Русская культура XVIII века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 19:38, контрольная работа

Краткое описание

1. Задание 1. Осветить проблему: «Сущность и значение культурных инноваций в Петровскую эпоху».
2. Задание 2. Кратко ответьте на вопросы:
2.1 Какие направления художественной культуры XVIII века наиболее интенсивно развивались в России?
2.2 Какие качественные изменения произошли в системе русского образования?
2.3 Каковы особенности «просвещенного абсолютизма» в России в XVIII веке?
3. Задание 3.Объясните термины.
4. Задание 4. Выполнить тесты.

Вложенные файлы: 1 файл

Культурология Контрольная работа.docx

— 31.51 Кб (Скачать файл)

Содержание

  1. Задание 1. Осветить проблему: «Сущность и значение культурных инноваций в Петровскую эпоху».
  2. Задание 2. Кратко ответьте на вопросы:

2.1 Какие направления художественной культуры XVIII века наиболее интенсивно развивались в России?

2.2 Какие качественные изменения произошли в системе русского образования?

2.3 Каковы особенности «просвещенного абсолютизма» в России в XVIII веке?

  1. Задание 3.Объясните термины.
  2. Задание 4. Выполнить тесты.
  3. Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема №14 «Русская культура XVIII века»

Задание 1. Осветить проблему: «Сущность и значение культурных инноваций в Петровскую эпоху».

Инновация  выработка, синтезирование новых идей, создание новых моделей действия, ценностей, политических программ, имеющих часто индивидуальный и неповторимый характер. Инновация культурная впервые появляющиеся в данном обществе (культуре) объекты, институты, черты, нормы, ценности в результате изобретения или заимствования из других культур.

XVIII век – значительнейший  период в русской истории. Реформы  Петра касались не только экономической,  государственной, политической, военной  и общественной жизни, но также  просвещения, науки и искусства.  В это время шел процесс  европеизации во всех областях  русской жизни. Переход от Древней  Руси к новой России, от средних  веков к новому времени был  многотруден, ибо задержался в  России почти на триста лет  и происходил при уже сформировавшихся  новых формах жизни на Западе. За каких-нибудь 50 лет России во всех сферах пришлось пройти тот путь развития, какой на Западе длился 2–3 столетия. Это в полной мере касается культуры в целом и изобразительного искусства в частности. Отсюда и характерная его черта, которую одна из исследователей русского искусства – Н.Н. Ковалевская – назвала «спрессованностью» развития. Эта спрессованность при всем высочайшем уровне прошлой, древнерусской культуры, при уже канонизированном западноевропейском опыте породила в русском искусстве параллельное существование сразу нескольких стилевых направлений, несоответствие некоторых явлений культуры объективным условиям, определенные курьезы в процессе сложения новой культуры, «мирского» ее характера, особенно в первой трети столетия. Без учета этих особенностей, аналог которым трудно найти в западном искусстве, невозможно понять самую сущность русской культуры XVIII столетия. Только с середины века начинается уже более соответствующее общеевропейскому развитие искусства барокко, рококо, а затем классицизма.

 Идея основания в  России своей школы разных  художеств появилась еще при  Петре I, который дал указание  о разработке проекта такой  Академии, хотя прошло еще не мало времени, прежде чем удалось реализовать эту идею. Поначалу подготовка мастеров велась в различных местах и городах. Это была и Петербургская типография, и Оружейная палата в Москве, однако необходимость дальнейшего развития художественной школы стала особенно очевидной в середине XVIII века. И в 1757 г., в Петербурге состоялось открытие Академии трех знатных художеств.

 Распространению научных  знаний и образования способствовало  развитие типографского дела  в Москве и Петербурге. Широко  издавали учебники, иллюстрированные  гравюрами, схемами, чертежами,  словари, различные специальные  руководства. Введение нового, более  простого шрифта привело к  разделению сферы светской и  церковной книжности (где сохранялся  старый шрифт) и способствовал  распространению грамотности. 

 В конце 1702г. Начала  выходить первая печатная газета, в которой публиковались внутренняя  и иностранная хроника, сведения  о военных, хозяйственных и  культурных событий. 

 Надо отметить, что  период петровской эпохи имел  предшественников. В Посольском  приказе для царя и придворных  составлялись рукописные информационные  столбцы. В последней трети  века такие рукописные газеты  выпускались более или менее  регулярно в нескольких экземплярах.  Их содержание составляли, главным  образом сообщения о торговых  делах и необычных событиях. Таким  образом, петровские ведомости  не являлись изобретение царя, его заслуга состоит в том,  что рукописные столбцы, предназначенные  для немногих, были превращены  в печатное издание для всеобщего  чтения. Правительство активно использовало  книжное дело и печать для  пропаганды проводимых реформ.

