Путь гармонии человека с природой в Даосизме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 21:20, курсовая работа

Краткое описание

ВВЕДЕНИЕ
Для человека в восточных учениях характерно неизменное чувство ответственности за свои действия на более высоком, «космическом» уровне. В этих учениях мир создан не ради человека, но человек драгоценнее всего, он предпоследнее звено саморазвития мира. Человек – не царь Вселенной, он не может диктовать ей свою волю, «покорять» и распоряжаться. Наилучшая стратегия – «недеяние» и следование «естественности».
В наше время на рубеже веков, тысячелетий, в ожидании апокалипсиса, люди все чаще задумываются, как и зачем они жили, что сделали, как нужно вести себя перед концом света. У них нет уверенности, что они все делали правильно,

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………… 1-4
1 ДАОСИЗМ: ПУТЬ ЕСТЕСТВЕННОСТИ И НЕВМЕШАТЕЛЬСТВА В ПРИРОДУ
1.1 ПРИРОДА И ЕЕ ПРОЦЕССЫ В УЧЕНИИ ДАОСИЗМА………………………….5-8
1.2 ЭТИКА НЕДЕЯНИЯ «У - ВЕЙ»……………………………………………………………8-10
2. МОРАЛЬНО - ЭТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ ЧЕЛОВЕК В ДАОСИЗМЕ…………..10-11
2.1 ТРИ СОКРОВИЩА…………………………………………………………………………...11-13
2.2 ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА………………………………………………..13-15
2.3 ЭТИКА ДОЛГА В ДАОСИЗМЕ……………………………………………………….. 15-16
Заключение ………………………………………………………………………… 17-18
Список литературы ……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Копия Копия ВВЕДЕНИЕ.docx

— 45.19 Кб (Скачать файл)

                           Частное учреждение образования

   «Институт современных  знаний имени А.М. Широкова»

 

                              Гуманитарный факультет

                        Специальность «Культурология»

          Специализация «Менеджмент культурных  связей»

 

 

    Курсовая работа

На тему « Путь гармонии человека с природой в Даосизме»

       По  дисциплине «Фундаментальная культурология»

 

 

 

 

                                                                                             Работа выполнена

                                                                                             Студентом 3 курса

                                                                                            Группы № 3212309

                                                                              Заочной формы обучения

                                                        Зайцевой Надеждой Владимировной

 

                                                                    Преподаватель: Мартынов В.Ф.

 

                                         Минск 2012

 

 

                                      СОДЕРЖАНИЕ:

 Введение ……………………………………………………………………………… 1-4

1 ДАОСИЗМ: ПУТЬ ЕСТЕСТВЕННОСТИ  И НЕВМЕШАТЕЛЬСТВА В ПРИРОДУ

1.1 ПРИРОДА И ЕЕ ПРОЦЕССЫ В УЧЕНИИ ДАОСИЗМА………………………….5-8

1.2 ЭТИКА НЕДЕЯНИЯ «У - ВЕЙ»……………………………………………………………8-10

2. МОРАЛЬНО - ЭТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ ЧЕЛОВЕК  В ДАОСИЗМЕ…………..10-11

2.1 ТРИ СОКРОВИЩА…………………………………………………………………………...11-13

2.2 ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА………………………………………………..13-15

2.3 ЭТИКА ДОЛГА В ДАОСИЗМЕ……………………………………………………….. 15-16

Заключение ………………………………………………………………………… 17-18

Список литературы ……………………………………………………………..19-20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Для человека в восточных учениях  характерно неизменное чувство ответственности  за свои действия на более высоком, «космическом» уровне. В этих учениях  мир создан не ради человека, но человек  драгоценнее всего, он предпоследнее  звено саморазвития мира. Человек  – не царь Вселенной, он не может  диктовать ей свою волю, «покорять» и распоряжаться. Наилучшая стратегия  – «недеяние» и следование «естественности».

