Культура белорусского народа:обычаи и традиции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2015 в 10:23, контрольная работа

Краткое описание

Традиции и обряды Беларуси имеют много общего с таковыми у своих славянских соседней. Белорусы относятся к восточноевропейскому типу среднеевропейской расы, их предками были восточнославянские племена дреговичей, кривичей, радимичей, отчасти древляне, северяне и волыняне. Предки белорусов вобрали в себя множество черт древнейшего населения этого края - летто-литовских племен ятвягов, а также некоторые черты польской, литовской, украинской, русской и еврейской культуры, сохранив при этом, несмотря на многочисленные опустошительные войны, не раз прокатывавшиеся по этой земле, свои главные национальные черты.

Содержание

Введение
Глава 1. Культура белорусского народа.
1.1.Традиции и обычаи белорусского народа
1.2.Национальный белорусский костюм:
а) мужской костюм;
б) женский костюм;
в) национальная особенность – ручник;
1.3.Национальная кухня белорусов.
1.4.Празднование белорусской Масленицы
Глава 2. Традиции в современном обществе
Заключение
Список источников и литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 39.25 Кб (Скачать файл)

По традиционному народному костюму прочитываются многие стороны жизни его носителей - этническая принадлежность, историческое влияние других народов, семейное и социальное положение. Цветовые предпочтения и особенности орнамента могут рассказать о точном месте изготовления одежды и возрасте ее носителей. Праздничный костюм зачастую таит в себе многие сакральные и обрядовые моменты, является воплощением эстетических представлений народа. В основе единый белорусский костюм имел небольшие местные различия. В нем преобладал белый цвет - естественный цвет льна, из которого изготовлялась основа мужской и женской одежды.

Ткани для одежды изготавливались в домашних условиях. Самым распространенным сырьем для ткани были лен и шерсть. Для окраски пряжи использовались натуральные красители (настои трав, коры, листьев деревьев, болотной руды)[2].

 

а) Мужской костюм. 

До начала 20 в. сохранились традиционные комплексы мужской и женской одежды. Мужской костюм состоял из рубахи, брюк, жилета. Костюм дополняли разнообразные головные уборы (магерки, брыли и др.), а также обувь: кожаные постолы, лапти, сапоги. Обязательной деталью костюма, несущей большую семантическую нагрузку, был пояс, который использовался при исполнении самых разных обрядов. И сегодня в Беларуси сохранились древнейшие традиции плетения и ткачества поясов. Законченность ансамблю придавала кожаная сумочка, которую носили через плечо или подвешивали к поясу.

 

б) Женский костюм.

Наиболее ярко самобытность традиционного костюма белорусов выразилась в  женской одежде, состоящей из искусно  украшенной сорочки, юбки, фартука, декор  которого гармонировал с узорами  сорочки. Дополняли костюм постолы, лапти или черные хромовые чаравики (ботиночки). Особой оригинальностью и разнообразием отличаются женские головные уборы, которые определяли семейное положение, возраст особы. У девушек это разнообразные венки, повязки. У женщин это древняя намитка – одна из самых характерных для белорусок деталей костюма, а также платки, коптуровые (чепцовые) и рогатистые головные уборы.

 

Основу женского костюма составляла белоснежная полотняная сорочка с красно-черным узором по верхней части рукавов, воротнику, манжетам, плечевым вставкам.

Белым был и фартук, отделанный по низу одной или несколькими полосами того же, или близкого по смыслу, декора, что и на сорочке.

Юбку обычно шили из крашеной льняной или шерстяной клетчатой, иногда в полоску, ткани. Часто юбки, особенно будничные, имели однотонную окраску: вишневую, зеленую, синюю, фиолетовую.

Завершенность и праздничность женскому костюму придавали головные уборы. Девушки заплетали косы, вплетали в них ленты, носили венки, а также своеобразные уборы в виде узкого сложенного полотнища, которые не закрывали макушку. Замужние женщины обязаны были прятать волосы, ведь волосы ассоциировались с культом растительности, с идеей урожайности, плодовитости, а значит, с магической силой. Пряча волосы под намитку, община как бы предостерегалась от опасности и одновременно подчиняла женщину и мужу, и роду. Вот почему головной убор женщины — это символ ее замужества и, тем самым, ее зависимого положения. Снять головной убор — значило едва не нарушить брак.

 

в) Национальная особенность – ручник.

В наиболее чистом виде национальные особенности ткачества и вышивки выявились в декоре ручников. Оно и понятно: ручник — не только отрезок ткани, которым утираются. В быту белорусов ручники издавна выполняли также разнообразные обрядовые функции, они сопровождали белоруса буквально с рождения и до смерти: на ручнике принимали новорожденного, подносили хлеб-соль, им украшали красный угол с иконами, на нем опускали в могилу гроб. Особенно важную роль выполняли ручники в свадебных обрядах. Многие обрядовые, праздничные функции ручников продолжают свою жизнь и в наше время.

При всем разнообразии декоративных и композиционных решений, которыми определяются ручники из разных уголков Беларуси, их объединяют и некоторые  общие черты.. Орнамент обычно располагается по концам ручника, словно "стекает" с него. Самые широкие полосы — возле краев, следующие, ближе к середине, уже и расположены реже[8].