 В литературе при сохранение новых форм происходили серьезные изменения. Это время расцвета жанра «истории» - повести. Большой популярностью пользовалась «История о российском матросе Василии Кариотском», сюжет который напоминает повести XVII в., но в ней отразилось жизнь и идеи новой эпохи. В отличие от «блудного сына» XVII столетия, судьба героя петровского времени определяет не проведение, а его личные качества. Это огромное достижение новой культуры, свидетельствующее об освобождении от оков религиозного сознания. Победа личностного начала и чисто светские сюжеты присущи и другим повестям этого времени: «История о храбром российском кавалере Александре». «История о неком шляхецком сыне». Эти не совершенные в художественном отношении повести позволяют много узнать о людях нового времени. Как правило, герои «петровских повестей» - молодые и энергичные дворяне, верящие во всемогущество разума и науки, осознающие себя не только гражданами новой России, но и европейцами. Для русских людей нового времени естественно представление о России, как о европейской стране.

 Своеобразно нарастает  и динамика стилевого развития  русской архитектуры XVIII века. Важнейшим  атрибутом архитектуры того времени  стал ордер. Отточенная система  ордера дала русской архитектуре  приобщиться к одному из совершеннейших  созданий Мировой культуры.

 Принципы архитектуры  нового времени наиболее полно  воплотились в строительстве  новой столицы России – Петербурге. Строительство Петербурга потребовало  колоссальных затрат, часто в  ущерб другим городам. Так,  в 1714г. Петровским указом было  запрещено каменное строительство  повсюду, за исключением новой  столицы. Для массового строительства  вводились типовые проекты зданий, размеры которых зависели от  состоятельности владельца.

 В петровское время  произошли изменения в застройках  Москвы, где так же возводились  здания, отвечавшие новым вкусом. Появились небывалые прежде сооружения  промышленного, административного,  учебного назначения.

 Русской архитектуре XVIII в. в сравнение с предыдущими и последующими периодами были присущи простота и деловитость: обычно четкие, сдержанные объемы; членение фасадов лопатками или пилястрами, не дающими контрастных теней; декоративная скульптура, отражавшая назначения здания.

 Так же приобщение  к опыту мировой культуры в  наиболее сжатые сроки произошло  в живописи. О решительном переходе  к новому искусству свидетельствует  утверждение новых жанров и  техники. Постепенно ведущее место  заняли картины на светские  сюжеты, выполненные маслом. В художественный  обиход вошло изображение человеческого  тела с учетом анатомии. Светское  искусство петровского времени  представлено монументальной росписью, различными видами станковых  произведений и миниатюрой. Наибольших  успехов достигло искусство портрета во всех его разновидностях. Обращает на себя внимание большое число парадных портретов, изображающих членов царствующего дома, высших сановников. Очевидно социальная функция парадного портрета. Он не просто прославлял Петра I и близких ему лиц, но и способствовал утверждению идеологии абсолютизма, утверждал сословное самосознание дворянства. Но главное направление искусства портрета в России изначально было связанно с новым пониманием человека как личности, со стремлением художника проникнуть в его внутренний мир, что нашло отражение в камерном портрете.

 Идеологи петровского  времени искренне верили в  полицейское всемогущество государства.  Петровские указы, не ограничиваясь  сферой политики и экономики,  вторгались в общественную, частную  и даже интимную жизнь. Указы  учили подданных правилам рационального  хозяйствования, предписывали покрой  одежды, определяли даже судьбу  растительности на лице. Безоговорочное  право не брить бороду было сохранено лишь за духовенством. Купцам и крестьянам, не желавшим расставаться с нею приходилось платить особый налог и носить медный «бородовой знак», изображающий усы и бороду и снабженный надписью «деньги взяты». Регламентировалась духовная жизнь населения (специальный указ определял размер штрафов для уклонявшихся от посещения церкви) и досуг – вводились новые формы общения (ассамблеи, маскарады, светские праздники). Вместе с тем получили распространение правила хорошего тона. Специально для дворян была издана книга о правилах поведения молодого человека «юности честное зерцало», советовавшая в частности: в сапогах не танцевать, в платок громко не сморкаться, пальцем носа не чистить, пальцев не облизывать, голову над пищей не чесать, не чавкать и т. п. Среди петровских нововведений было устроение первого публичного театра на Красной площади в Москве.

 При правительстве Петра I возникали многие социальные институты, светская школа, Академия наук и др. без которых невозможно было утверждение новой культуры. Развитие науки и новой системы просвещения в свою очередь содействовало формированию светского искусства, внедрению бытовых новшеств. На первые десятилетия XVII в. пришелся решительный перелом в культуре, выразившийся в обращении к нормам, принятым в передовых странах Европы, начиная с эпохи Возрождения, и одновременно предпринятые шаги, свидетельствующие о стремлении сохранить свою самобытность. Вместе с тем сословная политика государства привела к углублению разрыва между высшими и низшими сословиями. Этот разрыв определялся социально – экономическим положением и усиливался различиями в уровне культуры, особенно образованности. Образование стало одной из привилегий дворянства и духовенства, плодами развития новой культуры пользовались в основном дворяне. В тоже время на идеологию, быт и нравы низов по-прежнему огромное влияние оказывала церковь. Эти обстоятельства наложили отпечаток на все последующее развитие русской культуры.

