Искусство в системе культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 05:40, контрольная работа

Краткое описание

Если культуру изучает культурология, то искусство исследует наука, называемая искусствознанием (искусствоведением). Она представляет собой совокупность гуманитарных дисциплин, изучающих искусство, - художественную культуру общества в целом, отдельные виды искусства, их отношение к действительности, закономерности развития, взаимосвязи с социальной жизнью и с различными явлениями культуры, всю совокупность вопросов формы и содержания художественных произведений.

Содержание

1.Понятие искусства.
Искусство как центральное звено художественной культуры……………………..2
2. Социальные функции искусства…………………………………………………….5
3. Виды искусства……………………………………………………………………….9
4. Литература……………………………………………………………………………17

Вложенные файлы: 1 файл

Культурология.docx

— 40.67 Кб (Скачать файл)

Предметом целеустремлённой организации является и пространство населенного места  в целом. Создание городов, посёлков и регулирование всей системы  расселения выделились в особую область, нераздельно связанную с архитектурой — градостроительство.

Важнейшим средством практического решения  функцией, и идейно- художественных задач архитектуры является строительная техника. Она определяет возможность и экономическую целесообразность осуществления тех или иных пространственных систем.

Качественные  изменения строительной техники, создание новых конструкций и материалов существенно повлияли на современную  архитектуру.

Особое  значение имеет замена ремесленных  методов строительства индустриальными, связанная с общими процессами развития производства, с необходимостью повышения  темпов массового строительства  и потребовавшая введения стандартизации, унифицированных конструкций и  деталей.

Основные  средства создания художественного  образа в архитектуре — формирование пространства и архитектоника. Особое значение в архитектуре имеют  соразмерность частей и целого друг другу (система пропорций) и соразмерность сооружения и его отдельных форм человеку (масштабность). В число художественных средств архитектуры входят также фактура и цвет, разнообразие которых достигается различными приёмами обработки поверхности здания.

Устойчивая  общность характерных особенностей художественной формы архитектуры  и её идейно-содержательной программы  образует её стиль.

Важнейшие черты стиля проявляются в  системе функциональной и пространственной организации сооружений, в их архитектонике, пропорциях, пластике, декоре.

- скульптура (лат. sculptura, от sculpo — высекаю, вырезаю), ваяние, пластика (греч. plastike, от plasso — леплю), вид искусства, основанный на принципе объёмного, физически трёхмерного изображения предмета. Как правило, объект изображения в скульптуре — человек, реже — животные (анималистический жанр), ещё реже — природа (пейзаж) и вещи (натюрморт).

Постановка  фигуры в пространстве, передача её движения, позы, жеста, светотеневая моделировка, усиливающая рельефность формы, архитектоническая организация  объёма, зрительный эффект его массы, весовых отношений, выбор пропорций, специфических в каждом случае характер силуэта являются главными выразительными средствами этого вида искусства.

Различают две основные разновидности скульптуры.: круглую скульптуру, которая свободно размещается в пространстве, и рельеф, где изображение располагается на плоскости, образующей его фон. К произведениям первой, обычно требующей кругового обзора, относятся: статуя (фигура в рост), группа (две или несколько фигур, составляющих единое целое), статуэтка (фигура, значительные меньшая натуральной величины), торс (изображение человеческого туловища), бюст (погрудное изображение человека) и т. д.

По содержанию и функциям скульптура делится на монументально- декоративную, станковую и скульптуру малых форм. Хотя эти разновидности развиваются в тесном взаимодействии, у каждой из них есть свои особенности. Монументально-декоративная: скульптура рассчитана на конкретное архитектурно-пространственное или природное окружение. Она носит ярко выраженный общественный характер, адресуется к массам зрителей, размещается прежде всего в общественных местах — на улицах и площадях города, в парках, на фасадах и в интерьерах общественных сооружений.

Станковая скульптура, прямо не связанная с  архитектурой, носит более интимный характер. Залы выставок, музеев, жилые  интерьеры, где её можно рассматривать  вблизи и во всех деталях, являются обычной её средой.

Скульптура  малых форм включает широкий круг произведений, предназначенных преимущественно  для жилого интерьера, и во многом смыкается с декоративно-прикладным искусством.