В наше время на рубеже веков, тысячелетий, в ожидании апокалипсиса, люди все  чаще задумываются, как и зачем  они жили, что сделали, как нужно  вести себя перед концом света. У  них нет уверенности, что они  все делали правильно, так как  в религиях «Бог дал человеку инстинкты, и, сделав столь экстраординарный подарок, поменял правила игры». Следовать  им очень сложно. Человек разрывается  между желаниями природными, животными  и вполне естественными и нормами  морали и права, которые в таких  популярных религиях как христианство и ислам даны слишком расплывчато, что позволяет трактовать их по-разному. («Возлюби ближнего своего как самого себя» значит себя возлюби в первую очередь и люби не больше, чем  остальных; или остальных не больше, чем себя…Или не люби ни себя, ни других… В Библии благодаря огромному количеству переводов с одного языка на другой даже происхождение полов не ясно. По одной версии Ева сотворена из ребра Адама, а по другой оба созданы одновременно. Ислам с одной стороны проповедует мир, а с другой – поощряет убийство «неверных», то есть не мусульман.

Даосизм – одна из великих мировых  религий. Не смотря на то, что фундамент  даосизма был заложен ещё в IV в. до н. э., философом Древнего Китая  Лао-Цзы, написавшим знаменитый трактат "Дао де Цзин", как развитое религиозное направление даосизм  стал складываться лишь в начале Средних  веков. Во многом это было связано  с крушением огромных империй  Древнего Китая Цинь и Хань (III в. до н. э. — III в. н. э.), что сопровождалось 100-летними кровопролитными войнами.

В тот период любой человек —  из высшего сословия или из низшего, житель срединных земель или окраин — не находил опоры ни в семье, ни в общине, ни в государстве. Чувство  потерянности побуждало обращаться к старым авторитетам учителей, знающих  иные жизненные пути и способных  вывести из бедствий реального мира.

Однако китайский мудрец Лао-Цзы, который верил и учил, что мир  развивается в соответствии с  божественным предначертанием, что  находит свое отражение в повторяющихся  и упорядоченных явлениях природы. Суть мудрости и счастья, по словам Лао-Цзы, заключается в том, чтобы  человек приспособился к этому  порядку и воссоздал в себе самом путь, по которому движется мир. Именно с учений Лао-Цзы начинает складываться морально этический образ  человека в Даосизме.

Цель работы: определить и раскрыть путь гармонии человека с природой в Даосизме.

Объектом исследования является феномен  даосизма.

Предметом настоящей курсовой работы следует считать познание особенности  гармонизации человека с природой в  даосизме.

В соответствии с целью курсовой работы, были поставлены следующие  задачи:

1.Раскрыть понимание природы и ее процессов в учении Даосизма;

2.Рассмотреть даосскую этику «недеяния» (У - Вей);

3.Исследовать морально- этический образ человека в Даосизме, а именно:

- определить понятие «трех сокровищ»  в учении Даосизма,

- описать правила поведения  даосов,

- охарактеризовать категорию долга  в этике Даосизма.

Даосизм по древности своего возникновения  может поспорить разве что  с древнегреческой или древнеиндийской  философией. В связи с этим сохранилось  множество первоисточников, относящихся  непосредственно к периоду становления  философского даосизма, большая часть  которых так и остается на китайском  языке. Из них на западноевропейские языки (в том числе и на русский) переведены такие философские тексты как: «Дао дэ цзин», «Чжуан-цзы», «Ле-цзы», а так же комментарии к ним китайских авторов: Ван Би, Го Сяна, и др. Среди современной русскоязычной литературы представляют интерес работы Кобзева А.И. «Методология традиционной китайской философии», Торчинова Е.А «Учение Гэ Хуна о Дао: человек и природа. Проблема человека в традиционных китайских учения».

Померанцевой Л.Е. «Поздние даосы о природе, обществе и искусстве (Хуайнаньцзы)», Лукьянова А.Е., Малявина В.В., Позднеевой Л.Д, Филонова С.В., которые в той или иной мере соприкасаются с темой курсовой работы и были использованы при исследовании.

Положения, выносимые на защиту:

1).Природа действует не по  капризу. «Природа» — это ключ  ко всем ответам даосов на вопросы, которые нас заставляет задавать жизнь. Высшее благо человека, его настоящее счастье может быть найдено в гармонии с природой, пути Дао. Это путь, по которому движется вселенная. Человек — часть вселенной.. Если бы предоставить Дао свободу действовать среди людей, то все шло бы наилучшим образом, ведь Дао — это путь совершенства: совершенного развития, совершенной гармонии.