 

1.3.Национальная кухня белорусов.

Своеобразие исторических судеб белорусского народа оказало глубокое влияние на формирование и развитие его культуры. К ней относится и национальная кухня. Белорусская кухня, с одной стороны, продолжала сохранять близость к кухням окружающих белорусов славянских народов - русских, украинцев, поляков, а с другой стороны, - испытала известное влияние кухонь своих неславянских соседей – литовцев и латышей. Кроме того, кулинарное искусство в восточной и западной частях Белоруссии, долгое время изолированных друг от друга, развивалось неодинаково, подвергалось разному влиянию. Все это мешало закреплению уже сложившихся специфических черт белорусской кухни, тормозило разработку национальных кулинарных приемов и отдельных блюд, свойственных только белорусской кухне.

Крестьянская белорусская кухня вплоть до конца XIX-начала XX вв. стойко сохраняла свои самобытные черты, уходящие корнями в XIII-XIV вв. и порой даже глубже - в древнерусскую кухню кривичей и дреговичей. К концу XIX века белорусская кухня обрела свою самостоятельность.

Часто используются в белорусской кухне различные виды "черной муки" - овсяной, ржаной, ячменной, гречневой и гороховой, причем для хлеба в Белоруссии шла ржаная мука, а для всех других мучных изделий - овсяная.

Другой особенностью использования муки является весьма частое смешивание различных видов муки, подмес к какому-либо основному виду муки (ржаной, овсяной) - ячменной, гречневой или пшеничной, гороховой.

Из овощей наиболее характерны для белорусской кухни капуста, горох, бобы, морковь и, конечно, картофель - последнему принадлежит особое место.

Действительно, для белорусской кухни характерно не только то, что она знает около двух с половиной десятков блюд из картофеля, каждое из которых непохоже на другое, но и  то, что эти блюда прочно закрепились  в меню, составляют обязательную, непременную, существенную часть национального стола.

Природно-географические условия Белоруссии способствовали широкому использованию таких продуктов, как грибы, лесные ягоды и травы (сныть, щавель), яблоки, груши, речная рыба, раки, молоко, творог, сметана.

 

Употребление и приготовление мяса в белорусской кухне тоже имеют ряд особенностей. Употребление свиного сала, свинины роднит белорусскую кухню с украинской. Однако сало в Белоруссии едят почти исключительно зимой, слабо посоленное, обязательно с кожным слоем. Едят его с картофелем, вприкуску, оно играет как бы роль мяса. Из домашней птицы предпочитают гуся, также в запеченном виде.

Излюбленными кулинарными приемами тепловой обработки являются в Белоруссии запекание, отваривание, томление, тушение.

 

 

 

 

1.4. Празднование белорусской  Масленицы.

 

На масленичной неделе не ели мясо. Повсеместно угощали всех и вся молочными продуктами, благо молока уже хватало. Отсутствие мяса на столе совершенно не сказывалось на настроении и жизнеспособности граждан. Данный продукт заменялся очень большим количеством блинчиков, румяных, кругленьких, с корочкой да с домашним маслицем. Блины считались символом солнца и приходящей весны. Хозяйки пекли сей гастрономический продукт просто в огромных количествах, угощали соседей, приезжих, проходящих, проезжих, бедняков и стариков. На столе появлялись также различные сыры, масла, творог.

Местные затейники в первые дни Масленицы вылавливали в толпе очень привередливых женихов, которые, по мнению общественности, засиделись «в девках» и привязывали к ногам деревянную колодку. Таково было наказание за страшный грех привередливости. Наказанные в свою очередь должны были откупиться от колодки конфетами или деньгами. Второе было предпочтительнее.

Почти также поступали с девушками, которые за прошедший год не вышли замуж, даже, если это произошло не по их вине.

Женщины с самого утра пекли блины — ржаные, овсяные, пшеничные. Обыкновенно, их выпекали очень много (больше, чем во все остальные дни.) Первый блин обязательно клали на подоконник — для предков. Считалось, что в этот день души умерших людей спускаются на землю. Они подкрепляются паром от первого, ритуального блина. Кто же нарушит этот обряд, тому предки никогда такой наглости не простят. Именно от этой традиции пошло: «Первый блин комом», т.е. первый блин не едят.

В этот день существовал особенный ритуал поедания блинов. Хозяин разрезал их крест на крест, а каждый член семьи брал отдельную четверть, скручивал трубочкой и макал в творог с разогретым сливочным маслом. 

Помимо всего прочего, Масленица была праздником и всех молодоженов — ведь солнце — это жизнь и продолжение её. Так, на наших землях до сегодняшних дней имеет большое распространение обряд «разуваннемаладой», активными участниками которого были замужние женщины. Собирались они большой компанией и обходили подворья, хозяева которых недавно справляли свадьбы, отдав дочку замуж. Для каждой молодухи они пели песни с пожеланием молодой женщине родить сына или дочку. 