- театр - форма общественного сознания, он неотделим от жизни народа, его национальной истории и культуры. Художественного подъёма театр достигает обычно тогда, когда он, проникаясь передовыми идеями эпохи, борется за гуманистические идеалы, глубоко и правдиво раскрывает сложность внутреннего мира человека, его устремления.

Художественное  отражение жизни, утверждение определённых идей, мировоззрения, идеологии совершается  в театре посредством драматического действия, исполняемого актёрами перед  зрителем. Борьба характеров, раскрытие  общественного и психологического конфликтов, влияющих на судьбы людей, их отношения лежат в основе пьесы, спектакля. Специфика театра требует  эмоционально-духовного единения сцены  и зрителей, наличия общих интересов  между творцами спектакля и публикой.

Основой театрального представления является драма. Литературное произведение театр  переводит в область сценического действия и специфической театральной  образности; характеры, конфликты драмы  получают воплощение в живых лицах, поступках. Слово, речь - важнейшее средство, которым вооружает театр драма.

Театр - искусство коллективное. Спектакль - произведение, обладающее художественным единством, гармонией всех элементов. Он создаётся под руководством режиссёра  и в соответствии с режиссёрским замыслом совместными усилиями актёров, художника-сценографа, композитора, хореографа и многих других. В основе спектакля  лежит режиссёрская интерпретация  пьесы, её жанровое, стилистическое решение.

Главный носитель театрального действия - актёр, в творчестве которого воплощена суть театра: способность захватывать зрителей художественным зрелищем непосредственно протекающей у них на глазах жизни, творческим процессом её воплощения. Актёрский образ создаётся на основе пьесы и её толкования режиссёром - постановщиком спектакля.

В музыкальном  театре (опера, мюзикл, оперетта) действие воплощается средствами музыкальной драматургии, в основе которой лежат общие законы драмы - наличие ясно выраженного центрального конфликта, раскрывающегося в борьбе противодействующих сил, определённая последовательность этапов раскрытия драматического замысла.

- музыка (от греч. musikе, буквально — искусство муз), вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных звуковых последований, состоящих в основном из тонов. Музыка — специфическая разновидность звуковой деятельности людей. С другими разновидностями (речь, инструментально-звуковая сигнализация и т. д.) её объединяет способность выражать мысли, эмоции и волевые процессы человека в слышимой форме и служить средством общения людей и управления их поведением. В содержании музыки главенствующую роль играют эмоциональные состояния и процессы (а также волевые устремления).

Из различных  видов эмоций музыка воплощает главным  образом настроения.

Широко  представлены в музыкальном содержании также эмоциональные стороны  интеллектуальных и волевых качеств  личности (и соответствующих процессов).

Это позволяет  данному виду искусства раскрывать не только психологические состояния  людей, но и их характеры.

Музыке  доступно содержание разных родов: эпическое, драматическое, лирическое. При этом, однако, в силу её неизобразительной  природы наиболее близка ей лирика.

Материальным  воплощением содержания музыки, способом его существования служит музыкальная  форма — та система музыкальных  звучаний, в которой реализуются  эмоции, мысли и образные представления  композитора. Даже взятые в отдельности, музыкальные звучания обладают уже  первичными выразительными возможностями.

Музыка  обладает своей структурой. Так, в  развитой музыкальной культуре творчество представлено многими разновидностями, которые могут быть дифференцированы по различным признакам. 1) По типу содержания: лирическая, эпическая, драматическая, а также героическая, трагическая, юмористическая и т. д.; в ином аспекте  — серьёзная музыка и лёгкая музыка. 2) По исполнительскому назначению: вокальная  и инструментальная; в ином аспекте — сольная, ансамблевая, оркестровая, хоровая, смешанная (с возможным дальнейшим уточнением составов: например, для симфонического оркестра, для камерного оркестра, для джаза и т. д.). 3) По синтезу с другими видами искусства и со словом: театральная музыка, танцевальная музыка, программная инструментальная, мелодрама (чтение под музыку), вокальная со словами.

