Профилактика конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2012 в 03:58, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы будет- изучение и представление в виде контрольной работы, основ профилактики конфликтов, методов работы с конфликтами и их профилактика менеджером, в чью профессиональную деятельность входят все уровни управления организацией, трудовым коллективом, неформальными организациями и человеческими ресурсами в целом.

Содержание

Введение
1. Определение конфликта. Модель. Факторы возникновения
2. Профилактика конфликтов. Теория и практика
3. Стратегия предотвращения конфликтов
Системный подход
Вывод
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

конфликтология.doc

— 101.50 Кб (Скачать файл)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»

Центр дистанционного образования

 

Контрольная работа

по дисциплине: «Конфликтология»

по теме: «Профилактика конфликтов»

 

 

 

 

Исполнитель: студент (ка)

Специальность: ЭПБ

Группа 10

Ф.И.О Новикова Т.Н.

Вариант 20.

 

 

 

Омск

2012

 

Содержание

Введение

1. Определение конфликта. Модель. Факторы возникновения

2. Профилактика конфликтов. Теория и практика

3. Стратегия предотвращения конфликтов

Системный подход

Вывод

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В настоящее время знание конфликтологии и психологии помогает менеджерам, руководителям практически во всех моментах их профессиональной деятельности. Одним из наиболее востребованных на настоящее время навыков и умений управленца является грамотное проведение профилактики конфликтов. Именно этим объясняется актуальность сформулированной мной темы, а именно-профилактика конфликтов. Выбранные и обозначенные проблемы межличностных отношений для руководителя современно значимы. Ежедневно на почве расхождений во взглядах, разногласий и противоборства разных мнений, нужд, побуждений, желаний, стилей жизни, надежд, интересов и личностных особенностей возникает возможность возникновения конфликтов. Они представляют собой один из результатов каждодневного соперничества и противостояния людей в сфере принципиальных или эмоционально обусловленных столкновений, которые нарушают личностное или межличностное спокойствие.

Так актуальность данной темы я буду освещать в контрольной работе.

Производственная деятельность руководителя любого уровня тесно связана с работой с людьми, ведь производство - это не только технический и технологический процессы. Переход экономики на рыночные принципы функционирования ставит большинство руководителей в еще не привычные для них условия, когда не только от их профессиональной квалификации, но и от знания “сферы человеческих отношений” зависит судьба возглавляемого трудового коллектива и предприятия в целом. При решении разных производственных задач каждый руководитель неизбежно сталкивается со всевозможными конфликтами и конфликтными ситуациями, в которых ему приходится выступать не только как одному из участников, конфликтанту, но и быть в роли третьей стороны, разрешающей возникший спор. Отсутствие на предприятиях специалистов-психологов и конфликтологов во многих случаях заставляет управленческий персонал самостоятельно осваивать эти области знаний.

Итак целью данной работы будет- изучение и представление в виде контрольной работы, основ профилактики конфликтов, методов работы с конфликтами и их профилактика менеджером, в чью профессиональную деятельность входят все уровни управления организацией, трудовым коллективом, неформальными организациями и человеческими ресурсами в целом.

В настоящее время руководителям многих уровней не хватает элементарной конфликтологической культуры, не хватает знаний о конфликтах, о путях их мирного решения. Многие руководители предпочитают решать возникающие конфликтные ситуации силовыми методами, даже не догадываясь, что есть мирные и конструктивных методы выхода их конфликта, приводящие к ситуации «выигрыш - выигрыш».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Определение конфликта. Модель. Факторы возникновения

В психологии конфликт определяется как столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций, в межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями.

Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей. Конфликты могут быть скрытыми или явны-ми, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия. Поэтому конфликт определяют как отсутствие согласия между двумя или более сторонами - лицами или группами. Приведем ещё несколько определений конфликта:

Конфликт - это противоречие, возникающее между людьми в связи с решением тех или иных вопросов социальной и личной жизни.

Конфликт - это несогласие между двумя или более сторонами, когда каждая сторона старается сделать так, чтобы были приняты именно её взгляды, цели и помешать другой стороне, сделать тоже.

Конфликт - это ситуация, в которой два или более человека демонстрируют разногласия в спорном вопросе при наличии эмоционального антагонизма между ними.