2).«У-Вей» означает отказ от целенаправленного активного вмешательства в ход событий, поскольку, по даосским представлениям, любое вмешательство нарушает естественное движение мира и противоречит самоестественности Дао-Пути. Именно через силу У-вэй Дао проявляется в каждом человеке. У-вэй — означает «недеяние», отрицание целенаправленной деятельности, идущей вразрез с естественным порядком. В процессе жизни необходимо придерживаться принципа недеяния — принципа У-вэй. Это не бездействие. Это деятельность человека, которая согласовывается с естественным ходом миропорядка. Всякое действие, противоречащее Дао означает пустую трату сил и приводит к неудаче и гибели.

3). Ранние даосы решили, что существуют три вещи — три сокровища, как они их назвали, - которые являются высшими наставниками человека, исповедующего Дао. Это любовь, умеренность и смирение. Эти три качества помогали последователям Дао жить в этом мире. Они обнаруживаются, когда мы начинаем осознавать то, что глубоко скрыто в нашей природе и что мы обычно игнорируем. Мы обнаруживаем эти сокровища, счищая слой за слоем наши страхи, привычки и поверхностные устремления. Отсутствие этих качеств делает нас подавленными, неестественными и несчастными.

4). Классическими стали пять  правил, которые можно встретить  практически во всех школах: не  убивать, не злоупотреблять вином,  стремиться к тому, чтобы речи  не расходились с велениями  сердца, не воровать, не заниматься развратом. Даосы считали, что, соблюдая эти запреты, можно «сконцентрировать заслуги и вернуться к корням», т.е. достичь Дао. Даосский трактат «Канон Нефритовой чистоты» перечисляет уже десять запретов и одним из самых страшных считается нарушение сыновнего долга, когда «поворачиваешься спиной к отцу или матери». Также нельзя проявлять неуважение к правителю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ДАОСИЗМ: ПУТЬ ЕСТЕСТВЕННОСТИ  И НЕВМЕШАТЕЛЬСТВА В ПРИРОДУ

                1.1 ПРИРОДА И ЕЕ ПРОЦЕССЫ В УЧЕНИИ ДАОСИЗМА

Древнюю землю Китая относительно мало затрагивали новейшие достижения в науке и образовании вплоть до начала двадцатого века. Однако столетия тому назад жил китайский мудрец Лао-Цзы, который верил и учил, что мир развивается в соответствии с божественным предначертанием, что  находит свое отражение в повторяющихся  и упорядоченных явлениях природы. Суть мудрости и счастья, по словам Лао-Цзы, заключается в том, чтобы  человек приспособился к этому  порядку и воссоздал в себе самом путь, по которому движется мир.

Жизнь и мысль Лао-Цзы оказали  глубокое влияние на жизнь и развитие Китая. Мир был бы беднее без него. Его учения вместе с учениями его  последователей составили философскую  базу даосизма. Но когда мы внимательно  вглядываемся в прошлое Китая  — примерно за 600 лет до нашей  эры - мы видим лишь слабые и неясные  очертания этого мудреца, философа и пророка. Образ Лао-Цзы более  походит на легендарный. Однако многие ученые утверждают, что этот человек жил на самом деле. Имя Лао-Цзы упоминается в книгах, написанных людьми следующего поколения. Лао-Цзы традиционно приписывается авторство трактата «Дао Де Цзин», которая легла в основу даосизма. Лао-Цзы видел вокруг себя множество людей, ломающих голову над неразрешимыми вопросами, и это побудило его высказаться. Эти вопросы не очень отличались от тех, которые мы с вами задаем даже сегодня. И они повторяются из поколения в поколение. «Кто я?» «Что есть моя жизнь?», «Живу ли я настолько хорошо, насколько это возможно?» ,«Кем бы я мог быть?», «Как я могу жить лучше?», «Каковы результаты попыток жить лучше?» Китайцы с оптимизмом смотрели на мир, и когда они спрашивали, то делали это с уверенностью и с надеждой. Как можно проследить, ответы на эти вопросы прописаны Лао-Цзы в трактате «Дао Де Цзин», здесь также уделяет большое внимание описанию природы и ее процессов.

