Ислам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 17:41, курсовая работа

Краткое описание

Ислам стал объектом пристального внимания большого числа учёных разных специальностей: философов, религиоведов, историков, социологов, политологов, психологов, юристов и других исследователей, порождая споры, дискуссии, зачастую полярные мнения о его отдельных проявлениях и элементах, либо о нём в целом. В этой связи все больше осознается необходимость повседневной интерпретации образа существенно иной по сравнению с христианством культуры. Для Башкортостана - это образ мусульманской культуры.

Содержание

Введение……………………………………………………………………. 3 - 4
Глава 1. Ислам в Республике Башкортостан……………………………..5
1.1. Распространение ислама в Республике Башкортостан……………5 - 10
1.2. Ислам как духовное явление в культуре народов Республики Башкортостан………………………………………………………...11 - 16
Глава 2. Особенности ислама в материальной и духовной культуре народов Башкортостана……………………………………………………..17
2.1. Отражение ислама в материальной культуре народов Республики Башкортостан………………………………………………………………17 -27
2.2. Влияние ислама на развитие духовной культуры народов Республики Башкортостан………………………………………………………………28 - 34
Заключение………………………………………………………………….35 - 36
Список литературы…………………………………………………………….37

Вложенные файлы: 1 файл

ислам.docx

— 77.76 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение……………………………………………………………………. 3 - 4

Глава 1. Ислам  в Республике Башкортостан……………………………..5

    1. Распространение ислама в Республике Башкортостан……………5 - 10
    2. Ислам как духовное явление в культуре народов Республики Башкортостан………………………………………………………...11 - 16

Глава 2. Особенности ислама в материальной и духовной культуре народов Башкортостана……………………………………………………..17

2.1. Отражение ислама в  материальной культуре народов  Республики Башкортостан………………………………………………………………17 -27

2.2. Влияние ислама на развитие духовной культуры народов Республики Башкортостан………………………………………………………………28 - 34

Заключение………………………………………………………………….35 - 36

Список литературы…………………………………………………………….37

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы исследования. Ислам стал объектом пристального внимания большого числа учёных разных специальностей: философов, религиоведов, историков, социологов, политологов, психологов, юристов и других исследователей, порождая споры, дискуссии, зачастую полярные мнения о его отдельных проявлениях и элементах, либо о нём в целом. В этой связи все больше осознается необходимость повседневной интерпретации образа существенно иной по сравнению с христианством культуры. Для Башкортостана - это образ мусульманской культуры.

Мир культуры чрезвычайно многообразен. В него входят экономическая, политическая, научная, религиозная, эстетическая, нравственная, экологическая и другие виды культуры, отражающие многообразие образа жизни  и форм деятельности человека. В  этом многообразии видов культуры обычно различают материальную и духовную культуру. В обыденном сознании сложилось  мнение, связывающее культуру лишь с духовными ценностями, с произведениями литературы и искусства, с научными идеями и знаниями. Но правомерно ли такое узкое понимание культуры? Разве различного рода технические  достижения, такие, например, как дома, жилища, одежда людей не имеют отношения  к культуре? Конечно, имеют. Поэтому  вполне оправданно включение в культуру не только духовных, но и материальных ценностей.

Культура представляет собой целостный  системный объект, обладающий сложной  структурой. При этом само бытие  культуры выступает как единый процесс, который можно разделить на две  сферы: материальную и духовную. За последние несколько веков ислам стал неотъемлемой частью материальной и духовной жизни разных народов. Сегодня он играет значительную роль в жизни республики, хотя ее не стоит и переоценивать. В качестве обоснования необходимости теоретического осмысления указанной выше темы, представляется необходимым акцентировать внимание на следующих аспектах.

Цель исследования – изучить отражение ислама в материальной и духовной культуре народов Республики Башкортостан.

Для реализации цели были определены следующие задачи:

1.Анализ современной научной  и учебно-методической литературы по теме «Отражение ислама в духовной и материальной культуре народов Республики Башкортостан».

2.Распространение ислама в Республике Башкортостан.

3. Проанализировать влияние ислама на материальную и духовную культуру народов Республики Башкортостан.

Объект исследования- ислам в материальной и духовной культуре.

Предмет исследования - отражение ислама в материальной и духовной культуре народов Республики Башкортостан.

Методы исследования - теоретический подбор информации из социологической, педагогической, культурологической, научнойинформационно-справочной и профессиональной литературы.

Структура работы включает: введение, которое включает в себя актуальность, цель, задачи исследования; Глава 1, в которой рассмотрено распространение ислама в Республике Башкортостан; ислам как духовное явление в культуре народов Республики Башкортостан; Глава 2, анализирующую отражение ислама в материальной и духовной культуре народов Республики Башкортостан; заключение; список использованных источников и литературы.

