Работа с коллективом народного танца

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 13:07, доклад

Краткое описание

«Народный танец,один из древнейших видов народного искусства…складывался и развивался под влиянием географических,исторических и социальных условий жизни.Он конкретно выражает стиль и манеру исполнения каждого народа и неразрывно связан с другими видами искусства,главным образом с музыкой. Народный танец-результат коллективного творчества.Переходя от исполнителя к исполнителю,из поколение в поколение,из одной местности в другую,он обогощается,достигая в ряде случае высокого художественного уровня,виртуозной техники.У каждого народа сложились свои танцевальные традиции,пластический язык,особая кооординация движений,приемы соотношения движения с музыкой».

Вложенные файлы: 1 файл

Работа с коллективом народного танца.docx

— 21.62 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с коллективом  народного танца

                                                                Реферат

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Народный танец,один из древнейших видов народного искусства…складывался и развивался под влиянием географических,исторических и социальных условий жизни.Он конкретно выражает стиль и манеру исполнения каждого народа и неразрывно связан с другими видами искусства,главным образом с музыкой.                                                              

Народный танец-результат  коллективного творчества.Переходя от исполнителя к исполнителю,из поколение в поколение,из одной местности в другую,он обогощается,достигая в ряде случае высокого художественного уровня,виртуозной техники.У каждого народа сложились свои танцевальные традиции,пластический язык,особая кооординация движений,приемы соотношения движения с музыкой»

О разнообразии народных танцев,их различии по характеру и манере исполнения,а также об условиях,влияющих на формирование тех или иных черт в народных танцах,образно писал Н.В.Гоголь: «Посмотрите,народные танцы являются в разных углах мира:испанец пляшет не так как швейцарец,шотландец,как теньеровский немец,русский не так,как француз,как азиатец.Даже в провинциях одного и того же государства изменяется танец.Северный русс не так пляшет,как малороссиянин,как славянин русский,как поляк,как финн:у одного танец говорящий,у другого бесчуственный;у одного бешенный,разгульный,у другого спокойный;у одного напряженный,тяжелый,у другого легкий,воздушный.Откуда родилось такое разнообразие танцев?Оно родилось из характера народа,его жизни и образа занятий.Народ,проведший горделивую и бранную жизнь,выражает ту же гордость в своем танце; у народа беспечного и вольного та же безграничная воля и поэтическое самозабвение отражаются в танцах;народ климата пламенного оставил в своем национальном танце ту же страсть и ревность».

Народное исскуство танца в настоящее время превратилось в массовую форму самодеятельного творчества.Тысячи танцевальных коллективов,от небольших кружков до онсаммблей танца и балетных театров успешно демонстрируют сегодня расцвет многонационального исскуства нашей страны.Сегодня самодеятельные танцевальные коллективы решают проблему создания сценических вариантов народного танца с сохранением его национального колорита,выразительных средств и,самое главное,с современной трактовкой содержания,чтобы он являлся образным отражением нашей жизни.

Хореографическое произведение,правдиво передающее замысел художника,как и любое другое создание искусства-важное средство эстетического воспитания.Но для того,чтобы танец стал стредством эстетического воспитания,он должен быть воплощен в высокохудожественной форме.достичь этой цели исполнитель сможет,только в совершенстве овладев средствами танцевального языка-его техникой.

В основном эти навыки приобретают  в процессе учебной работы.Поэтому,она играет такую важную роль в любом народном танцевальном коллективе.Если учебная работа поставлена хорошо,исполнители быстро и легко овладевают техникой танца.Остается только добиваться четкости,образности и выразительности.

В раздел учебной работы входят:

а)тренировочные занятия  у станка и на середине зала;изучение парных движений;

б)разучивание и отработка  отдельных танцевальных элементов  и композиций на основе которых будет  осуществляться постановочная работа.

Цель и задачи учебной  работы-овладение танцевальным мастерством,танцевальной техникой.Без танцевальной техники не может быть творческого роста коллектива.Одна из задач учебно-тренировочной работы-правильная постановка корпуса,ног,рук и головы,развитие и укрепление суставно-связочного аппарата,развитие силы и ловкости,выработка эластичности мышц. Освоение народного танца помогает развить  координацию движений,различные виды мышц,связок,суставов,эмоциональность и пластичность в танце,чистоту исполнения технических приемов,способствует перевоплощению танцовщика.