Природа действует не по капризу. А  китайцы считают, что они являются частью природы. Еще Лао-Цзы, глядя  на окружавших его людей, видел, что  некоторые из них борются за счастье, не вспоминая о том, чему учили  традиции. Он видел, как люди пытаются изменить то, что им предлагает жизнь, вместо того, чтобы принять это. И  он сказал: «Вы ищете мудрость, доброту и удовлетворение. Но в выборе способов, которыми вы стремитесь этого достичь, вы глупы и слепы.

Неужели вы не способны понять, что  мудрость — это вера, доброта  — это принятие, а удовлетворение — это простота? Так устроен  мир».

Еще задолго до Лао-Цзы путь, по которому развивается мир, был назван Дао, что означает просто «путь» или  «путь, по которому идти». До сих пор  это переводилось как «природа»  или «путь природы». Это путь, по которому движется вселенная. Человек  — часть вселенной. Когда люди наиболее естественны, они живут  в соответствии с законами взаимодействия различных частей вселенной. Если бы предоставить Дао свободу действовать  среди людей, то все шло бы наилучшим  образом, ведь Дао — это путь совершенства: совершенного развития, совершенной  гармонии.

«Дао — это источник всего  сущего.

Он — причина возникновения  всего, даже китайских богов.

Однако Дао никогда не считался богом.

Дао — это реальность.

Он существовал до того, как возникла вселенная»

Он сотворил все существующее и  продолжает поддерживать его существование  через высвобождение своей энергии. Подъемы и спады, приливы и  отливы, создание и распад — эти  противоположности энергии Дао  дали начало существованию, которое  будет продолжаться.

И все-таки Дао никогда не принуждает человека действовать определенным образом. Дао только направляет.

Даосизм был назван так потому, что Лао-Цзы и его последователи  настойчиво утверждали, что Дао - это  образ жизни. Их девизом было «назад к природе», «природу» следовало  понимать в смысле естественного  и надлежащего порядка вещей. Ранние даосы настолько безоговорочно верили в это, что они призывали покончить с обрядами и обычаями и даже с самой цивилизацией, ибо все это является следствием вмешательства в природу.

Первые даосы часто говорили об ушедшем «Золотом веке», когда люди жили в мире и гармонии, потому что они были естественными, свободными и простым. Блага, к которым стремятся все люди, были утрачены, когда этот век миновал. Люди обретут их только тогда, когда вернутся к простоте и полной естественности, которые были свойственны «Золотому веку».

«Природа» — это ключ ко всем ответам  даосов на вопросы, которые нас заставляет задавать жизнь. Высшее благо человека, его настоящее счастье может быть найдено в гармонии с природой, Дао. Лишь когда кто-нибудь естественен, он внутренне спокоен и способен принять то, что предлагает жизнь. Когда кто-либо честолюбив или агрессивен, он противоречит своей истинной природе. Ведя войну с самим собой, он наносит смертельный удар своему возможному счастью.

В то врем, как Лао-Цзы беспристрастно заявлял, что люди должны успокоиться и принимать мир таким, каков он есть, вместо того, чтобы пытаться изменить его, существовало множество других, которые громко выражали свое несогласие. Некоторые философы, среди которых был Конфуций, ходили по свету, убеждая всех, кто их слушал, что единственный способ, которым люди могут вернуть себе счастье и процветание, — это стать добродетельными. Когда каждый человек научится исполнять свой долг и выполнять свои обязанности, тогда все люди, живущие на земле, станут счастливыми. Они также ссылались на ушедший «Золотой век», когда счастье было скорее правилом, чем исключением. Однако они утверждали, что ценности «Золотого века» можно возродить, если люди научатся общаться друг с другом.

Первые даосы отрицали эти постулаты. Добродетели и долга достигли те, кто позволил себе идти и делать то, что получалось естественно. Почему человеку следует стремиться к благу? Благо приходит само, когда все правила забыты и попытки прекращены. Тот, кто ищет добродетель, никогда не обретет ее. Долг исполняется только тогда, когда не пытаешься его исполнить.

Информация о работе Путь гармонии человека с природой в Даосизме