 

 

 

 

 

Глава 1. Ислам в Республике Башкортостан

1.1. Распространение ислама в Республике Башкортостан

 

Третьей, наряду с буддизмом  и христианством, "мировой" религией является ислам, или мусульманство, самая поздняя по времени возникновения. Современный ислам - вторая по численности последователей (после христианства) мировая религия. Ислам является идеологической системой, оказывающей значительное влияние и на международную политику.

Как известно, народы Республики Башкортостан раньше были язычниками-кочевниками  и исповедовали древнюю религию  тюркских народов тенгрианство, ислам же начал проникать в Башкирию из Булгарии еще в Х веке.

Этот процесс приостановился, когда в первой половине XIII века территория современного Башкортостана  была завоевана ордами хана Батыя  и впоследствии вошла в состав Золотой Орды. После ее распада  в XV веке на несколько отдельных  татарских государств территорию Башкирии разделили между собой Ногайское, Казанское и Сибирское ханства. 

При хане Узбеке (1312- 1342 гг.) ислам стал официальной религией Золотоордынского ханства. В его правление к башкирам с миссионерской целью были отправлены мусульманские проповедники, получившие духовное образование в Булгаре. В долинах рек западной Башкирии - Белой, Уршака, Демы, Чермасана, Ика - расположены могилы более чем 20 мусульманских миссионеров[2, 124].

Разгром Казанского ханства  Иваном Грозным в 1552 году радикально изменил военно-политическую ситуацию в регионе. Московское государство  стало наиболее сильной в военно-политическом смысле восточно-европейской державой.  Неудивительно, что отдельные родоплеменные сообщества народов Республики стали к ней присоединяться. Западные племена вошли в состав России в течение 1554-1555 гг., в 1555 г. их примеру последовали башкиры племен мин, затем группы юго-восточных племен, включая бурзян, кыпсак, усерган. Окончательно этот процесс завершился в середине XVII века. Примечательно, что сохранение ислама в неприкосновенности было одним из главных условий подписания договоров между башкирскими племенами и московским государем.  Доброжелательность российского правительства по отношению к народам Республики Башкортостан и добровольность их присоединения к Российскому государству выделила их среди прочих народов Поволжья и Урала в отличие от других «инородцев», им не проводилась планомерная политика христианизации.

Правда, отдельные попытки  все же предпринимались в 1681-1684 гг. и в начале XVIII века. Они привели  к массовым башкиро-татарским восстаниям, поэтому вскоре государственные  усилия по «оправославливанию» башкир были прекращены. Гонимые русской  администрацией исламские деятели, вызывающие симпатию среди местного населения, спровоцировали новую волну распространения ислама среди народов Республики Башкортостан. На тот момент он осознавался не только как религиозное учение, но и как фактор этнического самосознания народа, как идеология, вокруг которой можно сплотиться против русского политического диктата и массовой колонизации русских крестьян из Центральной России.

Но о глубоком проникновении  веры глубоко в людские сердца в то время говорить пока не приходится. Такое отношение подтверждается и источниками. Согласно одному из них  народы республики «закон мусульманский» соблюдали плохо, и богослужение посещали редко. 

После подавления Пугачевского восстания Екатерина II, осознавая  невозможность обращения всех мусульман  живущих в России в Православие, решает интегрировать ислам в политическую систему Российской империи. В 1789 году по ее повелению было создано Магометанское духовное собрание с центром в Уфе, причем отныне имамы не избирались, а назначалось после доскональной проверки кандидатов на лояльность царскому престолу. В то время императрицей была учреждена и должность муфтия, который становился официальным главой мусульман страны.

Благодаря этому, с санкции  российских властей началась подлинная  исламизация Республики Башкортостан, включающая массовое строительство  мечетей, становление и последующее  развитие мусульманской системы  образования. И, самое главное, Уфа  на два столетия стала центром  официальной мусульманской религиозной  жизни России. 

Ислам становится господствующей религией в Республике Башкортостан, о чём свидетельствуют мавзолеи и мусульманские захоронения. Распространение мусульманской религии повсеместно сопровождалось строительством молитвенных зданий и мавзолеев над “могилами святых”, являющихся в настоящее время образцами древнего башкирского архитектурного зодчества. Эти памятники искусства  называются “кэшэнэ”. На современной территории республики имеются три мавзолея, построенные в XIII — XIV веках, из которых два в Чишминском, а третий — в Кугарчинском районах.

