Традиции, обычаи и культура народов Востока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 17:28, курсовая работа

Краткое описание

Китай — третья по величине страна в мире после России и Кана­ды. Его территория составляет около 9,6 млн. квадратных километ­ров. Простираясь на пять тысяч километров по восточной части Ази­атского материка, Китай отличается большим разнообразием рельефа и климата. На востоке и юге Китай выходит к Тихому океану, — протяженность его береговой линии достигает 18 тысяч км — и здесь имеются обширные низменности с влажным, а на юге — тропическим климатом. На западе Китая располагаются огромные пустыни, самые высокие в мире плоскогорья и горные хребты, на се­вере же территория Китая охватывает безбрежные монгольские сте­пи и вплотную примыкает к просторам Сибири с их дикими лесами и трескучими морозами.

Содержание

Содержание
Введение ……………………………………………………………………………. 1
1.Культура древнего Китая ……………………………………………………. 2
2.Современный Китай …………………………………………………………11
Заключение ……………………………………………………………………. 18
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

работа.doc

— 137.50 Кб (Скачать файл)


22

 

Введение

 

Китай — третья по величине страна в мире после России и Кана­ды. Его территория составляет около 9,6 млн. квадратных километ­ров. Простираясь на пять тысяч километров по восточной части Ази­атского материка, Китай отличается большим разнообразием рельефа и климата. На востоке и юге Китай выходит к Тихому океану, — протяженность его береговой линии достигает 18 тысяч км — и здесь имеются обширные низменности с влажным, а на юге — тропическим климатом. На западе Китая располагаются огромные пустыни, самые высокие в мире плоскогорья и горные хребты, на се­вере же территория Китая охватывает безбрежные монгольские сте­пи и вплотную примыкает к просторам Сибири с их дикими лесами и трескучими морозами.

Китай имеет общую сухопутную границу почти со всеми крупны­ми государствами Восточной Азии, причем значительная ее часть приходится на Россию и центральноазиатские страны СНГ — Казах­стан, Киргизию, Таджикистан. Соседями Китая на западе являются также Афганистан, Индия, Непал, на юге — Бутан, Мьянма, Лаос и Вьетнам, а на северо-востоке — Корея. На море Китай граничит также с Японией и Филиппинами.

Нынешние политические границы Китая являются результатом территориальной экспансии китайского государства в последние не­сколько столетий. В историческом и культурном отношениях более существенна граница, прочерченная по территории Китая Великой китайской стеной — единственным искусственным сооружением на Земле, которое можно видеть невооруженным глазом с Луны. Эта стена, тянувшаяся три с лишним тысячи километров по северным и за­падным областям страны, была воздвигнута для обороны от воинст­венных кочевых соседей Китая еще в III в. до н. э. при императоре Цинь Шихуанди — первом объединителе Китая. Участки стены к севе­ру от Пекина — любимое место паломничества туристов — были построены значительно позже — в XVI в., во времена правления династии Мин. Именно Великая китайская стена на протяжении многих столе­тий служила рубежом, отделявшим область распространения китай­ской цивилизации — так называемый Внутренний Китай — от сопредельных территорий.

 

Культура древнего Китая.

 

С большим основанием, чем о какой-либо древней культуре, можно говорить о культурном единстве, своеобразии и замкнутости культуры, которая сформировалась в Древнем Китае и почти без изменений просуществовала вплоть до XVII века н.э.

Жители Древнего Китая создали интересную и самобытную культуру как материальную, так и духовную. Они верили, что жизнь – это творение божественной, сверхъестественной силы, что все в мире находится в движении и постоянно изменяется в результате двух противоположных космических сил – Света и Тьмы. В этот период китайцам так же, как и другим народам был свойственен культ природы: они поклонялись духам гор, земли, рек, солнца, луны, дождя, ветра и другим. Этим духам молились, приносили жертвы, к ним обращались с просьбами о хорошем урожае. Несколько позже появилось обожествление царской власти. Царь был признан сыном неба, то есть представителем бога на земле.

Очень сильным также был культ предков. В основе его лежало представление о том, что душа человека после его смерти продолжает жить и более того – она может вмешиваться в дела живых. Китайцы верили, что душа умершего сохраняет все прежние привычки, поэтому вместе с умершим рабовладельцем хоронили его слуг и рабов, а в могилу клали оружие, драгоценности, предметы утвари.

В середине I тысячелетия до н.э. в Китае оформляются три главных идеологических направления, впоследствии трансформировавшиеся в философско-религиозные системы. Это были даосизм, учение Конфуция и буддизм.

Эти учения сыграли огромную роль в истории страны и продолжают оказывать важное влияние на жизнь китайцев и до сих пор.

Даосизм.