Никогда не нужно спешить  в начале обучения.С первых же шагов следует приучать участников относиться к занятиям серьзно,сознательно,сознательно воспринимать весь материал.Участникам самодеятельности нужно рассказать о том,что в начале происходит освоение движений,отработка их технологии.Затем,в результате систематических занятий они превращаются уже в естественно знакомые,посредством которых можно со всей убедительностью и правдивостью передавать зрителю чувства и мысли люблго хореографического произведения.К сожелению,некоторые руководители не понимают всего значения учебной работы.Они часто не ведут ее в колективах,а если ведут,то она носит непоследовательный и несистематический характер.Из-за этого развиваются вредные привычки,нет широты движения,не держат спины и т.д.

Директора домов и дворцов  культуры наносят вред тем,что требуют с первых дней вновь создавшийся коллектив народного танца заниматься созданием репертуара.От этого страдает качественный показатель в коллективе.

С первых же дней занятий  участников народного танцевального  коллектива необходимо научить понимать сущность учебно-тренировочных и  репетиционных занятий.

Занятия у станка преследуют следущие цели:разогревают участников,постепенно подготавливают к выполнению технических движений,развивают эластичность связок и развивают и укрепляют мыщцы.Способствуют овладению техникой танца,вырабатывают силу и вместе с тем легкость движений,способствует развитию выразительности движений.

После упражнений у станка урок продолжается на середине зала.Середина-это главное на занятиях.Занятия на середине развивают у исполнителей танцевальность,выразительность,хорошую манеру исполнения,вырабатывают техническое усовершенствование движений.

В самодеятельном танцевальном коллективе подготовка к созданию новой  постановки начинается задолго до её показа на сцене.Руководитель заранее включает в учебные занятия отдельные элементы лексики намеченного к работе танца,стиль его исполнения,отдельные жесты и позы.На середине зала осваиваются танцевальные движения,комбинации,в этюдной форме проверяется выразительность отдельных фрагментов,композиционных рисунков и переходов.Совершенное овладение техникой танца необходимо для создания образной выразительности.

С чего начинаем разучивание  движений?

Во время разучивания  движения педагог-балетмейстер говорит  его название,затем показывает движение и называет основной принцип движения.Музыкальный темп во время разучивания движения.Балетмейстер-педагог показывает движение в «полную ногу» в быстром темпе,затем в отдельности в медленном,в среднем.Затем пробуют участники исполнить движения в медленном темпе,в среднем,в быстром.После того как участники попробовали сами исполнить двидение,педагог еще раз в среднем темпе и акцентируют внимание участников на двух трех главных деталях.Не следует сразу говорить все замечания исполнителям,они никогда не воспримут,будут следить за всем,в результате ничего не добьются.Язык балетмейстера-педагога должен быть ясным и лаконичным.Движения рук отрабатываются отдельно,так как перемена положений рук во время движения в целом очень важна.Поэтому  надо знать,как рука поднимается,как опускается,раскрывается в сторону,переводится из одного положения в другое и т.д.Движения рук тесно связаны с движениями корпуса и головы.Не следует оговаривать допустимые варианты,что в конечном счете приводит к множеству неточностей,к уничтожению стереотипа и выработке неверного стереотипа.

Изучение движений в парном исполнении имеет огромное значение.Здесь,помимо технического усовершенствования,характера танца,стиля,манеры исполнения,необходимо следить за тем,чтобы между танцующими было общения.Юноша должен знать,как себя держать с девушкой,исполняя то или иное движение,девушка так же.Танцуя в парах,исполнители обычно смотрят друг на друга.Не следует участникам во время исполнения движений часто смотреть на себя в зеркало.

Надо стремиться развить  у участников чувство ансамбля,начиная с отработки движений.Главное,добиваться в исполнении движения ощющения воздуха,а не исполнять движение в пол.Работу над танцем руководитель ведет не мучая исполнителей бесцельными прогонами.Он все время ставит перед ними конкретные задачи.