Конфликт - это одна из форм взаимодействия людей и групп, при которой действия одной стороны, столкнувшись с интересами другой стороны, препятствуют реализации её цели.

Конфликты - неотъемлемая составляющая часть функционирования любой организации. И любой конфликт может выполнять как положительные, так и отрицательные функции. Хотя часто говорят, что определённый уровень конфликта может быть функциональным, большинство рекомендаций по организационным конфликтам преимущественно опирается на методы его разрешения, редукции или минимизации. Но конфликт не обязательно должен устраняться вовсе, скорее, им нужно эффективно управлять.

Конфликты создают напряжённые отношения в коллективе, переключают внимание сотрудников с непосредственных забот производства на “выяснение отношений”, тяжело сказываются на их нервно-психическом состоянии. И всё же конфликты могут привести к улучшению условий труда, технологий, управленческих отношений. Положительная роль конфликта может также заключаться в росте самосознания участников конфликта, если последний преследует социально значимую цель; во многих случаях конфликт формирует и утверждает определённые ценности, объединяет единомышленников, играет роль для безопасного и даже конструктивного выхода эмоций.

Как указывают американские психологи Пол М. Дизель и Уильям Мак-Кинли Раньян, внутри организации разные группы, а также отдельные работники имеют разнонаправленные стремления. Решая общую цель, они часто направляют свои действия друг против друга, что является противоречивым и нежелательным фактом для менеджмента. Создать организацию, где не было бы конфликтов - нереальная мечта менеджеров.

В условиях производства конфликты существуют всегда. Это могут быть межличностные и производственные конфликты, связанные с организацией самого процесса, наличия графиков отпусков, различного отношения работников к дисциплинарным и иным требованиям.

Одни конфликты могут разрешаться сразу, например, нарушения дисциплины, другие требуют рациональной оценки и анализа причин и способа их устранения. Но нельзя никак игнорировать конфликты, так как они могут развиваться с еще большей силой.

Руководитель в своих воздействиях на подчиненных должен ориентироваться не на отдельно взятого работника, а на целую группу, поскольку она является мощнейшим фактором воздействия на отдельно взятую личность.

Иногда в группе оказывается сотрудник, который считается только со своими интересами. Например, всеми силами старается "карабкаться" наверх по служебной лестнице, применяя нетактичные приемы. Это приводит других работников в ярость. Здесь и возникает вопрос: как должен вести себя руководитель, и какую тактику поведения он должен выработать по отношению к подчиненным и тому субъекту, который пытается опередить своих коллег.

Если между разными группами, выполняющими производственные задачи, понимание целей, присутствуют схожие социальные установки, тогда это облегчает деятельность руководителя. Можно сказать, что внутри организаций конфликты возникают по вине, как руководителя, так и его подчиненных, и решать их приходится как той, так и другой стороне. Ниже я привела факторы, способствующие возникновению и поддержанию конфликтных отношений в рабочей группе. В организационной деятельности руководителя важнейшей задачей является умение прогнозировать возможности развития и последствий конфликтов любого рода, а общим требованием для руководителей является умение управлять ими.

Факторы, способствующие возникновению и поддержанию конфликтных отношений в рабочей группе:

(по вине руководителя)

· плохая организация работы с группой со стороны руководителя

· наличие неэффективного стиля руководства группой

· неполное владение руководителем информацией о работе внутри организации

· невмешательство руководителя в отношения между работниками

· отсутствие доверительных отношений руководителя с подчиненными

· отсутствие сплоченности в коллективе

· отсутствие группового единства

· низкая степень групповой активности

· разобщенность группы

· наличие плохого психологического климата в рабочей группе

· преобладание индивидуальных интересов над обще групповыми

· отсутствие должного контроля по отношению к членам группы со стороны руководителя

· неправильное мотивирование подчиненных

· отсутствие положительного стимулирования подчиненных

· недостаточная степень ответственности за работу подчиненных

· отсутствие группового согласия (по вине подчиненных)

· личностное неприятие членами группы общих целей организации

· эгоистические тенденции поведения отдельных членов группы

· отрицательные социальные установки отдельных личностей в группе

· наличие агрессивных тенденций поведения у отдельных членов группы

· доминирование индивидуальных целей над групповыми у некоторых членов рабочей группы

· отсутствие ответственного поведения у некоторых членов группы при выполнении общих задач

· различное личностное осмысление причин конфликта

· нежелание найти единый рациональный подход к разрешению конфликта

· стремление к власти и возникновение неуправляемых действий со стороны отдельных членов группы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Профилактика конфликтов. Теория и практика

Теперь я бы хотела перейти от основных факторов конфликта к рассмотрению теоретических основ их профилактики. Профилактика конфликтов заключается в такой организации жизнедеятельности субъектов социального взаимодействия, которая исключает или сводит к минимуму вероятность возникновения конфликтов между ними.

