Путь гармонии человека с природой в Даосизме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 21:20, курсовая работа

Краткое описание

ВВЕДЕНИЕ
Для человека в восточных учениях характерно неизменное чувство ответственности за свои действия на более высоком, «космическом» уровне. В этих учениях мир создан не ради человека, но человек драгоценнее всего, он предпоследнее звено саморазвития мира. Человек – не царь Вселенной, он не может диктовать ей свою волю, «покорять» и распоряжаться. Наилучшая стратегия – «недеяние» и следование «естественности».
В наше время на рубеже веков, тысячелетий, в ожидании апокалипсиса, люди все чаще задумываются, как и зачем они жили, что сделали, как нужно вести себя перед концом света. У них нет уверенности, что они все делали правильно,

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………… 1-4
1 ДАОСИЗМ: ПУТЬ ЕСТЕСТВЕННОСТИ И НЕВМЕШАТЕЛЬСТВА В ПРИРОДУ
1.1 ПРИРОДА И ЕЕ ПРОЦЕССЫ В УЧЕНИИ ДАОСИЗМА………………………….5-8
1.2 ЭТИКА НЕДЕЯНИЯ «У - ВЕЙ»……………………………………………………………8-10
2. МОРАЛЬНО - ЭТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ ЧЕЛОВЕК В ДАОСИЗМЕ…………..10-11
2.1 ТРИ СОКРОВИЩА…………………………………………………………………………...11-13
2.2 ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА………………………………………………..13-15
2.3 ЭТИКА ДОЛГА В ДАОСИЗМЕ……………………………………………………….. 15-16
Заключение ………………………………………………………………………… 17-18
Список литературы ……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Копия Копия ВВЕДЕНИЕ.docx

— 45.19 Кб (Скачать файл)

Что есть истина? Как я узнаю, что  я знаю? Это вопросы, на которые  действительно мудрый человек не сможет ответить определенно, в то время  как множество мнимых мудрецов ответы предложат. Все ответы зависят от времени, места и обстоятельств. Даос забывает списки ответов, игнорирует правила поведения, поднимается над моралью и этикой. Этот человек не подчиняется никаким внешним авторитетам. Он просто внимательно вслушивается в свою собственную глубинную природу. Поступая так, он не только находит истину, но также и живет в соответствии с ней. Потому что в его глубинной природе присутствует Дао, который управляет четко и решительно. Даос может познать весь мир, не покидая своего дома.

Таковы были слова первых даосов, которые предпочли бы вообще ничего не говорить. Они знали, что их представления о жизни не могут быть наилучшим образом выражены в словах. Их представления могли бы быть поняты только теми, кто разделил бы их как результат своего собственного опыта. Каждый из нас в то или иное время терпел неудачу, пытаясь выразить самые глубокие чувства и озарения. В такие моменты мы можем выразить себя в поэзии, музыке и других формах искусства. Это также справедливо и для даосов. Если мы намерены их понять, то следует отдавать себе отчет в том, что мы имеем дело с поэзией их представлений. Слова не следует понимать буквально, поскольку они не в состоянии выразить представления. Однако слова даосизма следует воспринимать серьезно.

 

                                        2.3 ЭТИКА ДОЛГА В ДАОСИЗМЕ

Человек выполняет свой долг не потому, что он обязан это делать, а потому, что он не чувствует, что он этого  делать не должен. Последователь Дао  подчинился бы миру настолько, насколько  это необходимо, чтобы свести к  минимуму трудности жизни в гармонии с Дао. Очевидно, что он не сможет жить в гармонии, если будет постоянно  стремиться уйти от ответственности  или пытаться свергнуть правительство  или органы власти. Очевидно также, что он не жил бы гармонично, если бы постоянно собирался взваливать на себя все большую долю ответственности, стремился изменять или укреплять  все вокруг. Мир, как куриный бульон: если его слишком много варить, то можно испортить. Мудрый человек  не будет добавлять ничего лишнего  и не станет мешать. Он предпочтет дождаться  того момента, когда суп будет  готов.

Но как мы можем просто сидеть, пустив все на самотек и ни во что не вмешиваясь? Это трудно сделать, но это просто. Это так же просто и так же сложно, как расслабиться. Чжуан-цзы дал такой совет:

Человек чувствует удовольствие до того, как улыбается, и улыбается  до того, как подумает, как ему  следует улыбаться. Вернитесь к  правильной последовательности событий.

Мир существует не для того, чтобы  управлять им, схватив его за рога. Но мир существует для того, чтобы  жить в нем и понимать его. Гармония не рождается из беспорядочных агрессивных  звуков. Она рождается из тихих  звуков, спокойно и уверенно сливающихся  в аккорд.