Танец разучивается не сразу,а по частям:экспозиция,завязка,развитие действия,кульминация,развязка.Перед каждой частью ставится главная задача.Руководитель показывает всю экспозиционную часть и исполнители и повторяют ее несколько раз.Руководитель направляет  свое внимание на то,чтобы участники прониклись художественной задачей,которую выполняет экспозиция танца:с одной стороны,зритель знакомится с исполнителями,с другой стороны,создается обстановка возникновения взаимоотношений.В этот период руководитель в работе с исполнителями делает акцент на содержание,добивается его понимания.Как только он видит,что исполните усвоили художественную задачу экспозиции,он показывает им завязку и ставит новую творческую задачу:определить возникновение взаимоотношений.Разучивая экспозицию и завязку руководитель стремится передать внутрреннюю жизнь персонажей.Он детально объясняет и обосновывает логику их действий и поступков,что помогает впоследствии передать в танце жизненную правду их взаимоотношений,характеров.На следущем занятии руководитель сначала повторяет изученное,затем он показывает композиционно-законченную часть танца и,ограничившись ею,работает над развитием действия,а также возникновением в завязке взаимоотношений между персонажей.На последущих занятиях разучиваются остальные части танца.Особое внимание уделяется кульминациию.

На каждой постановочной  репетиции надо дать репетиции надо дать участникам коллектива 2-5 раз без  остановки повторить разученный фрагмент в музыкальном темпе как при разучивании экспозиции.

Самая распространенная ошибка руководителя при разучивании нового танца-многократное его повторение без замечаний и поправок,как говорят,для памяти.Вследствии этого исполнители повторяют свои ошибки,которые впоследствии балетмейстеру очень трудно исправить.

Разучивая танец с участниками  коллектива,руководитель должен наметить для себя план его отработки.Отработка танца начинается с внимательной проверки драматургического развития действия.Руководитель еще раз внимательно проверяет правильность и гармонию соотношения асех частей,силу и яркость выразительных средств.Просмотрев все,он приступает к отработки техники исполнения,проверяет,как понята и передана лексика в общей композиции танца.Затем начинается работа над каждым движением.Когда техника отработана настолько,что не отвлекает внимание исполнителей,руководитель постепенно переходит к закреплению композиционного рисунка танца.Он разъясняет исполнителям,как данный рисунок помогает раскрытию содержания танца,какую выразительную нагрузку несет,как его надо исполнить,чтобы создать необходимое художественное впечатление.Вместе с тем,работая над выразительностью рисунка,руководитель добивается одинаковости интервалов в рисунке танца,следит за чистотой развития.Так идет работа над выразитеностью техники исполнения.Балетмейстер,кроме многих качеств,должен обладать острым взглядом.Он обязан видеть все горешности исполнения в массе танцующих и замечать,кто именно их совершил,следить за правильностью их выполнения каждого отдельного движения и общей композицией,за точностью рисунка-размещением танцующий по сценической площадке.

По мере освоения технических  трудностей балетмейстер постепенно все  больше уделяет внимание стилистическим особенностям языка танца,манр исполнения,которя проявляется во внутренней эмоциональности,в характерных движениях рук,корпуса и головы,в особенности походки,осанки,жестикуляции и мимике.Балетмейстер стремится,с одной стороны,к стилистическому единству исполнения,а сдругой стороны-к сохранению творческой индивидуальности каждого участника.Совершенствуя манеру исполнения танца,он всегда напоминает о характере художественного образа.Чтобы музыка и танец органически сливались в одно целое и раскрывали содержание.Балетмейстер вместе с музыкантом-аккомпаниатором добивается выявляния всех динамических оттенков,необходимых для передачи темпа исполнения.

Немаловажную роль играет творческая атмосфера на репетиции.В работе с участниками самодеятельности балетмейстер должен быть очень собран,спокоен и терпелив,но в тоже время и настойчив.Если балетмейстер пришел на репетицию взвинченным и раздраженным,настроение руководителя немедленно передается колективу,работа в обстановке нервозности не даст нужных результатов.тоже произойдет,если балетмейстер явится в состоянии апатии,будет репетировать вяло,инертно.Атмосфера скуки и уныния-не стимул для творчества.

«Труд,в котором все основано на эмоциях,должен протекать в хорошей обстановке.Эмоциональность в работе имеет первостепенное значение»

Когда горячая увлеченность балетмейстера передается исполнителям,зажигает их-это и есть творческая атмосфера,которая сама по себе обеспечивает настоящую дисциплину,и зависит она в первую очередь от балетмейстера.

Хореографический номер  не знает пределов отработки.Чем больше существует номер на сцене,тем он профессиональней,тем выше качество исполнения.Иногда мы у нас в Кузбассе,видим обратное явление.В народных ансамблях танца хореографические номера живут на сцене 5-6 лет и более и за это время происходит деградация номеров.


Информация о работе Работа с коллективом народного танца