Один из них мавзолей-кэшэнэ Хусаин-бека находится на левом берегу реки Демы, на окраине станции Чишмы. Кэшэнэ сооружено над могилой Хусаин-бека, одного из активных мусульманских проповедников. Здание в своем первоначальном виде до наших дней не сохранилось. Основание кэшэнэ построено из больших неотесанных камней, а для постройки купола использованы специально обработанные и хорошо подогнанные друг к другу камни.

Весь облик здания напоминает форму “тирмэ”, представляет собой архитектурный образ, в то время господствовавший в степях Республики Башкортостан.

Но, несмотря на то, что Республика Башкортостан на протяжении долгих лет была центром ислама в России, эта религия не настолько прочно укоренилась среди местных жителей, особенно в отдаленных от центра территориях, однако ислам повлиял на догматику духовной культуры многих народов республики.

Догматика ислама в Республике Башкортостан очень проста. Мусульманин должен твердо верить, что есть только один бог - Аллах; что Мухаммед был его посланником-пророком; что до него бог посылал людям и других пророков - это библейские Адам, Ной, Авраам, Моисей, христианский Иисус, но Мухаммед выше их; что существуют ангелы и злые духи (джинны), впрочем, эти последние, перешедшие в ислам из древнеарабских верований, не всегда злы, они тоже находятся во власти бога и исполняют его волю; что в последний день мира мертвые воскреснут и все получат воздаяния за свои дела: праведные, чтящие бога, будут наслаждаться в раю, грешные и неверные гореть в геенне; наконец, что существует божественное предопределение, ибо Аллах каждому человеку заранее назначил его судьбу. Аллах изображается в Коране как существо с чисто человеческими моральными качествами, но в превосходной степени. Он то гневается на людей, то прощает их; одних любит, других ненавидит. Как и иудейский и христианский боги, Аллах заранее предназначил одних людей к праведной жизни и будущему блаженству, других - к беззакониям и загробным мучениям. Тем не менее, в Коране бог многократно именуется милостивым, прощающим. Важнейшее качество Аллаха - это его могущество и величие. Поэтому наиважнейшее догматическое и моральное предписание в Коране - это требование полной, безоговорочной покорности человека воле Аллаха.

Как проста догматика ислама, так же просты и его практические и обрядовые заповеди. Они сводятся к следующему: обязательная пятикратная молитва каждый день в установленные часы; обязательное омовение перед молитвой и в других случаях; налог (закят) в пользу бедных; ежегодный пост (ураза, в десятом месяце - рамазане) в течение всего месяца; паломничество (хаджж) в священный город Мекку, которое правоверный мусульманин должен по возможности совершить хотя бы раз в жизни.

Одно из предписаний мусульманской  религии состоит в священной  войне за веру (джихад). В Коране это  предписание изложено ясно: в течение  восьми месяцев в году (ибо четыре месяца считаются "запретными") надлежит воевать с многобожниками, с неверными, истреблять их, захватывать их имущество. В этом ярко проявились фанатизм и нетерпимость к иноверцам, свойственные исламу в большой степени. Однако впоследствии и мусульманские богословы, и светские ученые по-разному толковали заповедь джихада. Действительно, в Коране проводится некоторое различие между приверженцами разных немусульманских религий.

Этика ислама довольно элементарна. Предписывается быть справедливым, воздавать за добро добром, за зло злом, быть щедрым, помогать бедным. Невыполнимых моральных предписаний в исламе, в отличие от христианства, нет.

В семейной морали и во взгляде  ислама на взаимоотношения полов отразились понятия патриархально-родового уклада. Женщина - подчиненное существо, созданное Аллахом для услаждения мужчины. Вместе с тем в Коране признаются человеческие и гражданские права женщины: осуждается излишняя жестокость мужа в отношении к жене, оговариваются имущественные права женщины - право на приданое, на наследство. Коран несколько облегчил положение женщины по сравнению с патриархальным обычным правом арабов [8, 20].

В социальных принципах раннего  ислама нашел отражение тот же патриархально-родовой уклад. Все мусульмане равны перед богом, но имущественные различия, богатство и бедность признаются естественным фактом, установленным самим Аллахом.

Характерная особенность  мусульманской религии состоит  в том, что она энергично вмешивается  во все стороны жизни людей. И  личная, и семейная жизнь верующих мусульман, и вся общественная жизнь, политика, правовые отношения, суд, культурный уклад - все это должно быть подчинено  целиком религиозным законам. В  прежние времена в мусульманских  странах имело место полное сращивание государственной и церковной власти: глава государства (халиф, падишах) считался преемником пророка, высшее духовенство составляло штат его советников, суд находился целиком в руках духовных лиц. И уголовное, и гражданское право было построено всецело на религиозном законе - шариате. Следили за выполнением норм шариата и толковали их мусульманские богословы.

Информация о работе Ислам