Музыка  вне синтеза — вокализы (пение  без слов) и «чистая» инструментальная

(без  программы). В свою очередь, первая  разделяется на зрелищную и концертную, вторая — на массово-бытовую и обрядовую. Каждая из образовавшихся четырёх разновидностей (жанровых групп) может быть дифференцирована и далее.

- киноискусство, род искусства, произведения которого создаются с помощью киносъёмки реальных, специально инсценированных или воссозданных средствами мультипликации событий действительности.

В киноискусстве  синтезируются эстетические свойства литературы, театрального и изобразительного искусств, музыки на основе собственно лишь ему присущих, выразительных  средств, из которых главными являются фотографическая природа изображения, позволяющая с предельной достоверностью воссоздавать любые картины действительности, и монтаж.

Подвижность киноаппарата и разнообразие применяемой  при съёмке оптики дают возможность  представить в кадре огромные пространства и большие массы  людей (общий план), небольшие группы людей в их взаимоотношениях (средний план), человеческий портрет или отдельную деталь (крупный план). Благодаря этому в границах кадра могут быть выделены наиболее существенные, эстетически значимые стороны изображаемого объекта. Соединение кадров в монтаже служит выражением мысли автора, создаёт непрерывность развития действия, организует зрительное повествование, позволяет путём сопоставления отд. планов метафорически истолковывать действие, формирует ритм фильма.

Создание  произведения киноискусства, как правило, сложный творческий и производственный процесс, в котором объединяется работа деятелей искусства разных специальностей: кинодраматурга (автора сценария); режиссёра, определяющего истолкование и реализацию замысла и руководящего работой  остальных участников постановки; актёров, воплощающих образы действующих  лиц; оператора, характеризующего действие средствами композиционной, светотональной и цветовой трактовки кадров; художника, находящего изобразительную характеристику среды действия и костюмов действующих лиц (а в мультипликации и внешнюю характеристику персонажей); композитора и др.

Жанры киноискусства, относительно четко разграничивавшиеся на ранних стадиях развития кино (мелодрама, приключенческий фильм, комическая лента и др.), видоизменяются, испытывают тенденцию к слиянию, взаимопроникновению  или даже распаду. Новаторские устремления  деятелей кино обусловливают сочетание  в одном произведении черт, характерных  для прозы, драмы, лирики.

Каждый  из видов искусства имеет свои особые роды и жанры, есть внутренние разновидности. Видовые свойства искусства  проявляются в конкретную историческую эпоху и в различных художественных культурах по-разному, ибо само деление  искусства на виды связано прежде всего с особенностями человеческого восприятия мира. Язык красок, форм, звуков возник в силу того, что краски, звуки, формы получили выразительный смысл и определенное значение в жизни людей.  
В ходе функционирования мировой художественной культуры система видов искусства постоянно изменялась, проявляя при этом различные, порой взаимоисключающие тенденции:

- из древнего синкретического искусства произошла дифференциация всех его видов,

- в процессе исторического развит ия образовались синтетические виды искусства (театр, архитектура),

- влияние научно-технического прогресса стимулировало появление новых видов искусства (кинематограф, телевидение, видео).

В современном  развитии взаимодействия видов искусства  четко обозначились тенденции:

- сохранения суверенности каждого отдельного его вида искусства;

- тяготения к синтезу искусств.

Обе тенденции  на сегодняшний день актуальны и  плодотворны, ибо существующее между  ними противоречие ведет не к поглощению одних видов искусства другими, а к взаимовлиянию и взаимообогащению, но в то же время еще раз подчеркивая  их право на самостоятельное функционирование в системе художественной культуры.

Литература:

1.Кравченко, А. И. Культурология : учеб. пособие. – 4-е изд. / А. И.равченко. – М., 2003.

2. Бенуа, А. Возникновение "Мира искусства". (Послесловие  Т. Ю. Стернина) / А. Бенуа. – М., 1998.

3. Культурология / Под ред. Н. Г. Багдасарьян. – М. : Высшая школа, 2004 . – 709 с.

4.Культурная политика и художественная жизнь / Л. Г. Бояджиева,  Н. С. Дмитриевский – М., 1996.

5. Лотман, Ю. М. Об искусстве : сб. ст. / Ю. М. Лотман. – СПб., 1998.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Искусство в системе культуры