс перехода мелких удельных князей и бояр на службу к московскому великому князю.

Политика  государственной централизации  основывалась на ограничении самостоятельности  отдельных феодалов и возвышении великокняжеской власти над княжеско-боярской знатью. Бывшие самостоятельными земли  и княжества превращались в уезды, для управления которыми назначались  великокняжеские наместники. Таким  образом, в это время происходили  существенные изменения в традиционных устоях феодальной иерархии. И вместе с тем государство оставалось по своему существу феодальным, великокняжеская  власть добивалась единства управления в нем чисто феодальными средствами и методами. Сохранялась экономическая  раздробленность страны. Характеризуя данную эпоху, В. И. Ленин писал, что  «о национальных связях в собственном  смысле слова едва ли можно было говорить в то время: государство  распадалось на отдельные «земли», частью даже княжества, сохранявшие  живые следы прежней автономии, особенности в управлении, иногда свои особые войска (местные бояре  ходили на войну со своими полками), особые таможенные границы и т.д.».

Упрочению позиций великого князя и идеологическому  утверждению Москвы в качестве новой  столицы «всея Руси» содействовала  церковь, ставшая в начале XVI в. крупнейшей политической и экономической силой государства. После захвата в 1453 г. Константинополя турками Москва стала претендовать на роль новой столицы православного мира, а московский великий князь на роль преемника византийского императора. Эта претензия находила выражение в принятии византийского герба-двуглавого орла, во введении нового пышного церемониала при московском дворе по царь градскому образцу, что особенно проявило себя после женитьбы Ивана III на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог. Москву в то время сравнивали с Константинополем, а Ивана III с императором Константином, более того, в начале XVI в. возникла идеологическая концепция «Москва - третий Рим», наложившая определенный отпечаток на образный строй центральных ансамблей Москвы XVI в.

Возникновение книгопечатания в Московском государстве совпало с эпохой Ивана Грозного. Это было время  упрочения государственности и  окончательного утверждения монархического централизованного государства.

Прежде всего, Грозный решал  политические проблемы Руси на Востоке. В 1552 г. он покорил Казанское царство, чуть позже Астраханское. Огромные просторы, населенные неправославными народами, оказались под властью Московского царя. Органическое включение их в государство требовало христианского просвещения, и вскоре появилась Казанская епархия, которой требовались богослужебные книги. Казалось бы, проблема могла быть решена традиционным рукописным производством, но в Европе уже был изобретен печатный станок.

Введение книгопечатания стало  возможно и благодаря тому уровню знаний русских людей, техническим  умениям, которые позволили быстро создать «неведомый до того» печатный стан.

Одной из самых загадочных страниц  в истории отечественного книгопечатания является вопрос об Анонимной типографии и безвыходных изданиях, получивших такое наименование в связи с отсутствием в них выходных сведений.

В настоящее время известны следующие  издания, датируемые по бумаге, вкладным и владельческим записям, орнаментике, расположению шрифта, строк: Узкошрифтное Четвероевангелие (1553-1554), Триодь Постная (1555-1556), Триодь Цветная (1556-1557), Среднешрифтное Четвероевангелие (1558-1559), Среднешрифтная Псалтырь (1559-1560), Широкошрифтное Четвероевангелие (1563-1564), Широкошрифтная Псалтырь (1564-1565). Исследователями точно установлено их московское происхождение.

Таким образом, очевидна деятельность особой типографии в Москве в 1550 - начале 1560-х годов. Судя по тому, что в  изданиях отсутствует указание на царское  повеление их печатать, исследователи  предполагают частный характер их производства. Тематика книг, например, выпуск Четвероевангелия, истолковывается некоторыми авторами как свидетельство принадлежности Анонимной типографии к кругам, близким  к нестяжателям. Некоторые исследования показывают связь Анонимной типографии с Избранной радой Ивана IV - Адашевым, попом Сильвестром (замечательным писателем, автором Домостроя, духовником царя).

Теория  создания Русского государства нашла  свое выражение в «Сказаниях о  князьях Владимирских» и «Сказании  о Владимире Мономахе». В них  обосновывалась наследственная связь  русских государей с Византией  и Киевской Русью, утверждалось, что  русские государи ведут свое происхождение  от римского императора Августа и, следовательно, имеют право на все русские  земли. Эту идею поддержали деятели  церкви, которые к тому же связали  ее с идеей о Москве как о  «третьем Риме». В посланиях великому князю Василию III игумен псковского Елизарова монастыря Филофей писал, что существовавшие прежде два мировых центра христианства - Рим и Византия пали из-за отхода от «истинного христианства». Правители Византии изменили «истинному», т. е. православному христианству, заключив Флорентийскую унию (1439) с католической церковью.

Это, по мнению Филофея, привело к падению Византии и завоеванию ее турками (1453). Но Москва не признала унию, поэтому к ней перешла роль мирового центра христианства, она стала «третьим Римом». А «четвертому Риму не бывать», так считают деятели церкви, - может быть только «три мировых царства», после чего наступит «конец света». Тезис «Москва - третий Рим» должен был обосновать мировое значение Русского государства, послужить укреплению православного христианства и возвышению церкви.

В первой половине XVI в. появились работы Ивана  Пересветова, дворянина, талантливого публициста: «Сказание о царе Константине», «Сказание о Магомете - Салтане», «Предсказания философов и докторов латинских о Царе Иване Васильевича» и др. В них он изложил свою программу преобразований в стране. Идеал государственного устройства Пересветов видит в сильной царской власти Государство без грозы - что конь без узды.