Чжуан-цзы однажды рассказал историю о человеке, который стал продвигаться сам по себе, вместо того, чтобы довериться Дао. Этот человек так боялся собственной тени и ему так не нравились собственные шаги, что он решил убежать от них. Однако чем больше он двигался, тем больше шагов он делал. И, несмотря на быстрый бег, ему не удалось убежать от своей тени.

Тогда он решил, что движется слишком  медленно, и бросился бежать со всех ног. В результате он ослабел и, в  конце концов, умер. Он не знал, что  его тень пропадет в другой тени, а шаги прекратятся, когда он остановится. Воистину он был глупцом.

«Горе реформаторам и моралистам, проповедующим чистоту и добродетели, — говорил Чжуан-цзы, — они убегают от собственных теней».

Если вдуматься, заявляют даосы, то, как можно претендовать на то, чтобы предложить правила для праведной жизни? Как можно чувствовать такую уверенность в своих знаниях, чтобы делать подобное? Самоуверенный человек, который претендует на то, что он так много знает, вероятно, делает это для своего собственного эго. По-настоящему мудрый человек не знает о том, что он мудр. Уверенность в своем знании в то время, как его нет -- специфическая болезнь, присущая всем людям. И только когда нас берет досада от такой самонадеянности и самообмана, мы можем вылечиться от этой болезни. Стремясь помочь людям сделать это, Чжуан-цзы часто высказывался об этом с легким юмором. Он рассказывал, как однажды во сне он был бабочкой, радостно порхающей тут и там. Он больше совершенно не ощущал себя человеком. Затем он внезапно проснулся и обнаружил, что он все еще человек и лежит в постели. Однако тогда Чжуан-цзы вынужден был спросить себя: «Был ли я тогда человеком, которому снилось, что он бабочка, или сейчас я - бабочка, которой снится, что она - человек?» Эти слова позволяют задуматься человеку о его долге, долге понимать мир, не вмешиваться в его процессы природы, соединиться с ней.

Таким образом, Даосизм призывает  к возращению к «первоначальной  Природе», упрощению и естественности, т. е. даосы призывают слиться с Природой, не нарушая ее гармоничное течение, ибо в этом течении проявлена Воля Сущего.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

И проанализировав учение о человеке в Даосизме , в этическом ключе, мы пришли к следующим выводам:

- Природа действует не по  капризу. «Природа» — это ключ  ко всем ответам даосов на вопросы, которые нас заставляет задавать жизнь. Высшее благо человека, его настоящее счастье может быть найдено в гармонии с природой, пути Дао. Это путь, по которому движется вселенная. Человек — часть вселенной.. Если бы предоставить Дао свободу действовать среди людей, то все шло бы наилучшим образом, ведь Дао — это путь совершенства: совершенного развития, совершенной гармонии.

- «У-Вей» означает отказ от целенаправленного активного вмешательства в ход событий, поскольку, по даосским представлениям, любое вмешательство нарушает естественное движение мира и противоречит самоестественности Дао-Пути. Именно через силу У-вэй Дао проявляется в каждом человеке. У-вэй — означает «недеяние», отрицание целенаправленной деятельности, идущей вразрез с естественным порядком. В процессе жизни необходимо придерживаться принципа недеяния — принципа У-вэй. Это не бездействие. Это деятельность человека, которая согласовывается с естественным ходом миропорядка. Всякое действие, противоречащее Дао означает пустую трату сил и приводит к неудаче и гибели.

- Ранние даосы решили, что существуют три вещи — три сокровища, как они их назвали, - которые являются высшими наставниками человека, исповедующего Дао. Это любовь, умеренность и смирение. Эти три качества помогали последователям Дао жить в этом мире. Они обнаруживаются, когда мы начинаем осознавать то, что глубоко скрыто в нашей природе и что мы обычно игнорируем. Мы обнаруживаем эти сокровища, счищая слой за слоем наши страхи, привычки и поверхностные устремления. Отсутствие этих качеств делает нас подавленными, неестественными и несчастными.

- Классическими стали пять правил, которые можно встретить практически  во всех школах: не убивать,  не злоупотреблять вином, стремиться  к тому, чтобы речи не расходились  с велениями сердца, не воровать, не заниматься развратом. Даосы считали, что, соблюдая эти запреты, можно «сконцентрировать заслуги и вернуться к корням», т.е. достичь Дао. Даосский трактат «Канон Нефритовой чистоты» перечисляет уже десять запретов и одним из самых страшных считается нарушение сыновнего долга, когда «поворачиваешься спиной к отцу или матери». Также нельзя проявлять неуважение к правителю.