Профилактика конфликтов - это их предупреждение в широком смысле слова. Цель профилактики конфликтов - создание таких условий деятельности и взаимодействия людей, которые минимизировали бы вероятность возникновения или деструктивного развития противоречий между ними. Предупредить конфликты гораздо легче, чем конструктивно разрешить их. Как показывает практика, профилактика конфликтов не менее важна, чем умение конструктивно их разрешать. При этом она требует меньших затрат сил, средств и времени и предупреждает даже те минимальные деструктивные последствия, которые имеет любой конструктивно разрешенный конфликт. Профилактику конфликтов разделяют на первичную и вторичную. Первичная профилактика заключается в психологической образовании возможных участников конфликта. Вторичную профилактику связано с проведением непосредственной работы по снижению уровня напряженности в конфликтогенного группах. При этом следует учитывать и анализировать конфликтогены, т.е. все то, что может вызвать конфликт (слово, действие или бездействие, невербальные проявления и т.п.). Основными конфликтогенамы есть угрозы, приказы, неконструктивно критика, оскорбления, проявление агрессивности, эгоизм, утаивание информации, ложь и др. В ответ на них обычно применяются аналогичные по силе или даже сильнее конфликтогены. Повышение психологической культуры и психологической образования способствуют предупреждению агрессивности вероятных участников конфликтов, психологического давления и конфликтогенности общения.

Деятельность по предупреждению конфликтов могут осуществлять сами участники социального взаимодействия, руководители, специалисты-психологи. Она может вестись по 4-ем направлениям.

· Создание объективных условий, препятствующих возникновению и деструктивному развитию предконфликтных ситуаций. Полностью исключить возникновение предконфликтных ситуаций в коллективе, организации, обществе невозможно. Однако создать объективные условия для минимизации их количества и разрешения неконфликтными способами не только возможно, но и необходимо. К числу этих условий относятся, в частности, следующие: создание благоприятных условий для жизнедеятельности работников в организации; справедливое и гласное распределение материальных благ в коллективе, организации; наличие правовых и других нормативных процедур разрешения типичных предконфликтных ситуаций; успокаивающая материальная среда, окружающая человека (удобная планировка помещений, наличие комнатных растений и пр.).

· Оптимизация организационно-управленческих условий создания и функционирования компаний - важная объективно-субъективная предпосылка предупреждения конфликтов. К объективно-субъективным условиям предупреждения конфликтов относят организационно-управленческие факторы, включая оптимизацию организационной структуры компании, оптимизацию функциональных взаимосвязей, отслеживание соответствия работников предъявляемым к ним требованиям, принятие оптимальных управленческих решений и грамотная оценка результатов деятельности других работников.

· Устранение социально-психологических причин конфликтов.

· Блокирование личностных причин возникновения конфликтов.

Осуществление профилактики конфликтов. Социальное взаимодействие носит непротиворечивый характер тогда, когда оно сбалансировано. Существует пять основных балансов, сознательное или неосознанное нарушение которых может привести к конфликтам.

Одним из них является поддержание в ходе взаимодействия баланса ролей. Каждый из партнеров может играть по отношению к другому роли старшего, равного или младшего по своему психологического статусу. Если партнер принимает отводимую ему роль, то ролевого конфликта не происходит. Поэтому в ситуации социального взаимодействия важно понять, какую роль играет партнер, и какой роли он ожидает от нас. Если ожидаемое партнером распределение ролей нас устраивает, то мы играем ту роль, которую от нас ждут. Если не устраивает, то ожидания партнера необходимо бесконфликтно скорректировать. Поскольку роль младшего, как правило, менее комфортна, то для предупреждения конфликтов человек должен избегать значительного психологического доминирования над партнерами. Наиболее благоприятным для предупреждения ролевого конфликта является взаимодействие с окружающими на равных.

Информация о работе Профилактика конфликтов