Даосизм был основан мудрецом Лао-Цзы, который жил в Китае на рубеже VI-V веков до н.э. Лао-Цзы считал, что человек открывает истоки своей бесконечности через следование естественности и слияние с бесконечным путем великой жизни природы. Даосизм обращен прежде всего к судьбе человека, к человеческой жизни как таковой. «Слава и позор подобны страху. Знатность подобна великому несчастью в жизни», - говорит Лао-Цзы.

Задача мудреца – освободиться от сковывающей его привязанности к единичному и обрести подлинную гармонию бытия, которая не нуждается в искусственных ритуалах. Эта гармония уже содержится в дао. Дао – это путь единой жизни, которая пронизывает все сущее, принимая различные формы и воплощаясь в бесконечной череде переходящих вещей и состояний. Ради слияния в дао мудрец отказывается от всего, что привязывает его к конечным формам и, в том числе, к собственной индивидуальности. «Естественность» и слияние с великим дао осуществляется через недеяние. Недеяние – это столь полное слияние с естественным ходом вещей, что отпадает необходимость в специальной, нарочитой активности. Мудрец не противопоставляет себе ситуацию, а спокойно влияет на нее изнутри, через использование естественных возможностей, которые скрыты от непосвященных:

«Совершенномудрый, совершая дела, предпочитает недеяние: …вызывая изменения вещей, он не осуществляет их сам; приводя в движение, не прилагает к этому усилий».

Когда недеяние достигает совершенства, исчезает сковывающий душу страх смерти. Ведь истина человека – в единой жизни космоса. Тот, кто познал это, неуязвим для любой опасности, ибо она прежде всего поражает изнутри, ломая психику человека. Но тот, «кто умеет овладеть жизнью, идя по земле, не боится носорога и тигра, вступая в битву не боится вооруженных солдат».

Носорогу некуда вонзить свой рог, тигру негде наложить на нем свои лапы, а солдатам некуда поразить его мечом. В чем причина? Это происходит оттого, что для него не существует смерти».

              Такое мироощущение легло в основу искусства Китая и всей Юго-Восточной Азии. Обращаясь к природе, человек хотя бы на время вырывался из тисков ритуализированной социальной и семейной жизни. Искусство выражало это чувство в символических формах и делах его фактом культуры.

Во II-III веках н.э. даосизм расщепляется на так называемые неодаосизм (это современный европейский термин) и религиозный даосизм со специфической мистикой и культом. В основу религиозного даосизма легло понятие абсолютного дао, суть которого сводилась к следующему утверждению: жизнь – это иллюзия, смерть – это возвращение к дао – истинному бытию бессмертной души. Здесь тождество с вечным дао все чаще стали интерпретировать как магическое телесное бессмертие; ходили легенды о достигших бессмертия даосских святых и их таинственном, дарующем вечную жизнь эликсире.

В Китае создают монастыри, в которых жили десятки и сотни тысяч даосских монахов. Деятельность монахов и жрецов была чрезвычайно многообразна: они предсказывали судьбу, гадали (способов гадания было множество), занимались изгнанием злых духов, торговали заклинаниями и амулетами, определяли лучшие, то есть свободные от «злых духов» места для построек и могил, определяли дни и часы, благоприятные для какого-либо дела, свадьбы, отправления в дорогу и прочее. Веря, что душа умершего способна влиять на судьбы живых, жрецы и монахи старались задобрить ее хорошим местом для погребения тела, точным соблюдением всех обрядов на похоронах и прочее.

Религиозный даосизм сохранился и до наших дней, в то время как неодаосизм в конце концов перестал существовать как самостоятельное учение.

 

 

Конфуцианство.

В конце VI – начале V веков до н.э. в Китае возникает другая важнейшая религиозно-мировоззренческая система – конфуцианство. Её основателем был проповедник Кун-Фу-Цзы (551-479 года до н.э.), известный в европейской транскрипции как Конфуций.

Причину всех невзгод и беспорядков в обществе он усматривал в упадке нравственности людей, считал, что основными добродетелями человека являются верность, послушание, почитание родителей и старших. Поэтому первая и самая важная заповедь, данная Конфуцием, звучала так: «почитание родителей и уважение к старшим является сущностью жизни».      Конфуций отстаивал строгое регламентирование обязанностей каждого члена общества соответственно его положения: «Если люди научатся владеть собой и соблюдать ритуал, то вся Поднебесная придет к гуманности». Он полагал, что вся власть в стране должна принадлежать императору – «сыну неба»: «Император, - говорил Конфуций, - это отец народа, а народ – его дети».

Главной заслугой конфуцианства было стремление совместить государственность и человечность, понимаемые в духе восточной традиции.

Конфуций предлагает распространить принцип отношений в большой семье

(клане) на все общество и распространить это с помощью традиционного для

Китая ритуализированного этикета – правил Ли. Ли не есть выражение любви или индивидуальной привязанности. Но Ли не являются чисто формальными отношениями, ибо основаны на чувствах кланового единства и семейного долга.