Итак, Даосизм учит созерцательному  отношению к жизни. Блаженства достигает  не тот, кто стремится добрыми  делами завоевать расположение Дао, а тот, кто в процессе погружения в свой внутренний мир стремится  вслушаться в самого себя, а через  себя вслушаться и постичь ритм мироздания,природы. Таким образом, цель жизни осмысливалась в Даосизме как возвращение к вечному, возвращение к своим корням, к природе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1. Алимов, И.А. Ермаков, М.Е., Мартынов, А.С. Срединное государство: Введение в традиционную культуру Китая. М.: Муравей, 1988.- 288 с.

2. Баранов И.Г. Верования и  обычаи китайцев. М.: Муравей —  Гайд, 1999. - 304 с.

3. Васильев К.В. Истоки китайской  цивилизации. М.: Вост. л-ра, 1998. - 319 с.

4. Васильев Л.С. Культы, религии,  традиции в Китае. М.: Наука, 1970. -484 с.

5. Васильев Л.С. Проблемы генезиса  китайской мысли: формирование  основ мировоззрения и менталитета.  М.: Наука, 1989. - 309 с.

6.Дао дэ цзин. Опыт стихотворного перевода Валерия Перелешина.,1990.- 161с.

7. Дао и даосизм в Китае /Под ред. Л.С. Васильева, Е.Б. Поршневой. М.: Наука, 1982. - 287с.

8. Древнекитайская философия: В  2 т. / Сост. Ян Хин-шун. М: Принт, 1994. - 748 с.

9. История китайской философии / Пер. с кит. Общ. ред. и послесл. М.Л. Титаренко. М.: Прогресс, 1989. - 552 с.

10.История этических учений: Учебник / Под ред. А.А. Гусейнова. – М.: Гардарики, 2003. - 911с.

11. Китайская геомантия / Сост., пер., вст. ст., примеч. М.Е. Ермакова.

12. Кобзев А.И. Дао. Дэ // ПДВ. 1993. № 3. -163с.

13. Кобзев А.И. Дэ и коррелятивные  ей категории в китайской классической  философии // От магической силы  к моральному императиву: категория  дэ в китайской культуре. М., 1998. -35с.

14. Кравцова М.Е. История культуры  Китая. СПб.: Лань, 1999. - 416 с.

15.Малявин В. В. Чжуан-Цзы. М.: 1985. - 356с.

16. Малявин В.В. Традиционная  эстетика в странах Дальнего  Востока. М.: Знание, 1987.- 64с.

17. Мистерия Дао. Мир Дао дэ  цзина / Сост., пер., иссл. и примеч. А.А. Маслова. М.: Сфера, 1996. - 512 с.

18. Мудрецы Китая. Ян Чжу, Лецзы, Чжуан -цзы / Пер. с кит. Л.Д. Позднеевой. СПб.: Петербург — XXI век: ТОО «Лань», 1994. - 416 с.

19. От магической силы к моральному  императиву: категория дэ в китайской  культуре. М.: Вост. л-ра, 1998.- 422 с.

20. Померанцева Л.Е. Поздние даосы о природе, обществе и искусстве (Хуайнаньцзы). М.: Изд-во МГУ, 1979. - 243 с.

21. Проблема человека в традиционных  китайских учениях. М.: Наука, 1983. 264с.

22. Торчинов Е.А. Этика и ритуал в религиозном даосизме // Этика и ритуал в традиционном Китае: М.: Наука, 1988. – 235с.

23. Торчинов Е.А. Даосизм: поиск бессмертия и свободы // Реверс: филос.-религ. и лит. альманах. СПб., 1992. – 254с.

24. Торчинов Е.А. Даосизм // ПДВ. 1993. № 2. – 136с.

25. Торчинов Е.А. Религиозная доктрина даосизма: учение о бессмертии и путях его обретения // Чжан Бо-дуань. Главы о прозрении истины (У чжэнь пянь). СПб., 1994. – 53с.

26.Филонов С.В. Вехи отечественной  историографии в изучении даосизма // Тез. докл. к общеросс. науч.-метод. конф. «Россия и Восток». Ярославль, 1998. – 66с.

27. Филонов С.В. Некоторые тенденции  развития современного даосского  монашества в КНР // Вестник  АмГУ. Вып. 3. Благовещенск, 1998. – 25с.

28. Чэн Чжунъин. Теория конфуцианской личности (selfhood), самосовершенствование и свободная воля в конфуцианской философии / Пер. с англ. А. Ломанова // ПДВ. 1995. №6. - 135с.

 

 

 


Информация о работе Путь гармонии человека с природой в Даосизме