Главную опору царя автор видит в лице поместного дворянства. Он предлагает возвышать людей не по богатству  и знатности рода, а по заслугам.

За ограничение  власти царя выступал в своих сочинениях сподвижник царя Ивана Грозного князь  Андрей Курбский (1528-1583), автор многих произведений, в том числе «Истории о великом князе Московском». Интересна переписка Курбского  с царем о путях развития Руси.

Хозяйственные и политические достижения России этого  времени оказали заметное влияние  на повышение уровня грамотности  и просвещения, которые распространялись, прежде всего, среди феодалов и купечества. Встречались грамотные и среди  крестьян. Грамоте обучали в частных  школах, в основном священники и  дьячки. В школах изучали Часослов, (Часослов - церковно-богослужебная  книга, содержащая псалмы, молитвы, песнопения и другие тексты богослужения.), псалтырь, а в некоторых - начальную грамматику и арифметику. (Псалтырь - сборник псалмов, молитвенных песнопений, входящих в Ветхий Завет.)

Во второй половине XV в. русская книга и  книжная миниатюра претерпели большие  изменения - пергамент был заменен  бумагой. В первую очередь это  отразилось на технике и колорите миниатюр, походивших теперь не на эмаль  или мозаику, а на акварель. Рукописные книги наполняются огромным количеством  иллюстраций. Например, Лицевой летописный свод имел 16 тысяч миниатюр на исторические, военные, жанровые и другие темы.

Большую роль в истории культуры России сыграло  появление книгопечатания. Первые попытки  его относятся к концу XV в., но началось оно в 1553 г. Как мы уже отмечали, первые издания не имели авторов и не датировались; до настоящего времени известно семь таких печатных памятников. Новый этап в книгопечатании наступил в 1563 г., когда на средства царской казны была устроена типография в Москве. Книгопечатание стало государственной монополией. Во главе типографии стояли Иван Федоров (ок. 1510-1583) и Петр Мстиславец. 1 марта 1564 г. была напечатана первая русская датированная книга - «Апостол», а в 1565 г. - «Часослов» - сборник ежедневных молитв, который служил и пособием для обучения грамоте. «Апостол» - богослужебная книга, включающая почти весь Новый Завет, за исключением Евангелий.

На выпуск «Апостола» ушел год, а «Часослов» вышел  всего за два месяца. Позже Иван Федоров и Петр Мстиславец переехали на Украину, затем в Литву. В Москве книгопечатание продолжили их ученики - Никифор Тарасьев, Тимофей Невежа и его сын Андроник Тимофеев Невежа. До конца XVI в. было издано около 20 книг церковно-религиозного содержания.

Выбор «Апостола» для первого издания государственной  типографии, несмотря на то, что эта  книга не являлась первой необходимостью для вновь освященного храма (освящение  и служба в храме невозможны без  Напрестольного Евангелия), оправдан тем, что «Апостол» в Древней Руси использовался для обучения духовенства. В нем заключены первые образцы  толкования учениками Христа Св. Писания, а несколько ранее Московские соборы выступили с осуждением ересей, причиной которых называлось неправильное толкование Св. Писания. В этом отношении издание «Апостола» еще раз показывает его государственно-национальное значение в борьбе со «смутой» путем церковного просвещения. Отпечатанная Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем первая датированная книга стала образцом для последующих изданий.

 «Часослов» по своему полиграфическому исполнению ниже «Апостола», что может быть объяснено не только спешкой типографов, но и назначением книги, ее использованием. «Апостол» украшает фронтисписная гравюра с изображением апостола и евангелиста Луки, по преданию автора Деяний апостольских. Он изображен сидящим на низкой скамейке в плаще-гиматии, перед пюпитром, его фигура заключена в декоративную рамку, по предположению исследователей повторяющую гравюру немецкого мастера Эргарда Шена (ок. 1491-1542), помещенную в Библиях 1524 и 1540 гг., но значительно переработанную русским мастером. Орнаментика федоровских изданий отличается изяществом и во многом восходит к образцам орнаментальных украшений в рукописях и гравюрах Феодосия Изографа, но у Федорова, например, в «Часослове» есть заставки, не встречающиеся в рукописях, образцы которых он, возможно, вывез из Польши.

Исследователями доказано символическое значение орнаментальных украшений в книгах Ивана Федорова, где текст и орнамент неразделимы  и истолковывают друг друга.

Книгопечатание  в Москве развивалось и после  Ивана Федорова. В столице первопечатник  оставил своих учеников Никифора Тарасиева и Андроника Тимофеева Невежу. В 1567-1568 гг. они возродили московскую типографию, из которой в 1568 г. вышло первое послефедоровское издание - Псалтырь. В 1571 г. пожар уничтожил Печатный двор. В 1577 г. по поручению Ивана Грозного была организована типография в Александровской слободе, где также выпустили Псалтырь. После долгого перерыва в 1589 г. в Москве вновь начинает работать Печатный двор, на котором Андроник Невежа издает Триодь постную. Всего в XVI веке на территории Московского государства было выпущено 19 изданий, средний тираж которых составлял 1000-1200 экземпляров. Главный итог работы мастеров XVI столетия заключается в организации крупной типографии европейского типа на государственной основе Московского Печатного двора, которым до 1602 г, руководил мастер Андроник Невежа.

Информация о работе Русская культура XVI в