Задание 2. Кратко ответьте на вопросы:

2.1 Какие направления художественной культуры XVIII века наиболее интенсивно развивались в России?

 Петровская эпоха всегда  вызывала споры своей сложностью  и неоднозначностью. Однако реформы  Петра не означали радикального  разрыва с прошлым, с национальными  традициями, и полного усвоения  западных образцов. Тем не менее,  открытость русской культуры  Западу ускорили ее собственное  развитие. Для культуры этого  периода характерна быстрая смена  стилей (барокко, классицизма). Появляется  авторство. Искусство становилось  светским, более разнообразным в  жанровом отношении, пользовалось  поддержкой государства. Но наряду  с появлением этих тенденций,  художественная культура первых  десятилетий XVIII в. сохраняла еще  некоторые черты предшествующего  столетия и носила переходный  характер.

При Петре рождались новые жанры и стили в искусстве (например, жанр путешествий, «историй», кантов и др.); апофеоз вещи раскрепостил сюжет литературно-художественных произведений. Реальность мира стала описываться и толковаться вне соотнесения с вековыми идеалами религии и традиционной этики и эстетики; жизненный и житейский опыт стал постоянным предметом отражения в литературе и искусстве.

 

2.2 Какие качественные изменения произошли в системе русского образования?

 Оформление абсолютизма  с его огромным чиновничьим  аппаратом, создание регулярной  армии и флота, бурный рост  ряда отраслей промышленности, нараставшие  изменения в укладе жизни резко  увеличили потребность в специалистах, которых могла подготовить только  новая, светская школа. Из-за  отсутствия специальных учебных  заведений в России по указу  Петра уже в конце XVII в. дворянскую  молодежь посылали для обучения  «навигационным наукам, живописному  искусству, механике, инженерству,  артиллерии» в западноевропейские  страны.

 В 1714 г. более чем  в 40 провинциальных городах были  открыты приближавшиеся по типу  к начальной общеобразовательной  школе, в которых царский указ  предписывал «поголовно» учиться  «всем дворянским и подьячим  детям» и без получения свидетельства  об окончании этих школ «жениться их не допускать». Однако уже в 20-е годы эти учебные заведения практически прекратили существование, так как дворянские дети были освобождены от обучения в них, дети духовенства переведены в епархиальные, а солдатские в гарнизонные и солдатские школы. В городах сохранились старые формы обучения, в дворянских семьях преобладало домашнее обучение. Дети крепостных крестьян в эти школы не принимались.

 Новая школа во многом  сохранила черты средневекового  учебного заведения: классно –  урочная система еще не утвердилась,  обучение было индивидуальным; прием  учеников не был одновременным,  их возраст колебался от 7 до 20 лет; учебный день составлял  6 часов; главным методом обучения  была зубрежка; жестокие наказания  являлись обязательной составляющей  обучения. Учителями в профессиональных  и цифирных школах обычно работали  иностранцы на русской службе, специалисты – практически и  выпускники этих школ. Специальных  учебных заведений для подготовки  учителей еще не существовало.

 

2.3 Каковы особенности «просвещенного абсолютизма» в России в XVIII веке?

 В Петровскую эпоху  российская экономика, и прежде  всего промышленность совершила  гигантский скачок.  Происходит  резкое разграничение страны  на две зоны ведения феодального  хозяйства – неурожайный Север,  где феодалы переводили своих  крестьян на денежный оброк,  зачастую отпуская их в город  и другие сельскохозяйственные  местности на заработки, и плодородный  Юг, где дворяне – землевладельцы  стремились к расширению барщины.  Также усиливались государственные  повинности крестьян. Их силами  строились города (на строительство  Петербурга работало 40 тыс. крестьян), мануфактуры, мосты, дороги; проводились  ежегодные рекрутские наборы, повышались  старые денежные сборы и вводились  новые. Главной целью политики  Петра все время являлось получение  как можно больших денежных  и людских ресурсов для государственных  нужд.

 Были проведены две  переписи - 1710 и 1718 гг. По переписи 1718 г. Единицей обложения становилась  "душа" мужского пола, вне зависимости  от возраста, с которой взималась  подушенная подать в размере  70 копеек в год (с государственных  крестьян 1 руб. 10 коп. в год). Это упорядочило податную политику и резко подняло доходы государства.

Информация о работе Русская культура XVIII века