Главным обрядом или ритуалом сырной недели было сожжение чучела Масленки или Масленицы, которое олицетворяло собой всё самое плохое и темное. Возникновение такого обряда можно с уверенностью отнести к языческой традиции, как и всю сырную неделю. Ведь еще с дохристианских времен и на протяжении нескольких веков у белорусов сохранялся обычай жечь костры, а в них уничтожать изношенную одежду, старую обувь, одеяния больных и разные ненужные вещи. На Масленицу жгли всего лишь соломенное чучело[4].

 

2.Традиции в современном  обществе.

Тихая и величественная природа страны наложила отпечаток и на облик народа. Белорусы по большей части очень приветливы и добродушны, многовековая общинность наложила отпечаток и на характер взаимоотношений между людьми. Здесь редко увидишь шумные сцены на людях, высока взаимопомощь между людьми и доминирует уважительное отношение к старшим и к собеседнику. Даже в деловой этикет вошли традиции доверия - здесь редко обвешивают на рынках, скрупулезно соблюдают договоренности и тщательно берегут репутацию (причем не только в бизнесе). Множество дел, причем не только общинных, решается на совете, даже праздники чаще всего проводятся либо всей семьей, либо всем населенным пунктом.

В отношении одежды строгих норм нет - белорусы с удовольствием носят как обычную повседневную одежду европейского фасона, так и национальные наряды. В деловом этикете приняты костюмы европейского стиля. Деловой визит должен быть заранее согласован и подтвержден непосредственно перед встречей. Рабочий день в большинстве учреждений продолжается с 09.00 до 18.00.

В деловых кругах широко распространены русский, английский и немецкий языки. В повседневной жизни повсеместно используется белорусский язык, который снова введен в качестве государственного в 1990 г. Однако русский также имеет широкое распространение, что привело к образованию своеобразного интернационального сленга, известного как "трасянка".

Современная белорусская культура стремится не отставать от мировой современной культуры (музыки, кино, книги, картины и т.д.), но также она и стремится сохранить национальные культурные традиции. Конечно, может белорусские фильмы музыка, кино и не занимают первые места в мировых хит-парадах, но все же о ней слышат и говорят.  

Музыка. В настоящее время в Беларуси существует большое количество различных музыкальных групп,певцовработающих на различных музыкальных направлениях. В коллекции белорусской музыки существуют группы, исполняющие такие музыкальные направления как, различные разновидности рок музыки, реп, регги, фолк, инди, поп-музыки, народной и т.д. К таким группам можно отнести: J:Морс, Без билета, Серебряная свадьба, АддисАбеба, Кассиопея, GodsTower, Akute, Ляпис Трубецкой, Троица, а так же Верасы, Сябры, Песняры.

Так же на территории Беларуси проходит большое количество фестивалей посвященных и уборке урожая, и выбору участника международного конкурса Евровидения и т.д. К ним относятся: Славянский базар в Витебске, Дажынкi, Званы Сафіі, Белорусская музыкальная осень, Минская весна шлягер, Музы Нясвіжа, и т.д. 
Фильмы.

На современном этапе белорусский кинематограф не радует большими и яркими картинами, но все же создаются частные киностудии, занимающиеся и съемками фильмов, клипом, мультипликационных картин, различных передач и т.д. Белорусский кинематограф в большей степени снимает фильмы о войне, истории и т.д. Последние из них это фильмы Кадет, В тумане, Брестская Крепость. Так же белорусские телевизионные каналы снимают различные передачи, посвященные истории и современной Беларуси и молодежи. Так же в Беларуси проходят крупные фестивали:  Лiстапад, Лiстападзiк, Анимаевка, Magnificat и т.д.   
Литература. Конечно, на сегодняшний день книги интересуют людей вне большой степени, во многом их вытеснил интернет, «читалки» и т.д. Но все же, сколько бы ни прошло времени, книги не умрут. Белорусские писатели сейчас работают с такими жанрами как, фэнтези, фантастика, исторические, любовные, романы, детективы и т.д.  В нашей стране действуют 3 союза писателей на государственном уровне: союз белорусских писателей, белорусский литературный союз Полоцкая ветвь, союз писателей Беларуси и так же несколько частных организаций. В честь поддержания и развития литературы 2012 год был объявлен годом книги.  
Изобразительное искусство. В плане изобразительного искусства белорусская культура претерпевает огромные изменения, так как на сегодняшний день существует большое количество новых стилей. К ним относятся: RelationalArt, SoftwareArt, Superflat, Funism, VJ Art, компьютерная графика, графити, фэнтези и т.д. Одними из известных художников Беларуси на современном этапе являются: Валентина Губарева, Алексей Литвин, Леонид Головко, KOSM, Екатерина Лапушинская, Антонина Шемето, Юлия Сова, Юрий и Валерий Ермоленко, Юрий Макеев, Анна Силивончик, Сергей Криштапович, Юрий Подвербный, Дмитрий Петрович, Артур Гридчин и другие. Открывается большое количество выставочных залов, в которых можно увидеть их работы. 
  
За дальнейшим развитием культуры отвечает современная молодежь, но так же она обязана сохранить и передать достижения и ценности нашей страны своим детям[7].  

Информация о работе Культура белорусского народа:обычаи и традиции