«…Сплотить Поднебесную в одну семью… - это не пустое мечтание» - думали конфуцианцы, вдохновляясь примерами древности. Теперь это ритуализованный этикет становился не только семейной, но и государственной нормой. Отношения государя и подданных здесь становятся по образцу отношений «отца» (главы клана) и «сыновей» (младших в иерархии кланового родства), и каждый должен исполнять положенную ему социальную роль с тем же искренним старанием, что и семейные обязанности: «Государь должен быть государем, сановник – сановником, отец – отцом, сын – сыном». От мужчин требовалось неукоснительное выполнение обязанностей, несение службы, подчинение главе рода. Женщина должна быть всегда смиренна и послушна мужу, свекру и свекрови, ее главная обязанность определялась как служение мужу, усердие в труде и продолжение рода. От нее не требовалось выделяться талантами, умом, красноречием или остроумием, не требовалось ни привлекательности, ни красоты. Идеал женщины – покорная жена, готовая следовать за мужем даже в могилу.

Установление порядка в государстве начинается с овладения собой и наведение порядка в собственной душе. При этом главным средством самовосприятия является усвоение ритуализированного этикета. Лишь привыкая выражать свои чувства раз и навсегда установленным образом, человек перестает быть рабом стихийных страстей и обуздывает темное начало души.

Назначение конфуцианской этики можно сформулировать следующим образом: через ритуализированный этикет – к воспитанию «благородного мужа», являющегося основой общества и государства. Именно доминирование этического момента определяет специфику конфуцианской теории государственного управления.

Таким образом, государство и конфуцианская религия становятся единой политико-административно-идеологической системой, сутью которой было стремление закрепить старые общественные нормы, добиться полного послушания народа и почитание им верховной власти. Конфуцианство отстояло «человечность» и относительную автономность общества перед деспотизмом государственной власти, но сделало это через опору на традиционные семейно-клановые связи и безраздельное подчинение человека своему клановому долгу. Поэтому сокровенную суть конфуцианства можно выразить так: это была программа совмещения восточной государственности с принципом человечности через построение «тоталитаризма с человеческим лицом».

 

Буддизм.

На рубеже нашей эры в Китае начинает распространяться буддизм, возникший в Индии в VI веке до н.э. Существовало два направления в буддизме:

- хинаяна – «малая колесница», выдвигающая на первый план самосовершенствование человека;

- махаяна – «большая колесница», проповедующая терпимость и сострадание к ближним.

Согласно буддизму жизнь есть цепь бесконечных перерождений, при этом оставаясь всегда злом и страданием. Выход буддисты видели в пассивности, в отказе от радостей жизни, подавлении всех желаний. Дух вечен, полагали буддисты, материя же имеет начало и конец. Материальный мир не существует самостоятельно, он лишь проявление мистического духа.

К IV веку до н.э. буддистская церковь становится большой экономической, политической и религиозной силой, мощной церковной организацией, объединяющей десятки тысяч буддийских храмов и монастырей, сотни тысяч монахов и монахинь.

Характерно, что все религиозные системы Китая имели много общего: всем им было присуще почитание старших и предков, культ послушания, идея «недеяния», пассивного, созерцательного отношения к действительности.

Человек как личность не представлял самостоятельной ценности, общество жило по принципу: «личное – ничто перед государственным и коллективным».

Наука.

Уже в V веке до н.э. древние китайцы узнали свойства прямоугольного треугольника, в I веке н.э. был создан трактат «Математика в десяти главах», суммирующий математические знания, накопленные в Китае за несколько веков. Китайские ученые впервые в истории человечества ввели понятие отрицательных чисел. Древним китайцам принадлежат и многие технические изобретения: магнитный прибор, прародитель компаса (III век до н.э.), водяная мельница, машина-насос, поднимающая воду на поверхность земли, первый в мире сейсмограф.

Активно развивалась астрономия. Уже во II тысячелетии до н.э. китайцы делили год на 12 месяцев, месяц – на четыре недели. С V века до н.э. они вели регулярные астрономические наблюдения, разделили небесный свод на созвездия, выделив 28 созвездий. В IV веке до н.э. ими был составлен первый в мировой истории звездный каталог на 800 светил. В 28 году до н.э. китайцы впервые в истории человечества описали пятна на Солнце; еще через два века астроном Чжан Хен создал первый в мире небесный глобус, воспроизводивший движение небесных тел.

Значительных успехов достигла медицина. В I веке н.э. был составлен каталог медицинских книг, в которых были собраны рецепты лечения многих болезней, созданы трактаты по фармакологии.

Письменность.

Информация о работе Традиции, обычаи и культура народов Востока